План конспект урока по технологии построение чертежа фартука

Обновлено: 03.07.2024

Загрузить презентацию (449 кБ)

План урока

5 класс

Раздел: Конструирование.

Тема: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Практическая работа: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

  • Обучение. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.
  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю.
  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.

Средства обучения

Раздаточный материал:

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.
    • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);
    • Отметить отсутствующих;
    • Раздать инструкционные карты, учебники, листы с чертежами фартука в масштабе М 1:4;
    • Раздать карточки контроля.
  2. Контроль знаний и умений – 10мин. Устный контроль по вопросам (вопросы на повторение):
    1. Как называлась тема прошлого урока? Слайд 5-6
    2. Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?
    3. Что такое мерки?
    4. Какие мерки необходимо знать для построения чертежа фартука?
    5. Как снимаются мерки Днч, Ст, Сб, Дн? Показать на манекене.
    6. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?
    7. Какие мерки записываются полностью?
    8. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа?
    9. Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?
    10. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?
    11. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?
    12. Какой линией (название линии) обводят рамку и контур чертежа?

    Проблемная ситуация:

    Двум ученицам предлагается примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а на другой велик или мал.

    Вывод: Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру, то есть нужно измерить фигуру (снять мерки), сделать расчет и построить чертеж. Этой работой занимается модельер-конструктор.

    Учитель:

    Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж фартука.

    1. Постановка задачи перед учащимися:
      - научиться выполнять построение чертежа фартука с помощью инструкционной карты.
    2. Объяснение нового материала.

    Конструирование швейного изделия – это построение чертежей деталей одежды и изготовление выкроек (слайд 7).

    Чертеж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определенной фигуры (слайд 8).

    Выкройка – это детали изделия, вырезанные из бумаги (вырезанный чертеж, слайд 9).

    Чертеж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Когда появились первые крупные сооружения, замки, храмы, крепости и т.д. появились и первые чертежи (слайд 10, 11).

    В настоящее время, почти в каждой области деятельности человека, используются чертежи. Следовательно, необходимо уметь читать и понимать чертеж (cлайд 23).

    Самым доступным и простым является чертеж, изображающий плоские фигуры. Такие фигуры имеют два измерения: длину и ширину. Вертикальная и горизонтальная линии, пересекаясь, дают точки, которые отмечают какими-либо буквами. Обычно исходную точку обозначают буквой, например: А, и от этой буквы начинается построение чертежа (в нашем чертеже исходной буквой является точка В). Каждый отрезок на чертеже отмечен двумя буквами. Первая буква указывает на то, что нужную величину откладывают от нее.

    Например: (смотрим на плакат «Чертеж фартука М1:1) Отрезок ВВ1 (это означает, что от точки В, в сторону точки В1 нужно отложить 26 см). Величину 26 см. находим в инструкционной карте.

    Все окружающие нас предметы имеют определенные размеры. Если размер предмета такой, что он помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину, а если он очень большой, его необходимо уменьшить в несколько раз, т.е. изобразить в масштабе.

    • 1:1 – натуральная величина;
    • 1:4 – уменьшено в 4 раза;
    • 2:1 – увеличено в 2 раза.

    Например: масштаб записан отношением М 1:4. Это значит, что длина каждой линии на бумаге в 4 раза меньше ее действительной величины.

    Чтение и построение чертежа (проводится в виде беседы). Для обучения чтению чертежа используется чертеж фартука в М 1:1, готовый фартук и его макет. Накладывая сложенный пополам макет на чертеж, а затем на готовое изделие, учащимся необходимо найти отдельные точки и линии чертежа. Данные о чертеже обсуждаются в следующей последовательности: учащимся задаются вопросы на понимание расположения отрезков и точек на чертеже, макете и готовом изделии.

    Вопросы для беседы:

    1. Покажите детали фартука на готовом изделии и чертеже.
    2. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось симметрии совпадает с серединой фигуры.
    3. Найдите эти детали на чертеже.
    4. Покажите на чертеже нижнюю часть фартука.
    5. Назовите (буквами) и покажите линию верха, низа, бока и середины (фартука, макета, чертежа М 1:1).
    6. От каких мерок зависит размер (длина и ширина) нижней части фартука?
    7. Покажите на чертеже нагрудник.
    8. Назовите (буквами) и покажите линии верха, низа, бока и середины нагрудника.
    9. От какой мерки зависит размер нагрудника?
    10. Найдите точку Т на чертеже фартука, а затем перенесите на готовое изделие. Где находится эта точка? (Учащийся выходит и показывает всему классу эту точку).
    11. Показать положение отрезка ВТ на чертеже фартука, а затем на фартуке или макете.
    12. Показать положение точек Т2 и В на макете фартука.

    Продолжение формирования знаний и умений – 55мин.

    Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд 13).

    Практическая работа

    Далее рассматривая чертеж фартука, отмечаем, что на чертежах швейных изделий размеры не ставятся, а точки и отрезки имеют буквенное обозначение. Размеры каждого из отрезков рассчитываются и записываются в инструкционную карту. Чертежи швейных изделий в рабочей тетради выполняют в М 1:4. Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа (cлайд 14-30). Ученицы строят чертеж фартука в М 1:4 в рабочих тетрадях. Учитель комментирует последовательность построения на экране.

    Контроль знаний и умений – 5 мин.

    Для проведения самоконтроля (cлайд 31) выписываются размеры отдельных деталей фартука:
    Нижняя часть фартука: ТН = 35 см. ВВ1 = 26 см.
    Нагрудник: ВТ = 15 см. ВВ2 = 9 см. ТТ2 = 11 см.
    Пояс: ПП1 = 3 см. ПП2 = 61 см.
    Бретели: ББ1 = 5 см. ББ2 = 50 см.

    После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку учителю.

    Подведение итогов, рефлексия (слайд 32)

    1. Чему научились на уроке?
    2. Что такое конструирование?
    3. Что такое чертеж?
    4. Что такое выкройка?
    5. Понравилась ли вам работа конструктора-модельера?
    6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).

    Учащиеся на практической работе работают индивидуально, в конце урока проводится опрос, для закрепления знаний и подведении итогов урока.

    Конспект урока по технологии









    Подготовила:

    учитель технологии

    Куракина Е.А.

    Урок в 5 классе

    Тема урока: Построение основы чертежа фартука в М 1:4.

    Цель урока: Научить строить основу чертежа фартука

    Развивающая - развивать память, мышление, воображение речь, внимание.

    Воспитательная - воспитывать аккуратность, самостоятельность, этику взаимоотношений.

    Материально-техническое оснащение:

    - операционная система Microsoft Windows ;

    - программа разработки презентаций Microsoft Power Point .

    раздаточный материал: (технологическая карта, чертежные инструменты)

    Тип урока: Комбинированный

    ЭТАП 1

    Организационный момент

    Настроить учащихся на работу на уроке Слайд 1,2

    Длительность этапа

    Форма организации деятельности учащихся

    Проверка готовности к уроку

    Функции преподавателя на данном этапе

    Изучение нового материала

    2.1. Актуализация знаний учащихся Слайд 3

    Какие линии называются горизонтальными? Вертикальными?

    Как построить прямой угол?

    2.2. Знакомство с новыми понятиями. Разъяснение назначения чертежных инструментов и принадлежностей. Слайд 4

    2.3. Знакомство с линиями и знаками, применяемыми при построении чертежа Слайд 5-6

    2.4. Приемы работы чертежными инструментами Слайд 7

    Закрепить знания учащихся

    Длительность этапа

    Функция преподавателя на данном этапе

    Организующая и информирующая

    Основные виды деятельности преподавателя

    Демонстрация презентации и ее сопровождение

    Промежуточный контроль

    Обобщение сведений Слайд 8

    Формирование навыков и умений по построению основы чертежа

    Длительность этапа

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Презентация Слайд 9-15

    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя на данном этапе

    Основные виды деятельности преподавателя

    Проверка работы учеников

    Промежуточный контроль

    Подведение итогов выполненной работы

    Подведение итогов, рефлексия учащихся

    Дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. Наметить перспективу последующей работы.

    Длительность этапа

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Контрольные вопросы рефлексии Слайд 16-17

    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя на данном этапе

    Основные виды деятельности преподавателя

    Анализ результативности урока

    Информационные ресурсы:

    Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы В.Д. Симоненко, – М.: Вентана –Граф, 2007 год.

    Конструирование одежды Э. К. Амирова, О. В. Сакулина, Москва 2004 г.

    Конструирование и технология изготовления одежды Н.М Конопальцева, П.И.Рогов,- Издательство: Академия , 2007 г.

    Школа Белошвейки Е.Н. Гузайрова - Москва, 2001 год.

    Материалы к уроку.


    Перед началом работы по построению чертежей и изготовлению выкроек швейного изделия разъясняю назначение инструментов и принадлежностей, используемых на уроках по конструированию, показываю приемы работы линейкой и угольником (построение параллельных и перпендикулярных линий), знакомлю с требованиями, предъявляемыми к построению и оформлению чертежа в презентации.

    Так как у пятиклассниц не сформированы представления о построении чертежа, их необходимо познакомить с наименованиями, графическими изображениями и назначением линий чертежа, также познакомить с условными обозначениями и знаками.


    Следующий этап – расчет и построение чертежа фартука. Пользуясь инструкционной картой, которая выдается на каждую парту, ученицы читают и проговаривают по цепочке каждый пункт.

    Строим (·) В

    Читаем: «Строим в правом верхнем углу тетради прямой угол с вершиной в точке В.


    Или ТТ1 = Сб : 2 + 6 =

    Читаем: влево от точки Т до точки Т1 откладываем… (далее говорят уже готовые расчеты, которые делают заранее)


    Чертеж можно строить как на доске, так и подготовить презентацию. У меня подготовлена презентация по построению чертежей фартука.

    Ученицы одновременно рассчитывают и строят чертеж в масштабе 1:4 в тетради. Во время практической работы слежу за правильностью построения чертежа. Для закрепления даю им задание на дом самостоятельно построить чертеж по своим меркам в М 1:1.


    Урок поможет в первоначальном формировании умений и навыков построения чертежа швейного изделия на примере фартука.

    Описание разработки

    Цель урока: первоначальное формирование умений и навыков построения чертежа швейного изделия на примере фартука

    Ход урока

    Открытый урок по технологии по теме Построение чертежа фартука

    Можем ли мы на этом закончить свою работу?

    А зачем нужен чертеж?

    Следовательно, какова тема нашего урока.

    Что поможет вам выполнить построение чертежа?

    Значит, первой задачей в достижении цели будет что?

    В технологической карте выполнен чертеж, можем ли мы по нему выкроить себе фартук? Почему?

    Следовательно, вторая задача нашего урока, какая?

    И основная задача, которую мы должны выполнить?

    Молодцы!4. Изучение нового материала

    Цель: обеспечить усвоение учащимся понятия масштаб, приемов построения чертежа; активизировать самостоятельность в добывании знаний; развивать умение осмысленно работать с технической документацией, умение работать в группе

    Сегодня основной задачей является построение чертежа фартука. Как мы выяснили, работать будем по технологической карте. Посмотрите и скажите, что содержит технологическая карта.

    В расчете конструкции вы видите стрелки, что они обозначают?

    А что такое отрезок?

    Как обозначаются отрезки?

    Так же, мы будем откладывать отрезки, рассчитанные на прошлом уроке, обозначать буквами русского алфавита, в соответствии с названием линий фигуры или линий изделия на чертеже.

    Какие линии фартука вы можете назвать, где они располагаются?

    Весь материал - смотрите документ.

    Содержимое разработки

    Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов

    Тема урока: Построение чертежа фартука в М 1: 4

    Цель урока: первоначальное формирование умений и навыков построения чертежа швейного изделия на примере фартука

    Задачи ведущие к достижению личностных результатов: проявление познавательных интересов и активности в процессе коллективной работы над построением чертежа; развитие сотрудничества, ответственности за качество своей деятельности;

    Метапредметных результатов: овладение приемами, правилами оформления и построения чертежа; развитие пространственного мышления; знакомство с понятием масштаб;

    Предметных результатов: использование технической и технологической документации для выполнения поставленной задачи; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла: прямоугольник, перпендикуляр, прямая, отрезок; построение чертежа фартука в М 1:4

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

    Организация деятельности учащихся на уроке:

    - самостоятельно определяют тему, цели урока;

    - определяют понятие масштаба, его назначение;

    - работают с технологической картой;

    - отвечают на вопросы;

    - строят чертеж фартука в М 1:4;

    - оценивают себя и друг друга.

    Оборудование:

    Методическое оснащение урока: рисунки моделей рабочей одежды и фартуков; чертеж фартука в М 1:1; в М 1:4; масштабная линейка, чертежные инструменты и принадлежности, мультимедийное оборудование.

    Цель: формирование мотивации к познавательной деятельности, способствовать формированию умения организовывать свое рабочее место.

    Я рада видеть вас сегодня на уроке!

    Сегодня у нас на уроке гости.

    Отметка явки на урок: я вижу, что сегодня отсутствующих нет.

    Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, угольник, карандаш, резинка, лист бумаги формат А4

    Все готово, следовательно, можно приступить к работе.

    Цель: включиться в деловой ритм урока.

    Приветствуют учителя и друг друга, гостей.

    Отчет дежурных о готовности класса.

    Проверяют готовность, наличие необходимых инструментов.

    А теперь проверим домашнее задание: вам нужно было приготовить два интересных задания друг другу по пройденной теме.

    И заключительные вопросы от меня: раздаю карточки с заданием.

    Проверяем по презентации:

    Молодцы поработали хорошо, вспомнили и закрепили необходимые знания, без которых нам сегодня не обойтись.

    Цель: проверить правильность и осознанность выполнения д/з, развивать умение оценивать работу других.

    1.Снятие мерок для построения чертежа

    2.Расчет конструкции фартука

    3.Построение чертежа фартука

    Получают карточки, отвечают на вопросы.

    Цель: подготовка к основному этапу урока; обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала

    Давайте вернемся к плану работы по разделу. Скажите, какие этапы мы уже выполнили?

    Можем ли мы на этом закончить свою работу?

    А зачем нужен чертеж?

    Следовательно, какова тема нашего урока.

    Что поможет вам выполнить построение чертежа?

    Значит, первой задачей в достижении цели будет что?

    В технологической карте выполнен чертеж, можем ли мы по нему выкроить себе фартук? Почему?

    Следовательно, вторая задача нашего урока, какая?

    И основная задача, которую мы должны выполнить?

    Цель: подготовиться к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Первая одежда, которую носили люди, была подобна мешку, в котором вырезали отверстия для рук и головы, а потом подпоясывали веревкой. Вы хотели бы носить такую одежду? С развитием общества усовершенствовалось и развитие одежды. Изготовление швейного изделия начинают с разработки чертежа.

    Дата: 12.03.11

    Тема. Построение чертежа основы фартука.

    - научить выполнять построение основы чертежа фартука без нагрудника и кармана;

    - развивать пространственное мышление;

    - формировать умения работы с чертежными принадлежностями (линейкой, карандашом),

    - воспитывать аккуратность и четкость при выполнении чертежных работ.

    Тип урока: применение знаний на практике.

    Актуализация опорных знаний.

    Изучение нового материала.

    Правила построения чертежа основы фартука.

    Ознакомление с инструкционной картой.

    Оценивание результатов практической работы.

    Уборка рабочих мест.

    Домашнее задание. Принести цветную бумагу, клей, альбомный лист, ножницы.

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

    ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ФАРТУКА

    Название отрезков и точек

    Цифровой расчет, см

    Построение необходимо начинать с правого верхнего угла

    Ширина нижней части фартука


    ТТ1

    Длина нижней части фартука



    Достроить нижнюю часть

    На свободном месте листа построить карман в виде квадрата

    Обвести контуры чертежа сплошной толстой линией



    2. Подпишите линии деталей фартука.

    Организационный момент. (1 мин.)

    Мотивация. Первая одежда, которую носили люди, была подобна мешку, в котором вырезали отверстия для рук и головы, а потом подпоясывали веревкой. Вы хотели бы носить такую одежду? С развитием общества усовершенствовалось и развитие одежды. Изготовление швейного изделия начинают с разработки чертежа.

    Актуализация опорных знаний. (2мин.)

    Какие мерки снимают полностью, а записывают в половинном размере?

    Какие мерки снимают и записывают полностью?

    Назовите основные горизонтальные линии фигуры?

    Почему чертеж фартука строят на половину фигуры?

    Изучение нового материала. (5мин).

    Правила построения чертежа.

    Учитель. Перед построением чертежа необходимо определить, из каких деталей состоит фартук, их количество, форму. Вначале строят чертеж больших деталей, затем маленьких. Все точки чертежа обозначают буквами русского алфавита – это первые буквы названий горизонтальных линий фигуры. Буквы пишут карандашом, они должны быть одного размера. Контуры чертежа обводят толстой линией. Давайте посмотрим, из каких деталей состоит чертеж фартука.

    Дети. Из нижней части, нагрудника, кармана.

    Учитель. Какую форму имеют эти детали?

    Дети. Форму прямоугольников.

    Учитель. Скажите, если шить фартук вот такой фартук (демонстрация фартука без нагрудника), какую деталь нужно убрать?

    Дети. Нагрудник.

    Учитель. Покажите на таблице, как будет выглядеть чертеж фартука без нагрудника.

    Дети берут детали нижней части и кармана, прикалывают к таблице.

    Учитель. Назовите линию, которая отмечена буквой Т.

    Дети. Линия талии.

    Учитель. Назовите линию, которая отмечена буквой Н.

    Дети. Линия низа.

    Учитель. (Показывает линии бока и середины) Как вы думаете, как называются эти линии?

    Дети. Линии бока и середины.

    Учитель. А какие детали отсутствуют на чертеже?

    Дети. Пояс и бретели.

    Учитель. Эти детали мелкие, их можно не строить на бумаге, а сразу вырезать на

    Учитель. На практической работе вы будете строить чертеж основы фартука без нагрудника.

    Ознакомление с инструкционной картой.

    VI. Практическая работа. (30мин).

    Дети чертят чертеж самостоятельно, используя свои мерки.

    Учитель контролирует работу, корректирует в случае необходимости работу.

    Читайте также: