Конспект по биологии 8 класс колесов 17 параграф кровь и остальные компоненты

Обновлено: 01.07.2024

Вопрос 1. Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?
Клеткам для нормальной жизнедеятельности необходимо питание и энергия. Питательные вещества клетка получает в растворённом виде, т.е. из жидкой среды.

Вопрос 2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. В тканях жидкая составляющая крови (плазма) частично просачивается сквозь тонкие стенки капилляров, переходит в межклеточные промежутки и становится тканевой жидкостью. Избыток тканевой жидкости собирается в систему лимфатических сосудов и называется лимфой. Лимфа, в свою очередь, проделав довольно сложный путь по лимфатическим сосудам, попадает в кровь. Таким образом, круг замыкается: кровь — тканевая жидкость — лимфа — снова кровь.

Вопрос 3. Какие функции выполняют кровь, тканевая жидкость и лимфа?
Кровь выполняет в организме человека следующие функции:
Транспортная: кровь переносит кислород, питательные вещества; удаляет углекислый газ, продукты обмена; распределяет тепло.
Защитная: лейкоциты, антитела, макрофаги защищают от инородных тел и веществ.
Регуляторная: по крови распространяются гормоны (вещества, регулирующие жизненно важные процессы).
Участие в терморегуляции: кровь переносит тепло из органов, где оно вырабатывается (например, из мышц), в органы, отдающие тепло (например, к коже).
Механическая: придает органам упругость за счет прилива к ним крови.
Тканевая (или интерстициальная) жидкость — это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, отличается от плазмы меньшим содержанием белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров, от особенностей обмена веществ, клеток и тканей. При нарушении лимфообращения тканевая жидкость может накапливаться в межклеточных пространствах; это приводит к образованию отеков. Лимфа выполняет транспортную и защитную функцию, так как оттекающая от тканей лимфа проходит по дороге в вены через биологические фильтры — лимфатические узлы. Здесь задерживаются и, следовательно, не попадают в кровоток чужеродные частицы и уничтожаются микроорганизмы, проникшие в организм. Кроме этого, лимфатические сосуды являются как бы дренажной системой, удаляющей избыток находящейся в органах тканевой жидкости.

Вопрос 4. Объясните, что такое лимфатические узлы, что в них происходит. Покажите на себе, где находятся некоторые из них.
Лимфатические узлы образованы кроветворной соединительной тканью и расположены по ходу крупных лимфатических сосудов. Важная функция лимфатической системы обусловлена тем, что оттекающая от тканей лимфа проходит через лимфатические узлы. В этих узлах задерживаются некоторые чужеродные частицы, например, бактерии и даже пылевые частицы. В лимфатических узлах образуются лимфоциты, которые участвуют в создании иммунитета. В организме человека можно обнаружить шейные, подмышечные, брыжеечные и паховые лимфатические узлы.

Вопрос 5. В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
Эритроциты — это красные кровяные клетки; у млекопитающих и человека они не содержат ядра. Имеют двояковогнутую форму; диаметр их примерно 7—8 мкм. Суммарная поверхность всех эритроцитов примерно в-1500 раз больше поверхности тела человека. Транспортная функция эритроцитов обусловлена тем, что в них содержится белок гемоглобин, в состав которого входит двухвалентное железо. Отсутствие ядра и двояковогнутая форма эритроцита способствуют эффективному переносу газов, так как отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки кислорода и углекислого газа весь объем клетки, а увеличенная за счет двояковогнутой формы поверхность клетки быстрее поглощает кислород.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 28 материалов





















5652869 5481290 5383422 5265050 5123758 5061230 5030420 5028369 4394786 4348917 4265269 4193926 4120146 4075636 4063038 3946708 3791599 3588527 3567437 3499776

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.

Задачи: продолжать формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, фагоцитозе; общеобразовательные понятия о взаимосвязи строения и функций кровяных клеток, формировать умение работать с учебником, микроскопом;

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

2. Что образуют клетки в многоклеточных организмах?

3. Что такое ткань?

4. Какие группы тканей вы знаете?

5. Из чего состоит любая ткань человеческого организма?

6. какие виды регуляции функций организма вы знаете?

7. При помощи чего осуществляется каждый вид регуляции?

III. Работа по новой теме.

Начнём наше путешествие.

Создание проблемной ситуации.

Я хотела бы у вас узнать, а чем внутренняя среда организма отличается от внешней среды? (ответы обучающихся)

-Большинство клеток тела не связаны с внешней средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой – средой, расположенной внутри организма. Что же это такое?

Определение среды Внутренняя среда организма – единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

(слайд №3). Записали определение среды в маршрутных листах.

А из чего же состоит внутренняя среда организма? (Работа с учебником § 17 стр.106 найдите компоненты внутренней среды. Заполняем схему внутренняя среда организма в маршрутных листах (слайд №4)

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

В известном опыте итальянского учёного Моссо, человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему?

Рефлексия: Оценка своей деятельности на уроке по картинкам слайда

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.

ВложениеРазмер
sovremennyy_urok.docx 52.88 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Учитель: Юганова Татьяна Борисовна ,

МБОУ Чулковская ООШ

Пояснительная записка к уроку

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.

Цель урока: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Планируемые результаты обучения:

1.ПознавательныеУУД : формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.

2.Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Познавательные УУД – умение находить необходимую информацию из учебника, справочников, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, умение составлять схемы и работать с таблицей.

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2018, по программе В.В. Пасечник

Формируемые методологические умения: взаимодействие в группах, применение знаний в новой ситуации, решение нестандартных задач, установление причинно-следственных связей, развитие способностей к самоанализу.

Читайте также: