Рисование сложных форм из простых конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вид урока : рисование с натуры.

Тип урока : комбинированный.

Цель: - научить учащихся рисовать предмет сложной формы, используя осевую линию.

Задачи: - образовательная: формирование у у чащихся умений располагать предмет на

- коррекционно- развивающая: коррекция мышления: анализ, синтез, сравнение;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету, учебе.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Чтобы было все в порядке,

Надо тихо постоять.

Посмотреть все ли опрятно,

Ведь мы будем рисовать.

Проверка готовности к уроку.

2 Повторение изученного ранее материала.

На доске изображение симметричных предметов (ваза, ножницы, катушка ниток).

Что общего во всех этих предметах?

- Эти предметы симметричные (симметричный предмет – это предмет, одна половинка которого совпадает полностью с другой половинкой по расположению, величине, форме).

- Приведите примеры симметричных предметов.

(парта, стул и т.д.).

- Сегодня на уроке мы научимся рисовать симметричный предмет сложной формы – вазу и декоративно ее оформим.

4. Объяснение нового материала.

Ваза - сосуд разнообразной формы, используется в хозяйстве под фрукты, сласти, цветы или для украшения жилья и общественных мест.

- На слайдах рассмотрите, какое разнообразие ваз встречается: вазы под фрукты, под сладости, для цветов, для украшения интерьеров

- Вазы имеют разные декоративные оформление: без декоративного оформления – используется один цвет: используется декоративное оформления для усиления красоты.

- Назначение предмета и особенности формы определяют форму и содержание декора. На следующих слайдах вы можете увидеть, как форма предмета определяет ее декоративное оформление.

- На следующих слайдах представлены вазы необычной формы.

- А теперь обратите внимание на форму вазы:

- Форму можно разделить на 4 части – верхняя, середина, сама широкая и нижняя.

- Как нужно разместить альбомный лист, чтобы рисунок вазы правильно разместить?

5. Физминутка.

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

6. Закрепление нового материала. Последовательное выполнение рисунка.

Построение рисунка начинается с предварительного размещения на листе бумаги:

1. Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки карандаш и нарисуйте начальную разметку, по которой и будем рисовать вазу. Разметка представляет собой ровную вертикальную линию в центре листа, которую пересекают три горизонтальные линии, обозначающие верх вазы, середину и низ. Верхнюю линию сделайте средней длины, нижнюю — короткой, а центральную — самой длинной.

2. На следующем этапе необходимо с помощью линейки соединить нарисованные ранее линии разметки. Соединить диагональю верхнюю и центральную горизонтальные линии, а центральную и нижнюю линии соединить с помощью прямых, которые образуют подобие трапеции. Не стоит сильно давить на карандаш, данные линии — лишь основа, в дальнейшем их нужно будет стереть ластиком.

3. Далее по нарисованным схематичным линиям необходимо придать нашей вазе реальные очертания. Делается это с помощью плавных и легких линий, при этом также не стоит сильно нажимать на карандаш, так как данные линии еще не окончательные. Необходимо нарисовать горловину вазы, плавный изгиб всего горлышка, затем закруглить основание.

4. На следующем этапе приступим к более конкретному прорисовыванию очертаний вазы. Острым простым карандашом аккуратно ведете плавную линию, соединяя все части вазы. Обе стороны вазы должны в итоге получиться симметричными. Центральная часть будет самой широкой и выпуклой, при этом горлышко важно сделать узким.

5. Далее ластиком убираем все лишние линии и штрихи.

Индивидуальная работа – учащимся 3 группы оказывается дозированная помощь учителя (работа с шаблоном вазы).

Если останется время придумать интересный узор для вазы и раскрасить вазу.

7. Подведение итогов. Анализ работ.

- Ребята, чем мы с вами на уроке сегодня занимались?

- Что научились рисовать?

- А теперь посмотрим, какие рисунки у вас получились.

(анализируются работы учащихся: все ли линии построения стерты, соблюдается ли пропорция между дном и горловиной, шириной и высотой).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Класс: 6 . Учебный предмет: ИЗО. В состав общеобразовательного класса входит обучающийся с ОВЗ, которому ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.

Цель урока : Научить учащихся рисовать предметы сложной формы.

Задачи урока

Планируемые результаты урока

Особенности развития обучающегося с ЗПР

Задачи урока для обучающегося с ЗПР

Дополнительные планируемые результаты урока для обучающегося с ЗПР

Образовательные задачи:

Предметные: обучающиеся

Коррекционно-развивающие задачи:

Научить учащихся пользоваться измерительными приборами (линейка, угольник).

Могут пользоваться линейкой и угольником.

Нарушение мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику.

Не однократно пробует выполнять предложенное задание.

Сформировать у учащихся навыки построения объёмной фигуры сложной формы.

Умеют выполнять построение объёмной фигуры сложной формы.

Нарушение пространственного восприятия, ориентирования на листе бумаги.

Развивать пространственное восприятие.

Пробует работать по предложенному плану.

Закрепить умения пользоваться простым карандашом и ластиком.

Умеют пользоваться простым карандашом и ластиком

Воспитательные задачи:

Воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками (формирование коммуникативных навыков).

Обладают стремлением к достижению результата деятельности.

Нарушения эмоциональной сферы

Обеспечить положительную эмоциональную поддержку обучающемуся, укреплять его веру в собственные силы.

Обучающийся с ЗПР чувствует себя комфортно на уроке.

Регулятивные

Понимают и принимают учебную задачу.

Трудности произвольной саморегуляции.

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Чередовать виды деятельности

Пытаются регулировать свою деятельность с помощью учителя.

Подбирают действия в соответствии с поставленной задачей, решают ее самостоятельно.

Самостоятельно оценивают выполнение задания.

Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

Познавательные:

Проявляют интерес к изобразительному искусству.

Не сформировано произвольное внимание.

Развитие произвольности внимания.

Пытаются удерживать внимание на объектах, предлагаемых учителем.

Нарушения пространственной ориентировки.

Формирование ориентации в пространстве листа, книги, относительно других предметов.

Развитие кратковременной и долговременной памяти.

Развивает свою память через:

- применение алгоритма рисования предметов

- запоминание правил, объясняющих рисование предметов.

Коммуникативные:

Осознают себя частью ученического коллектива.

Развитие волевых качеств личности.

Слушает собеседника (учителя, одноклассников).

Используют навыки сотрудничества для достижения цели.

Адекватно используют речь с точки зрения норм общения.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся класса

Адаптация содержание урока для обучающегося с ЗПР

Мотивация познавательной деятельности

1 Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какой по счёту сейчас урок?

Как называется урок, на который вы пришли? (изобразительное искусство)

Изобразительное – от слова изображать. Что значит изображать?

Покатайте карандаш между ладошками. Активно.

Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперёд и назад.

Отложите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

Поставьте, пожалуйста, локти на стол, возьмите один карандаш между указательными пальцами обеих рук, а другой - между средними пальцами и соедините их. Раздвиньте указательные и средние пальцы обеих рук одновременно вместе с карандашами и снова соедините их.

Положите левую руку на парту ладошкой вниз. Раздвиньте пальцы. Правой рукой возьмите карандаш заточенной стороной вверх, держите его тремя пальцами. Ваша задача осторожно стукнуть карандашом между пальцев. Старайтесь сделать это быстро и аккуратно.

2 Повторение пройденного материала.

- Мы с вами уже долго рисуем. Я вам рассказывала, что все предметы можно нарисовать с помощью геометрических фигур.

- Все геометрические фигуры мы делили на 2 группы:

- Изображать – значит передавать, воспроизводить. В нашем случае – это рисовать. Мы воспроизводим, передаем предметы, объекты средством рисования.

- Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Предоставляю возможность для выражения учащимся своих мыслей вслух, помогаю ему в их формулировании.

Учащийся слушает собеседников (учителя, одноклассников).

Актуализация необходимых знаний

- С помощью каких средств, при рисовании, например, чашки мы можем передать объём. Что чашка не плоская, а объёмная

- Ещё, при рисовании, мы с вами отмечали, что все предметы вокруг нас можно разделить на две группы:

Симметрия – одинаковость расположения частей, относительно линии.

Если провести через предмет линию – обе его части будут одинаковыми.

Рисование с натуры объёмного предмета сложной формы.

- Что значит рисование с натуры?

- Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению

изобразить заднюю стенку,

- Записывают тему урока , определяют цель и задачи урока.

- Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению

Рисование реального предмета, который стоит перед тобой.

Учащийся с ЗПР использует в работе примеры из ранее выполненных упражнений или предложенные учителем примеры.

Организация познавательной деятельности

- Я представляю вам нашу натуру – предмет, который предстоит нам нарисовать? Что это?

- Как будет называться картина, на которой изображен кувшин?

Натюрморт – картина, на которой крупным планом изображена кухонная утварь, цветы, фрукты, овощи.

- Посмотрите внимательно на этот предмет. Он плоский или объёмный?

- Кувшин находится на уровне нашего зрения и мы не видим его задней стенки. С помощью чего мы сможем передать его объём?

- Зрительно мы можем разделить кувшин на 2 части. На какую объёмную геометрическую фигуру похожа верхняя часть?

- На какую объёмную фигуру похожа нижняя часть кувшина?

- Данный кувшин симметричен?

- Если убрать носик и ручку у кувшина, станет ли он симметричным?

-Рисование с натуры означает, что мы должны как можно точнее передать размеры изображаемого предмета.

- Что нам поможет как можно точнее передать размеры этого объекта?

- Сегодня мы будем рисовать ни так как всегда. Сначала мы нарисуем основную (симметричную часть кувшина) вырежем её. Это будет наш шаблон. Затем мы обведём шаблон на листе бумаги и пририсуем кувшину носик и ручку.

Правила при работе с карандашом.

Карандаш должен быть всегда хорошо заточен.

Карандаш должен быть средней твёрдости, мягкий карандаш размазывается.

Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая указательным).

Карандаш нужно держать уверенно, не очень близко к отточенному концу.

- Каждый раз мы начинаем рисунок с построения осевых линий.

- Возьмите белый лист, расположите его вертикально.

Сложите его вдоль пополам.

Сгиб должен оказаться у вас слева. Сгиб – это наша вспомогательная линия, середина. Мы будем рисовать половину кувшина, затем вырежем. Развернём шаблон и у нас получится ровный, симметричный кувшин.

Определите нижнюю метку на сгибе.

Какова высота кувшина? (15см)

От нижней метки откладываем вверх по сгибу 15см. Ставим верхнюю метку

Измерим высоту бортика. (3см.)

От верхней метки откладываем вниз 3 см. Ставим отметку.

Высота кувшина - 15 см., высота бортика – 3см. Какова высота нижней части? (15-3=12см.)

Для удобства разделим нижнюю часть пополам. 12:2=6см.

От средней метки отложите вниз 6 см. Поставьте метку.

У вас есть 4 метки. Через каждую проведите линию под прямым углом к сгибу. У вас получилось 4 линии.

Продолжаем работу. Измерим ширину горлышка. (10 см) Мы рисуем только половину кувшина. Нам необходимо 10:2=5см.

На верхней линии от сгиба по линейке отложите 5 см и поставьте метку.

Бортик кувшина у нас ровный, нет ни сужения, ни расширения. Значит, на второй линии от сгиба по линейке откладываем тоже 5 см и ставим метку.

Измерим самую широкую часть кувшина. (14см.) А нам нужна только половина кувшина, значит 14:2=7

На третьей линии от сгиба откладываем 7см. и ставим метку.

Измерим ширину донышка. (8см.) 8:2=4

На последней линии от сгиба откладываем 4см и ставим метку.

Соединяем боковые метки.

- Обратите внимание на то, как вы держите ножницы. Не следует высоко поднимать руки и направлять острие ножниц в сторону лица.

- Приложите шаблон к нижней части листа и обведите его по контуру.

- Теперь ваша задача, самостоятельно, дорисовать кувшину носик и ручку.

- Молодцы. Осталось совсем немного времени. Ваша задача сделать свой кувшин особенным. Придумать свой узор. Продумайте заранее какого цвета он будет.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании .

Принести художественные материалы на следующий урок

(с помощью теней).

Создаю условия для развития памяти учащегося с ЗПР через применение им натуры.

Пространственная ориентация во время выполнения упражнений.

Организую помощь в выполнении задания.

Учащийся с ЗПР старается ориентироваться в изображении предмета на плоскости листа.

Учащийся находится в состоянии необходимости выбрать задание определённого уровня. Помогаю ему в этом. Оказываю направляющую помощь при выполнении задания.

Подведение итогов

Предлагаю оценить достижения в закреплении знаний о построении кувшина.

Я сегодня работал …

Предоставляю учащемуся возможность оценить свою работу на уроке.

Краткое описание документа:

Класс: 6. Учебный предмет: ИЗО. В состав общеобразовательного класса входит обучающийся с ОВЗ, которому ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.

Тема урока. Рисование с натуры объёмного предмета сложной формы.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, отработка умений и навыков

Цель урока: Научить учащихся рисовать предметы сложной формы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 782 человека из 77 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 086 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2018 1431
  • DOCX 34.7 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Виляева Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза).

Цель урока: учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка

Краснокутская Людмила Алексеевна-учитель изобразительного искусства.

7 класс коррекционной школы.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза).

Цель урока: учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка

Задачи урока: совершенствование умений соблюдать правила и последовательность изображения предметов комбинированной формы;

- развитие и коррекция памяти и зрительного внимания, пространственного ориентирования, речи, мелкой моторики, глазомера, графических навыков, на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;

- воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета.

Материально- техническое обеспечение

Для учителя: таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком, композицией или какой либо другой деятельностью над творческой работой, слайды, диапозитивы, репродукции,

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинка.

Оформление классной доски

С правой стороны – таблицы методической последовательности работы над рисунком. С левой, в верхней части, - примеры композиционного размещения изображения на листе бумаги. На нижней части этой половины доски учитель будет делать необходимые графические пояснения.

1.Организационная часть- 2-3 мин.

3.Практическая работа учащихся –25-30 мин.

4.Анализ работ – 2-3 мин.

6.Завершение урока- 2-3 мин.

1. Организационная часть (2-3 мин)

- Здравствуйте, друг другу улыбнитесь, руки друг другу пожмите и садитесь.

- Проверьте свое рабочее место, все ли готово к уроку.

- Критерии урока: правильно применять правила и соблюдать последовательность рисования, уложится в норму времени.

1) - Чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

Красивый и праздничный этот сосуд.

И если в квартиру цветы принесут,

То тут же обрежут и сразу

Поставят заботливо в. ВАЗУ

Как хороши бы ни были цветы,

Без вазы хуже смотрятся они.

А в вазе подберешь к ним свет и фон —

И будет их красой любой сражен.

- Будем рисовать с натуры вазу с передачей объёма- светотени. (Показать вазу)

- Что значит рисовать с натуры? (это рисование именно того предмета, который видишь перед собой, со всеми его особенностями)

Вот мой рисунок вазы.

Цель: учиться рисовать с натуры предмет комбинированной формы.

- Кто знает, где появились первые вазы?

- Первые вазы появились в Древнем Еипте, а древние греки удивляют нас высоким мастерством не только работой на гончарном круге, но и росписью. Похожей формы вазы появились и в Киевской Руси X-XII вв.

Давайте рассмотрим рисунки видов греческих ваз (Таблица1)

Анализ формы вазы.

Цель: Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов. Работа с таблицей 2

Вопросы. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо? Из каких простейших форм состоит ножка вазы?

Указание к работе.

Методическую последовательность работы над рисунком выполняется учителем на доске

Цель: учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы.

Вопросы: Как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напомнить, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней (Таблица3)

А теперь повторим анализ вместе. Физкультминутка:

Форма вазы состоит из трёх частей (горлышко, тулово, ножка).

Покажите форму горлышка, форму тулова руками. Сейчас мы будем это рисовать, почувствуем форму, (дети рисуют руками в воздухе форму вазы, одновременно анализируя её и запоминая характер контура).

Какую часть от всего размера занимает горлышко?

(примерно половину). Запомнили.

Что шире горлышко или тулово?

(тулово в нижней части) Запомнили

3. Практическая работа. (25 – 30 мин)

Лист располагаем вертикально.

Рисуем простым карандашом и тонкими линиями вазу.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Включить музыку. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

Физкультминутка

(для глаз работа с таблицей4 на экране):

1 зажмурить глаза и открыть по 6 раз

2 посмотреть вверх-вниз

3 посмотреть вправо-влево

(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

(постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра!

(косточками пальцев выбиваем дробь)

(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)

(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой

(прячем руки за спину)

А утром снова ярко светит солнце!

(описываем руками большой круг)

-Работать будете индивидуально.

- Соблюдаем технику безопасности (карандашом не размахиваем перед лицом, следим за гигиеной рук)

- Лист располагаем вертикально.

- Рисуем простым карандашом тонкими линиями.

Наша ваза освещена так, что кажется нам неоднородной по тону. Как?

Слева она светлее, а справа - темнее. . Вот их то и называют художники тональными градациями. Но для того, чтобы изобразить объём предмета, мы воспользовались такими средствами выразительности, которые художники называют "правила светотени".

Светотень - важное средство изображения предметов и их объёма.

Эти правила, открытые и разработанные мастерами Италии в 15 веке, художники применяют до настоящего времени, развивая и совершенствуя их.

Нам необходимо уплотнить серый цвет в правой части, под туловом и на ножке. Это тень - она находится на самом предмете, и потому получила название "тень собственная".

Кто увидел самую светлую часть на предмете?

Да, это свет, и находится он на светлой стороне вазы. Кто заметил, где находится самое тёмное место на нашей натуре?

Около вазы, на столе. Это тень падающая. Она всегда самая тёмная и выполняют её самым тёмным тоном.

Учитель показывает штриховку на доске.

В начале урока я сказала, что нам необходимо узнать сегодня, что такое Светотень -важное средство изображения объёма.

Цель: использование тона и правил светотени при изображении предмета". Что такое тон вы почувствовали, выполняя свои работы. С законами светотени вы ещё не раз встретитесь на уроках ИЗО, а сегодня нам достаточно найти связь между этими понятиями.

Как вы думаете, что общего у этих средств выразительности? Почему мы их объединили на одном уроке?

Они помогают изобразить форму предмета. Чтобы правильно изображать предметы окружающего мира, нам необходимо знать правила светотени, но чтобы эти плавила применить в рисунке каждый из вас должен использовать навыки получения тона.

Предметы отличаются не только по цвету, но и по тону.

А теперь повторим анализ вместе. Физкультминутка:

Форма вазы состоит из трёх частей (горлышко, тулово, ножка).

Покажите форму горлышка, форму тулова руками. Сейчас мы будем это рисовать, почувствуем форму, (дети рисуют руками в воздухе форму вазы, одновременно анализируя её и запоминая характер контура).

Какую часть от всего размера занимает горлышко?

(примерно половину). Запомнили.

Что шире горлышко или тулово?

(тулово в нижней части)

Проследите за движением своих рук, которые рисовали в воздухе. Запомнили и так же наносите штрихи на своём рисунке.

Указание к работе.

Методическую последовательность работы над рисунком выполняется учителем на доске

Цель: развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Снова включить музыку. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения.

4. Анализ работ – (2-3 мин.)

Оценка практической работы: графические выразительные особенности и композиционное решение. Свои пояснения проиллюстрировать рисунком на классной доске.

Нарисовать вазу для цветов. Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок

6.Завершение урока-( 2-3 мин.)

На уроке я узнал … .На уроке мне было … .5. Итог урока.

Список используемой литературы

Сокольникова Н.А. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М. 1996.

Сокольникова Н.А. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. М. 2001.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.


Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).


39. Анализ строения формы кувшина

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.



41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади


42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)


Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.


Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.


44. Превращения яблока



Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!

Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.


45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека

Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.


46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека


47. Скелет человека

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.


48. Проволочные человечки



50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни — КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Простые вещи

Простые вещи Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу — иногда, правда, его берут грузчиком,

§2 Восприятие формы. Многообразие форм

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Стилизация формы

Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –

Читайте также: