А с пушкин сказка о рыбаке и рыбке характеристика героев произведения 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

УУД: познавательные- выполнять учебно-познавательные действия ,выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чувства героев ;выделять основную мысль произведения; делать выводы и обобщения;

коммуникативные-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

регулятивные- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Произнесите скороговорку в разном темпе(медленно- средне- быстро).

Избушка на курьих ножках Бежит по узкой дорожке.

Нет волшебные русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер самолет . Нет не праздные люди те сказки слагали А провидцы в чьих замыслах правда живет.

4.Самоопределение к деятельности.

Сейчас потолкуем о сказке такой Тут синее море ,тут берег морской Старик выйдет к морю ,он невод забросит Кого-то поймает и что-то попросит О жадной старухе рассказ здесь пойдет А жадность ребята к добру не ведет.

–Вы наверное уже догадались какую сказку мы будем сегодня читать?

5.Работа по теме урока.

Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.

Часть 1. –Где жили старик со старухой?

Часть 2-3.-Как старуха отреагировала на рассказ старика? -Сколько лет они прожили вместе? -Что случилось со стариком? - Как вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к свершившемуся чуду? -Почему старик отпустил золотую рыбку? -Как вела себя рыбка по отношению к старику?

Часть 4-5.-Чего захотелось старухе после того ,как она получила корыто? –Как вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает?

Часть 6-8.-Какое новое желание появилось у старухи? –Что увидел старик, вернувшись домой? -Как старуха отнеслась к старику ?Почему?

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! Бег на месте !Веселей ! И быстрей, быстрей, быстрей ! Делаем вперед наклоны- Раз-два-три- четыре- пять! Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять! Начинаем приседать Раз-два-три- четыре- пять! А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе! Руки к солнышку потянем Р Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться, Да прилежно !Не лениться!

7.Продолжение работы по теме урока.

Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.

Вопросы: -Как называется сказка ,которую мы прочитали ?Кто её автор? – Какая это сказка?(авторская) – Где жили старик со старухой? -С чем впервый раз пришел невод? -С чем второй раз пришел невод? - В чем стояла старуха-дворянка на крыльце? - Что сделала старуха в гневе, когда пожелала быть царицей? -Что держит стража царицы на плечах? -Что ела старуха-царица?

9.Подведение итогов. -С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему ? -Что у вас получилось? -Чему учились на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 2 класса соответствует календарно-тематичесому плану и подходит по возрасту детей.

Цель: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с заданием.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, зовут меня Дарина Андреевна. Давайте проверим все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Все остальное уберите в портфели! И так, начнем наш урок.

II. Актуализация знаний.

И пятёрку получу.

1) Читаем глазками.

- Что это? для чего нужна чистоговорка?

2)Читаем хором.

- Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3)Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

4) Интонационное чтение (с точкой, ? ,с! ).

- Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

– Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

– Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

Работа с карточками.

- В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Характер старика

Характер старухи

Характеристика старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

1. Где живёт герой?

2. Чем занимается?

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

- Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

– А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

- Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

- Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

- Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

- Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

- Какой характер у старика?

- Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

– Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

- Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

- Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

Характеристика старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

- Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

- Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

- Какой характер у старухи?

- Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

- Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

- Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

- Как мы можем узнать настроение рыбки?

- Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

- Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

– Почему так изменялось настроение моря?

- Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

- А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

- У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока: ф ормирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

1. Организационный момент.

2.Активизация на познавательную деятельность.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

3. Изучение нового

А) Прочитайте название произведения.

- Что можно узнать из заголовка?

- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

- Как вы думаете, хорошо быть жадной?

- К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

- Объясните, кто такая дворянка.

- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

- Кто такая царица?

- Какой должна быть царица?

- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Почему народ над старичком насмеялся?

- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения.

Может быть разным (в том числе и современным)

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Старуха скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.

4. Сравни начало и конец сказки.

Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: "Кто малым не доволен, тот большого не достоин", "Жадность - всякому горю начало".

Часто употребляется выражение "Остаться у разбитого корыта".

6. Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?

С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

1. Старик поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке

Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из "Рабочей тетради".

Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами "Жадность всякому горю начало".

Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Плотникова И.В.

Урок литературного чтения

Организационно-мотивационный момент.

Проверка домашнего задания.

Обучающиеся демонстрируют свои рисунки, зачитывают строки сказки, которые проиллюстрировали.

Речевая разминка. (Слайд)

Работа над скороговоркой

- Прочитайте скороговорку. О какой профессии в ней говорится?

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

Матросы две недели

Карамель на мели ели.

- О какой профессии говорится в скороговорке? Кто такие матросы?

- Каждый ли призывник может служить на флоте? Почему? /Для службы на флоте требуется особо крепкое здоровье, способность выдержать морскую качку и шторм, отсутствие страха перед замкнутым пространством подводной лодки, способность долго находиться без родных и близких./

Работа над скороговоркой: отработка четкого произношения всех звуков.

Работа с фразеологизмом (Слайд)

Проверка по слайду.

/Остаться ни с чем, потеряв все приобретенное, (обычно как справедливая расплата за неверные поступки, излишние притязания)/

- К кому из героев сказки он подходит? Объясните.

и поговорим …. А вот о ком вы узнаете, если найдете ключевые слова темы в шифровке. Подчеркните найденные слова.

( Индивидуальные карточки)

- Давайте уточним тему урока. Соедините слова в предложение.

( Демонстрационные карточки : СТАРИК, МОРЕ, СТАРУХА, ЗОЛОТАЯ РЫБКА, ХАРАКТЕРЫ).

- Попробуйте сформулировать учебную задачу урока по алгоритму, используя данные слова

(Слайд) Узнаем …..

Будем учиться …. /понимать, что такое справедливость, определять и выражать свое отношение к героям через их поступки, составлять план и соотносить его с содержанием произведения/

Деятельностный этап.

Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения

- В чем волшебство рыбки?

- Есть ли в сказке повторы сюжета. Прочитайте.

- Чем они похожи? / Во всех происходит разговор старика с рыбкой/

- Чем отличаются? /Меняются желания старухи и ее обращения к старику/

- Как просит старуха? Зачитайте.

- Изменяется ли манера поведения старика возле моря?

- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбой к морю?

Характеристика действующих лиц

- Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора? Как мы можем это понять?

- Каким в сказке показан старик, а какой старуха? Выберите карточку и прикрепите к персонажу. / Карточки-определения развешаны по классу: МЯГКИЙ ВЛАСТНАЯ ТЕРПЕЛИВЫЙ ЗЛАЯ ЖАДНАЯ НЕБЛАГОДАРНАЯ ДОБРЫЙ БЕЗВОЛЬНЫЙ СМИРЕННЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ СВАРЛИВАЯ НЕНАСЫТНАЯ /

- Но в сказке есть еще два персонажа. Это МОРЕ и ЗОЛОТАЯ РЫБКА.

- Давайте их охарактеризуем.

- Меняется ли золотая рыбка? А море? Почему?

- Составьте иллюстративный ряд, как меняется состояние моряпо сюжету сказки. (Картинки вывешиваются на доску.)

/Внешне золотая рыбка не меняется, но что происходит у нее внутри, в душе, очень точно передает море. Милость небезгранична./

- Кто из героев вам нравится? Почему?

- Как была наказана старуха за жадность и неблагодарность?

- Почему был наказан и старик, ведь он имел мягкий покладистый характер? /У старика не хватило смелости противостоять старухе, остановить ее жадность/.

- Случается ли такое в современной жизни? /Есть ли люди с такими чертами характера в современной жизни?/

Рефлексивно-оценочный этап .

- Какие цели ставили на урок?

- Чему учит нас сказка А.С. Пушкина?

- О чем заставил задуматься великий поэт?

IV . Домашнее задание .

уровень - Пересказать сказку.

Библиографический список

Литературно чтение. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015 г.

Читайте также: