Контекстуальные синонимы и антонимы градация антитеза конспект

Обновлено: 05.07.2024

Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

Что такое фигуры речи и какие они бывают

Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.

Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.

  • сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:

«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).

Виды градации:

Функции градации:

Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.

В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.

Виды инверсии:

Функции инверсии:

  1. Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
  2. Приобретение смысловых акцентов в предложении.
  3. Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)

Виды эллипсиса:

Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.

Цели эллипсиса:

Лирическое усиление художественной выразительности:

Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.

Функция эпифоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.

Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Функции анафоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Усиливающая.
  3. Придает динамичность речи.

Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Для чего нужен параллелизм?

Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.

Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)

Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.

Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Функции риторического вопроса:

  1. Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
  2. Акцентологическая.

Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

10 класс Тема урока: Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Обучающие:

- познакомить с новыми понятиями;

- учить находить синонимы и антонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;

- познакомить с градацией и антитезой как средством выразительности речи

Развивающие:

- создать условия для развития умения употребления синонимов и антонимов в речи;

- развивать познавательные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного содружества.

- способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Задачи:

- повысить положительную мотивацию обучения;

- повысить уровень знаний учащихся

- создать условия для обогащения словарного запаса, расширение кругозора.

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Обращение к теме урока.

Постановка цели и задач урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.

(Лексика – это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

-Дайте определение лексикологии. (Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.)

-Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.)

-Что такое лексикон? (Это словарный запас человека.)

V. Изучение нового материала с одновременным закреплением.

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

Понятие контекстуальных синонимов. Существует также особый вид синонимов - контекстуальные синонимы.

Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определённом контексте, сближаясь по значению в условиях этого контекста.

- Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?

Вот пошёл он к синему морю,

Видит, - море слегка разыгралось

Вот пошёл он к синему морю,

Помутилося синее море…

Пошёл старик к синему морю,

Не спокойно синее море…

Старичок отправился к морю,

Почернело синее море…

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря…

- Какова роль контекстуальных синонимов в данных отрывках?

(Они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.)

Введение понятия о градации:

Градация – (лат gradatio – постепенное повышение) - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Задание. - Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Хмыкал швейцар, крякнул толстый повар отеля, усмехался сам хозяин отеля, улыбались официанты в ресторане, хихикала горничная, смеялся мальчик в лифте, визжали поварята, заливались рассыльные - скоро хохотали все.)

Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.

К добру и злу постыдно равнодушны… М. Лермонтов


И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
М. Лермонтов

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А. Пушкин

Контекстуальные антонимы

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.

Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи

Антитеза – противопоставление.

Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.

Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
В.В.Матвеев


…вокруг на сотни вёрст
Трещит мороз в разгаре лета.
И веет холодом от звёзд.
В.И. Выхристенко

Примеры контекстных антонимов

Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин

Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева

Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.

VI. Итог урока

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

Синтаксис (греч. Syntaxis — составление) — это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Выразительные средства синтаксиса —это такие способы построения словосочетания и предложения, с помощью которых можно расставить нужные акценты, придать высказыванию яркости, сделать его более эффектным.

Градация — это такое расположение частей высказывания, относящихся к одному предмету, при котором каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.

Антитеза — это резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний.

Параллелизм — это схожее или одинаковое построение расположенных рядом предложений или отрезков речи.

Анафора — это повторение начальных частей находящихся рядом предложений.

Инверсия — это изменение прямого порядка слов или словосочетаний.

Перифраза — это средство замена одного слова описательным выражением.

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Былинский К. И. Литературное редактирование: учеб. пособие / К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ФЛИНТА: Наука – 400 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

К выразительным средствам синтаксиса относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, инверсия, перифраза.

При градации относящиеся к одному предмету части высказывания располагаются в таком порядке, чтобы каждая из последующих частей усиливала выразительный эффект.

С помощью антитезы можно добиться эффекта контраста. Антитеза основывается на противопоставлении понятий и образов. Рассмотрим антитезу на классическом примере:

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Синтаксическим параллелизмом называют схожее или одинаковое построение расположенных рядом предложений или отрезков речи.

«Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это – теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это – пчелы, это – донник,

Еще одно выразительное средство, о котором нужно сказать, — перифраза.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Замените перифразы географическими названиями.

Вопросы к кроссворду:

        1. Третий Рим.
        2. Северная Венеция.
        3. Страна пирамид.
        4. Столица мировой моды.
        5. Туманный Альбион.
        6. Страна восходящего солнца.
        7. Город на семи холмах.
        8. Колыбель трех религий.
      1. Москва.
      2. Петербург.
      3. Египет.
      4. Париж.
      5. Англия
      6. Япония.
      7. Рим.
      8. Иерусалим.

      Вставьте на место пропусков в таблице термины, определения которых даны в правом столбце.

      фигура речи, состоящая в изменении прямого порядка слов или словосочетаний

      фигура речи, состоящая в повторении структуры находящихся рядом предложений

      фигура речи, образующая контраст и заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний

      фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

      Слова для подстановки: параллелизм, инверсия, градация, антитеза.

      фигура речи, состоящая в изменении прямого порядка слов или словосочетаний

      фигура речи, состоящая в повторении начальных частей находящихся рядом предложений

      фигура речи, образующая контраст и заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний

      фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      На примере практических заданий изучается особенности анафоры, антитезы, градации как выразительных средств художественных текстов.

      Урок русского языка

      Разработала Бондаренко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ – Лопатенской СОШ Клинцовского района Брянской области

      Тема урока: Фигуры: анафора, антитеза, градация

      Цели урока: изучить понятие фигуры и её основные виды; развитие практического

      умения определять в тексте виды фигур и использовать в речи;

      воспитание любви к поэтическому слову.

      2. Лингвистическая разминка

      3. Повторение изученного

      4. Подготовка к восприятию новой темы

      5. Изучение новой темы

      6. Практическая работа по закреплению изученного

      7. Обобщение и подведение итогов урока

      8. Домашнее задание

      1. Оргмомент

      2. Лингвистическая разминка

      На доске записаны термины: метафора, синекдоха, гипербола, метонимия, ирония, олицетворение, литота. Распределите на 2 группы: основные тропы и их разновидности. 2 учащихся выполняют у доски, остальные – на местах.

      3. Повторение изученного: 1 задание. Укажите, какое определение

      соответствует какому понятию.

      2 задание. Какое выразительное средство используется в данном

      отрывке или предложении? (См. приложение)

      4. Подготовка к восприятию новой темы

      Обратимся к теме нашего урока. Что из записанного вам знакомо?

      Вспомните, на чём строится такое средство как градация? Мы используем слова в прямом или переносном значении?

      5. Изучение новой темы

      Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Сегодня мы изучим три фигуры: анафору, антитезу, градацию.

      Анализ трёх примеров. Определите вид фигуры, которая вам знакома, - градация.

      1. Бой барабанный, клики, скрежет,

      Гром пушек, топот, ржанье, стон,

      И смерть и ад со всех сторон.

      - Антитеза- стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий .

      2. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

      Поэта праведную кровь.

      - Чем создаётся резкий контраст в звучании этих строк?

      - Какова особенность стилистического приёма, использованного автором в данном стихотворении?

      3. Коль любить, так без рассудку,

      Коль грозить, так не на шутку,

      Коль ругнуть, так сгоряча.

      Коль рубить, так уж сплеча.

      Коли спорить, так уж смело,

      Коль карать, так уж за дело,

      Коль простить, так всей душой,

      Коли пир, так пир горой!

      Анафора – (единоначатие) повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

      Что же отличает анафору, антитезу, градацию от основных тропов?

      - Они не построены на переносном значении слов. Это фигуры. Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении .

      6. Практическая работа по закреплению пройденного

      Упр. №497 по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой

      7. Обобщение и подведение итогов урока

      Что изучили? На каком принципе строятся фигуры в русском языке как выразительные средства?

      8. Домашнее задание.

      Карточки с заданием: определить выразительное средство, использованное в текстах.

      Подобрать из текстов художественной литературы примеры градации, анафоры, антитезы

      Читайте также: