Боги и мифы древнего египта конспект

Обновлено: 05.07.2024

Роль представлений о загробной жизни в египетской мифологии. Изучение цикла мифов Древнего Египта, связанного с богом Осирисом. Отражение мифов об Осирисе в многочисленных обрядах. Рассмотрение исторических этапов эволюции богов Древнего Египта.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.06.2017
Размер файла 44,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Боги и мифы Древнего Египта

Выполнила: Калашникова Люба

Проверил: Шойндонова М.Б.

1. Мифы заупокойного культа

2. Земледельческие мифы

3. Боги Древнего Египта

Список используемой литературы

Введение

Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Египтяне также рисовали своих богов на стенах дворцов и гробниц, изображали в виде скульптур. Голубое небо они считали богиней Нут и представляли её себе то женщиной, то небесной коровой со звёздами на теле. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Его символом считался жук скарабей. Подобно тому, как скарабей скатывает лапками земляной шарик, бог солнца Ра каждый день катит по небу солнечный шар. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Жуков скарабеев, сделанных из драгоценных камней или из фаянса, археологи часто находят при раскопках.

1. Мифы заупокойного культа

2. Земледельческие мифы

Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли - стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

3. Боги Древнего Египта

бог древний египет мифология

Связанно это было с централизацией власти в руках правящего фараона и отождествлении с ним двух главных земледельческих божеств - Осириса и Гора. С Гором (богом плодородия) фараон отождествлялся при жизни, с Осирисом (владыкой загробного мира) после смерти. Древний Египет был развитой аграрной страной, потому именно земледельческие культы и потребности государственного объединения определяли развитие и последующую деформацию религии Египта.

Бог Осирис -- одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

Тефнут -- в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

Заключение

Для мифологического сознания нет ничего устойчивого, все способно превращаться во все и все связано со всем. Представление о связи всего со всем было основой магии, колдовства, гадания, различных обрядов. Для мифологического сознания в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в основе любого явления или события лежит скрытая сила, воля. В конечном счете, воля богов управляет миром. Ряд мифологических представлений сохранился в мировоззрении современного человека, и напоминает нам о преемственности явлений культуры.

Египетская религия характеризуется длительным сохранением зооморфных представлений, что является частным проявлением комплексного мышления, в котором мы узнаем наследие первобытной культуры. Для разрушения подобных комплексов, для отделения друг от друга различных их составляющих необходим рост рефлексии, вызываемый, в свою очередь, появлением сложных социально-политических структур, становящихся предметом осознания. В Египте, как мы уже неоднократно отмечали, этого осознания не произошло.

Список используемой литературы

1. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993.

2. Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. М., 1998.

3. Матье М. Э. Избранные труды пор мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

Изучение египетской мифологии осложняется тем, что источники, которые могут помочь в освещении этой проблемы, различаются, и представление неполных бессистемных данных. На их основе реконструируются периодически обнаруживаемые новые документы и артефакты, легенды и тексты. В основном древнеегипетские мифы изучали записи на стенах гробниц и храмов, гимны и молитвы.

Важнейшие памятники, отражающие взгляды древних египтян:

Египет, мифология, боги - загадочная концепция исследования, которой занимаются многие ученые.

Боги Древнего Египта

Амон - самый почитаемый бог в городе Фивы. Он появляется в человеческом обличье на старых картинах. Его голову венчают два длинных пера. Вы можете найти его изображение с головой барана, священного животного. В 18 веке он стал главным богом. Амон покровительствовал имперской власти и помогал одерживать победы в войнах.

Анубис. - Бог подземного мира в третьем тысячелетии до нашей эры. д. Затем он начал читать обе мертвые строки. Его изображали в виде человека с головой черного шакала. Анубису поклонялись особенно в Кинополе.

Апис - священное животное, бык. Его считали земным воплощением бога плодородия. Бык всю жизнь хранил в храме Мемфиса, а после смерти был там похоронен.

Атон - бог, культ которого появился во времена правления Эхнатона. Он был представлен в образе солнца. Считалось, что он олицетворяет дух умершего фараона, отца Эхнатона.

Атум - бог, которому особенно поклоняются в городе Гелиополис. Он олицетворял вечное единство всего сущего. Его считали создателем мира. Во время правления V династии он стал символом бога солнца.

Геб - бог-покровитель земли. Также было обнаружено, что он защищает мертвых. Мифы о египетских богах гласят, что - отец Сета, Осириса, Исиды и Нефтиды. На рисунках он изображен в виде бородатого старика.

Ка представляет собой образ мужчины. Это дух, который сопровождает его на протяжении всей его жизни и смерти. Считалось, что он проникает во все, что связано с человеком, во всех вещах и существах. Мифология изображала его в виде поднятых рук, согнутых в локтях.

Мин - бог, которому особенно поклонялись в Коптосе. Он покровительствует разведению и обеспечивает богатый урожай. Мин также помогал караванам в пути.

Монт - бог изображен с головой сокола. Его особенно почитают в городах Фивы и Жермон. Монту способствовал победе фараона в войнах.

Осирис - бог и правитель подземного мира. Центр его поклонения находился в городе Абидос.

Птах - бог, давший имена всем вещам и создавший других богов. Особенно ценится в Мемфисе.

Ра - верховный бог солнца. Он считался отцом всех фараонов. Его культ был в городе Гелиополис.

Себек - сонм бога воды и источника плодородия. Он изображен с головой крокодила. Его особенно почитали в оазисе Файюм.

Сет - покровитель бога бурь и пустыни, защитник бога Ра. Он также был признан олицетворением зла.

Один - бог луны и мудрости. На фотографиях он изображен с головой ибиса. Считалось, что он изобрел алфавит и календарь. Особенно почитается в городе Гермополис.

Хапи - бог изображается в виде человека с целым кораблем в руке, из которого течет вода. Он олицетворял разлив Нила.

Хнум - бог-хранитель Нила. Также было обнаружено, что он сотворил человека из глины. Изображается с бараньей головой. Особенно ценится в Эсне.

Хонсу - Бог изображается с головой сокола или человеком в форме полумесяца на голове. Ему поклонялись как целителю.

Хор - бог королевской власти. Правящий фараон считался его земным воплощением.

Шу - бог воздуха. Кроме того, его почитали как покровителя южного солнца. Он был братом и мужем богини Тефнут.

Ях - бог-покровитель Луны. Особенно ценится в Гермополисе.

Древнеегипетская богиня

Исида - богиня и жена Осириса. Это был идеал женственности. Исида покровительница материнства и детей. Ее культ был распространен и за пределами Египта.

Богиня Древнего Египта - Бастет - покровительница веселья и любви. Она изображена с кошачьей головой. Баст особенно почитался в Бубастисе.

Маат - богиня, символизирующая истину и справедливость. Ее изображали с перышком в длинных волосах.

Мут - богиня и царица неба. Ее изображали с двумя коронами и чеканили на голове. Мут, как и другая древнеегипетская богиня, покровительница материнства. Она уважала полицию, потому что считалось, что она передаст контроль над Египтом.

Нейт - богиня, создавшая мир. Считается, что в городе Санс он также помогает на войне и охоте.

Нефтида или Небетет - богиня смерти. Считалось, что он является автором многих грустных гимнов и молитв. Несмотря на это, ей также поклоняются как богине секса. На рисунках она изображена в виде женщины с необычной структурой на голове, состоящей из дома, возвышающегося над строительной корзиной. Этот символ входит в состав древнеегипетских иероглифов.

Нехбет - богиня, помогающая при родах. Ее изображали в виде женщины с белой короной и грифом на голове. Вы можете найти фотографии, где он изображен в виде воздушного змея. Нехбету особенно поклоняются в Нечене, столице Верхнего Египта.

Нут или Колодец - богиня неба. Она родила Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. На рисунках присутствуют две его картины: небесная корова и женщина коснулись земли руками и ногами.

Сехмет - богиня и жена Птаха. Она считалась помощницей на войне и олицетворяла солнечное тепло. Ее культ был в Мемфисе.

Таварет - богиня, помогающая при родах и олицетворяющая плодородие. На рисунках она изображена в виде бегемота, стоящего на задних лапах. Ее изображение можно найти на амулетах, потому что она помогала отгонять злых духов.

Тефнут - богиня-хранительница тепла и влаги. На нем нарисована голова львицы. Ее культ был в Тефнут.

Ваджет - богиня, изображаемая в виде кобры. Его уважают в городе Пе-Деп. Уаджет был воплощением могущества фараона.

Хатор - богиня музыки и любви. На рисунках это корова с рогами на голове. Ее культ был в Дендере.

Древние египетские мифы

Мифология Египта начала зарождаться в VI-IV вв. До Рождества Христова. д. В разных регионах страны они создали свой пантеон богов и создали культ своего божества. Земная резиденция богов, воплощенных в животных, растениях, небесных телах и природных явлениях.

Египетские мифы говорят, что в бездонном мире были водные просторы, которые назывались Нуна. Из хаоса он создал божество и создал небеса и землю, растения, животных, людей. Солнце стало богом Ра, появившимся из цветка лотоса. Если он зол, значит, на землю пришла жара и засуха. Люди верили, что боги стали первыми фараонами.

Но египетское мифотворчество - это не отдельная история. Одно и то же событие можно описать по-разному, а божества представить в разных обличьях.

Миф о сотворении мира

В Египте было три крупных религиозных центра - Мемфис, Гелиополис и Гермополис. В каждом из них была версия о происхождении мира.

В Гелиополе особенно поклонялись богу солнца. Египетский миф о создании мира для местных жрецов был основан на его поклонении. Они верили, что бог Атум вышел из вод и силой своей воли поднялся из вод священного камня, который был назван Бенбеном. После того, как он взошел на вершину, бог Атум родил бога Шу, влажность воздуха и богиню Тефнут, которая затем родила бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти божества - основа творения. Затем они родили Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду от союза орехов и Геба. Четыре бога явились олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.

В Гермополисе считается, что творца мира положили восемь богов - оглода. Он состоял из четырех женских и четырех мужских божеств. Наунет Нун и Хаунет символизирует воду, а Ху - пространство и Каунет Кука - боеприпасы тьмы и Амон - воздух. Восемь божеств стали родителями бога солнца, давшего свет миру.

Легенда Мемфиса похожа на Гермополисную, но с одним отличием - бог Птах пришел к богу солнца. Последний был создан сердцем и языком Птаха.

Осирис в мифологии Древнего Египта

Героями египетских мифов в основном были боги, самый известный из них - Осирис. Он покровительствует сельскому хозяйству и производству вина.

Согласно легенде, он был правителем Египта. Во время его правления страна процветала. У меня был младший брат Осирис Сет, который хотел получить власть. Он планировал добиться этого посредством убийства.

Исида, сестра и жена Осириса, давно присматривается к телу своего мужа. Затем она рожает сына, которого назвала Гор. Heel, он одерживает победу над Сетом и восстанавливает Осириса. Но последний не захотел жить среди людей, он стал властителем преисподней.

Считалось, что если погребальный ритуал покойного будет соблюдаться по всем правилам, то он сможет обрести вечную жизнь, как Осирис.

Нил в древнеегипетской мифологии

Египетская мифология не может существовать без легенд о Ниле, сыгравшем большую роль в возникновении древней цивилизации.

Считалось, что священный водоем соединяет человеческий мир, рай и ад. Река, протекающая по земле, олицетворяется богом Хапи. Когда последний был в хорошем настроении, то выход с берега реки и насыщение почвы влагой, дающей возможность выращивать овощи.

В Ниле жили разные духи, которые были людьми в образе животных: лягушки, скорпионы, крокодилы и змеи.

Мифы о боге Ра

Многие египетские мифы рассказывают о боге Ра. Некоторые из них утверждают, что человек произошел от слез Бога. Его глаза были мощным символом в египетском искусстве. Вы можете найти свои картины на гробах, одежде, амулетах. Глаза Ра жили отдельно от его тела. Правый глаз смог рассеять противников, а левый - вылечить болезнь.

Мифы о египетских богах рассказывают удивительные истории, в которых Око Осириса служит отдельным персонажам или предметам.

Например, в одной из легенд Ра создал вселенную, не похожую на наш мир, и поместил туда богов и людей. Спустя некоторое время жители решили организовать про него вселенную заговоров. Но Ра узнал об этом и решил наказать виновных. Собрав всех богов, он произнес их: «Боги! Я сотворил людей из своих глаз, и они замышляют против меня зло! После этих слов Ра бросил людей в глаза, принявшие облик богини Хатор-Сехмет. Она имела дело с людьми, но сейчас ее не интересует и то, как Ра мог быть заметным.

В другом мифе Ра дает богине глаз Басти, чтобы она помогала ей бороться со злым змеем. Существует легенда, в которой глаз Ра отождествляется с богиней Тефнут. Она рассердилась на Бога, и он ушел в пустыню один. Существуют сотни таких мифов, в которых глаз Ра - отдельный предмет, который современному человеку кажется прекрасным.

Легенды и мифы о египетских пирамидах

Вопрос о том, как строили пирамиды Древнего Египта, мучает исследователей и историков до сих пор. Мы выдвигали другую версию, но как это произошло на самом деле, никто не знает.

Существует множество мифов о внешнем виде пирамид и их назначении. Одна из легенд гласит, что пирамиды были построены для хранения сокровищ. Но если это так, то современный человек не сможет подтвердить его справедливость. Все сокровища в древности могли украсть.

Возвести такие конструкции сложно даже с помощью современных технологий. Как это делали древние египтяне? Пирамиды построены из обработанных блоков, уложенных друг на друга. Их стороны ориентированы по звездам. Поэтому она даже представила версию о внеземном происхождении пирамид.

Есть также мифы о том, что пирамиды были построены до Великого Потопа в Атланте, чтобы сохранить знания своей цивилизации. Но доказать это пока никто не смог.

Очевидно, что в те времена люди не могли создать подобную структуру. Эту загадку будут пытаться разгадать еще долго. Неизвестно, удастся ли это сделать.

Иероглифы и мифология

Древние египетские иероглифы прочно связаны с религией и мифологией. Люди обращаются к богам на особом языке. Что отражено в первых иероглифах. У них были какие-то существа и предметы.

По легенде бог Тот в образе персонажей изобразил основы мироздания и знания. Считается возникновением египетской письменности.

Священники для изображений божественных истин рисовали фигурки животных и растений. В их сознании осознание, данное Богом, должно быть выражено в простой форме. Например, понятие времени можно описать как нечто опрометчивое, слияние с ним. Он учит трудолюбию, создает события и в конечном итоге их разрушает. Древние египетские иероглифы изображают крылатую змею, держащую свой хвост во рту - одно изображение после совокупности знаний.

Религия это вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела.

Культ это один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, преклонении перед кем- или чем-либо.

Жрец это служитель культа.

Фараон это правитель в Древнем Египте, обладающий неограниченной властью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь людей и сейчас во многом зависит от природы, нам необходимо, чтобы светило солнце, шли дожди, земля давала урожай. В древности люди были ещё более зависимы от сил природы. Они не понимали, как возникают определенные явления природы: почему светит солнце, идёт дождь, сменяется день и ночь. Ведь в древности люди ещё не обладали современными знаниями, поэтому считали, что все явления природы объясняются действиями каких-либо героев, богов, которые в зависимости от настроения посылают на землю дождь, грозу или засуху. Так возникли мифы и религия.

Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах и героях.

Религия – вера в сверхъестественные силы.

Мифы и религия позволяли египтянам дать ответы на интересующие их вопросы о человеке, жизни и смерти.

Мифы о богах и их деяниях – добрых и злых – египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Давайте с ними познакомимся.

Основным занятием египтян было земледелие. Вся их жизнь зависела от солнца, поэтому самым главным богом египтяне считал бога Солнца, которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на востоке и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом тьмы, свирепым змеем, по имени Апоп. Сражение длится всю ночь, в нём всегда побеждает солнечный бог, первые лучи солнца знаменуют его победу и возвещают начало нового дня. Этим мифом египтяне объясняли смену дня и ночи.

Особо почитаемым в Египте был бог Осирис. По легенде Осирис ранее был царём Египта, именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его младший брат Сет был богом пустыни, он завидовал Осирису и ненавидел его. Легенда гласит, что однажды Сет, придя на пир к Осирису, принес с собой гроб, со словами: "Кому этот гроб придется в пору, тому он и достанется." Подарок никого не удивил, т.к. египтяне смолоду готовились к загробной жизни в царстве мёртвых. Гости по очереди примеряли гроб на себя, но стоило Осирису лечь в него, как хитрый Сет захлопнул крышку. Его слуги бросили гроб в воды Нила. Жена Осириса, богиня Исида, почитавшаяся в Египте как покровительница материнства, домашнего очага, долго искала гроб с телом мужа в болотах дельты Нила. Найдя же, она чудесным образом его оживила. Однако Осирис не пожелал оставаться на земле, а стал судьей в царстве мёртвых.

Что же пытались объяснить египтяне этим мифом?

С чудесным его воскрешением египтяне стали связывать время разлива Нила, считалось, что он начинается, когда Осирис оживает, а с ним после засухи оживает и природа.

Верили египтяне и в то, что после смерти человек отправляется в " царство мёртвых", где правит бог Анубис. Прежде всего, каждому умершему предстоит пройти через суд Осириса, он приносит клятву, что не совершал зла в своей земной жизни. С помощью весов, на одну чашу которых кладут записанную клятву, а на другую фигурку богини правды Маат, Осирис определяет, лжёт ли человек. Свирепое чудовище с головой крокодила и телом льва готово проглотить любого, кто говорит неправду. Праведников же пропускают в царство, где есть тепло, свет, царит покой.

Как вы видите, богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли ещё в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса – скала желтоватого песчаника. Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.

По древнегреческим мифам боги правили страной долгое время, затем бразды правления были переданы их земным сыновьям–посланникам – фараонам.

Одним из самых известных фараонов Древнего Египта можно назвать Эхнатона, правившего в Древнем Египте около 1351 – 1334 гг. до н.э. Этот правитель стал великим реформатором религии. Укрепляя свою самодержавную власть, он выступил против жрецов и главного бога Амона. Правитель объявил Атона единым богом, а себя единственным посредником между ним и людьми. Но реформа Эхнатона потерпела неудачу и многобожие в Египте сохранится еще долгое время.

Египтяне занимались и наукой. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны. Bo многом, эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным.

В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Греки считали, что родиной геометрии является Египет.

Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Египтяне умели умножать и делить, умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Строительство пирамид и создание системы искусственного орошения свидетельствует о развитии инженерных наук, геометрии.

Химия в Древнем Египте – наука, имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний – создание мумий, чтобы душа могла вновь вселиться в тело в "царстве мёртвых". Применялись химические знания и в изготовлении стекла. Фаянсовые украшения, бусы из цветного демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные добавки для окрашивания стекла.

Египетские медики лечили различные лихорадки, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне.


С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила. Для этого египетские жрецы вели наблюдения за звёздами, составляли карты звездного неба. Помимо Сета – Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Венера, Вечерняя звезда.

Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция, изображать на картах звёздного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звёздами и планетами. Ими была вычислена продолжительность года, он у них составлял 365 дней.

Таким образом, египтяне смогли заложить основы многих современных наук. Мы видим, что потребности хозяйства, религии, обыденной жизни людей привели к накоплению знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Возникла необходимость все эти знания сохранить и передать потомкам.

Чтобы обозначить слово на письме египтяне его просто нарисовали. Их письменность была основана на иероглифах – знаках–рисунках, обозначавших какой-либо предмет, действие или просто звук. Сам термин "иероглиф" обозначает "священные вырезанные". Как вы уже догадались, использовали письмо в основном жрецы и специально обученные люди – писцы, ведь запомнить, как записать более 700 иероглифов и научиться их читать, причем гласных египтяне не писали, под силу было не каждому. Например, иероглиф ДОМ мог обозначать и слово "дом" и любое другое слово, где встречаются согласные "д" и "м". Поэтому тот человек, который мог читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Писали же египтяне на различных материалах: камне, дереве, глиняных черепках. Но самое большое распространение получил папирус. Листы папируса обычно скрепляли друг с другом, а для того чтобы было удобнее хранить сворачивали в свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого выберите пропущенные подходящие по смыслу слова.

Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом (света, тьмы,) свирепым змеем, по имени Апоп.

Ответ: Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, Луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет (золотой, солнечный) диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог (света, тьмы) вступает в бой с богом (света, тьмы) свирепым змеем, по имени Апоп.

Пояснение: Достаточно внимательно вчитаться в текст и можно легко выбрать правильный вариант ответа. В Египте очень много солнца, поэтому египтяне ему поклонялись, солнце встает на востоке. Если у бога солнца на голове может быть только солнечный диск, заходит солнце вечером на западе и наступает ночь, т.е. борьба с богом тьмы.

Наблюдая за повадками диких животных, древние египтяне получали научные знания об окружающем мире.


Главнейшей особенностью древнеегипетской культуры является всепроникающая и теснейшая взаимосвязь всех ее сфер и религией. Религия определяла политические, экономи­ческие и социальные институты этой страны, быт и повседневную жизнь. С другой стороны, религия и культура Древнего Египта оказала прямое влияние на культуру и религию древних Греции, Ассирии, Финикии, Иудеи.

Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).

Пережитки тотемизма проявлялись в том, что часто в облике животных, птиц, насекомых и пр. египтяне олицетворяли природные стихии. Как правило, каждая часть вселенной мыслилась подобно тем существам, которые обитали в недрах земли. Образом земной стихии – засушливой почвы - являлся, например, лев, ибо львы (как и змеи) таились в логовищах, и египтянам казалось, что они вышли из глубины земли, которая первоначально представлялась гигантской змеей, а потом мужчины.

Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.

С другой стороны, например, бог мудрости, знания, письма Тот изображался или в виде своих священных животных павиана и птицы ибиса, или в виде мужчины с головой ибиса (илл. 7): по представлениям египтян, ум человека находился в сердце - ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, очертаниями походил именно на сердце; ибис, пожиратель змей, саранчи и яиц крокодилов, опускал свой вогнутый клюв в землю очень похоже на то, как макали в чернильницу палочки для письма.

Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.

Особенности египетской мифологии.

1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изо­бражали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой живот­ного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, нап­ример, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.

Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как дол­гое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как "ересь". В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконо­графию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.

С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.

Сущность человека в древнеегипетском понимании.

Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие "душа", "воскресение" и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).

Со смертью, считали египтяне, умирает лишь его материальная оболочка - тело. Но остаются жить несколько нематериальных частей человеческого существа. Сколько их было всего и как представляли их египтяне в полном объеме, в научной литературе однозначного ответа до сих пор нет. Поэтому остановимся на двух, наиболее упоминаемых в египетских текстах.

"Ба" обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.

У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.

В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.

Главная функция ба, посещавшей тело уже в гробнице – позволить умершему выйти из темноты гробницы, насладиться свежим воздухом и природой, добыть покойному хлеб и воду. Благодаря заклинаниям, покойный в качестве живой ба мог принимать различные формы - сокола, ласточки, цапли - кем понравится.

Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.

Ка, ба, Осирис и бальзамирование.

Так как смерть физического тела нарушало органическое единство его с его же нематериальными субстанциями, то для вечной жизни в загробном мире необходимо было восстановить это единство. В ином мире человек не сможет жить без тела.

Наконец, сохранение тела умершего - основное условие благополучной загробной жизни. Отсюда особая забота о нем, проявлявшаяся, помимо бальзамирования, в помещении тел в надежные гроб­ницы (чтобы оградить их от гиен и грабителей), с портретными статуями, вещами и пропитанием.

Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.

Таковой осью являлись представления египтян о маат

Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.

Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.

Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.

Изображения маат сохранились практически во всех египетских храмах - в виде сидящей женщины, иногда с крыльями, со страусовым пером на голове. Могла изображаться только пером, либо в виде плоского песчаного первозданного холма с одной скошенной стороной.

Священное насекомое Маат – пчела.

Важнейшие культы и их истоки.

 Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,


 Культ фараонов.


Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.

Для простых египтян фараон, живой или мертвый, равно бог, независимо от его личных качеств, потомок и исполнитель воли богов. Он защищен ими и от них он получил в правление Египет. Именно через фараона божественные силы проявляются на земле, устанавливая закон мировой гармонии. Фараон – единственный человек, который присутствует от имени всех египтян в святилище храмов во время богослужения, у него - исключительный доступ к богам.

Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.

При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.

В повседневной жизни фараон должен ежеми­нут­но соответст­вовать своей божественности. Поэтому он, например, не появлялся с непо­кры­той головой и даже в семейном кругу носил па­рик. Фараон - центр мысли, истории, знания. Он видит всё и слышит каждое произнесенное слово. Фараон совершил ритуал - и наступает день. Он всемогущ, всегда и везде побеждает. Если фараон жив - Египту обеспечены мир и процветание. Если божественность фараона не соблюдается - в стране все сразу приходит в упадок. Имя бога Ра включалось в личные имена фараонов: Хафра, Менкаура. Рамсес обозначает "рожденный Ра".

Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.

С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.

Культ определенных животных.

Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога.

Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.

В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.

Культ мертвых.

Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.

В основе заупокойного культа, в частности, Древнего царства - представление о сохранении у умерших тех же потребностей, которыми обладают живые люди и главная задача - обеспечить покойного едой и питьем. Это стремление отражено во всех погребальных обрядах, и это отзвуки первобытного страха перед голодом и жаждой (в заупокойных молитвах постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода). Содержание основной древнейшей молитвы - это простое пожелание получить жертвоприношение хлебом, пивом, мясом, благовониями и одеждой.

Читайте также: