Текстовая информация конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Литература: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35 – 36.

Вид урока: Изучение нового материала

Содержание урока:

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было прочитать теоретический материал §1.8., стр. 31 – 34 учебника и выполнить в тетрадях задание №5 на стр. 34. На координатной плоскости необходимо отметить указанные точки и соединить их прямыми линиями в определенном порядке – в результате должна получиться картинка, которую можно было раскрасить цветными карандашами. Какая картинка у вас получилась? (домик)

Какими цветами вы раскрасили получившийся домик?

Все учащиеся сдают тетради на проверку. Приложение 1

3. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала сопровождается мультимедийной презентацией. Приложение 2

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Слайд 2

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Где мы можем встречать текстовую информацию?

  1. в книгах;
  2. в газетах;
  3. в журналах. Слайд 3

Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл!
Какое слово появилось? (КОТ) Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КОТ?
Если мы в слове КОТ изменим одну букву О на И, то получим слово КИТ. Кого мы мысленно представляем себе, прочитав слово КИТ? Слайд 4

Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку. Смысл данной фразы состоит в том, что вошедшего увидели и узнали, очень ему рады. Слайд 5

Прочитайте хором написанную фразу, обратите внимание на картинку.
Данная последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации.
Данные две фразы одинаковы и отличаются только знаком препинания, но от этого полностью зависит смысл фразы. Слайд 6

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течении этого времени менялись то, на чем записывали информацию – камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага; и то, с помощью чего это делали – острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка, авторучка. Слайд 7

С конца 19 века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. Слайд 8

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера, распечатать на принтере и т.д. Слайд 9

4. Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного теоретического материала ученикам предлагаются задания на логическое мышление.

Задание №1.

Дана фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! (Приложение 3) Необходимо поставить запятую в данном тексте, и в зависимости от этого фраза будет иметь разный смысл.

КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!

Объясните смысл получившихся фраз и прочитайте их с правильной интонацией.

Задание №2.

Дано слово ДОМ (Приложение 4). Изменив одну букву в слове ДОМ, получите новые слова и объясните их смысл.

5. Подведение итогов урока

  1. Что такое текст?
  2. Какая информация называется текстовой?
  3. От чего зависит смысл текстовой информации?
  4. С какой целью вы создаете тексты (приведите примеры)?

6. Домашнее задание

Прочитать теоретический материал темы в учебнике. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008., §1.9., стр. 35–36.

7. Завершение урока

Ученики приводят в порядок свои рабочие места, дежурные следят за порядком в кабинете.


Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.

Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач

Содержимое разработки

Урок 14. Текстовая информация.

Расширить знания учащихся о текстовой информации;

Задачи урока:

Воспитательная задача: учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе: (регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД);

Развивающая задача: определить что такое текст, текстовая информация, письменный текст. Уметь определить, влияет ли пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте на его смысл (регулятивные, познавательные УУД);

Обучающая задача: расширить умение ввода текста на компьютер (познавательные УУД); учиться контролировать правильность записи текста (познавательные УУД, регулятивные УУД);

Определить, что такое текст.

Определить, что такое текстовая информация.

Определить, что такое письменный текст.

Определить влияет ли пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте на его смысл.

Расширить умения ввода текста в компьютер.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общее представление о тексте как форме представления

информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном

языке; сформировать у школьников представление о компьютере как

инструменте обработки текстовой информации;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить

речевое высказывание в письменной форме;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей

Структура урока

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (7 мин)

Новый материал (8 мин).

Практическая работа (5)

Рефлексия (2 мин).

Домашнее задание: (1 мин).

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

Особенности изложения содержания темы урока

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения

1) визуальная проверка №99;

2) групповое разгадывание кроссворда (№77 в РТ).

При изложении нового материала важно подчеркнуть, что текст — это одна из

наиболее распространенных форм представления информации.

Вариант 1: заранее подготовить и продемонстрировать ученикам тексты, отличающиеся по размеру,оформлению, назначению, способу создания и др.

Вариант 2: актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью чего писали в былые времена. Важно отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Смысловой аспект текста удачно подчеркивается в заданиях №103 и №104 в РТ.

Рассмотрим возможные подходы к организации этой работы.

и графическими подсказками по преобразованию слов:

2. Ученикам предлагаются слайды презентации только с графическими

подсказками по преобразованию слов:

3. Ученикам предлагаются только текстовые подсказки по преобразованию

Рассмотрим один из возможных вариантов подсказок для самой сложной цепочки

1) что-либо неважное, пустое; ерунда, чепуха (МУРА);

2) другое название ладьи – шахматной фигуры, имеющей форму башни (ТУРА);

3) предметы для упаковки – ящики, бочки, мешки, кули, пакеты и т.д. (ТАРА);

4) два предмета почему-либо взятые вместе, заодно (ПАРА);

Такое преобразование можно рассмотреть дополнительно, если учеников удалось заинтересовать рассматриваемым материалом.

5) большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоѐмами

6) хищное членистоногое, плетущее паутину (ПАУК);

7) овод, слепень (ПАУТ);

8) хитрый и ловкий обманщик, мошенник (ПЛУТ);

9) плавучая площадка (платформа) для перевозки людей и грузов (ПЛОТ);

10) в компьютере - это разъѐм (колодка с набором контактов), к которому

подключается какое-либо устройство (СЛОТ);

11) крупное травоядное млекопитающее с длинным хоботом и двумя бивнями

Целесообразно разобрать на уроке варианты г) и е) №104; на основе №103 можно

организовать работу в группах с последующим обсуждением полученных результатов.

Дополнительные цепочки (можно использовать при наличии времени и интереса):

СУП – сук – сок – рок – РАК;

ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ;

МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк –

крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН (второй вариант).

Возможны несколько вариантов работы на компьютере: компьютерный словарный

диктант; клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

Домашнее задание

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в рабочей тетради

б) текстовая информация;

№103. а) КАРП – кара – кора – КОЗА;

б) ВОЛ – кол – кот – КИТ;

в) ПАУК – парк – пара – фара – фура – мура – МУХА;

г) ЛУЖА – ложа – кожа – кора – гора – горе – МОРЕ.

а) НОЧЬ – ноль – соль – сель – сень – ДЕНЬ;

б) РОТА – нота – нора – пора – пола – ПОЛК;

в) БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА;

г) БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ;

д) МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША;

е) МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК.


-80%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Текст как форма представления информации

Текст – это любое словесное высказывание напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Удивительный факт! Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл:

Кто к нам пришёл! (смысл состоит в том, что вошедшего увидели и узнали)

Кто к нам пришёл? (является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации).

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию.

Носители информации: камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага.

Текстовые документы

Документ – любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами.

Текстовый документ может быть:

hello_html_2351f0ea.jpg

Гипертекст – это способ организации документа, позволяющий быстро находить нужную информацию . Переход с одного места в гипертексте на другое осуществляется с помощью ссылок.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ – цифра, буква, знак препинания и т.д.

Слово – произвольная последовательность символов, ограниченная с двух сторон служебными символами( пробел, скобки, запятая и др.).

Строка – произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац – произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца.

Фрагмент – произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, - текстовые редакторы .

Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для школьной газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их еще называют текстовыми процессорами.

Окно одного из простых текстовых процессоров показано на рис. 24 стр.58.

hello_html_50dece1e.jpg

Подготовка документа на компьютере состоит из нескольких этапов: ввод (набор) текста , редактирование , форматирование и печать.

hello_html_516256ba.jpg

Ввод текста

При вводе текста придерживайтесь следующих правил :

Там, где это нужно, используйте прописные буквы.

Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.

Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.

Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.

Для перехода к вводу нового абзаца, нажмите клавишу Enter .

Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов.

Редактирование текста

Редактирование – это очередной этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения.

С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш(см. учебник стр. 59).

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца. Текст выделяется контрастным цветом. Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна.

hello_html_m12ea3c3.jpg

Форматирование текста

Форматирование – это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа.

hello_html_4fdaec78.jpg

Выравнивание абзацев:

hello_html_m29745c3d.jpg

Шрифт – это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

Начертание шрифта:

hello_html_27ef2b05.jpg

hello_html_275a8475.jpg

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство – принтер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать учащимся представление документа.

2) закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и

3) напомнить учащимся основные правила ввода текста;

4) актуализировать имеющиеся навыки создания и сохранения текстовых документов, открытия ранее созданных документов и внесения в них изменений.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

объекты текстового документа:

I. Организационный момент

Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Садитесь!

II. Проверка домашнего задания
Проводится фронтальный опрос

– Что вы понимаете под кодированием информации?
– С какой целью люди кодируют информацию?
– Можно ли ребус считать за закодированную информацию?
– Что такое метод координат?
– Какое различие между кодом и кодированием?

III. Постановка темы и целей урока

Показ слайдов 1 – 2.

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала

1. Подготовка учащихся к восприятию новой информации.

– Что такое текст с точки зрения русского языка/информатики?

2. Текст как форма представления информации.

Показ слайдов 3-4.

– На протяжении тысячелетий люди записывали информацию и при этом на разных носителях. Показ слайда 5.

3. Текстовые документы

– Давайте вспомним, что же такое документ? Показ слайда 6.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент. Показ слайда 7.

Символ — цифра, буква, знак препинания и т. д.

Слово — произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (такими как пробел, запятая, скобки и др.).

Строка — произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац — произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент — произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Показ слайда 8.

4. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Показ слайда 9.

– На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, — текстовые редакторы.

– Вы уже работали с простым текстовым редактором. С его помощью можно создавать простые тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их ещё называют текстовыми процессорами.

– Окно одного из простых текстовых процессоров показано на слайде 9.

Показ слайда 10.

– Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование, форматирование и печать.

5. Ввод текста

– При любой работе существуют определённые правила. Также при вводе текста существуют некоторые правила.

Показ слайда 11.

6. Редактирование текста

– Также при работе с текстом можно его отредактировать.

– Что такое редактирование?

Показ слайдов 12-13.

6. Форматирование текста

– Давайте выясним, что такое форматирование?

Показ слайдов 14-17.

V. Закрепление изученного материала.

Показ слайдов 18 – 20.

Учащиеся выполняют задания на карточках из приложения 1.

VI. Анонс домашнего задания.

Показ слайда 21

Выполнить упражнения на карточках (приложение 2).

VII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Приложение 1

5 КЛАСС
ИНФОРМАТИКА

Тема: Текстовая информация.

Теоретический материал:
Текст — это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Для обработки текстовой информации предназначены специальные программы — текстовые редакторы.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Отметьте, что может рассматриваться в качестве фрагмента текста:
__символ __ предложение
__слово __ абзац
__строка __ текст

__ последовательность символов

2. Установите, к какому типу относятся следующие ошибки (соедините стрелками).




Приложение 2

5 КЛАСС
ИНФОРМАТИКА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Заполните пропуски.

Читайте также: