Конспект урока ценности профессионала

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1250 2

Урок № ___________ Дата_________

Тема урока. Профессиональная деятельность человека и ее выбор.

Цель урока: подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

Образовательные:

Развивающие:

развивать понимание необходимости осмысленного выбора профессии, путей ее получения; способствовать развитию всесторонне развитой личности;

формировать умения объективной самооценки личных возможностей; развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.

Воспитательные:

воспитывать взаимоуважение, доброжелательность; воспитывать уважение к труду;

Планируемые результаты.

проявление познавательного интереса и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности; умение мотивировать свою деятельность;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры;

Метапредметные результаты:

выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании будущей профессии, имеющей личностную или общественную значимость; согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками;

Предметные результаты:

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; публичная презентация и защита личного профессионального плана.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: исследовательские, частично-поисковые

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Оборудование: компьютер, презентация

Организационный этап урока. 2 мин.

Постановка цели и задач урока. Формулирование темы урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин.

Актуализация опорных знаний обучающихся.3 мин.

Первичное усвоение новых знаний. 8 мин.

Первичная проверка понимания. Составление личного профессионального плана. 15 минут

Первичное закрепление. 5 мин.

Итог урока. 5 мин.

Информация о домашнем задании. 2 мин.

Рефлексия (подведение итогов занятия). 3 мин.

Организационный этап.

Подготовка к уроку.

Актуализация опорных знаний обучающихся. Беседа по вопросам.

Вы уже выбрали для себя профессию?

Кто повлиял на ваш выбор?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда? Чем заниматься? Автор этих слов В.Маяковский.

Простые вопросы. Ответы на них ищет каждый человек.

С чем они связаны? С выбором профессии. У вас есть ответы на эти вопросы?

На уроке вы сможете получить новые знания, которые помогут больше узнать о профессиях, путях их получения, узнать, что такое профессиональный план, потренироваться составлять личный профессиональный план.

Сформулируем тему урока. Профессиональная деятельность человека и ее выбор.

Бывают случаи, когда люди неправильно выбирают профессию? К чему это приводит?

Можно ли считать удачей правильный выбор профессии? К чему надо стремиться?

Больше узнать о различных профессиях.

Выбрать свою профессию, определить свои возможности.

Собрать информацию о данной профессии, с помощью тестов проверить, подходит ли она вам?

Составить личный профессиональный план.

И это первые шаги на пути к успеху, потому что правильно выбрать профессию на всю жизнь – это …. Предложить учащимся закончить мысль.

выбор профессии –это проектирование своего жизненного пути.

При этом необходимо учитывать реальную жизненную ситуацию и помнить, что работа, которой вы будете заниматься, должна приносить не только пользу, но и удовольствие. Выбор профессии - это очень важный для каждого из вас проект. Начнем работу над ним.

Первичное усвоение новых знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. О чем это свидетельствует? Что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы давала возможность приносить пользу людям, обществу, занимаясь любимым делом. Как большинство людей выбирает профессию?

Факторы, влияющие на выбор профессии.

На выбор профессии могут влиять многие факторы:

Советы родителей, знакомых;

Мнение учителя классного руководителя;

Социальная значимость данной профессии и др.

Какие факторы могут привести к ошибке в выборе профессии?

Какой фактор может повлиять на выбор профессии вами?

Ошибки, допускаемые при выборе профессии.

Избегать выбора профессии под влиянием знакомых (или чтобы не отстать от других)

Не оценивать профессию по личному отношению к какому-либо человеку, представителю данной профессии.

Нежелание разобраться в личных качествах: склонностях, способностях может помешать сделать правильный выбор.

Незнание или неумение оценить свои физические возможности, состояние здоровья тоже может привести к неправильному выбору профессии.

Не мыслить стереотипно, а стремиться больше узнать о профессии, о ее преимуществах, не ограничиваться минимумом знаний, так как почти все профессии в сфере материального производства становятся более автоматизированными, компьютеризированными, рабочие места модернизируются, внедряются новые технологии, повышается культура труда.

Подводя итоги беседы, отметить важность темы выбора профессии для каждого человека и необходимость построения четкого плана действий, а именно личного профессионального плана.

Личный профессиональный план как способ реализации программы личного профессионального роста. Назначение и структура плана.

Начиная работать над любым, даже менее значимым проектом, вы намечаете план действий.

Личный профессиональный план – это этап профессионального самоопределения, который включает осознанный выбор профессии и возможные пути ее получения. Так как это личный план, то единой формы такого плана нет, ведь у каждого из вас разные цели, разное представление о вашем будущем: кто-то реально представляет себе будущую профессию, старается больше узнать о ней, а кто-то еще витает в облаках, мечтая и фантазируя…

Не существует единой формы такого плана, но можно выделить его основные элементы. На столах раздаточный материал по теме урока.

Личный профессиональный план.

Цель: чем буду заниматься, кем буду по профессии, чего хочу достичь?

Цепочка ближайших и отдаленных конкретных действий (чему и где буду учиться, чтобы овладеть данной профессией, какую специальность хочу получить, где хотел бы начать работать, перспективы моего профессионального роста…) конкретные задания, которые надо выполнить для достижения цели.

Внутренние условия достижения цели (реально оцените свои возможности: интересы, способности к обучению, склонности, состояние здоровья настойчивость, терпение, личные черты характера, необходимые для овладения профессией)

Внешние факторы (что может помешать реализации плана)

Резервные варианты путей достижения цели. 2-3 варианта (что будете делать, если основной вариант не сможете осуществить)

Пути совершенствования мастерства. Программа самообразования (какие прфессионально важные качества будете развивать, какую литературу изучите, какие предметы школьной программы будете изучать углубленно и т.д)

Первичное закрепление новых знаний.

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.

Материалы: справочник профессий, профессиограммы, специальная литература, интернет.

Первичная проверка понимания.

Анализ составленных личных профессиональных планов:

предусмотрены ли альтернативные пути овладения профессией, четко ли обозначены пути карьерного роста, определен ли профиль обучения в старших классах.

Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Беседа по вопросам.

Что вы понимает под профессиональным планом?

Какие основные блоки профессионального плана?

Почему профессиональные планы могут меняться?

Можно ли вносить коррективы в составленный план?

Заключительное слово учителя.

Вы учились составлять личный профессиональный план. Надеюсь, он поможет вам четче определиться с выбором вашей будущей профессии, реально оценить ваши возможности и начать движение по пути овладения выбранной профессией. И пусть ваш выбор окажется правильным, чтобы работа, которой вы будете заниматься, (как мы говорили в начале урока), приносила не только пользу, но и удовольствие. Учитывайте перспективность выбранной профессии, так как некоторые профессии в скором будущем могут быть невостребованными, на смену им придут новые, но это тема следующего разговора.

Информация о домашнем задании.

Проанализировать личный профессиональный план, если необходимо, внести коррективы.

В материале представлен конспект занятия с учащимися 9-х классов (учащиеся с ОВЗ - нарушение интеллекта). Занятие направлено на формирование у обучающихся адекватных представлений о жизненных ценностях.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_rol_zhiznennyh_tsennostey_pri_vybore_professii.docx 20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

(занятие с учащимися 9-го класса)

Цель : познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.
Задачи:
• актуализация ценностей;
• обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор;
• выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

Ход занятия
Вступление ведущих

Педагог – психолог знакомит класс с одной из психологических классификаций ценностей.
Классификация Спрангера (6 типов ценностей или жизненных путей):
1. Теоретические. Основной интерес "теоретического" человека — поиск истины, "когнитивная" направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.
2. Экономические. "Экономический" человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.
3. Эстетические. Главная ценность "эстетического" человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. "Эстетический" человек рассматривает истину в терминах прекрасного: "Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной". В сфере экономики для "эстетического" человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.
4. Социальные. Главная ценность для "социального" человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.
5. Политические. Самый главный интерес "политического" человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.
6. Религиозные. Наивысшая ценность для "религиозного" человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

"Мои ценности"
Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.
Ведущие просят учащихся записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.
Инструкция.
1. Проранжируйте список ценностей по отношению к себе. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой.
2. Определите три наиболее важные ценности для соседа или нескольких ребят из класса. Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая.

Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

  • Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)
  • Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают пояснения, почему провели ранжирование именно так.)

Профориентационная игра "Один день из жизни".

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: будильник — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

1)Назовите группы профессий по степени их опасности для здоровья человека?

3)Назовите наиболее распространённые заболевания человека и медицинские противопоказания к профессиональной деятельности.

Изучение темы урока .

(Урок проводится в форме презентации)

На выбор профессии оказывает влияние не только здоровье. Но и ещё важна профпригодность

Слайд 1 .Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и профессии.

Эта пригодность обусловлена , с одной стороны, наличием особенностей каждого человека и требованиями каждой профессии к человеку, с другой стороны.

Поэтому у человека могут быть ограничения и противопоказания к определённым видам профессиональной деятельности. Например , существуют ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Профессиональная деятельность обусловливает и наличие у человека определённых общих и специальных способностей.

Слайд 2. Е.А. Климов выделяет следующие слагаемые профессиональной пригодности:

- гражданские качества (моральный и идеальный облик человека);

- отношение к труду и профессии ( трудолюбие, ответственность , физическая выносливость, здоровье);

-дееспособность ( широта ума, развитый самоконтроль, физическая выносливость, здоровье);

- единичные специфические способности, необходимые для конкретной профессии (например, музыкальный слух для музыканта , устойчивость к монотонности для водителей транспортных средств , глазомер, точность движений для слесаря и т.д.);

- навыки, выучка, опыт.

Слайд 3. Различают четыре степени профпригодности.

Слайд 4 . Профессиональная непригодность – это абсолютное несоответствие человека и профессии.

Профессиональная пригодность – это степень пригодности, которая характеризуется отсутствием противопоказаний , с одной стороны, и ярко выраженных показаний к профессии, с другой стороны.

Профессиональное соответствие – это степень пригодности, которая характеризуется отсутствием противопоказаний к профессии и наличием профессионально важных качеств.

Профессиональное призвание – это абсолютное соответствие человека к профессии.

Слайд 5 . Самооценка – это оценка человеком самого себя.

Самосознание – мысленный образ своих качеств, способностей, внешности.

Слайд 6 . Уровни самооценки.

Слайд7 . Заниженная самооценка выражает неуверенность в себе, свои силы и способности.

Завышенная самооценка связана с преувеличением своих способностей и возможностей, что также может привести к ошибкам в выборе профессии.

Адекватная самооценка это объективный анализ своих личностных качеств, способностей и возможностей.

Закрепление

Учитель предлагает тест на определение самооценки обучающихся.

Рисунок дерева традиционно рассматривается в проектной психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражается отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребёнка с окружающими , а также его проблемы. Для понимания личностных особенностей ребёнка вполне надёжны следующие параметры рисунка:

Общий размер дерева.

Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) – уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2 - 2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера дерева ( менее 1/3 листа) – отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной незначимости, ненужности, сниженная энергетика.

Дерево сдвинуто к верхней части листа –мечтательность, отсутствие склонности к активным действиям; сдвинуто к нижней части листа – практичность , приземлённость. Сдвинуто влево –тяготеет к матери, находится под её влиянием; сдвинуто вправо- тяготе к отцу, испытывает его влияние.

Такие дети управляют родителями, занимают по отношению к ним снисходительную позицию, дают им дельные советы, делают замечания.

Соотношение кроны и величины дерева в целом.

Отражает потребность в общении. Крона составляет 1/2 - 2/3 величины дерева – потребность в общении соответствует норме. Увеличение или уменьшение кроны относительно указанных размеров отражает усиление или снижение потребности в общении относительно нормы.

Наличие листьев ( или замкнутого силуэта кроны) –потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках , опавшие листья –потребность в общении не удовлетворяется.

Интерпретируется только в тех случаях , когда из дупла кто-то высовывается или кто-то в нём сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов: склонности периодически совершать поступки, совершенно не характерные для поведении ребёнка. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ребёнок способен на это.

Солнце слева –свидетельствует об авторитете или давлении матери; солнце справа – свидетельствует об авторитете или давлении отца.

Свидетельствует о резких изменениях в жизни ребёнка. Скорее всего ребёнок не видит перспектив в будущем, жизнь может казаться ему законченной (аналогично интерпретируется сломанное дерево)

Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, через реку)

Резкая перемена жизни (буквально: кончилась одна жизнь, началась другая ). Важно сравнить толщину дерева и пня. Если дерево не тоньше пня, то скорее всего, ребёнок не пострадал от произошедших перемен. Если толщина дерева меньше толщины пня, можно предположить , что эти перемены травмировали ребёнка, привели к потере уверенности в себе.

Толстые ветки (одна или две) в нижней части ствола, явно ниже уровня кроны и отдельно от неё.

Поникшие, тонкие ветки , тонкий ствол, слабый нажим .

Рисуются детьми чувствительными, впечатлительными, тревожными.

Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нём полностью, продолжение подразумевается за верхним краем листа.

Свидетельствует о чрезмерной активности ребёнка.

Яблоки на дереве.

Свидетельствует о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери, привязанности к ней и естественном следовании её влиянию.

Использование чистых ярких цветов для раскрашивания – нормальное эмоциональное состояние. Использование чёрного , грязно-синих, грязно-коричневых цветов –преобладание отрицательных эмоций, тревожность, невротические страхи и напряжение. Отсутствие цвета никак не интерпретируется.

Ствол, расщеплённый в верхней половине (явно расходящийся ствол)

Свидетельствует о наличии конфликтующих установок , трудно согласуемых интересов (стремление сохранить и то, и другое), сложности в процессе выбора.

Дерево, расщепленное до основания или перекрещивающиеся стволы.

Возможны психические нарушения, связанные с интегрируемой двойственностью внутренней жизни, расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

Возможны нарушения психики с элементами маниакальности, уход в придуманный мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра)

Ствол не замкнут, фактически представляет собой две параллельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезанную сверху: грубые , толстые , похожие на брёвна или доски от забора, расходящиеся перпендикулярно от ствола ветки, на которых нет листьев.

Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нарушении общения, мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация псисиатра)

1)Назовите группы профессий по степени их опасности для здоровья человека?

3)Назовите наиболее распространённые заболевания человека и медицински е

На выбор профессии оказывает влияние не только здоровье. Но и ещё важна

Слайд 1 .Профессиональная пригодност ь – это взаимное соответствие че ловека и

Эта пригодность обусловлена , с одной стороны, наличием ос обенностей каждого

человека и требованиями каждой профессии к че ловек у , с др угой стороны.

Поэтому у человека могут быть ограничения и противопоказ ания к определённым видам

профессиональной деятельности. Например , су ществ у ют ограничения профессиональной

пригодности при различных заболеваниях. Профес сиональная деятельность

обусловливает и наличие у человека определённых общих и специальных способностей.

Слайд 2. Е.А. Климов выделяет следующие слагаемые профессиональной пригодности:

- гражданские качества (моральный и идеальный облик человека);

- отношение к труду и профессии ( тру долюбие, ответственность , физическая

Читайте также: