Теория литосферных плит 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1 Тектоника литосферных плит Урок географии. 7 класс Учитель географии МОУ гимназии 1 г. Новокуйбышевска Чеснокова Наталья Александровнна

3 Загадки Антарктиды Альфред Вегенер (1880 – 1930) Почти 100 лет назад немецкий физик А. Вегенер выдвинул теорию дрейфа материков. Он обратил внимание на схожесть очертания континентов и предположил, что они части одного супер материка.

4 500 млн. лет назад: материк Пангея

8 Теория литосферных плит Земная кора разделена на огромные глыбы – литосферные плиты

9 Взаимодействие плит Расхождение Скорость: 1 – 10 см в год Столкновение

11 Задание 2 Назовите горы, образованные на границе литосферных плит Где больше вулканов и землетрясений на краях литосферных плит или в центре?

14 Фантастическое составляет сущность действительности… Спасибо за урок!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: История формирования рельефа Земли. Теория литосферных плит

Цели урока: познакомить с современными представлениями о формировании облика Земли; сформировать представление о цикличности тектонических процессов в развитии земной коры; продолжить формирование знаний о литосферных плитах; познакомить с основными положениями теории литосферных плит.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.

Метапредметные: формирование умений: 1) работатьс разными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Проверка д/з.

Работа с политической картой. Дети показывают страны по классификации (можно пользоваться выполненной дома контурной картой)

- что такое земная кора и литосфера,

- какие существуют типы земной коры и

- из каких слоёв состоит каждый её тип,

- что такое горные породы, чем они отличаются от минералов,

- какие существуют виды горных пород,

- Как внутренние и внешние силы Земли влияют на её облик

2) Люди всегда стремились узнать о рельефе и составе территории так как эти знания можно было использовать в хозяйственной деятельности. Поэтому и мы с вами немного поговорим на тему, как устроена земная кора.

4. Изучение нового материала.

1) Словарная работа: платформы, горообразование стр. 28 учебника, выписать в тетрадь определения.

- Как образовывалась платформа?

2) Нашей планете 4,5 млрд. лет. Как вы думаете, она все это время был такой же, как сейчас?

Много лет назад на планете существовал единый древний материк ПАНГЕЯ (200 млн), который постепенно распался на 2 материка: северный Лавразия и южный Гондвана (180 млн). Между ними образовался древний океан Тетис.

Затем каждый из данных материков разделился на более мелкие части и образовались современные материки.

Африка Ю.Америка Австралия Антарктида

Евразия Северная Америка

За время, которое прошло с момента распада материков, менялся климат, растительный и животный мир. Остатки организмов накапливались слоями в земной коре образовывались полезные ископаемые. Таким образом ученые смогли проследить, что происходило на Земле. Была составлена геохронологическая таблица – последовательность развития Земли, в которой выделили эры – архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Тория литосферных плит была создана немецким ученым А. Вегенером. Это он первый обратил внимание на то, что очертания берегов материков совпадают. И он сделал вывод, что материки дрейфуют по астеносфере.

Литосферный плиты – это устойчивые блоки земной коры.

Они имеют разные размеры. Границы литосферных плит проходят по срединно-океаническим хребтам и горным поясам.

Стр. 30 учебника – рис. 18 – посчитайте, сколько крупных плит на Земле? (7)

- на к/к нанести границы литосферных плит и подписать названия

4) Обратите внимание, что литосферные плиты раздвигаются в океанах, а сдвигаются около материков. Покажите стрелочками такое движение.


Описание разработки

Цель урока:

сформировать представление о формах залегания горных пород и движениях земной коры, а также сформировать знания о землетрясениях.

Задачи урока:

объяснить процесс движения литосферных плит, процесс землетрясения.

сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Организация класса.

Тема сегодняшнего урока делится на две части. Первая: Движение литосферных плит. Вторая тема: Землетрясения. Откройте тетради и запишите тему урока.

И цель нашего урока узнать и понять, почему происходят движения литосферных плит и почему происходят землетрясения?

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса.

Выберите верные утверждения:

а) материковая земная кора тоньше, чем океаническая;

в) температура ядра такая же, как и температура поверхности Солнца;

г) строение литосферы везде одинаково.

Как происходит движение литосферных плит?

Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.

3. Объяснение нового материала.

В течение веков люди не знали сведений, которые кажутся нам сегодня очевидными. Благодаря прогрессу науки и техники стало возможным дать чёткие изображения поверхности нашей планеты, понять законы движения и конечно разгадать много таинственных природных явлений. За время своего существования Земля пережила мощнейшие потрясения, приведшие к рождению мира, в котором мы живём.

Конспект урока по географии Понятие о теории литосферных плит

А сейчас прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Природа нас предупреждает,

Ругает как бы невзначай,

И, ничего не замечая, мы покоряем этой рай.

Раскаты, молнии, торнадо,

Землетрясения, оползни, вулкан-

Для человека этот фактор

Навечно страшной карой стал.

Вздымалась, горбилась планета,

Еще сильней гремел вулкан.

Так было, помните, в Помпее.

Разумно пробовали люди

Описывать явленья, объяснять,

Фактически мы знаем, где, что будет

Но как же это все предотвращать.

Вопрос: Скажите, какие природные явления, и процессы вы наблюдали в этом стихотворении?

Ответ: Торнадо, землетрясения, оползни, вулканы, цунами.

Правильно, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим одно природное явление-землетрясение. И прежде, чем узнать, что такое землетрясения и какую опасность они несут, предположим, что предшествует этому природному явлению.

ПОЧЕМУ КОНТИНЕНТЫ ДВИЖУТСЯ?

Многие научные факты говорят о том, что некогда современные материки составляли единый массив суши - ПАНГЕЯ.

Со временем он был разбит гигантскими разломами и распался на отдельные части:

ЛАВРАЗИЯ и ГАНДВАНА. (фото)

Позже эти части разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов

О том, что материки представляли единое целое, говорят очертания континентов, разделённых Атлантическим и Индийским океанами. Например: выступ северо-восточного побережья Южной Америки хорошо вписывается в берега Африки и т. д.

Следовательно: земная кора не единое целое, а система блоков, прилегающих друг к другу, которые называются ЛИТОСФЕРНЫМИ ПЛИТАМИ.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цель урока: сформировать представление о формах залегания горных пород и движениях земной коры, а также сформировать знания о землетрясениях

Задачи урока:

-Развивающие: объяснить процесс движения литосферных плит, процесс землетрясения.

-Воспитательные: сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организация класса.

Тема сегодняшнего урока делится на две части. Первая: Движение литосферных плит. Вторая тема: Землетрясения. Откройте тетради и запишите тему урока.

И цель нашего урока узнать и понять, почему происходят движения литосферных плит и почему происходят землетрясения?

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса

Выберите верные утверждения:

а) материковая земная кора тоньше, чем океаническая;

в) температура ядра такая же, как и температура поверхности Солнца;

г) строение литосферы везде одинаково.

Как происходит движение литосферных плит?

Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.

Объяснение нового материала.

В течение веков люди не знали сведений, которые кажутся нам сегодня очевидными. Благодаря прогрессу науки и техники стало возможным дать чёткие изображения поверхности нашей планеты, понять законы движения и конечно разгадать много таинственных природных явлений. За время своего существования Земля пережила мощнейшие потрясения, приведшие к рождению мира, в котором мы живём.

А сейчас прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Природа нас предупреждает,

Ругает как бы невзначай,

И, ничего не замечая, мы покоряем этой рай.

Раскаты, молнии, торнадо,

Землетрясения, оползни, вулкан-

Для человека этот фактор

Навечно страшной карой стал.

Вздымалась, горбилась планета,

Еще сильней гремел вулкан.

Так было, помните, в Помпее.

Разумно пробовали люди

Описывать явленья, объяснять,

Фактически мы знаем, где, что будет

Но как же это все предотвращать.

Вопрос: Скажите, какие природные явления, и процессы вы наблюдали в этом стихотворении?

Ответ: Торнадо, землетрясения, оползни, вулканы, цунами.

Правильно, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим одно природное явление-землетрясение. И прежде, чем узнать, что такое землетрясения и какую опасность они несут , предположим, что предшествует этому природному явлению.

ПОЧЕМУ КОНТИНЕНТЫ ДВИЖУТСЯ?

Многие научные факты говорят о том, что некогда современные материки составляли единый массив суши - ПАНГЕЯ.

Со временем он был разбит гигантскими разломами и распался на отдельные части:

ЛАВРАЗИЯ и ГАНДВАНА. (фото)

Позже эти части разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов

О том, что материки представляли единое целое, говорят очертания континентов, разделённых Атлантическим и Индийским океанами. Например: выступ северо-восточного побережья Южной Америки хорошо вписывается в берега Африки и т. д.

Следовательно: земная кора не единое целое, а система блоков, прилегающих друг к другу, которые называются ЛИТОСФЕРНЫМИ ПЛИТАМИ.

Запишите в тетради определение литосферных плит.

Границы плит проходят по срединно-океаническим хребтам.

ТЕОРИЯ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ.

Литосфера поделена на 8 крупных литосферных плит.

Плиты находятся в непрерывном горизонтальном движении.

Расходятся в разные стороны




Проскальзывают относительно друг друга






Сталкиваются



схематично показывает из за чего происходит перемещение плит. Как вы думаете, что способствует передвижению плит?



Какие выводы можно сделать?

Литосфера состоит из плит.

Потоки мантии заставляют плиты двигаться.

А ещё ребята, на границах плит происходят природные явления – ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Литосферные плиты и сейсмические пояса

Землетрясения – вторая часть сегодняшней темы.

Посмотрите на следующий слад, он называется – Литосферные плиты и сейсмические пояса. Мы видим границы литосферных плит и

участки земного шара, где землетрясения происходят часто и достигают значительной силы, они получили название – сейсмические пояса.

Самые крупные сейсмические пояса

Альпийско-Гималайский (проходит через юг Евразии)

Тихоокеанский (проходит вокруг Тихого океана и называется Тихоокеанским огненным кольцом)

Что же такое – землетрясение? Давайте прочитаем в буклетах.

Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

Запишите в тетради определение.

Вспомните из природоведения, где образуется землетрясение?

Правильно – это очаг и эпицентр.

Очаг и эпицентр землетрясения.

Место разлома и перемещения горных пород называется - очагом землетрясения.

(его глубина от 60-700 км.)

Участок земли расположенный над очагом землетрясения называется – эпицентром землетрясения.

Землетрясение сопровождается подземным гулом, толчками и колебаниями поверхности. Сильные землетрясения могут вызывать катастрофические разрушения и гибель людей. Люди научились предсказывать землетрясения.

С помощью современных, специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах земли. Данные наблюдений сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия

землетрясений. Люди, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.

Следовательно – землетрясение это стихийное бедствие, которое приносит много жертв среди людей. Посмотрите на следующий слайд, какие крупные землетрясения произошли в мире.

Крупнейшие землетрясения и число жертв

1556 год – Китай – 830 000 человек

1908 год – Италия – 77 000 человек

1923 год – Япония 143 000 человек

1976 год – Китай – 650 000 человек

1988 год – Армения – 55 000 человек

1990 год – Иран – 50 000 человек

2005 год – Пакистан 30 000 человек

Закрепление

Теперь давайте с вами сделаем вывод

Наша планета – Земля находится в постоянном движении.

Материки и океаны уменьшаются и увеличиваются в размерах.

Землетрясение возникает при внезапном смещении двух участков плит.

Понять и предусмотреть эти процессы помогает теория литосферных плит.

Скажите, что нового и интересного вы узнали из урока.?

Теперь как подведение итога вы ответите на вопросы теста в ваших буклетах

Система блоков, прилегающих друг к

…………-подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

Место разлома и перемещения горных пород называется - ………………….

Участок земли расположенный над очагом землетрясения называется – ……………….

Домашнее задание: параграф 17,18


-75%

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели урока: продолжить формирование понятий литосфера, земная и океаническая кора, сейсмичность и другие , опираясь на знания, полученные при изучении курса География-6 класс.

Задачи урока:

1. Образовательные: Расширить и углубить знания обучающихся о различных типах литосферных плит- строении материковой и океанической литосферных плит, называть отличия между ними. Научить анализировать карту "Строения земной коры", прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Способствовать формированию и развитию ОУУН:

коммуникативной: давать развернутые ответы на вопросы, грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения оппонента.

информационной: развивать навыки умения работать с разными источниками информации , учебником, дополнительной литературой электронными образовательными ресурсами. . Представлять материал с помощью презентаций, докладов, исследовательской и проектной деятельности.

социальной: в соответствии с поставленными задачами определить свою роль в коллективе.

учебной: самостоятельно находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач, уметь сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, просматривать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. Давать определения терминам, классифицировать, обобщать, систематизировать учебный материал.

3. Воспитательная: поддержание познавательного интереса к изучению темы, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи , умение критично оценивать материал .

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: продолжить формирование представлений о внутреннем строении Земли, различных типах литосферных плит . Знать теорию литосферных плит. Формирование интереса к изучению предмета.

Личностные УУД: умение работать в соответствии с поставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию нового. Формирование оценки собственной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

а) познавательные: умение работать с различными источниками географической информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, просматривать причинно-следственные связи. Уметь объяснять внутреннее строение Земли, строение материковой и океанической земной коры, различия между ними. Знать и объяснять теорию литосферных плит. Уметь показывать границы литосферных плит, работать с контурной картой.

б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешение конфликтов, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.

в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.

Ресурсы (оборудование): учебник, физическая карта мира, карта "Строение земной коры", атлас, тетрадь, контурные карты, проектор (презентация)

Структура урока открытия нового знания (вводный)

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствие. Подготовка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и повторим домашнее задание.

Задание выполняем на листочках. Вам необходимо выполнить два задания, в обоих найти соответствие. Первое задание- найти соответствие (цифра-буква) - Землепроходец- его портрет ( слайд 1) Второе задание - я показываю маршрут землепроходца, ваша задача назвать, кто прошел данный путь. (слайд 2) или приложение 1

А теперь давайте проверимся. Поменяйтесь листочком с ответами с соседом по парте. Смотрим слайд 3 , ответы на вопросы.

Оцените себя, пожалуйста, используя информацию слайда 4

А-3 1-Христофор Колумб

Б-4 2.Васко да Гама

В-1 3. Марко Поло

Г-2 4. Фернан Магеллан

Выполнение обучающимися учебного действия по проверке домашнего задания.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: в процессе анализа учебной деятельности контроль и оценка прогнозирования.

Логические: анализ, сравнение.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация требований к обучающимся по учебной деятельности. Создание условий для учебной деятельности. Включение обучающихся в учебную деятельность.

1. Помните вы с курса шестого класса о внутреннем строении Земли? Назвать составные части. Приложение 2.

В тетради начертить таблицу, вспомнить внутреннее строение Земли ( слайд 6 , проверка по слайду 7

Земля, как и другие планеты земной группы , имеет слоистое строение. Она состоит из твердых силикатных оболочек (коры, вязкой мантии) и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (менее вязкая, чем мантия), а внутренняя твердая.

Пытаются сформулировать тему цели урока . Слайд

Внимательно слушают учителя, осмысливают вопросы, формулируют ответы.

Рассказывают по слайду 5

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Логические: формулирование проблемы.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

Земная кора- верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу у обрыва реки, где слои различных пород находятся друг над другом. При раскопках находят полезные ископаемые, исследуя их, ученые сопоставляют процессы , происходящие на планете миллионы лет назад.

Посмотрите учебник, рис.13 стр. 25 Схема строения литосферы.

Чем земная кора отличается от литосферы? Выполните в тетрадях схему "Типы земной коры", используя учебник рис.13 и слайд 10. Обязательно выделите мощность слоев в каждом типе земной коры.

Учитель задает вопросы по тексту.

Итак в коре материкового (континентального слоя) выделяют три слоя:

1) осадочный (осадочного и вулканического происхождения); мощность 20-25 км

2) гранитный (состоит из пород метаморфического происхождения, представлен кварцем и полевым шпатом);

3) базальтовый (в формировании участвовали магматические породы).

На равнинах мощность- 30-40 км, в горных районах- 60-75 км. Общая мощность- до 100 км.
Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоя. Общая мощность 5-7 км.

Читайте также: