Конспект занятия животные южного урала

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Киреева Светлана Викторовна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Цель: Дать представление о животных, обитающих на Южном Урале.

Задачи:

Образовательные:

учить детей называть место обитания животных, их жилище;

расширять знания детей о подготовке диких животных к зиме и об их питании;

закрепить знание детей о том, что Южный Урал – это наша малая Родина;

закрепить знания о признаках осени;

закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Демонстрационный материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карточки с изображением места обитания диких животных, мяч.

Раздаточный материал: карточки диких животных и их жилище, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на Южном Урале. Подумаете, как называемся мы жители Южного Урала? Правильно, все мы – южноуральцы.

Природа нашего края красива и богата. В ней обитает много животных.

Сюрпризный момент: шарик с письмом.

Письмо: Помогите! Все животные перепутались, и теперь они не могу найти свое место обитания.

Воспитатель: Ребята, поможем животным?

Воспитатель: молодцы! Ребята, а вы любите путешествовать?

Слайд: Осенний лес.

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Посмотрите, а какой это лес?

Воспитатель: А как вы это поняли?

Дети: трава и листья пожелтели, листопад.

Воспитатель: правильно, а что делают лесные жители осень?

Дети: Готовятся к зиме.

Воспитатель: смотрите ребята, сундучок, а в нем задания от Лесовичка.

Загадка:

Зимой в берлоге спит
И немножечко храпит.
А проснётся – давай реветь,
А зовут его … .
(медведь)
Слайд: медведь.

Воспитатель: скажите, как медведь готовится к зиме?

Что делает медведь зимой? А кто еще из лесных зверей впадает в спячку?

Загадка:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ёж)

Воспитатель: А как ежик готовится к зиме?

Медведь и еж готовят запасы на зиму? Почему нет?

Загадка:

Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?

Загадка:

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц)

Воспитатель: Как заяц готовится к зиме? Какие еще животные обитают в лесах Южного Урала? Как они готовятся к зиме?

Дети: волк, лиса, кабан, лось…

Воспитатель: Молодцы! Лесовичок не только загадки приготовил для вас, но интересную игру.

Цель: на ощупь угадать, что за предмет и кто этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Лес – это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расселим животных в их жилища.

На листе бумаги изображено животные и жилища лесных обитателей.

Воспитатель: Ребята, вы должны правильно соединить линией животное с его домом.

Воспитатель: а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Медвежата в чаще жили…

Воспитатель: посмотрите на экран. Что на нем изображено?

Дети: семья лисы.

Воспитатель: Назовите по очереди: мама - лиса, папа – лис, детеныш – лисенок, и т.д. (заяц, волк, медведь, белка, еж, кабан, лось)

Воспитатель: Передаем мяч по очереди и называем животных ласково.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наша прогулка по лесу. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Про каких животных мы сегодня с вами говорили? За нашими приключениями наблюдал Лесовичок.

Ему очень понравилось, как вы выполняли все его задания. И он решил вам подарить целую корзину желудей, для того, чтобы мы с вами сделали поделки.

Список литературы

Занятия по развитию речи в ДОУ/ Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Цель: развивать познавательный интерес детей к малоизвестным видам животных Урала.

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2. Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, подходят к стойке с сюрпризом.

1 страница: карта Урала.

Воспитатель (показывает и рассказывает) :

2 страница: иллюстрации природы Урала.

( Перевернуть на 3 страницу: загадки про диких животных).

(Воспитатель загадывает 7 загадок, дети отгадывают).

- Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

Затем задания проверяются игроками другой команды (мальчики проверяют у девочек и наоборот, объясняют правильность выполнения задания.

- «Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря!

Ведь море без рыб- не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

По окончании песни, раздаётся стук в дверь и вносится посылка с сюрпризом (раскраски) для знатоков родного края и защитников природы.

Воспитатель читает надпись и спрашивает:

Цель: Развивать познавательный интерес детей к малоизвестным видам животных Урала.

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

У детей развит познавательный интерес к природе Урала, её обитателям.

Материал: презентация, диск со звуками леса, листы с изображением животных и следов, маркеры, лист А 3 с изображение леса, картинки диких животных.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, мольберт с магнитами, столы.

Воспитатель : «Ребята, вы знаете, что такое библиотека? (Ответы детей).

Да, правильно, это здание, где находится много разных, интересных книг и журналов на разные темы. А сегодня я хочу вас познакомить с электронной книгой. Вы хотите? (Ответы детей).

Воспитатель : Открываем первую страницу.

2 слайд - Карта Урала

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Карта нашего края – Урала.

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Среднем Урале.

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня поговорим о нашем крае, о Среднем Урале. Богат и интересен наш край, где мы с вами живём

3 слайд - Иллюстрации природы Среднего Урала

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Назовите мне лиственные деревья.

Дети: берёза, тополь, ольха, клён и т.д.

Воспитатель: А хвойные деревья?

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

Воспитатель : Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

4 слайд - смешанный лес

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? (показать картинку в книге)

5 слайд - роща, бор

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (показать картинку в книге)

Воспитатель : А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Звери, дикие животные.

Воспитатель : А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

Воспитатель : Правильно. А давайте с вами вспомним, какие животные живут в Уральских лесах.

Воспитатель : Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать. Если вы отгадаете, то откроются следующие страницы нашей книги.

1. На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк) (слайд-отгадка № 6)

2 .Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка) (слайд-отгадка № 7)

3 .Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц) (слайд-отгадка № 8)

4 .Смотри: лежит под ёлками

Подушечка с иголками.

Да вдруг побежала. (Ёж) (слайд-отгадка № 9)

5 . Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь) (слайд-отгадка № 10)

6 .Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса) (слайд-отгадка № 11)


7. Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это… (Лось) (слайд-отгадка № 12)

8 .Мы отличные работники,
Мы и столяры, и плотники,
Работящий наш народ,
За платиною живет.
В речке строим мы свой дом,
От людей вдали живем.
Но к соседям мы добры,
А зовемся мы … (бобры) (слайд-отгадка № 13)

Проводится физкультминутка (слайд № 14)

Воспитатель : а теперь нужно будет выполнить следующее задание.

Выполненное задание проверяется игроками другой команды. Команды объясняют правильность выполнения.

Ой, ребята, смотрите, а почему они красные, и какие – то животные здесь изображены.

Воспитатель : А что же это за Красная книга такая?

Дети: Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Воспитатель : Давайте узнаем, какие же животные стали редкими на Урале.

Воспитатель : К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря!

Ведь море без рыб - не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!

Воспитатель : Я предлагаю вам создать свой уральский лес. И заселить его дикими животными.

(детям предлагается выбрать только тех животных, которые обитают в уральских лесах и затем выбранное животное наклеить на подготовленный лес, нарисованный на ватмане).

Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего занятия? Какие бывают леса? Какие животные обитают на Урале? Как называется книга, куда занесены редкие животные? Как называется такая уральская книга? (Ответы детей)

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину.

Ну что ж вы все молодцы и показали, насколько хорошо знаете животный мир Урала. Получите свои подарки. А созданный вами лес Урала я предлагаю забрать в группу и показать другим детям, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живём.

Цель: Развивать познавательный интерес детей к малоизвестным видам животных Урала.

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

У детей развит познавательный интерес к природе Урала, её обитателям.

  1. Наглядный метод - наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
  2. Практический метод - это игра, элементарные опыты и моделирование.
  3. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Технология - экологического воспитания

Воспитатель : «Ребята, вы знаете, что такое библиотека? (Ответы детей).

2 слайд - Карта Урала

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

3 слайд - Иллюстрации природы Среднего Урала

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес? Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете? А хвойные деревья?

Воспитатель : Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес? 4 слайд - смешанный лес

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? Одни хвойные деревья? 5 слайд - роща, бор

Воспитатель : А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?А почему лесных животных называют дикими?

Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

А давайте с вами вспомним, какие животные живут в Уральских лесах.

Воспитатель : Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать. Если вы отгадаете, то откроются следующие страницы нашей книги.

1. На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

2 .Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)

3 .Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Подушечка с иголками.

Да вдруг побежала. (Ёж)

5 . Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.

6 . Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)
7. Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это… (Лось)

8 .Мы отличные работники,
Мы и столяры, и плотники,
Работящий наш народ,
За платиною живет.
В речке строим мы свой дом,
От людей вдали живем.
Но к соседям мы добры,
А зовемся мы … (бобры)














Воспитатель: ребята, но заповедники у нас на Урале очень большие. Егерю одному очень тяжело справляться, и браконьеры часто пробираются в заповедную зону. Как же быть? Что придумать, чтобы помочь егерю? И ведь есть такие непроходимые места, куда ему просто не добраться – болота, густой лес. А если животное поранилось и не подпускает к себе человека?
Ответы детей (Позвать ещё одного егеря, сделать робота).
Воспитатель: да, можно сделать и робота. Давайте мы с вами изобретём такого робота-помощника.
Схематические рисунки детей. Воспитатель рисует на доске, а дети рассказывают, каким должен быть робот-помощник (какое у него туловище, голова и т.д.).
Заповедник и выставка рисунков остаются в группе. Дети в свободной деятельности дополняют постройку кормушками для животных, ветеринарным пунктом, строят роботов по своим схемам-рисункам.

Читайте также: