Герменевтика брэд классен конспект

Обновлено: 06.07.2024

Этапы развития герменевтики

Еще в Древнее время появлялись обычаи истолковывать священные тексты, которые люди получали от богов. Такие послания могли передавать оракулы, пророки и др. Тексты бережно сохранялись и наследовались через поколения.

Когда появился разговорный диалект, тексты практически исчезли или превратились в мертвый язык, не поддающийся толкованию. Но даже при таком развитии языков священные послания были необходимы людям для связи с богами. В этом была их структура жизнедеятельности, общественного порядка. В культуре появлялись новые приемы восприятия священных посланий, и это повлекло соперничество различных школ и направлений герменевтики.

Александрийская школа проповедовала поиск более глубокого смысла. Светская герменевтика появилась уже в Древней Греции. Поэмы Гомера были самыми актуальными, а потому требовали особых истолкований. На его творчестве выстраивалась вся образовательная система и культура. Поздняя античность и Средневековье ознаменовались творчеством Платона и Аристотеля, тексты которых искажали переводчики.

Эпоха Возрождения проявила себя в герменевтике очень ярко, потому что ставила несколько задач:

1. Поиск методов и приемов верного истолкования античного текста, который существовал в определенный исторический период и имел совершенно другую культуру. Итог – светская герменевтика.

Такая классификация помогла людям сформировать современное языкознание.

Герменевтика в философии

в 19 веке возникла общая герменевтика как отдельная дисциплина в науке. Она основывалась на изучении практически любого текста, благодаря исследовательским работам Шлейермахера и Дильтея. В 20 веке появляется философская герменевтика, основывающаяся на работе философов того времени Хайдеггера и Гадамера.

Методы философской герменевтики

Герменевтический анализ включает в себя множество принципов и методов, позволяющих найти правильные значения феноменов и смыслов и понять контексты содержания текстов.

Гуманитарные науки и их методы – это текстовая реальность, выражающая принципы общественной жизни и истории людей. В герменевтике основой являются принципы анализа, интерпретации смыслов.

Представители герменевтики указывали, что она использует методы семиотики, логики и феноменологии и направлена на объективность понимания текстов. Интерпретации смысла бывают разные: психологические, исторические и филологические.

Герменевтика, как постижение смысла, делится на несколько основных методов изучения текстов:

Семиотика ищет в тексте знаки и символы, которые помогу понять смысл текста. Этот метод делится на несколько шагов:

а) Синтагматика – взаимосвязь слов с типологическим размещением.

б) Семантика – делится на: подбор слов, лексикона и формулирования смысла отдельных слов вне этого текста; виды и форма слов, грамматические элементы.

в) Прагматика – делится на: способы автора показать участвовал ли он в том, о чем пишет; духовное воздействие текстов, когда человек эмоционально реагирует на прочитанное.

Такой метод рассматривает историю появления текстов. Тоже делится на несколько шагов:

а) Литературный анализ – способ выявления правды: этот текст был таким изначально или со временем постоянно дополнялся?

б) Анализ литературных форм и жанров.

в) Анализ исторической передачи текста – отвечает на главный вопрос: как возник текст? Он мог появиться из устного пересказа, а потом измениться, либо сохранить свою форму до наших дней.

г) Анализ редактирования текста.

д) Анализ отдельный частей текста – например, слов, предложений, комментариев.

Представители направления

1. Фридрих Шлейермахер – занимался изучением немецкой философии и протестантской теологии.

Был исключительным проповедником и профессором. Он писал различные монологи и доктрины, переводил платоновские произведения. Шлейермахер был уверен, что герменевтика учит о взаимосвязанных принципах понимания, а ее задача в формировании методов для толкования всех письменных текстов. Исследователь рассматривал двойственную природу текста: психологическую и лингвистическую.

2. В. Дильтей – еще один немецкий философ и ученик Шлейермахера.

Дильтей указывал, что жизнь – духовное и историческое явление, которое может изучаться только живым человеком. Он первым сформировал теорию, что гуманитарное познание включает в себя проблемы понимания смысла текстов.

4. Мартин Хайдеггер – немецкий философ, учения которого строились на фактах и деконструкции герменевтики.

Современная герменевтика

Герменевтика и сейчас представляет интерес для многих приверженцев. Только используют ее не в науке, а в искусстве. Представители герменевтики беспокоятся о новом поколении людей, которые все меньше интересуются новыми знаниями и мыслями. Современному человеку, по их мнению, философия уже не кажется такой важной.

Современная герменевтика – это реакция на Новое время с рациональным мышлением одинокого человека, который противостоит всему внешнему миру. Самые новые представители герменевтики: Кьеркегор, Ж.П. Сартр и Н.А. Бердяев. Их главная концепция состояла в ответственности человека за свои действия, потому что он волен делать что захочет. Герменевтика – это философия, которая необходима всем, кто готов вникать в тайные смыслы старых текстов.

Принципы герменевтики: 16 золотых правил толкования Библии

В этой статье мы разберем основные принципы герменевтики Нового Завета и правила толкования Библии в целом. Как правильно толковать библейские отрывки? Обязательно ли придерживаться контекста и от чего еще зависит его правильное понимание?

Библейские отрывки очень важно всегда толковать в их контексте. Хороший читатель Библии всегда попытается понять, что пытается сказать автор его аудитории, учитывая контекст того времени. Чтобы применить библейский отрывок к современному контексту, нам важно не удаляться от его оригинального контекста. Однажды я проповедовал по книге Аввакум. Вот по этому отрывку:

Господь ответил: «Посмотри на другие народы! Понаблюдай за ними, и будешь удивлён. Ибо в дни вашей жизни Я собираюсь сделать такое, чему вы не поверили бы, если бы вам рассказали. (Аввакум 1:5)

Я много раз слышал, как разные проповедники говорили, что нам надо ожидать великих вещей от Бога. Они призывали нас довериться Богу, чтобы получить эти великие вещи! Но здесь есть одна проблема. В контексте этого отрывка Бог говорит Иуде, что очень скоро они будут уничтожены Навуходоносором и Вавилоном. Контекст имеет огромное значение в данном случае!

Но как только мы узнали оригинальный контекст библейского отрывка и его значение, мы можем попробовать применить отрывок в современном контексте. Даже этот отрывок из книги Аввакум мы можем применить в 21 веке. Например, мы можем понять, что если мы будем неверными Богу, в итоге Ему придется прибегнуть к серьезным мерам… Ну вы поняли идею…

То, о что я сейчас объяснял, как раз и называется герменевтикой. Герменевтика — это искусство, или наука интерпретации Библии. Ниже вы найдете несколько основных принципов герменевтики, надеюсь, что они помогут вам в изучении Библии.

  • Герменевтика: Систематическое изучение принципов и методов толкования, или интерпретации Библии.
  • Экзегеза: Объяснение значение оригинального текста Писания — того, что имел в виду автор, обращаясь к его аудитории.
  • Гомилетика: Практическое применение значения библейского отрывка в наше время.
  • Эйзегеза: Привнесение смысла в библейский текст, которого не было задумано в оригинале (из-за плохого толкования Библии). Это не хорошая вещь!

Золотые принципы герменевтики — толкования Библии

  1. Каждый отрывок в Библии имеет одно значение.
  2. Наиболее очевидное значение обычно является правильным.
  3. Всегда оставляйте в силе объяснение самого автора.
  4. Толковать отрывок из Библии всегда следует в его контексте, в контексте книги и ситуации.
  5. Интерпретация отрывка должна соответствовать окружению автора.
  6. Необходимо правильно разделять книги по их расположению, завету и обстановке.
  7. Интерпретировать каждый отрывок из Библии в свете всех остальных.
  8. Один отрывок часто объясняет другой.
  9. Более прямые и простые отрывки объясняют более сложные места Писания.
  10. Перед тем, как сделать вывод по какой-либо теме, необходимо изучить все библейские отрывки по данной теме.
  11. Необходимо соблюдать правильный баланс библейской истины.
  12. Отрывки следует толковать в соответствии с содержащимися в них идиомами.
  13. Необходимо правильно разделять языки (грамматику и фигуры речи).
  14. Необходимо отличать образный язык (фигуры речи) от буквального.
  15. Необходимо знать значение предложений, фраз и слов.
  16. Правильно разделяйте книги по типу литературы (поэзия, апокалиптическая, историческая, доктринальная и т. д.)

Читайте другие статьи в этом разделе.

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Герменевтика – методология интерпретации

Данное направление стало настолько популярным, что было выделено в отдельную область исследований – герменевтику, и приобрело ряд последователей.

Действительно ли авторы произведений вкладывали определенный смысл в свои работы, оставляя подсказки последующим поколениям, или это всего лишь домыслы исследователей? Существует ли единый взгляд на трактовку послания или каждый человек видит то, что близко ему на данный период времени? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Значение и происхождение герменевтики

Герменевтика – одно из направлений философии, занимающееся анализом условий понимания. Философы-герменевтики исследуют, например, как наши культурные традиции, история, язык и природа влияют на интерпретацию [OUPblog, 2017].

Герменевтика как методология интерпретации занимается проблемами, которые возникают при работе со значимыми человеческими действиями и продуктами таких действий, особенно с текстами [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016]. Если говорить кратко, то герменевтика описывает интерпретацию смыслов – объяснение, анализ, комментарий.

Первоначально применяемая к толкованию Библии, она включала в себя достоверные прочтения плюс экзегезу (комментарий о том, как следует применять полученные знания). В XIX веке герменевтика стала рассматриваться как общая теория интерпретации, относящаяся к текстам любого описания.

Философ Дэвид Хой прослеживал происхождение данного термина от греческого бога Гермеса, который, среди прочего, был изобретателем языка и переводчиком между богами и человечеством [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

На самом деле, основные проблемы, которые была призвана решить герменевтика, преобладали в жизни человека и неоднократно и последовательно требовали рассмотрения. Первоначально она возникла как ответ на дебаты об интерпретации библейских писаний.

Представители Римско-католической церкви считали, что истинное значение библейских текстов может рассматриваться только через призму традиции. Реформаторы, наоборот, полагали, что некоторая версия истинного значения этих библейских текстов могла быть получена от современных, обычных читателей, многие из которых не были знакомы с основными канонами католической церкви.

Вскоре после этого немецкий философ Фридрих Аст предложил новый взгляд на герменевтику. Он считал, что она представляет собой нечто большее, чем просто интерпретацию библейских текстов. По мнению Аста, герменевтика включала в себя попытку воссоздать в максимально возможной степени первоначальное намерение автора путем анализа текста, не ограничиваясь при этом линзами исторической или религиозной традиции или современной культуры [Literary Theory and Criticism, 2016].

Традиционная герменевтика (включая библейскую) относится к истории интерпретации письменных текстов, особенно в области литературы, религии и права.

Современная герменевтика охватывает не только вопросы, связанные с письменным текстом, но и все, что связано с процессом интерпретации. К ней относятся вербальные и невербальные формы общения, а также аспекты, влияющие на общение, такие как предположения, предварительное понимание, значение и философия языка и семиотика [Literary Theory and Criticism, 2016].

В наше время герменевтика занимается интерпретацией и пониманием человеческих действий сквозь призму политических, культурных, экономических и социальных институтов. Как методологическая дисциплина, она предлагает набор инструментов для эффективного решения проблем трактования человеческих действий, текстов и другого значимого материала [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016].

Современная герменевтика также должна задаться вопросом, как цифровая революция меняет условия понимания текстов. Например, кодировки текста уже являются интерпретацией, а различные параметры поиска представляют тексты через определенный, предварительно выбранный фокус [OUPblog, 2017].

Герменевтические подходы к значению тематизированы и используются во многих академических дисциплинах: археологии, архитектуре, исследованиях окружающей среды, международных отношениях, политической теории, психологии, религии и социологии. В частности, философская герменевтика уникальна тем, что вместо того, чтобы использовать особый подход к значению, она связана с природой значения, понимания или интерпретации.

Философская герменевтика

Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста. Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг. Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.

Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым. То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения. Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.

Юридическая герменевтика

Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы:

  1. Как мы можем решить, что означает данный закон?
  1. Кто принимает это решение?
  1. Каковы критерии для принятия этого решения?
  1. Являются ли критерии, которые мы используем для определения того, что означает данный закон, хорошими критериями?
  1. Достаточно ли их?
  1. Как и кем были выбраны эти критерии?
  1. В каких социально-политических, социокультурных и социально-исторических контекстах были созданы эти критерии?
  1. Являются ли критерии, которые мы использовали в прошлом для определения значения того или иного закона, критериями, которые мы должны использовать сегодня?
  1. Каким личным или политическим целям служат значения законов?
  1. На каком основании одно значение данного закона может быть обоснованно приоритетным по сравнению с другим? [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации. С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.

В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.

Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2020].

Различные взгляды на герменевтику

По мнению американского педагога и литературного критика Эрика Дональда Хирша, действительная интерпретация предполагает толкование желаемого автором смысла. Такая конструкция учитывает кругозор и образ мыслей автора, его ожидания – общие, культурные и общепринятые [Literary Theory and Criticism, 2016].

Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте утверждал, что возможности герменевтического анализа ограничены. Он отмечал, что этот способ анализа рассматривает интерпретацию только с точки зрения повседневного языка, а не с точки зрения форм социальной жизни [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкий философ Фридрих Август Вольф определил герменевтику как науку о правилах, по которым определяется значение знаков. Эти правила указывали для Вольфа на знание человеческой природы. Согласно Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют надлежащую роль в процессе интерпретации и помогают нам понять органическое целое, которым является текст. Главной задачей, которую ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога между автором текста и его читателем [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер были одними из самых ярких представителей идей герменевтики. Они полагали, что интерпретация литературы прошлого возникает из спора между прошлым и настоящим. Наша настоящая перспектива определенно связана с нашим прошлым. В то же время прошлое можно понять только через ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в создании смысла также становится значительным, поскольку интерпретация текста зависит от знаний, предположений, культурного фона, опыта, которыми он владеет [[Literary Theory and Criticism, 2016].

Ханс-Георг Гадамер расширил работу Хайдеггера по герменевтике. Он подчеркнул важность изучения исторического и культурного сознания, заложенного в артефактах. Он утверждал, что наше восприятие мира в первую очередь не теоретическое, а практическое. Мы не оцениваем объекты нейтрально на расстоянии, но они открываются нам, когда мы перемещаемся в уже существующей совокупности значимых отношений [OUPblog, 2017].

Вместо того, чтобы вовремя пресекать эти предубеждения, мыслители, изучающие данный вопрос, делают их неотъемлемой частью исследования. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, посредством которой при анализе разговоров, посредством текстов или других артефактов, становятся видимыми молчаливые предположения и предрассудки, присущие определенной расе, полу или культуре [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].

Другой ключевой элемент философской герменевтики Гадамера – настойчивое утверждение о том, что интерпретация, понимание или значение не могут иметь место вне практического применения. Для Гадамера трактование – это больше, чем просто объяснение или толкование. Помимо этого, изучение конкретного текста всегда и обязательно происходит через призму текущих проблем и интересов.

Гадамер отмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и противоречат реальности, в которой бытие и интерпретируемое понимание переплетаются. На традиционных путях к истине истина и метод расходятся. Традиция – это мировоззрение, система понимания, структура идей и верований, посредством которых данная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы же, используемые в западной традиции, не приведут к истине.

Таким образом, как сами вещи, так и участники разговора вместе создают как тему разговора (вопрос), так и ответ. Вместе они порождают истину. Более того, все это происходит в рамках традиции, которая придает легитимности и веса генерируемому значению.

Заключение

Герменевтика – это искусство понимания и самопознания. Данный процесс часто выходит за рамки простого логического анализа и общих принципов толкования. Изначально этот термин использовался мыслителями, которые обсуждали, как божественные послания или мыслительные идеи выражаются на человеческом языке.

Герменевтика возможна и в повседневной жизни, когда мы интерпретируем действия наших друзей или пытаемся выяснить, что, например, увольнение с работы означает в контексте нашей истории жизни. Мы действительно понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они имеют смысл в нашем собственном жизненном контексте и, таким образом, говорят с нами осмысленно. В таких случаях важно не впадать в крайности: не закрывать глаза на очевидные послания, которые до нас пытаются донести, но и не становиться параноиками, видящими во всем скрытый смысл.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБР.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБР.


Цель: познакомиться с теорией понимания -герменевтикой Задачи: 1) Изучить важ.

Цель: познакомиться с теорией понимания -герменевтикой Задачи: 1) Изучить важнейшие эпизоды истории герменевтики. 2) Узнать особенности современной герменевтики. 3) Ознакомиться с ролью герменевтики в философии и психологии.

Тютчев Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем.

Тютчев Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.


Герменевтика - мало кому известная наука. С одной стороны – это наука, т.к. и.

Герменевтика - мало кому известная наука. С одной стороны – это наука, т.к. имеет предмет изучения. С другой стороны – это искусство проникновения одного сознания в другое путем воспроизведения творческого процесса, посредством внешнего проявления.








Герменевтика неоднородна: в ее русле сложился ряд течений, по-разному понимаю.

В древней Греции неоплатоники полагали задачей герменевтики интерпретацию худ.

В древней Греции неоплатоники полагали задачей герменевтики интерпретацию художественных текстов, особенно гомеровских поэм. В истории герменевтики ярко проявили себя две школы интерпретации: александрийская — исторического толкования путем введение контекста изображаемой эпохи; антиохийская — символически-аллегорического толкования путем приписывание знаку нового значения, коренящегося не в системе представлений, данных в тексте, а в мире представлений воспринимающего текст истолкователя. Так Апион аллегорико-символически трактовал Гомера.

Понимание и интерпретация. Бахтин видит в процессе понимания четыре момента.

Понимание и интерпретация. Бахтин видит в процессе понимания четыре момента: 1) психофизиологическое восприятие знака; 2) его узнавание; 3) понимание значения знака в определенном контексте; 4) активное диалогическое понимание




В Средние века большое развитие получили интерпретационные приемы эгзегетики.

В эпоху Просвещения появились развернутые принципы герменевтики. И. М. Хладен.

В эпоху Просвещения появились развернутые принципы герменевтики. И. М. Хладениус и Т. Ф. Майер выдвинули концепции интерпретации, опирающиеся на исторические установки. Герменевтика этой эпохи стремится к воспроизведению исторического контекста, в котором должен быть понят текст, что служит способом устранения дистанции времени между автором и читателем. Интерпретатор выступает в качестве переводчика, посредника между разными культурами и эпохами. Просветители представляли себе историю как дискретный ряд изменений. Герменевтика стремилась постичь своеобразие художественного текста, а его понимание рассматривалось как приведение к согласию автора и читателя. Хладениус различает: непосредственное понимание (внимание к интерпретируемому тексту); опосредованное понимание (на основе которого текст конкретизируется).

В начале XIX в. немецкий философ Ф. Аст ключевым понятием герменевтики сделал.

Читайте также: