План конспект урока представление данных 10 класс

Обновлено: 02.07.2024


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №58 Камышловского ГО

Конспект урока по информатике 10 класс

Исполнитель:

Студентка 4 инф

___________
Камышлов, 2013

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Дата: 10.04.2013

Тема: Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука

Тип: Усвоение новых знаний

Здравствуйте сегодня информатику у вас буду вести я. Меня зовут Людмила Романовна я студентка 4 курса Педагогического колледжа.

Давайте для начала отметим отсутствующих на занятии.

Слушают учителя, записывают тему и дату.

Модель представления текста в памяти весьма проста. За каждой буквой алфавита, цифрой, знаком препинания и иным общепринятым при записи текста символом закрепляется определенный двоичный код, длинна которого фиксирована. В популярных системах кодировки (ASCII, KOI8, Windows и т.д.) каждый символ заменяется на восьми разрядное целое положительное число: оно хранится в одном байте памяти. Это число является порядковым номером символа в кодовой таблице. Согласно главной формуле информатики, определяем, что размер алфавита , который можно закодировать равен: . Давайте это запишем. Этого количества вполне достаточно для размещения двух алфавитов естественных языков( английского и русского) и всех необходимых символов.

Давайте разберем некоторые различные виды кодировок:

-ASCII - американская стандартная кодировочная таблица для печатных символов и некоторых специальных кодов. В американском варианте английского языка произносится [э́ски], тогда как в Великобритании чаще произносится [а́ски]; по-русски произносится также [а́ски] или [аски́].

- KOI8 – восьмибитовая ASCII -совместимая кодовая страница , разработанная для кодирования букв кириллических алфавитов . Была широко распространена как основная русская кодировка в Unix-совместимых ОС и в электронной почте, однако ближе к 2010 г., с распространением Юникода , постепенно выходит из употребления.

1. 1 Кбайт = 1024 байт = 1024*8 бит = 8192 бит.

2. 3 Кбайт = 3*8192=24576(бит)

1) 10 2) 16 3) 20 4) 160

160 / 8 = 20 символов.

Правильный ответ 3) 20.

Есть такие лестные для человека грехи, что исповедоваться в них значило бы впасть в грех тщеславия. Александр Арну
ещё >>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема "Представление информации, языки, кодирование"

Образовательные: познакомить учащихся с формами представления информации, сформировать понятие "кодирование", "декодирование"

Развивающие: способствовать развитию логического мышления

Воспитательные: воспитать аккуратность, информационную культуру.

Задача: показать необходимость умения кодировать и работать с информацией.

Конспект урока:

Организационный момент

Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих.

Актуализация знаний

Проверяю домашнюю работу. Мы говорили об информатике и информации. Что же такое информатика, что такое информация? Какие части имеет информатика? О чем идет речь в теоретической информатики? На какие разделы делится средства информатизации? Какой раздел информатики включает информационную культуру?

Теоретическая часть

Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.

Языки бывают естественными , например, русский, китайский, английский, и формальные , например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит . Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.

Что мы понимаем под словом "кодирование" информации?

При кодировании ставятся разные цели и, соответственно, применяются различные способы кодирования. Для чего используется кодирование? Наиболее распространенные цели кодирования: 1) экономность (сократить запись); 2) надежность (засекретить информацию); 3) удобство обработки или восприятия.

Существуют три основных способа кодирования текста: 1) графический — с помощью специальных рисунков или значков; 2) числовой — с помощью чисел; 3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

А теперь обратим внимание на то, что может существовать много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке.

Пример: Русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит.

Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.

Приведённые примеры иллюстрируют следующее важное правило: Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.

Еще одно важное обстоятельство:

Выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом её обработки.

Заметим, что две эти записи, эквивалентные по смыслу, используют разные языки: первая — естественный русский язык, вторая — формальный язык математики, не имеющий национальной принадлежности. Переход от представления на естественном языке к представлению на формальном языке можно также рассматривать как кодирование. Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру — двоичную систему.

Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография. Для восстановления зашифрованной информации осуществляется обратное преобразование — расшифровка . Для расшифровки информации необходимо наличие соответствующего секретного ключа .

Криптография — это наука о методах и принципах передачи и приема зашифрованной с помощью специальных ключей информации.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода. Поэтому его называют неравномерным кодом.

Практическая часть

Закодируйте свое имя с помощью азбуки Морзе.

Для 5 букв ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та за­да­ны их дво­ич­ные коды (для не­ко­то­рых букв – из двух бит, для не­ко­то­рых – из трех). Эти коды пред­став­ле­ны в таб­ли­це:

Опре­де­ли­те, какой набор букв за­ко­ди­ро­ван дво­ич­ной стро­кой 1000110110110, если из­вест­но, что все буквы в по­сле­до­ва­тель­но­сти – раз­ные:

1) cbade 2) acdeb 3) acbed 4) bacde

По­яс­не­ние. Мы видим, что усло­вия Фано и об­рат­ное усло­вие Фано не вы­пол­ня­ют­ся, зна­чит код можно рас­ко­ди­ро­вать не­од­но­знач­но. Фано: ни­ка­кое ко­до­вое слово не яв­ля­ет­ся на­ча­лом дру­го­го ко­до­во­го слова, по­это­му од­но­знач­но можем рас­ко­ди­ро­вать со­об­ще­ние с на­ча­ла

Будем про­бо­вать раз­ные ва­ри­ан­ты, от­бра­сы­вая те, в ко­то­рых по­лу­ча­ют­ся по­вто­ря­ю­щи­е­ся буквы: 1) 100 011 01 10 110 Пер­вая буква опре­де­ля­ет­ся од­но­знач­но, её код 100: a

Пусть вто­рая буква — с, тогда сле­ду­ю­щая буква — d, потом — e и b. Такой ва­ри­ант удо­вле­тво­рет усло­вию, зна­чит, окон­ча­тель­но по­лу­чи­ли ответ: acdeb . Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Для 6 букв ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та за­да­ны их дво­ич­ные коды (для не­ко­то­рых букв из двух бит, для не­ко­то­рых – из трех). Эти коды пред­став­ле­ны в таб­ли­це:

Опре­де­ли­те, какая по­сле­до­ва­тель­ность из 6 букв за­ко­ди­ро­ва­на дво­ич­ной стро­кой 011111000101100.

1) DEFBAC 2) ABDEFC 3) DECAFB 4) EFCABD

По­яс­не­ние. Мы видим, что усло­вия Фано и об­рат­ное усло­вие Фано не вы­пол­ня­ют­ся, зна­чит код можно рас­ко­ди­ро­вать не­од­но­знач­но.

Будем про­бо­вать раз­ные ва­ри­ан­ты, от­бра­сы­вая те, в ко­то­рых по­лу­ча­ют­ся по­вто­ря­ю­щи­е­ся буквы:

1) 011 11 100 0101100 Пер­вая буква опре­де­ля­ет­ся од­но­знач­но, её код 011: D.

Вто­рая буква также опре­де­лит­ся од­но­знач­но — E.

Пусть тре­тья буква B, тогда сле­ду­ю­щая на­чи­на­ет­ся с кода 010, но таких букв в таб­ли­це нет, зна­чит пред­по­ло­же­ние не верно.

2) 011 11 10 00 101 100

Тре­тья буква — С, потом — A. Мы хотим по­лу­чить ещё две буквы, чтобы в сумме их было 6, тогда сле­ду­ю­щая буква — F, и по­след­няя — B.

Окон­ча­тель­но по­лу­чи­ли ответ: DECAFB . Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Для ко­ди­ро­ва­ния букв О, К, Г, Д, Р ре­ши­ли ис­поль­зо­вать дво­ич­ное пред­став­ле­ние чисел 0, 1, 2, 3 и 4 со­от­вет­ствен­но (с со­хра­не­ни­ем од­но­го не­зна­ча­ще­го нуля в слу­чае од­но­раз­ряд­но­го пред­став­ле­ния). Если за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв ГО­РО­ДОК таким спо­со­бом и ре­зуль­тат за­пи­сать вось­ме­рич­ным кодом, то по­лу­чит­ся

По­яс­не­ние. Сна­ча­ла сле­ду­ет пред­ста­вить дан­ные в усло­вии числа в дво­ич­ном коде:

Затем за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв: ГО­РО­ДОК — 100010000110001. Те­перь разобьём это пред­став­ле­ние на трой­ки спра­ва на­ле­во и пе­ре­ведём по­лу­чен­ный набор чисел в де­ся­тич­ный код, затем в вось­ме­рич­ный (вось­ме­рич­ное предств­ле­ние сов­па­да­ет с де­ся­тич­ным при раз­би­е­нии трой­ка­ми)

100 010 000 110 001 — 42061. Пра­виль­ный ответе ука­зан под но­ме­ром 4

Для ко­ди­ро­ва­ния букв Д, X, Р, О, В ре­ши­ли ис­поль­зо­вать дво­ич­ное пред­став­ле­ние чисел 0, 1, 2, 3 и 4 со­от­вет­ствен­но (с со­хра­не­ни­ем од­но­го не­зна­ча­ще­го нуля в слу­чае од­но­раз­ряд­но­го пред­став­ле­ния). Если за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв ХО­РО­ВОД таким спо­со­бом и ре­зуль­тат за­пи­сать вось­ме­рич­ным кодом, то по­лу­чит­ся

1) 12334 2) 2434541 3) 36714 4) 1323430

По­яс­не­ние. Сна­ча­ла сле­ду­ет пред­ста­вить дан­ные в усло­вии числа в дво­ич­ном коде:

Затем за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв: ХО­РО­ВОД — 011110111001100. Те­перь разобьём это пред­став­ле­ние на трой­ки спра­ва на­ле­во и пе­ре­ведём по­лу­чен­ный набор чисел в де­ся­тич­ный код, затем в вось­ме­рич­ный (вось­ме­рич­ное предств­ле­ние сов­па­да­ет с де­ся­тич­ным при раз­би­е­нии трой­ка­ми)

011 110 111 001 100 — 36714. Пра­виль­ный ответе ука­зан под но­ме­ром 3.

Закрепление знаний

Что такое кодирование? Чем он отличается от шифрования?

Домашнее задание

Для ко­ди­ро­ва­ния букв Р, С, Н, О, Г ре­ши­ли ис­поль­зо­вать дво­ич­ное пред­став­ле­ние чисел 0, 1, 2, 3 и 4 со­от­вет­ствен­но (с со­хра­не­ни­ем од­но­го не­зна­ча­ще­го нуля в слу­чае од­но­раз­ряд­но­го пред­став­ле­ния). Если за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв НО­СО­РОГ таким спо­со­бом и ре­зуль­тат за­пи­сать вось­ме­рич­ным кодом, то по­лу­чит­ся

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Для ко­ди­ро­ва­ния букв Е, П, Н, Ч, Ь ре­ши­ли ис­поль­зо­вать дво­ич­ное пред­став­ле­ние чисел 0, 1, 2, 3 и 4 со­от­вет­ствен­но (с со­хра­не­ни­ем од­но­го не­зна­ча­ще­го нуля в слу­чае од­но­раз­ряд­но­го пред­став­ле­ния). Если за­ко­ди­ро­вать по­сле­до­ва­тель­ность букв ПЕ­ЧЕ­НЬЕ таким спо­со­бом и ре­зуль­тат за­пи­сать вось­ме­рич­ным кодом, то по­лу­чит­ся

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке повторяются и закрепляются полученные знания о правилах перевода чисел из одной системы счисления в другую; расширяются знания о способе перевода чисел через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников; приводятся примеры и задания на позиционные системы счисления. И вводятся все основные понятия систем счисления.

Методическая разработка

урока в 10 классе

«Представление числовой информации

Подготовила: Исянбаева З.Р.

учитель информатики высшей категории

МАОУ СОШ № 1 с.Акъяр

Урок ориентирован на учащихся 9-10 класса.

На данном уроке повторяются и закрепляются полученные знания о правилах перевода чисел из одной системы счисления в другую; расширяются знания о способе перевода чисел через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников; приводятся примеры и задания на позиционные системы счисления. И вводятся все основные понятия систем счисления. Развивается познавательный интерес, творческая активность учащихся.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий:

- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы в групповой работе;

- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

- навык о переводе чисел из одной системы счисления в другую с применением приложения Калькулятор;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметных:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- закрепить умение перевода чисел из одной системы счисления в другую по заданному алгоритму;

- иметь представление о переводе чисел из одной системы счисления в другую с помощью дополнительных программ;

- развитие ИКТ– компетенции.

– формирование представления об основных изучаемых понятиях: система счисления, о записи чисел в различных системах счисления;

– формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

– развитие умений использования компьютерных устройств.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, литература, история.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа на ПК.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для учащихся, презентация (Приложение 1), карточка с заданием (Приложение 2, 3), опорный конспект (Приложение 4).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей (прошу всех взяться за руки и пожелать удачи на уроке и т.д.)

Слайд 1

Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления к восприятию нового

Выявляет уровень знаний учащихся.

Определяет типичные недостатки.

1. Что такое система счисления?

2. Какие виды систем счисления вы знаете?

3. Какие системы счисления называются позиционными?

4. Приведите примеры позиционных систем счисления?

5. Какие системы счисления называются непозиционными?

6. Приведите примеры непозиционных систем счисления? Как обозначаются цифры 50, 100, 500, 1000 и т.д.

7. Приведите примеры использования человеком в обычной жизни различных систем счисления, кроме десятичной?

Сегодня мы на уроке поработаем в группах. У каждой группы есть свой опорный конспект, который вы должны будете заполнять в течение урока и по окончании подсчитав баллы получить оценки.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Различают два типа систем: позиционные и непозиционные.

Количественное значение символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения в записи числа.

Цифровые: десятичная: 0,1,2, …,9; двоичная: 0,1; восьмеричная: 0,1,2,…,7.

Количественное значение символов, используемых для записи чисел, не зависит от их положения в записи числа.

Римская, Египетская, Древнегреческая, Славянская.

Римская система счисления используется для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах.

Репродуктивные методы: самостоятельность, внимание‚

анализ, активность, системность, точность речи, аргументированность;

коммуникативность: сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Дорогие ребята - 2015 год в РФ и РБ – это год.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Может ли такое быть и почему?

Привести задачу в соответствие.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные -целеполагание, коммуникативные - постановка вопроса, познавательные -формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Цель: выявление причины затруднения. Поиск способов их решения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

-А как мы переводили числа из 10 с.с.

Какая программа используется для вычисления каких либо данных?

- Что мы будем делать на уроке и чему мы должны научиться?

Записываем число и тему урока в тетради.

Для того чтобы составить алгоритм перевода чисел, необходимо вспомнить правило на стр. 91 в учебнике.

Каждое задание делается у доски учащимися и проверяется.

1. Решение задач:

Задание 1. В корзине лежат 110100 зелёных яблока и 100001 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине?

(задание оценивается 3-мя баллами)

Ребята у вас получилось 85 яблок в корзине. Вам эта цифра не о чем не говорит?

Задание 2. Верны ли тождества.

адание оценивается 3-мя баллами)

верно или неверно

Задание 3. Решение неравенств.

(задание оценивается 3-мя баллами)

Поставьте вместо знака ? знак , или =.

Творческое задание.

Русская поговорка.

(задание оценивается 10-ю баллами)

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.


Составляют план достижения цели, определяют средства выхода из проблемной ситуации.

- Используется 2 с.с., нужно задачу привести в наши числа т.е. перевести.

- О переводе чисел.

Слайд 5

Учащиеся вспоминают и читают правило и проговаривают алгоритм последовательности действий, которые фиксируются на доске и в тетради.

Ответ:

8510 яблок в корзине.

85-лет Хайбуллинскому району

верно

7510 =16

Репродуктивные - внимание, самостоятельность. Логическое решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка.

Цель: здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье.

Организация физминутки.

Упражнения для снятия утомляемости глаз и кистей рук.

Глазки, руки вверх поднимем мы – улыбнемся.

Глазки, руки вниз опустим мы – улыбнемся.

Глазки влево повернем – улыбнемся.

Глазки вправо повернем -

И работать мы начнем.

Слайд 10.

Коммуникативные -сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные - какое значение имеет для меня физминутка.

6. Самостоятельная работа в парах, индивидуальная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: применить знания на практике, создать ситуацию успеха, учить работать в парах и индивидуально.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Прошу по группам сесть за компьютеры.

Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид - Программист). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:

·Hex ·Dec ·Oct ·Bin


Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.

Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.

Задание 1.

Задание оценивается в 3 балла

Переведите числа из десятичного в двоичный код.

Задание 2.

Задание оценивается в 3 балла

Переведите числа из двоичного код в десятичный.

Задание 3.

Задание оценивается в 6 баллов.


Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления.

 формирование к оммуникативны х качеств развивающейся л ичности.

Приветствие. З накомство с клас сом. Закрепл ение рабочи х мест за учащимис я.

Из базового курса вам должно быть известно, что информация хранится ,

передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же

информация может быть представлен а в разной форме, с помощью р азличны х

Язык – это опре деленная знакова я система п редставления ин формации.

Существу ют естественные (разгов орные) языки и формальные яз ыки.

Естественные языки носят националь ный характер. Формальные языки чаще всего

относятся к специальной област и человеческой деятел ьности. Примеры фо рмальных

языков: язык музыки (нотная грамота), язык математ ики (цифры и математические

знаки) и др. В некоторых случаях разговорную речь мо жет заменять язык мимики и

жестов, язык с пециальных з на ков (нап ример, дорож ные знаки).

удобный для ее хранения и/или передачи. Следова тельно, запись текста на

естественном языке можно рассматривать как спос об кодирова ния речи с помощью

графических элементов (бу кв, иероглифов). Записан ный текст является кодом,

заключающим в се бе содержание речи, т. е. информацию.

Процесс чтения текста — это обратный по отношению к пи сьму п ро цесс, при

котором письменный текст преобразу ется в у стную речь. Чтение можно н азвать

А теперь обратим внимание на то, что может существовать много спо собов

кодирования одного и того же текста на одном и том же языке. Нап ример, русский

текст мы прив ыкли записывать с помощью ру сского алфавита. Н о то же самое

можно сделать, использу я латинский алфавит. Иногда так приходится поступать,

отправляя SMS по мобильному телефону, на котором н ет русских букв, или

электронное письмо на русском язы ке за границу , если у адресата нет

Существу ет множество способ ов кодирования. Например, сте нография —

быстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь не многие специа льно

обученные люди — стенографисты. Они успевают записывать текст синхронно с

речью выступающего человека. В стенограмме один значо к о бозначает целое слово

или сочетание букв. Расшифровать (декодировать) стеног рамму может тольк о сам

стенографист . Мож но придумать и другие спосо бы кодировани я.

Приведенные примеры иллюстрирую т следующее важное правило: для ко ди рования

одной и той же информации могут быть использованы раз ные способы; их выбор

зависит от ряда обстоят ельств: цели кодир ова ния, усло вий, имеющихся средств.

Еще одно важное обстоятельство: выбор способа кодиров ания информации

может быть связан с предполагаемы м способо м ее обработки. Обсудим это на

примере пре дставления чисел — колич ественной инфо рмации. Исп ользуя ру сский

десятичной системы счислени я, пишем: 35 . Пусть вам надо произвести вычисления.

Скажите, какая запись удоб нее д ля выполнения расчетов: «тридцать пять умножить

многозначных ч исел вы бу дете пользоваться вто рой записью.

Заметим, что д ве эти записи, эквивалентные по смыслу , используют разные

языки: первая — естественный русский язык, вторая — формальный язык

математики, не имеющий национальн ой принадлежност и. Пе реход от

представлен ия на естественном языке к представлению на фор мальном языке можн о

также рассматривать как кодирование. Человеку удобно и спольз овать д ля

кодирования чи сел десятичну ю систему счисления, а компьютеру — двоичную

Широко использу емыми в информатике формальн ыми языками явля ются

В некоторых случаях возникает потреб ность засекречиван ия текста со общения

или документа, д ля того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено . Это

называется защитой от несанкционированного доступ а. В таком случае секретный

текст шифруется. Шифрование представляет собой процесс превращения о ткрытог о

текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования ,

при котором восстанавл ивается исходный текст. Ши фрование — это тоже

кодирование, но с засек реченным методом, известным только источнику и адресату .

Методами шифрова ния занимаетс я наука крипт огра фия.

С появлением технически х средств хранения и передач и и нформаци и возникли

новые идеи и приемы кодирования. Первым техническ им сред ством передачи

информации на рас стояние стал тел е граф, изобретенный в 1837 году амери канцем

электрических сигналов, передаваем ая от одного телеграфн ого аппарата по

проводам к дру гому телеграфному аппарату. Эти техническ ие обстоя тельства

Читайте также: