Конспект по русскому языку 4 класс наречие перспектива

Обновлено: 05.07.2024

Цели: развивать умения дополнять предложения наречиями, находить их в предложении, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, к которым примыкают наречия, орфографическую зоркость, наблюдательность, речь; воспитывать внимательность и аккуратность при письме, интерес к изучению предмета.
Тип урока: закрепление новых знаний.
Оборудование: ребусы, девиз урока, таблички с представленными отрывками произведений, карточки для индивидуальной работы.

2. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Вот сейчас посмотрим, насколько умелы ваши руки при написании словарных слов. Вставьте в слово пропущенную букву.
Сейчас, желать, комната, честно, гражданин, ездить.
Работа ведётся с помощью сигнальных карточек.
- Разделите слова на 3 группы. Определите спряжение глаголов.
Глаголы: желать (I спр.), ездить (II спр.).
Имена существительные: комната, гражданин.
Наречия: сейчас, честно.
IV. Организация деятельности по закреплению знаний.
Учитель. Что можете рассказать о наречии? (Ответы учащихся.)
1. Самостоятельная работа.
- Разгадайте ребусы и составьте со словами (наречиями) предложения (устно).



  • познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;
  • развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.

Учитель: Дети:
Руки - на месте,
Ноги - на месте,
Локти - у края
Спина - прямая!

Итак, урок русского языка.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике русского языка в 3 классе. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы и определять каким членом предложения является.

- Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим пройденное.

I. Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней.
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.

- Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросенок — это имена существительные)

- Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)

- Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал — это глаголы)

- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)

- А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)

- Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).

II. Знакомство с наречием.

- Вот мы с вами и определили тему урока:

Наречие (открываю табличку Наречие).

- Какая особенность слов?

- На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?) (открываю вопросы)

- Попробуем изменить слово по падежам.

И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.

- изменяется по падежам? (нет).
- - Попробуем изменить слово тихо по лицам.

Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо

- - изменяются по лицам? (нет).

- Не изменяются никак —- неизменяемые слова.
(открываю табличкунеизменяемая часть речи)

- Какая часть слова указывает на изменяемость слов?
(окончание)

- Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

- Какая часть слова служит для образования новых слов?
(приставка, суффикс)

- Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)

- В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)

Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!

III . Выделение наречий.

- Прочитайте предложения левого и правого столбика

- С какой частью речи связано? От какого слова зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом, поясняет глагол и с другими частями речи.)

Запишите словосочетания столбиком с вопросами

Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)

- Спасибо, кто написал.
- С какой частью речи познакомились?
- Каковы ее особенности?

Наречие — неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у, у.

IV. Работа но учебнику.

- Откройте учебник на странице 36, прочитаем правило.

V . Физминутка.

Ночной лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.

- Кто услышал наречие?
(тихо - тихо)

VI. Дифференцированная работа.

- А сейчас мы поработаем с наречиями.

Напишите словосочетания, поставьте вопрос к наречиям.
1)

играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)

прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека

2 группа.

Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения, слова по составу.

- О чем говорится в предложении.

Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.

Посвистел (как?) немного

- Разберем по составу наречие Немного — есть окончание? (нет)

- Послушайте стихотворение, найдите наречия.

Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)

- Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите наречия).
- Сколько услышали наречий? (5)
- А теперь проверим работу на доске.

Немного
- Скажите, из каких частей состоит наречие?

Наречия бывают без окончаний, нулевого окончания у них нет.
- Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и невыразительная)

VII. Работа с фразеологизмами.

- Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом — наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
- как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — -
(сегодня в классе) |тесно|

VIII. Работа по учебнику.

- Найдите Упр. №4, стр. 38.
- Прочитайте задание. - Какая дана подсказка?
- Кто догадался, какие это дни.
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на число.
- Как одним словом можно назвать это число?
- Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то суббота будет когда?

(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)

- С этим заданием вы справились.

IХ. Диагностическое задание.

1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем диагностические задания, а сегодня будем готовиться к их выполнению.

- Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте внимательно задание.
- Отметьте Х” только те наречия, где надо писать букву а. См. Приложение 3.

2. Прочитайте предложение.

Определите, какой частью речи являются искусственные слова в предложении на языке племени Крокс.

Гл. Сущ. Когда? Сущ.
Сяпала Калуша чвера по напушке.

Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово стало настоящим наречием. (Вчера)

Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2, стр.37

ХI. Итог урока.

- Какое задание тебе показалось самым легким?
- Самым трудным?
- Самым интересным?

ХII. — Как вы чувствовали себя на уроке?

- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

ХIII. Оценка за урок.

Дайте себе оценку такую, которую считаете заработали сегодня на уроке.

Красный —- “5”
Зеленый —- “4”
Синий — - “3”

- Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.

Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!

Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.

Учитель

После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать возможность учащимся познакомиться с морфологическими признаками наречия, его синтаксической функцией.

Предметные задачи:

Отработка навыка определения наречий в речи;

Урок русского языка

Гулая Лариса Валентиновна

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Наречие.

Тип урока: изучение новых знаний

Цели: дать возможность учащимся познакомиться с морфологическими признаками наречия, его синтаксической функцией.

Предметные задачи:

Отработка навыка определения наречий в речи;

Знакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки.

Метапредметные задачи:

- направленные на достижение личностных результатов обучения, формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:

-регулятивных (самостоятельное определение своих знаний– незнаний по данной теме, развитие способности школьников к определению целей урока, осознанию причины своего успеха или неуспеха);

-познавательных (развивать умения учащихся извлекать, перерабатывать информацию и представлять её путём систематизации )

-коммуникативных (сотрудничество в парах и группах);

-личностных учебных (учить строить свои отношения с окружающими на основе уважения к личности).

Используемые методы: проблемного изложения материала, деятельностный, индивидуальный, парный, групповой, наглядный.

Методические приемы: частично-поисковый, анализ, группировка, установление причинно-следственных связей представление информации.

Оборудование: Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных лучреждений: в 2-х частях / С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2013 г. Карточки с заданиями для работы в группах, ОЭР.

Организационный момент. Настрой на урок.

Представьте, что вы гуляете по зимнему лесу. (слайд)

Поделись хорошим настроением,
Ничего не требуя взамен.
Пожелай удачи и везения,
И немного ветра перемен.
Пусть немного радости прибавится,
В этом мире сложном, непростом.
Поделись теплом, — а вдруг понравится? -
Не откладывая на потом.

-Улыбнитесь друг другу! Ладошками подарите своё тепло.

II. Мотивация к учебной деятельности.

-Я хотела бы начать наш урок русского языка с высказывания замечательного русского писателя А.И.Куприна:

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)

-Запишите словарные слова, вставляя буквы. (Проверка)

Ж.лать, .хотиться, п.чалиться, пр.ятно, св.ркать.

-Давайте вспомним некоторые части речи. Поработайте в группах.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Часть речи__________________________ (существительное)

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про . _______________(глагол)

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.

часть речи____________________________(прилагательное)

Выступление групп

-А теперь, вместе подумайте, какая это часть речи?

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!

Учитель: - Да, это часть речи - наречие.

-Какова же тема нашего урока? (Наречие)

-Ребята, мы изучали эту часть речи?(нет) -А, хотите всё узнать о наречии?

-Что для этого нужно? (поставить цели и задачи)

По ходу урока записывайте то, что узнали о наречии.

1. Часть речи

наречие

Отвечает на вопросы…..

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

4. Член предложения

В предложении является….

IV. Систематизация знаний. Слайд 8

1. Из истории возникновения наречий.

-Наречия появились в русском языке позже других частей речи.

-Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для общения. Без наречий речь невыразительна, да и непонятна).

Совершенно верно. М Горький писал: Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

2. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (слайд)

Где? Куда? Когда? Как?

Каникулы, учиться, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, думает, весело. (Выписать слова, которые отвечают на эти вопросы)

-Правильно, выпишите слова, которые отвечают на вопросы где? куда? когда? как?

-На какие же вопросы отвечают наречия? (где? куда? когда? как?)

1. Часть речи

наречие

Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда?Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

4. Член предложения

В предложении является….

2. Работа в группах. Каждой группе даётся карточка

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по падежам и по лицам,

2 группа - по временам и родам

3 группа – по числам.

1 группа (карточка)

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

О чём? ___________________________________________

Наречия по падежам____________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________

2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Наречия по родам ________________________

3 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____ запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______.

Сделайте вывод!

Наречия по числам _______________________________

( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи).

1. Часть речи

наречие

Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи -неизменяемая

4. Член предложения

В предложении является….

Наречие – неизменяемая часть речи.

-Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике) с.57 правило

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)

V. Закрепление нового материала

-Вы получили на уроке знания. Что мы должны теперь сделать? (учиться применять эти знания)

тихий стих тихо

-Какое слово спряталось?

2.Работа в парах по учебнику упражнение с.58 упр.2 Проверка.

3. Работа над новым правилом

-Давайте вспомним на какие вопросы отвечают наречия? (где?, когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)

-Можно ли определить каким членом предложения чаще всего бывает наречие? (обстоятельством)

-Вывод: В предложении наречие чаще всего является обстоятельством. Проверим. Прочитайте предложения, найдите наречия и задайте вопросы. ( у доски)

Завтра мы пойдём в музей.

Друг приехал издалека.

Выучил правило назубок.

Когда? –завтра –это обстоятельство ;

Откуда? –издалека – обстоятельство ;

Как? – назубок – обстоятельство.

-Заполните таблицу план-конспект.

1. Часть речи

наречие

Отвечает на вопросы….. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи - неизменяемая

4. Член предложения

В предложении является…. обстоятельством

-Итак, какие знания вы получили сегодня на уроке? Где вам они могут пригодиться?

VII. Домашнее задание

1) с. 58 правило

-Проверить свои силы:

VIII. РЕФЛЕКСИЯ. (карточки)

- Прочитайте,попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Во всю прыть –быстро

Как снег на голову –неожиданно

Из рук вон – плохо

Встретиться нос к носу –навстречу

Засучив рукава –хорошо

Не покладая рук –отлично

Дело в шляпе –отлично

Спустя рукава –плохо

-Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает, как вы работали на уроке.

-Спасибо за урок!

Литература

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник для 4 класса. – М: “Вентана - Граф”, 2011.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М: “Вако”, 2005.

Школьный фразеологический словарь русского языка. М: “Просвещение”, 1989.

Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.

Перечень используемых на занятии ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Беседы с учителем //4 класс четырехлетней начальной школы под редакцией Л.Е. Журовой. – М: “ Вентана - Граф”, 2001.

Грамматические загадки по русскому языку обучающие и развивающие для детей.

Тексты с загадками

Стихотворение Д. Чарди "Еще одно эхо"

Из истории возникновения наречий

Упражнение в учебнике. Автор Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник для 4 класса.


-75%

Воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Форма работы: Групповая , самостоятельная.

I . Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II . Актуализация опорных знаний.

1. Прочитать пословицу. (написана на доске)

Выучишь правило – выполнишь верно задание.

- Как понимаете её смысл?

- Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

- Какое слово не могли определить?

-Задайте вопрос к этому слову.

- Представляю вам новую часть речи – наречие.

- Определите цель нашего урока.

- Цель нашего урока исследовать наречие со всех сторон.

Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

IV . Исследование по заданному плану.

1. Я называю наречия, а вы задаёте вопрос.

- На какие вопросы отвечает каждая группа наречий?

Весело, интересно, дружно, неожиданно. КАК?

Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно. КОГДА?

Слева, внизу, справа, вверху, вдали. ГДЕ?

Налево, направо, вниз, вверх, вперёд. КУДА?

Сверху, снизу, справа, оттуда, издали. ОТКУДА?

- Как вы поняли на какие вопросы отвечает наречие?

2. - Следующий вопрос исследуем в группах. Определите часть речи у каждого слова.

(Групповая работа в карточках ) Приложение №1

Молодёжь весело пела.

Солнце ярко светило и слепило глаза.

Вечером тучи закрыли всё небо.

-Вспомним те определения , которые знаем о частях речи. Попробуем определить что обозначает наречие (пела (как?) весело, светило (как?)ярко, закрыли(когда?)вечером. Подумаем, что обозначают эти слова (признак признака предмета, признак действия ).

3. Составляю на доске блок- схему.










V . Физминутка.

На разминку становись!

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Раз – два - тр и - четы ре - пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

(Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела.

(Дети садятся за парты.)

4.- На доске записан текст. Прочитайте и определите из какого произведения эти слова.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом,

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

- Найдите в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают.

- От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выпишите словосочетания.

( ходит (когда?) днём и ночью , ходит (как?) кругом, идёт (куда?) направо, налево)

- Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие?

Дети: Наречие - неизменяемая часть речи.

VII . Работа над правилом.

- Что же у нас получилось?

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? и др.

Наречия обозначают признак признака предмета, признак действия .

Наречие – неизменяемая часть речи.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Дети: Это правило.

- Расскажите правило по блок-схеме.

VIII .Закрепление.(самостоятельная работа) .(Приложение №2)

- Перед вами картинка, но не простая. В ней спрятались наречия. Постарайтесь их найти.

(тихо, темно, безлюдно, ярко, тускло, одиноко и т.д.)

IX . Итог урока .(рефлексия)

-Дорогие ребята. Сегодня вы показали отличную работу, потому что вы все любознательные и активные.

Читайте также: