Главные отрасли и межотраслевые комплексы 9 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Ключевые слова:
Отрасли хозяйства, отраслевая структура, межотраслевые комплексы, факторы размещения, предприятия, территориальная структура хозяйства.

Основные понятия

Хозяйство страны – совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются для обеспечения жизни и улучшения условий её существования.

Отраслевая структура хозяйства – состав, соотношение и связи между отраслями.

Географическое (территориальное) разделение труда – это пространственная форма общественного разделения труда, выраженная в специализации территории на производстве отдельных видов продукции.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях хозяйства страны.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: 1.Способствовать развитию правильной географической речи, развитию умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Продолжить развивать интерес к предмету.

3. Развивать коммуникативные умения при работе в малых группах.

Ф.И.О. педагога: Рейне Маргарита Анатольевна

Предмет: география

Тема: Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Методы организации познавательного процесса: частично-поисковый, творческий.

Технология: обучение через сотрудничество в малых группах.

Материалы к уроку: презентации обучающихся, атлас (тематические карты).

Серия уроков, направленных на формирование познавательных, регулятивных и

коммуникативных универсальных учебных действий

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1.Составляет план выполнения учебной задачи с помощью учителя и самостоятельно.

2. Выполняет действия по задуманному плану с помощью учителя и самостоятельно.

Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей:

1. Самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект

3. Умеет найти в действиях. причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого).

1. Умеет результативно выполнять совместные задачи.

2. Умеет вступать в диалог.

3. Умеет участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

4. Умеет объективно оценивать действия других.

Задачи урока:

Развивающие: 1.Способствовать развитию правильной географической речи, развитию умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. 2. Продолжить развивать интерес к предмету. 3. Развивать коммуникативные умения при работе в малых группах.

1. Способствовать развитию ответственности.

2. Способствовать формированию уважения к одноклассникам, умению слушать, но и отстаивать свое мнение.

I. Подготовительный этап.

Опережающее задание.

- Самостоятельно сформировать малые группы по количеству межотраслевых комплексов в России.

- Самостоятельно составить типовой план характеристики отрасли. Корректировка плана учителем.

Условие: готовность каждого из участников группы ответить на любой вопрос плана.

- Опережающее задание. Подготовить презентации по выбранной теме с помощью учебника.

5. Дополнительное задание учителя.

Найти информацию в других источниках, позволяющую сделать ответ более современным.

6. Опережающее домашнее задание (для обучающихся, не входящих в отвечающую группу):

- прочитать параграф по теме следующего урока

- быть готовым оценивать ответы выступающей группы по пунктам плана.

План характеристики отрасли

1. Значение отрасли.

2. Состав отрасли

3. Факторы, влияющие на размещение отрасли

4. Главные центры (районы).

5. Проблемы и перспективы развития отрасли.

6. Вывод о развитии отрасли.

Требования, предъявляемые к ответу:

1. п.2 – дать развернутую характеристику.

2. п.3 - обосновать влияния факторов на размещение отрасли.

3. п.4 - ответ у карты. Уметь назвать и показать перечисляемые объекты.

4. п.5, 6 – включить в ответ собственные выводы.

При составлении характеристики по плану (п.3, п.5, п.6) отрабатывается познавательное УУД – «умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого).

II. Ход урока

1. Организационный момент.

- Представление презентаций по теме (изложение материала обучающимися по пунктам плана).

- Вопросы и дополнения обучающихся, не входящих в состав группы (если таковые имеются).

5. Краткая запись характеристики отрасли в тетрадь.

6. Работа на контурной карте (пункт. 4).

- Заполнение таблицы баллов обучающимися, не входящими в состав выступающей группы (во время ответа группы).

8. Рефлексия.

- Все ли задачи, поставленные в ходе урока, были решены?

Что получилось? Что не получилось?

- Получили ли вы удовлетворение от проделанной работы? (если да, то почему; если нет, то почему).

- Что вызвало затруднение во время работы над заявленной темой?

- Что вызвало наибольший интерес при выполнении работы над заявленной
темой?

- Сравнение полученных результатов. Принятие коллегиального решения для выставления итоговой оценки.

Заполняется учителем (индивидуально на каждого обучающегося) на протяжении всей серии уроков. Оценка выставляется по мере накопления баллов.


В России многие производственные комплексы относятся к межотраслевому типу, то есть они сходны между собой либо по используемому сырью, либо по готовой продукции. Рассмотрим межотраслевые комплексы России подробнее.

Машиностроительный комплекс

Он объединяет производства, которые производят различные машины и является крупнейшим из всех, а также ведущим. Почти все машины, которые необходимы для нужд народного хозяйства страны, производятся на внутреннем рынке России. В центрах машиностроения сосредоточены заводы, производящие не только промышленное оборудование, но и бытовые приборы. Машиностроение подразделяется на отрасли в зависимости от назначения своей продукции – может быть сельскохозяйственным, энергетическим, станкостроительным и т.п.


Рис. 1. Машиностроительный завод.

Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс входит в тройку важнейших межотраслевых комплексов России. Он включает все предприятия, связанные с производством электроэнергии, а также с топливной промышленностью. От этой экономической составляющей зависят рост производительности и работа всех сфер народного хозяйства в целом.

Металлургический комплекс

Металлургический комплекс объединяет все отрасли, занимающиеся производством металлов. Сюда входят заводы черной и цветной металлургии, а также предприятия по переработке соответствующего вторичного сырья. Несмотря на то, что пластмассы создают металлу конкуренцию и она все усиливается, пока что нет предпосылок к тому, чтобы он перестал быть основным конструкционным материалом и утратил свою роль в экономике. Исходя из этого, можно судить о важности металлургического комплекса.

В России три основных металлургических базы – Уральская, Сибирская и Центральная.

которые читают вместе с этой





Химико-лесной комплекс

Химическая промышленность занимает важное место в структуре народного хозяйства России, так как ее продукты используются в работе всех его комплексов. Важность лесной отрасли также сложно преуменьшить, поскольку дерево не утрачивает своей важности – из него изготавливают вещи как для бытового использования, так и для промышленной сферы.


Леса занимают 45% от общей площади Российской Федерации, а на каждого ее жителя приходится по 5 га насаждений.


Рис. 2. Лесозаготовка.

Агропромышленный комплекс

Этот комплекс объединяет предприятия, которые производят, перерабатывают и доводят до потребителя сельскохозяйственную продукцию. Сюда входят не только продукты питания, но и изделия легкой промышленности. И во втором случае стоит отметить отставание производства в России от потребностей населения – в страну ввозится много обувной, текстильной и другой продукции. Что касается производства продуктов питания, то оно позволяет обеспечивать потребности граждан и освоение территорий с неблагоприятными природными условиями.


Рис. 3. Выращивание урожая.

Что мы узнали?

В 9 классе изучаются особенности функционирования промышленности государства. И мы узнали, что в структуру российской экономики встроено пять межотраслевых комплексов – агропромышленный, металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и химико-лесной. Каждый из них объединяет предприятия по принципу производимой продукции или потребляемому сырью. Если составить таблицу и расположить комплексы по важности, то на первом месте будет машиностроительный, на втором – топливно-энергетический, на третьем – металлургический. Химико-лесной комплекс занимает четвертое место, а агропромышленный – пятое. При этом все они взаимосвязаны и не могут функционировать по отдельности.

Цели: Обобщить и закрепить знания о составе МОК, факторах и принципах размещения предприятий.

I. Организационный момент

Класс делится на группы по 4-5 чел. Каждая группа получает лист-программу по межотраслевому комплексу. По листу-программе группа готовит отчет на 2-3 минуты о МОК.

1 группа готовит отчет о ТЭК;

2 группа готовит отчет о металлургическом комплексе;

3 группа готовит отчет о химико-лесном комплексе;

4 группа готовит отчет о машиностроительном комплексе;

5 группа готовит отчет об агропромышленном комплексе;

6 группа готовит отчет о транспортном комплексе.

1. Значение комплекса.

2. Отраслевой состав.

3. Технологический состав.

4. Факторы и принципы размещения предприятий.

5. Районы, базы, центры.

На обсуждение группам дается 10 минут. Затем группы выступают, используя план характеристики МОК. Выступать может делегат от группы или могут выйти все учащиеся группы, учитель может также сам выбрать выступающего.

Лист-программа 1 группы

Отрасли ТЭК заняты добычей . (топлива) и его транспортировкой, а также выработкой . (энергии) и ее передачей к потребителю.

т. э. у. н. г. (торф, электроэнергия, уголь, нефть, газ)

3. Природные ресурсы, которые используют для получения энергии, называются . (энергетическими). Это - топливные ресурсы: у. (уголь), н. (нефть), г. (газ), т. (торф), с. (сланцы), и гидроресурсы: . (энергия падающей воды (рек)), . (приливов и отливов), . (атомная энергия).

Высококалорийное топливо: 1). ; 2). ;

Низкокалорийное топливо: 1). 2). 3).

По запасам нефти Россия занимает . (2) место. Нефть добывается . (фонтанным) способом и . (насосным) способом. Транспортировка большей части нефти ведется по . (нефтепроводам).

2) Сургут - Тюмень - Челябинск - . - Самара;

3) Усинск – Ухта - . - . - Москва.

Основные потоки нефти направлены на . (запад). НПЗ размещаются в районах . (потребления) нефти вдоль трасс . (нефтепроводов).

Главные НПЗ России находятся в городах:

Основная часть НПЗ размещена в . (европейской) части страны. Основные нефтяные базы России: . (Западно-Сибирская); . (Волго-Уральская).

Газ - самый . (дешевый) вид топлива. По запасам природного газа Россия занимает . (1) место в мире. 92% газа добывается в . (Западной Сибири).

Крупные месторождения: . (Уренгойское); . (Ямбургское).

Запасы угля . (больше) запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократилась, т. к. добыча угля намного . (дороже).

Способы добычи угля: . (подземный); . (открытый).

Самый дешевый способ добычи . (открытый). Основные районы добычи угля в России сосредоточены в . (Сибири). Основные угольные бассейны: . (Кузнецкий)', . (Канско-Ачинский); . (Печорский).

Электроэнергетика - авангардная отрасль, так как . Энергия производится на электростанциях. ТЭС работают на . (различных видах топлива). Крупнейшая ТЭС . (Сургутская). ТЭЦ, помимо электроэнергии, производит . (горячую воду) и . (пар). ТЭС размещают в районах . (добычи) топлива, а ТЭЦ . (в крупных городах).

ГЭС выгодно строить на реках с большим . (падением) и . (расходом воды). Крупнейшие ГЭС: . (Саянская), . (Красноярская).

АЭС строят там, где . (нет энергоресурсов, но требуется много энергии). В России работает . (9) АЭС.

Энергосистема - это . (группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи и управляемых из одного центра).

Лист-программа 2 группы

Отрасли этого комплекса производят . (разнообразные металлы).

Комплекс состоит из . (черной) и . (цветной) металлургии.

Металлургия имеет несколько общих черт:

1) . (высокая концентрация);

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

добыча руды → . (обогащение руды) → плавка . (чугуна) → плавка . (стали) → прокат

image31

Металлургические заводы выгоднее размещать:

1) . (в районах добычи руд);

3) . (на пересечении потоков угля и руды).

Производство легких цветных металлов отличается . (энергоемкостью), поэтому размещается у . (источников дешевой энергии). Производство тяжелых цветных металлов отличается . (материалоемкостью), поэтому размещаются заводы у . (источников сырья).

Металлургическая база - это . (группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы для производства большого количества металла).

Основные металлургические базы:

Крупнейшие предприятия баз:

на Урале: 1). ; 2). ; 3). ; 4). ;

в Центре: 1) . ; 2) . ; 3) . ;

Лист-программа 3 группы

Химико-лесной комплекс состоит из . (химической) и . (лесной) отраслей. Ведущая отрасль . (химическая).

Особенности химической промышленности

1) . (создает новые материалы);

2) . (имеет обширную сырьевую базу);

3) . (обладает разнообразными химическими технологиями).

Кислотные заводы размещаются у . (потребителя).

Горно-химическая промышленность размещается у . (источников сырья). Химия органического синтеза использует . (нефтяное) и газовое сырье, поэтому размещается . (в районах добычи сырья).

Калийные удобрения производят у . (источников сырья).

Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений:

Производство фосфорных удобрений размещается у . (потребителя).

Химия переработки полимеров ориентируется на . (потребителя), т.к. перевозка сырья . (дешевле), чем изделий из него.

В России 4 химические базы:

Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств: . (лесозаготовка), . (лесопиление и деревообработка), . (лесохимия и целлюлозно-бумажная промышленность).

Лесозаготовка ведется в лесоизбыточных районах России:

1) . (Европейский Север);

3) . (Восточная Сибирь);

4) . (Дальний Восток).

Лесопиление - в районах заготовки леса, т. к. . (перевозка круглого леса на дальние расстояния невыгодна).

Мебельные фабрики размещаются . (врайонах потребления ее продукции). Производство бумаги требует много . (древесины), . (чистой воды) и . (электроэнергии). ЦБК размещаются в . (Карелии), на . (Урале) и в Сибири.

Лист-программа 4 группы

Машиностроительный комплекс - это ведущий комплекс, потому что:

во-первых, . (это крупнейший промышленный комплекс);

во-вторых, . (его продукция применяется везде);

в-третьих, . (он определяет темпы НТР общества).

Состав комплекса сложен. Это - . (машиностроение), . (авиастроение), . (приборостроение), . (судостроение), . (дорожное строительство) и пр. Отрасли по затратам труда и сырья на единицу продукции можно объединить в 2 группы: 1) трудоемкое (точное) машиностроение; 2) . (тяжелое машиностроение). Новейшие отрасли образуют третью группу - . (наукоемкое машиностроение).

Заводы тяжелого машиностроения размещены в районах . (сосредоточения металлургических баз и потребления их продукции).

Специализация и кооперирование - это . (необходимые условия повышения эффективности работы промышленности). При размещении машиностроительных заводов эти формы организации производства учитываются, так как . (продукция машиностроения сложная состоит из тысяч деталей и узлов. Все их на одном предприятии сделать невозможно).

Некоторые машиностроительные предприятия ориентированы на потребителя. Зерноуборочные комбайны производят в городе . (Ростов-на-Дону); заводы тяжелого машиностроения - тракторный в . (Челябинске) на Урале, вагоностроительный в . (г. Нижний Тагил); станкостроительные заводы - в . (Москве, Воронеже и других городах).

Лист-программа 5 группы

Задача АПК . (обеспечение населения России продовольствием).

АПК состоит из 3-х звеньев:

задача 1-го звена . (производство средств производства для с/х);

задача 2-го звена . (собственно сельское хозяйство);

задача 3-го звена . (заготовка, хранение, переработка, доставка и реализация с/х продукции).

Основное звено АПК - сельское хозяйство, которое состоит из . (животноводства), и . (растениеводство).

Особенности сельского хозяйства:

1) . (зависимость от природных условий);

2) . (сезонность производства);

3) . (земля - средство труда и предмет труда).

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются . (сельскохозяйственные угодья). Большую часть продукции дает . (растениеводство (55% от стоимости всей производимой в стране сельхозпродукции)), а остальные дает . (животноводство). Ведущие культуры - . (зерновые): 50% сбора дает . (пшеница), второе место по сбору занимает . (ячмень).

К техническим культурам относятся . (культуры, которые используются, как сырье для отдельных отраслей промышленности). Это . (лен-долгунец), . (подсолнечник), . (сахарная свекла).


Поголовье домашних животных (крупного рогатого скота, свиней, овец) . (сократилось).

Лист-программа 6 группы

Транспортный комплекс входит в коммуникативную систему. Ее задача - обеспечить . (перемещение в пространстве людей, информацию, энергию, грузы).

Транспорт состоит из . (сухопутного), . (водного), . (воздушного), . (электронного) и . (трубопроводного).

image33

Грузооборот - это . (произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки). По грузообороту 1 место занимает . (трубопроводный транспорт), 2 место . (железнодорожный).

Самый дешевый вид транспорта по грузообороту . (морской), самый дорогой - . (авиационный).

Самая густая транспортная сеть в . (европейской) части страны. Самая длинная в мире железная дорога - . (Транссибирская): Москва - Челябинск - . (Новосибирск) - Иркутск - Владивосток; БАМ: Усть-Кут - . (Советская Гавань).

Автомобильный транспорт - один из самых дорогих. Причины дороговизны в . (плохих дорогах, низком качестве отечественных автомобилей, малом числе автомобилей с дизельными двигателями и автомобилей высокой грузоподъемности).

Морской транспорт имеет ряд проблем:

1) потеря портов и части флота, после . (распада СССР)-,

2) . (изношенность судов).

Первое место в грузообороте занимают порты . (Тихоокеанского бассейна). Это порты . (Восточный), . (Владивосток), . (Находка). На втором месте - . (Балтийский бассейн). Это порты . (Санкт-Петербург). (Выборг), . (Калининград).

Северный бассейн имеет С.М.П. (Северный морской путь). Он начинается в . (Мурманске) и заканчивается в порту . (Владивосток) и играет важную роль в . (снабжении районов Крайнего Севера).

Авиационный транспорт перевозит . (скоропортящиеся грузы, ценные грузы и пассажиров). Одна из основных проблем авиационного транспорта России - . (изношенность самолетов).

Строительство трубопроводов обходится в 2-3 раза . (быстрее) и . (дешевле), чем . (железных дорог). По ним транспортируются . (нефть), . (газ). Крупные трубопроводы ведут на запад России.

1) Повторить принципы размещения предприятий разных МОК;

3) Повторить географическую номенклатуру.

ТЭС; ТЭЦ; ГЭС; АЭС; металлургический завод полного цикла; алюминиевый завод; медеплавильный завод; тракторный завод; авиационный завод; часовой завод; завод горно-шахтного оборудования; завод судостроительный; завод синтетического волокна; завод калийных удобрений; завод фосфорных удобрений; сахарный завод; текстильный комбинат.

Термины и понятия:

Энергосистема; специализация; кооперирование; себестоимость; конструкционные материалы; комбинирование; металлургическая база; инфраструктура; транспортная система; грузооборот; транспортный узел; рекреационное хозяйство; конверсия.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: