Конспект урока климат и хозяйственная деятельность людей

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нурпеисова Назгуль Маликовна

Тема: Влияние климата на жизнь человека и его хозяйственную деятельность.

Цель урока:

1) Сформировать знания о природных катаклизмах, влияющие на жизнь

2) Развивать умение логически мыслить.

3) Патриотическое воспитание.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана.

I .Организационный момент . Приветствие.

II .Проверка домашнего задания.

1. Распределение осадков (распределены неравномерно; среднегодовое количество от 130 до 1600мм; возле озера Балхаш и Арала 100мм и меньше, наибольшее количество на Западном Алтае; количество осадков уменьшается с севера на юг; на севере 400мм, в центре 275мм, на юге 130мм; уменьшается и с запада на восток – в Уральске 374мм, в Зайсанской котловине 200мм)

2. Распределение по сезонам года (на севере 70-80% на теплое время года, особенно в июле, а на юге в это время минимум осадков; в пустынях большая часть осадков конец весны, начало лета; в холодное время года на севере 20-30%, на юге 50-60% годовой нормы)

3. Снежный покров (на севере 20-30см, лежит 125-165 дней; на юге 10-15см – 40-60 дней; в Заилийском Алатау 90см – 230 дней)

4. Увлажнение и испаряемость (если показатель испаряемости меньше годового количества осадков, то наблюдается избыток увлажнения; отношение годового количества осадков к показателю испаряемости называется коэффициентом увлажнения; К=О/И; если осадки равны испаряемости, то К=1 – увлажнение достаточное; если К

III .Всесторонняя проверка знаний.

1. Тургайская ложбина разделяет (Мугоджары и Казахский мелкосопочник)

2. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)

3. Столица Кыргызстана (Бишкек)

4. Параллели имеют направление (запад-восток)

6. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском Мелкосопочнике)

7. Гипотеза немецких учёных о вулканическом происхождении Тянь-Шаня была опровергнута и научно описано их образование (П.П. Семёновым)

8.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)

IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как могут климат и природные явления повлиять на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

V .Объяснение новой темы.

1. Влияние климата на природу и хозяйственную деятельность (на растения, на животных, на почвообразование, распределение внутренних вод, формирование рельефа, сельское хозяйство; богарное – неполивное земледелие на севере и в центре, орошаемое – на юге; неблагоприятные климатические явления)

2. Засуха (малое количество осадков, высокие температуры; температура песка до +60 – 70°С; в последние 20 лет - 4 раза засуха; борьба – снегозадержание, лесопосадки, орошение)

3. Суховей (жаркий иссушающий ветер тропических масс; в степи 5 – 10 дней, в полупустыни 40 дней, в пустыне 100 дней; методы борьбы такие же, как и при засухе)

4. Пыльные бури (перенос большого количества песка или почвы; зависит от скорости ветра и почвенного покрова; в степи пыльные бури – 20 - 38 дней в год, в пустынях и на озере Балхаш 55 – 60 дней; на юго-востоке и востоке пыльных бурь почти не бывает – почвы каменистые и глинистые)

5. Заморозки (в конце весны и начале осени; чаще бывают в северных и центральных частях Казахстана, здесь вероятность повторения заморозков – 5 лет из 10 для кукурузы, пшеницы, огурцов, груши и др.; в пустынной зоне – 4 года из 10 для хлопка, винограда, цветов, фруктов)

6. Гололед (отложение плотного слоя льда – до 5 мм - на ветвях, проводах, земле в морозные дни после моросящих дождей; часто наблюдается в центральных и южных областях; на западе, в центральных и юго-восточных районах толщина гололеда до 22 мм)

VI .Усвоение новой темы.

Работа с картой и вопросами в учебнике

VII .Домашнее задание. § 25

VIII .Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Климат оказывает большое влияние на жизнь растений и животных, почвообразование, распределение внутренних вод, формирование рельефа, развитие сельского хозяйства.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Во все времена человек не мог обходиться без воды, источником которой является Мировой океан и воды суши. Наиболее благоприятными для заселения всегда были районы, характеризующиеся достаточным увлажнением. Для обеспечения потребности в пище, кроме влаги, необходимо тепло, создающее возможность роста растительности, а следовательно, и развития животного мира. Таким образом, изначально наиболее благоприятными для заселения были районы с высоким, но не избыточным, увлажнением и термическим режимом без значительных колебаний температур. Этим условиям соответствует субтропический и умеренный климат (за исключением континентальных областей, которые отличаются сухостью).

Взглянув на карту плотности населения России, можно увидеть, что районы наиболее высокой плотности населения соответствуют территориям с самым благоприятным климатом. Большая часть населения России проживает в наиболее комфортных условиях умеренного пояса. И наоборот: там, где климатические условия экстремальные, плотность населения минимальна или оно вообще отсутствует. Даже в центральных районах Сибири, где климат резко континентальный с долгой и очень холодной зимой, тоже живут люди. В этих районах необходимы дополнительные расходы на отопление и освещение домов, а также производственных помещений. Да и сами здания нужно строить с учётом суровости климата. Для жизни и работы людей в экстремальных условиях необходимо разрабатывать специальные виды техники, а также особые модели рабочей и повседневной одежды.

Климат оказывает большое влияние на хозяйственную деятельность человека. Особенно велико влияние климата на сельское хозяйство.

Каждое из культурных растений предъявляет определённые требования к температурным условиям и увлажнению.

Агроклиматология - наука, изучающая климат как фактор сельскохозяйственного производства.

Совокупность климатических показателей (свет, тепло, влага), влияющих на развитие возделываемых растений, называют агроклиматическими ресурсами.

Сегодня агроклиматические ресурсы любой территории характеризуются следующими показателями:

· суммой активных среднесуточных температур воздуха (т.е. превышающих +10 градусов Цельсия), при которых происходит активный рост сельскохозяйственных культур;

· продолжительностью вегетационного периода, когда температурный режим благоприятствует росту и развитию растений;

· обеспеченностью почвы влагой и коэффициентом увлажнения почвы, который, как вы уже знаете, определяется отношением годовой суммы осадков к показателю испаряемости.

Обширные территории России характеризуются широким разнообразием агроклиматических ресурсов, которые изменяются вместе с климатическими поясами и зонами увлажнения.

На Крайнем Севере, где увлажнение избыточное, а тепла мало, возможно лишь очаговое земледелие и парниково-тепличное хозяйство. Например, рожь, ячмень, овёс не слишком требовательны к теплу, и поэтому их можно выращивать в достаточно северных районах страны. В зоне степей и лесостепей Центральной России, на юге Западной Сибири и Дальнего Востока увлажнение достаточное, а сумма температур от 1600 до 2200°, здесь можно выращивать пшеницу, кукурузу, гречиху, разные овощи, в том числе и сахарную свёклу, кормовые культуры для нужд животноводства.

Наиболее благоприятны агроклиматические ресурсы степных районов юго-востока Русской равнины, юга Западной Сибири и Предкавказья. Здесь сумма активных температур 2200-3400°, и можно выращивать озимую пшеницу, рис, подсолнечник, теплолюбивые овощи и фрукты.

Таким образом, именно климатическими условиями определяется то, какие культуры будут выращиваться на той или иной территории.

Подводя итог, можно сказать, что наша страна отличается не слишком благоприятными климатическими условиями. Мы живём в северной стране, территория которой не получает большого количества тепла. Это является определяющим фактором в размещении сельскохозяйственных культур.

Существуют также неблагоприятные климатические явления. К ним относятся засухи, суховеи, пыльные бури, заморозки, град, ураганы и смерчи. Причиной их является отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления и температур или собственно суровые климатические условия.

Засуха — продолжительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха и малым количеством осадков, в результате чего запасы влаги в почве сильно уменьшаются, растения плохо развиваются, а урожай может погибнуть.


Наиболее значительными в послевоенные годы были засухи 1946, 1963, 1967, 1972, 1975 гг., охватившие одновременно европейскую и азиатскую часть нашей страны. Ранее засухи способствовали возникновению эпидемий страшных болезней, когда вымирали целые города. В наше время засухи не имеют таких страшных последствий, но требуют больших денежных затрат для защиты и сохранения урожая.

Основной путь борьбы с засухой — посадка лесных полос и орошение полей.

Засухи часто сопровождаются суховеями. Это сухой, обычно жаркий ветер, способствующий сильному испарению. Наблюдается в степях и полупустынях, в частности в Прикаспийской низменности, на Северном Кавказе.

И засухи, и суховеи до 50 % снижают урожайность, в следствии ухудшения качества почвы.

Пыльные бури — сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы, также наносят большой вред сельскому хозяйству. Это типичное явление в распаханных степях. Часто из-за пыльных бурь приходится вновь засевать поля.

Опасными для растений могут быть и заморозки. Заморозки — понижение температуры воздуха ниже 0°С вечером и ночью после дня с положительными температурами. В европейской части России заморозки случаются обычно ранней осенью или поздней весной. Осенью они опасны тем, что растения ещё не укрыты от морозов снежным покровом. Весной же, в период цветения плодовых растений, они могут полностью погубить будущий урожай.

Для борьбы с заморозками используют костры, образующие дым, который прикрывает земную поверхность и защищает её от охлаждения.

Сильные морозы приводят к гибели озимых культур на больших площадях, вымерзанию плодовых деревьев и кустарников.

Много неприятностей работникам сельского хозяйства и транспортникам доставляют град и гололёд. Связаны эти явления с резким похолоданием. На плодородных степях Предкавказья создана специальная противоградовая служба, задача которой следить за градоопасными облаками и вовремя уничтожать их.

Огромный вред и сельскому хозяйству, и промышленности, и транспорту причиняют ураганы — ветры, достигающие огромной скорости (более 30 м/с). Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения и приводит к гибели людей. Причина образования ураганов в европейской части России — прохождение циклонов с очень низким давлением в центре.

Особую опасность представляют смерчи — воронкообразные вихри, которые вращаются с бешеной скоростью. Высота смерча может достигать 10 км. Диаметр самой широкой части воронки бывает больше 50 км. Приближаясь со скоростью 50-60 км/ч вихрь издаёт звук, напоминающий грохотание поезда. По пути своего движения он втягивает в себя все предметы — и мелкие, и крупные.


К счастью, смерчи не типичны для нашей страны, однако в 1984 г. несколько смерчей пронеслись над районами Костромской и Рязанской областей. Они вырывали с корнем деревья, как спички, ломали телеграфные столбы, поднимали в воздух автомобили и вагоны и даже скручивали железнодорожные рельсы.

Для того чтобы предотвратить негативные последствия названных неблагоприятных климатических явлений, необходимо составлять прогноз погоды, а также проводить специальные мероприятия (посадка лесных полос сохранение и расширение водоохранных лесных массивов), использование современных способов обработки почвы и прочие.

Приспосабливаясь к неблагоприятным климатическим условиям, человек начал оказывать воздействие на климат уже на ранних этапах развития своего общества. Вырубка леса для топлива и под пашню, строительство осушительных каналов и защитных дамб, распашка и высаживание лесозащитных полос - все эти действия человека вызывали изменение характера подстилающей поверхности, а следовательно, и в процессах влагооборота и циркуляции атмосферы, регулировали температуру. До 19 века такое воздействие было локальным, т.е. меняло микроклиматические условия конкретных небольших по площади территорий.

С развитием промышленности влияние человека перестало быть ограниченным какой-то территорией. Интенсивное развитие промышленности повлекло за собой появление большого количества отходов. Большие активно живущие города, как огромные организмы, производят и выделяют в окружающую их атмосферу гигантское количество тепла. В результате меняется химический состав приземных слоёв атмосферы, растёт их запыленность, меняется состав солнечной радиации, а значит, перестраивается вся цепочка климатообразующих процессов.

Наиболее серьёзными проявлениями влияния деятельности человека на климат являются парниковый эффект, разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, загрязнение воздуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата.

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Цель урока: Создать условия для систематизации и расширения знаний о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека. Сформировать у учащихся представления об агроклиматических ресурсах.

Обучающие (предметные)

-расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды.

Развивающие (метапредметные)

- формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга;

- формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ отбор географической информации, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать умения работы с атласом;

Воспитательные: (коммуникативные)

- способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем, бережного отношения к природе, формированию экологической культуры.

Тип урока: комбинированный урок

Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения.

работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);

практические (заполнение таблицы);

наглядные (работа с наглядностью, проектором);

методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Оборудование урока:

физическая карты России;

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь удобнее, начнем урок.
– Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Обратите внимание на эпиграф

Климат – это то, чего вы ожидаете,

А погода – то, что вы получаете.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?

А сколько у нас пасмурных лиц?

(Ученики мимикой показывают свое настроение, учитель записывает результат подсчета на слайде)

Я вижу что погода в нашем классе солнечная.

1.Над какой темой мы работаем?

- Влияет ли климат на человека и как?

- Какова обратная связь? (Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися).

III. Актуализация знаний и умений

Что такое циклон?

1. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре

Что такое коэффициент увлажнения?

2. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости (К=О/И). Используется для характеристики обеспеченности территории влагой.

В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40 0 С, лето прохладное.

3. Субарктический пояс.

Что такое антициклон?

1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

Что такое испаряемость?

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях.

Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Назовите тип климата)

3. Муссонный климат.

- устный опрос

а) Назовите климатические пояса России: основные, переходные. (Россия расположена в трех климатических поясах: Арктическом, субарктическом и умеренном. Основные пояса – арктический, умеренный; переходный – субарктический).

б) какой пояс занимает большую площадь? (Умеренный климатический пояс. Для него характерны существенные различия в температурных условиях и увлажнении. Теплое лето, холодная зима. Четко выраженные четыре сезона года – зима, весна, лето, осень).

в) перечислите типы климата умеренного пояса, дайте краткую характеристику каждого типа. (Умеренно континентальный – теплое лето(+12+24 С), морозная зима (-4-20 С); годовое кол-во осадков – более 800мм на западе и до 500мм в центре русской равнины. Континентальный климат – лето теплое (+15+26), суровая зима (-15-25 С ) годовое кол-во осадков 600мм на севере и менее 200мм на юге). Резко континентальный – лето теплое солнечное (+16+20 С), морозная малоснежная зима (-25-45 С), промерзание почв, многолетняя мерзлота, большие амплитуды температур, годовое кол-во осадков менее 500мм. Муссонный климат – южные районы Дальнего Востока, средние температуры летом +10+20 С, зимой -15-30 С, осадки 600-800мм в год, К (коэффициент увлажнения) близок к 1(увлажнение избыточное). Могут быть наводнения.)

IV. Изучение нового материала

Ваше мнение по поводу этого высказывания.

Какую задачу мы должны решить на уроке?

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Как вы думаете – какие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке?

-комфортность климата;

-агроклиматические ресурсы;

-неблагоприятные клим. явления

-влияние хозяйственной деятельности человека на климат.

Оценивает значимость этих вопросов.

вывод, что климат способен влиять на многие природные процессы и на жизнь человека. Постараемся доказать что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека? Постараемся доказать, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Учащиеся комментируют высказывание французского просветителя Шарля-Луи де Монтескье: Какой вывод можно сделать?

- В течение урока мы проведем с вами небольшое исследование, чтобы доказать высказывание Шарля-Луи де Монтескье.

Обсуждают стихотворение А.Майкова, что от климата зависит урожай.

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей? Климат может оказывать благоприятное, оздоровляющее воздействие на человека, и в таких местах организуют климатические курорты, санатории, здравницы

Учитель: Территория нашей страны большая, она расстилается от берегов Северно-Ледовитого океана до Черноморского побережья, от Балтии – на западе и до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень разнообразны. Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают влияние климата и его особенности.

Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.

Обратите внимание на схему

КЛИМАТ

влияние климата на культуру, образ жизни людей






Жилище Одежда Пища Занятия

Работа в парах. В ходе работы с иллюстрациями на слайде и дополнительным материалом (приложение), учащиеся формулируют вывод о влиянии климата на здоровье человека, транспорт, строительство.

Влияние климата на здоровье. (слайд )

Климатические условия оказывают влияние на одежду и типы питания людей. Традиционная одежда, головные уборы и обувь народов севера изготавливается из оленьих шкур, которые хорошо сохраняют тепло и не продуваются ветром. Пища очень калорийная, животного происхождения. Жители южных районов наоборот используют легкие ткани, а в национальных блюдах много овощей и круп.

Транспорт (слайд )

При проектировании машин и орудий для работы вне помещений учитывают те особенности климата, которые тормозят нормальную эксплуатацию. Так при низких температурах металлы теряют свою прочность и разрушаются даже при небольших нагрузках. Высокие температуры воздуха в сочетании с большой солнечной радиацией, также выводят из строя машины в обычном исполнении. Поэтому экстремальные природные условия заставляют разрабатывать новые технологии, использовать специальные материалы (например, легированные стали). Транспорт одна из наиболее зависимых от погодных условий отраслей народного хозяйства. 1-авиационный; 2- морской; 3- автомобильный; 4- трубопроводный

Строительство

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. В зоне вечной мерзлоты дома должны строиться на сваях, в зонах, где выпадает много осадков, здания имеют высокие покатые крыши, в областях сухого климата крыши домов плоские.

Какой вывод можно сделать? Наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают. Климат определяет.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

А) прочитайте и найти в тексте учебника (с.68) понятия:

У климата есть свои особенности по степени комфортности

Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают:

Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. Особенно от климата зависит сельское хозяйство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы – свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия жизни людей.

8. Учитель: Перехождим к неблагоприятным климатическим явлениям. Откройте учебник на стр. 69

В нижних вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин.

Записи должны быть краткими, содержать ключевые слова, отражать суть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умения работать в группе и паре.

Методы обучения: словесно – наглядный, частично- поисковый.

Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.

Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.

Оборудование: физическая и климатическая карты России, учебник, атлас,контурные карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.


Практикум. 1. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 2. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Структура урока:

Повторение изученного материала.

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Тестовое задание

1 вариант

1.Величина суммарной радиации зависит от:

1. Циркуляции ВМ.

2. Расстояния от Земли до Солнца.

3. Близости к океану.

4. Географической широты.

2. Установите соответствие:

1. Область высокого давления а. атмосферный фронт

2. Граница между ВМ б. циклон

3. Область низкого давления в. антициклон

3. Установите соответствие: (территория- тип климата)

1. Русская равнина а. континентальный

2. о. Новая Земля б. умеренно-континентальный;

3. Западно- Сибирская низменность в. арктический

4. Зимой устанавливается морозная, ясная погода при:

3. Прохождении атмосферного фронта

5. В циклоне воздух движется:

1. От центра к краям 2. От краёв к центру 3. По часовой стрелке. 4. Против часовой стрелки.

1. Якутск 2. Оймякон 3. о-ва Северная Земля г. п-ов Таймыр

2 вариант

На климат европейской части России наибольшее влияние оказывает:

2. Атлантический океан;

3. Северный Ледовитый океан;

4. Индийский океан

2 . Установите соответствие: (территория – тип климата)

1. г. Оймякон а. умеренно-континентальный

2. Волгоград б. резко-континентальный

3. г. Хабаровск в. муссонный

3. При движении к экватору величина суммарной радиации:

2. Не изменяется

4.Изменение свойств воздушных масс при перемещении под влияниеподстилающей поверхности – это:

1. Атмосферный фронт. 2. Циклон. 3. Трансформация.

5. Назовите район России, где наблюдается самое жаркое лето.

1. Сочи; 2. Волгоград; в. Полупустыни Прикаспия; г. Оймякон

6. На большей части России господствует воздушная масса:

1. Арктическая; 2. Умеренная; в. Тропическая; г. Экваториальная.

Взаимопроверка. (Варианты обмениваются работами). Проверка по ключу. Слайд №1,2

III. Изучение нового материала

- Ребята, с чем ассоциируется у Вас услышанная музыка?

- Прогноз погоды. Слайд №3.

- Объяснте это высказывание.

- Как бы вы сфрмулировали тему сегодняшнего урока?

- Влияние климата на жизнь человека.

Учитель: Какие элементы климата и как влияют на жизнь человека?

Заслушав ответы учащихся, учитель на доске, а ученики в тетради составляют схему, показывающую сферы, на которые климат оказывает наибольшее влияние, и отрасли, деятельность которых в наибольшей степени зависит от климата?












- В каком климате Вам хотелось бы жить? Почему? Обоснуйте. Слайд №3,4

Учитель раскрывает понятие комфортность климата (степень благоприятности климата для нормальной жизнедеятельности человека).

Практическая работа

Рассмотрите карту (рис. 47 на с. 105 учебника) и её легенду и сделайте вывод.

- Работа с контурной картой. По пятибальной системе оцените степеннь комфортности в различных уголках России.

Фронтальная работа. Влияние климата на сельское хозяйство.

Самостоятельная работа.

-2 группа. Климат и ДДП. Изучить дополнительный материал и распределить виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимомому виду.

-3 группа. Изменение климата и здоровье. Изучить дополнительный материали и составить памятки метеозависимым людям.

-4 группа. Анализ агроклиматических ресурсов Тайшетского района для развития сельского хозяйства.

Читайте также: