Условия успешного профессионального самоопределения конспект

Обновлено: 01.07.2024

решению эт ой задачи должн а система ш кольной проф ориентации.

Урок разработан на основе традиционной классно - урочной системы с

использованием компьютерн ых методов обучения. Урок проходит с

элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: игровой

метод “ролевая проба”, диску ссия, моделир о вание ситуации, диагностические

методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве

информатора, то диагноста, то р авно п равного у частника, а в некоторы х

Эффективное преподавание предполагает п оддержку интереса и

активности учащихся, контр оль их деятельности , представление опыта

использования компьютер ных информац и онных технологий в различных

На данном уроке и спользу ется мультимедийное сопровожде ние в виде

презентации Power Point . При помощи презентиции рассматриваютс я мотивы

выбора профессии, способы выбора профессии, формула вы б ора професс и и и

требования, которым должна соответст вовать выбранная профессия.

Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных

Цель: Ознак омление с п ринципом обоснованног о выбора профессии,

разумного планировани я профессиональной карьеры с учетом потребносте й

личностного са моопределения в условия х реального р ынка тру да .

Задачи: Выявить у р овень сформированности личны х профессиональн ых

Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностн ых

особенностей и требован и й рынка тру д а. Которые позволят им строить ве рсии

о предрас положенн о сти к т ем и ли иным направлениям образовательной

деятельности в условиях п рофильного обучения; уметь ан ализироват ь

образовательн ые ситу ации, в котор ых создаются условия дл я выявлени я

основных огра н ичителей сво боды выб ора профиля о б учения.

Предоставить ин формацию о возмо жностях профессионального о бразования в

1) Приветствие. Организа ционная часть. Вводная часть.

2) Изучение нового материала: обсужде н ие основных понятий (профессия,

профориента ц ия, пр офессиональное сам оопределение.

3) Закрепл ение нового материала: проведение профориента ц ионног о

Материально - тех н ическое обес п ечение: Комп ьютер, п р оектор.

Использу ется мультимедийное с опровожден ие в виде презентац ии Power

Организационная часть урока: проверка оснащё нности рабочих мест;

Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят

С учениками необходимо обсудить, во - первых, основные правила выбо ра

профессии с у чёто м существенных факторов; во - вторых, акцентир о вать

внимание на необходимости осознанного подхода к ситу ац ии выбора, на

принятие ответств ен ности за результаты выбор а, в - третьих, показать

необходимость сам о познания, чт обы выбранная пр о фессия (спе циальность,

сфера деятельности) соответствова ла индивидуаль ны м особенностям

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами б удем говорить о профессиях.

Мир профессий огроме н , их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодн о

появляется ок оло пятисот новы х и столько же исч езает или видоизменяется.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" -

официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим

делом. Слово эт о , как, впрочем, и многие другие те р мины, многоз начно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу и тихонечко присаживайтесь.Проверка готовности рабочих мест-Ребята, чтобы нам начать работать, мы должны проверить все ли у вас готово к уроку.Тетрадь,ручка.

-Давайте запишим тему урока в тетрадь.

2.Изучение нового материала.

-Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит то, как сложится в дальнейшем ваша судьба.

-Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни.

-Но и быть профессионально успешным необходимо, т.е. во многом состояться как личность быть нужным окружающим, близким людям.

-Быть успешным очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о нас. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужна власть над всем миром. Многие при выборе своего жизненного пути и профессиональной деятельности руководствуются чужим мнением, стремятся к шумной славе большим деньгам.

( слайд3 ) В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования – а именно, добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием.

( слайд4 ) Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот.

( слайд5 ) В результате возник обмен продуктами труда. Затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.

Ребята, как вы думаете, сколько в среднем, в мире существует профессий? (ответы ребят)

( слайд6 )Оказывается, более 40.000 профессий. Одни профессии исчезают, а другие появляются. Большинство профессий живёт от 5- до 15 лет, а затем либо умирает, либо меняется до неузнаваемости. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Например, с древних времён до 1920 г. Существовали профессии кузнеца и земледельца.Со временем создавались новые инструменты и машины, совершенствовались технологии, а значит появлялись новые специалисты: такие как Тракторист, кузнец по ремонту машин. Ежегодно рождается около 500 профессий. для того чтобы назвать несколько таких новых достаточно открыть газету с перечнями вакансий и предложениями о работе. В свою очередь новыми и популярными профессиями стали программист, маркетолог.

( слайд8 ) Профессия объединяет группу родственных специальностей. Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам. Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.

(слайд9) - Так, например, профессия учитель включает специальности – учитель технологии, учитель математики, учитель биологии, учитель начальных классов и так далее. Профессия станочник по металлообработке включает специальности токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик и так далее.

- Итак, рано или поздно перед вами возникают вопросы: кем стать? и куда пойти для этого учиться?

-Конечно, выбор профессии является очень важным этапом. Ведь именно он в дальнейшем определит весь жизненный путь человека.

( слайд10 )Вообще, существует два способа выбрать профессию.

- Ну тут всё понятно, человек ищет профессию вслепую, пробует себя в различных сферах деятельности. Ищет до тех пор, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства для достойного существования, но и радость от самого процесса работы. Правда, на это может уйти большая часть жизни, да и то, если повезёт, ведь профессий – десятки тысяч.

второй путь выбора профессии , то тут уже придётся изучить прежде всего самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания.

- В общем, всё то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем нужно ознакомиться с миром профессий, узнать какие требования предъявляют различные профессии к человеку. И только после всего этого необходимо сопоставить изученные требования со своими особенностями. Этот путь выбора профессии будет более точным и осмысленным.

(слайд 11) - В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образованияначальное профессиональное образование , среднее профессиональное образование , высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование .

3.Практическая часть.

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач - медицинский работник (врач).

Сопло - дипломатический представитель (посол).

Терка - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Фиакр - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор - руководитель предприятия (директор).

Старина - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток-животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка - юридическая профессия (адвокат).

Травинка - продавец старины (антиквар).

Альков - мастер ручной ковки (коваль).

6 . Итог урока.

-На этом уроке мы с вами поговорили о профессиональном образовании. Узнали, что в России существует четыре уровня профессионального образования.

-В завершении урока хочется сказать, что выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения.

Среди объективных условий можно выделить:

Социально-экономическое положение в стране.

Полноту предоставленной информации о мире профессий.

Специфика рынка труда конкретного региона.

К субъективным условиям обычно относят:

Внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта.

Мотивация профессионального самоопределения оптанта.

Уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что она требует. Вне зависимости от того, пытаетесь ли Вы принять решение о специальности в настоящее время или готовитесь заняться ею в будущем, знание о том, какое образование или навыки требуются, или о чем-либо, связанном с условиями труда, помогут Вам сделать информированный выбор. Например, важным могут быть знания о том, имеются ли в какой-либо специальности возможности работать неполный рабочий день, или знания о том, что какая-то работа требует или не требует работы с людьми или физической силы.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:

- самоопределение в конкретной трудовой функции операции;

- самоопределение на конкретном трудовом посту;

- самоопределение в специальности;

- самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);

- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);

- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);

- самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения. (8, 126)

Глава 2 Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников

2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Имеющиеся различия в самооценке, прежде всего, касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств.

Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье.

Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

1 ___________________________________________ 10 воля

Слева — самые безвольные, справа — самые волевые.

Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением.

— была по заслугам оценена другими;

— была для меня интересной;

— приносила большие доходы;

— была полезной и нужной людям;

— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Пряжникова Е.Ю. выделяет основные группы активизирующих профориентационных методик:

- профориентационные игры с классом;

- игровые профессиональные упражнения;

- активизирующие профориентационные опросники;

- бланковые игры с классом;

- схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения;

-карточные игровые консультационные методики;

- настольные профориентационные игры;

-бланковые карточные профориентационные игры;

-методы принятия профконсультационого решения (21, 281-298)

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 110104
Количество таблиц: 5
Количество изображений: 0

1. Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения

Среди объективных условий можно выделить:
· Социально-экономическое положение в стране.
· Полноту предоставленной информации о мире профессий. .
· Специфика рынка труда конкретного региона.
К субъективным условиям обычно относят:
· Внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта.
· Мотивация профессионального самоопределения оптанта.
· Уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что она требует. Вне зависимости от того, пытаетесь ли Вы принять решение о специальности в настоящее время или готовитесь заняться ею в будущем, знание о том, какое образование или навыки требуются, или о чем либо, связанном с условиями труда, помогут Вам сделать информированный выбор. Например, важным могут быть знания о том, имеются ли в какой-либо специальности возможности работать неполный рабочий день, или знания о том, что какая-то работа требует или не требует работы с людьми или физической силы.
При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:
- самоопределение в конкретной трудовой функции операции;
- самоопределение на конкретном трудовом посту; - самоопределение в специальности;
самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);
жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
- самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" - по А.Г.Асмолову (16) - как высший уровень личностного самоопределения.

2. Формирование самооценки учащихся, учет индивидуально - психологических особенностей старшеклассников

3. Субъект - субъектный подход в профконсультативной деятельности психолога

© 2002 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения

Читайте также: