Анализ прочитанной литературы 3 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

План – конспект урока литературного чтения в 3классе.

Образовательные – развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя и находить опорные слова для пересказа.

Развивающие – развивать умение анализировать произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, воображение.

Воспитательные – воспитывать интерес к чтению художественных произведений, воспитывать смелость, мужество, решительность, ответственность, прививать общечеловеческие ценности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Географическая карта мира

Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

( чтение по цепочке)

Оценивают сами учащиеся – с комментированием.

- Ребята, отгадайте загадки.

И нет следа (рыба)

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила (щука)

- Что вы можете рассказать об этой рыбе?

- А какие ещё бывают рыбы?

- Ребята, а какую морскую хищную рыбу вы знаете?

-А, что вы знаете об акуле? (Слайд №11)

- Ребята, об этой удивительной рыбе дополнит ваше знание (Аза)

Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, при движении акулы испытывают очень маленькое сопротивление воды, поэтому они быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы усажены несколько рядов острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Акулы отличаются друг от друга внешним обликом и величиной. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами. Акулы рождают живых детёнышей. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб вымерших миллионы лет назад.

Знакомство с писателем и его творчеством.

- Ребята, посмотрите на выставку книг (Слайд № 13). Все рассказы, помещённые в эти книги, написал Л.Н.Толстой.

- А какие произведения Л.Н.Толстого вы прочитали самостоятельно?

- О чём пишет Л.Н.Толстой? (Слайд №12)

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) . Родился 9сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам учил их.

Дети называют и показывают книги прочитанные самостоятельно.

- Он пишет о природе, о животных, о детях, о людях.

Дети выполняют упражнения.

Первичное чтение текста учителем.

- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

- Вы отметили слова. Назовите их.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. (Слайды №15,16,17 )

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения заряда.

Дети называют слова.

2 – 3 ученика объясняют значение знакомых для них слов .

Проверка первичного восприятия.

- О чём нам рассказал Л.Н.Толстой?

– Кто главный герой?

– Какое чувство вы переживали слушая рассказ?

- А, вам было страшно?

– Когда стало особенно страшно?

О встрече в открытом море ребят с акулой.

Главный герой - старый артиллерист

Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

Прочитать текст самостоятельно, стараясь понять душевное состояние главного героя.

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Куда приплыл корабль? (Слайд №20)

– Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?

– Когда его охватил страх?

– Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?

– Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?

– Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?

– Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?

- Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.

- Расположите название каждой части по порядку.

3.Встреча с акулой.

1.Корабль у берега Африки.

2.Весёлое купание в море.

5. Спасение ребят.

4. Артиллерист выстрелил в акулу.

Было очень жарко, капитан дал команду купаться.

К берегам Африки.

Он стоял на палубе и любовался на своего сына.

Когда он увидел акулу подплывающую к мальчикам.

Ребята зачитывают отрывок, описывающий состояние артиллериста.

Находят и обосновывают название каждой части рассказа.

- Найдите в тексте и прочитайте, где описан момент напряжённой тишины?

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите рисунок к этому произведению. (Слайд№ 22)

-Что изображено на нём? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этому рисунку подходящее название: (Слайд№ 23)

- А как бы вы назвали рисунок?

Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Дают ответы на поставленные вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения.

Учитель МАОУ СОШ № 31

Лукина Елена Юрьевна

Авторы учебника:

Урок изучения нового материала.

Создать условия для восприятия и анализа поэтического произведения.

Образовательные:

познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева,

показать разницу в образах Зимы и Весны.

учить анализу стихотворного текста,

закрепить знания о приемах художественной литературы ( контрасте, олицетворении);

cовершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
Развивающие:

развивать творческое воображение учащихся,

умение видеть прекрасное, умения исследования текста.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову;

помочь увидеть и почувствовать красоту слова;

прививать любовь к русской природе;

формировать навык работы учащихся при работе в парах.

Предметные:

уметь работать с текстом стихотворения, распознавать олицетворение, контраст, сравнивать строфы (четверостишье), уметь читать выразительно ;

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Учебник литературное чтение, рабочий лист.

Выставка книг Ф.И.Тютчева

Анализ урока литературного чтения в 3 классе

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требова­ний, оснащение урока средствами обучения.

2. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

4. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность зна­ний учащихся.

Дата: 4 марта 2019 год .

Класс, учитель: 3 класс, Бондаренко Вера Анатольевна.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Дидактические задачи урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, алгоритмов, закономерностей, правил: усвоение - понимание – запоминание, правильное воспроизведение.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

образовательные: познакомить с творчеством Сергея Есенина, учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения лирических произведений;

развивающие : развивать умение высказывать свои мысли, совершенствовать коллективные формы работы, воображение и речь учащихся, стремление к творчеству;

воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, чувство сопереживания и бережного отношения к природе.

Анализ урока:

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

Наблюдение, сравнение, обобщение, поиск информации.

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности;

повышению мотивации к учению.

Место и роль данного урока определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке был этап открытия новых знаний. На уроке использовался проблемный метод обучения: создание проблемной ситуации ,организация поиска решения проблемы, сопоставление открытия знания с научной формулировкой учебника. Высокая работаспособность на уроке обеспечивалась сменой видов деятельности , формой организации работы. Изложение нового материала давалось учащимся не в готовом виде, предлагалось самим сформулировать тему урока, определить цель. Учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний , отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить информацию в учебнике. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать друг друга, считаться с мнением других, обосновывать свои ответы .На протяжении всего урока учитель работал над развитием логического мышления, умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усвоили новую информацию , воспроизвели пройденный материал.

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока выражена в следующем:

  • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений;
  • рассмотрение теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь. Самостоятельная работа проводилась с целью закрепления и углубления знаний учащихся, способствовала развитию мышления.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Этап 1.Самоопределение к учебной деятельности.

-личностные- самоопределение(вижу, слышу, чувствую)

-коммуникативные- планирование учебного

Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

-познавательные- общеучебные ( умение структурировать знания , контролировать и оценивать процесс и результат деятельности);

логические(анализ, синтез, сравнение)

Этап 3.Постановка учебной задачи, выявление места и причины затруднения.

-познавательные –постановка и формулирование проблемы

-регулятивные- целеполагание, формирование познавательной цели

Этап 4.Построения проекта выхода из затруднения.

-регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи

-коммуникативные - планирование учебного сотрудничества со сверстниками, прогнозирование пробного действия

Этап 5.Реализация построенного проекта.

-коммуникативные-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра,умение выражать свои мысли

-познавательные-поиск и выделение информации, знаково- символическое моделирование,,выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, ,самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Этап 6. Проверка полученных результатов.

-познавательные- приём информации

-регулятивные –контроль, оценка, коррекция

-коммуникативные -управление поведением, умение использовать невербальные средства общения.

Этап 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-регулятивные- контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению

Этап 8.Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

-коммуникативные-умение выражать свои мысли

На уроке учитель использовал презентацию по теме урока,

Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

Учитель соблюдает нормы педагогической этики: доброжелательный тон,умение контролировать внутриколлективныеотношения,дорожелательный тон , уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха.

Динамическая пауза ,чередование видов деятельности,

разнообразие форм работы., проветривание класса перед уроком.

Выводы и рекомендации:

1. Основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь эффективно освоить новую тему и осознать необходимость изучения творчества С. Есенина.

1.Урок проведён методически грамотно, соблюдены все этапы урока, соблюдался принцип от простого к сложному, сочеталась письменная работа с устной.

2. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, создавалась ситуация успеха.

3. На уроке использовались ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, информационные и игровые технологии.

Формы, методы и приемы

III.Первичное чтение. Словарная работа

-Здравствуйте, меня зовут Кристина Сергеевна.

-Скажите, с кем или с чем мы можем повстречаться на уроках литературного чтения?

-А с каким автором мы встретимся сегодня, вы попробуйте определить сами.

-Посмотрите пожалуйста на слайд.( на слайде мячик , зайка, мишка, бычок) (цикл игрушки- Агния Барто)

-Как выдумаете, с каким автором мы сегодня повстречаемся на уроке и почему?(Агния Барто)

-Что вы знаете об АгниеБарто? Для кого писала Агния Львовна? (для малышей) Какое у вас любимое произведение? А как вы думаете у Агнии Барто было своё любимое произведение? (просмотр видео) микроитог.

-А́гния Льво́вна Барто́ — русская советская детская поэтесса. Её знают в более 70 странах.

- Представляете, в ее честь назвали одну из малых планет, которая расположена между орбитами Марса и Юпитера.

-Давайте по названию попробуем предугадать, о чем это стихотворение?

-Что такое разлука? Какие чувства мы испытываем когда мы в разлуке с кем-либо?

-Рассмотрите иллюстрациюна слайде. Как вы думаете о чем это стихотворение? Кто с кем в разлуке? Как вы это увидели?

-Ребята, а что мы должны сделать, чтобы проверить наши предположения по поводу содержания стихотворения? (прочесть)А как узнать чувства и эмоции?(сделать анализ стихотворения). Именно по этому плану мы будем с вами работать. Всем с ним согласны?

- Послушайте внимательно произведение и скажите, почему автор именно так назвал своё стихотворение? (ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЯ)

-Так почему автор так назвал своё произведение? Ответы детей.

-Ребята, в тексте вам встретились непонятные или незнакомые слова? Словарная работа .

-Сейчас вы будете работать в парах. Не забываем правила работы, они указаны на слайде.

-У вас на столах листы, в первой колонке незнакомые для нас слова, а во второй колонке их значение, вашей задачей будет к каждому слову найти значение и соединить их линией.

-На выполнение этого задания у вас 1 минута. Проверим, внимание на слайд.

- У кого все верно поднимите руку? Отлично

-Давайте вспомним, какой следующий пункт нашего плана (анализ произведения). Для этого у вас на столах лежат вопросы. Ответьте на них используя текст стихотворения. –На выполнение этого задания у вас 1.5 минуты.

- 1.Что делал мальчик для мамы? А почему он это делал как вы думате? (спрашиваю остальных детей) (Какие чувства испыт. любовь)

2.Что разлучило мальчика и маму?

3.Что мальчик сделал первым после разлуки с мамой? (радость)

4.Как мальчик вспомнил о маме? (скучал, расстраивался)

5.Какой совет отец даёт мальчику?

6.Что мальчик стал делать по привычке?

-Проверим, Читайте первый вопрос, а все остальные внимательно слушают и абзац где ответ на этот вопрос.

-Молодцы, ребята, а вы сочувствуете мальчику? Почему?

-Чему вы научились и что поняли благодаря этому произведению (ценить проведенное время с родителями)

-Закончить урок сегодня мне хотелось бы словами одного мыслителя:

"Вслед за расставанием обязательно бывает встреча". Подходят ли эти слова к стихотворению "Разлука"? мальчик встр. с мамой

Читайте также: