План конспект урока натюрморт с цветами

Обновлено: 29.04.2024

Для учащихся - пастель, бумага, графические материалы, ластик.

Зрительный ряд:

Репродукции и картины выполненные в жанре натюрморта, натурная постановка.

План урока:

  1. Организация класса
  2. Вводная беседа.
  3. Беседа по теме.
  4. Дидактическая игра.
  5. Закрепление.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Анализ работ.
  8. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку учащихся.
  2. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт (демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Ребята, о каком жанре ИЗО идет речь?

- Какие еще жанры ИЗО вам известны? ( Портрет, пейзаж, натюрморт, автопортрет).

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать натюрморт из предметов быта с натуры. Работа рассчитана на один урок. На этом уроке наша задача закомпоновать – обозначить положение предметов и их форму и выполнить рисунок в цвете с помощью пастели.

Просмотр слайдов с натюрмортами и их анализ.

Мастером такого натюрморта были многие художники, посмотрите на репродукции картин, обратите внимание, из каких необычных предметов он составлен.

Анализ натюрмортов художников.

- Какие еще предметы быта вы можете назвать?

- Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?

Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать? (…). Как будем располагать альбомный лист? (Вертикально). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию. Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. (Слайд ) В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования. (На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить чайник? (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Снова проверяют соотношение размеров предметов. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте какой предмет сложнее всего будет рисовать? Какой он формы? (Цилиндрической). Когда намечены границы всего натюрморта, можно наметить место и размер каждого предмета. Также, с помощью визирования, определяем высоту и ширину чайничка. Намечаем штрихами. Затем можно очертить его границы – нарисовать прямоугольник. Затем рисуем овалы – дно, верх. Обратите внимание, что верхний край овала всегда визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Снова используйте визирование, чтобы определить правильное соотношение этих частей чайничка. Попробуем. Ручка примерно составляет половину всей длины предмета, носик – треть. Прорисовав чайник, убрав лишние линии, можно приступать к простым предметам. Затем обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.


Дидактическая игра.

- На столе представлены предметы быта, но являются ли они натюрмортом? (нет).

- Кто попробует составить натюрморт?

Физминутка

Упражнение для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6-8 раз.

  • Наклоны головы вперед-назад
  • Наклоны головы вправо-влево
  • Повороты головы вправо-влево
  • Круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

  • Поднимание и опускание плеч вверх-вниз
  • Круговые движения плечами вперед-назад
  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

5. Закрепление.

Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию, заключив ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму? (С самого сложного – чайничка). Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что делаем дальше? (Прорисовываем фрукты, овощи, линию плоскости).

6.Самостоятельная работа.

Приступайте к работе. Во время работы, прохожу помогаю, объясняю, слежу за осанкой и правильности сидения во время урока учащихся.

7.Анализ работ.

8. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу, и пришло время подвести итоги.

Что такое натюрморт?

Что учились рисовать?

Что получилось лучше всего?

С каким материалом работали?

Ребята, все вы молодцы, у каждого из вас получился свой неповторимый рисунок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТЕМА: ЦВЕТ В НАТЮРМОРТЕ

План конспект урока

Тема: Цвет в натюрморте

Цель урока: Нарисовать цветочный натюрморт

1. Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.

2. Развивать технику работы кистью, умение накладывать цветовые мазки разной формы: мазок-кирпичек, мазок-точка, мазок-штрих, техника по-сырому, техника лессировка.

3. Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков, любовь к окружающему мир.

Зрительный ряд: 1) Репродукции картин с изображением натюрмортов;

2) Учебные работы детей;

hello_html_75b79bb4.jpg
hello_html_4572dca9.jpg

hello_html_m55e6b79f.jpg
hello_html_64b6efe0.jpg

4) Схема последовательного изображения натюрморта;

5) Мультимедийная презентация;

Оборудование и материалы: Бумага, краски, карандаш, ластик, кисти, доска для просмотра презентации и т.д.

Организационный момент. 2 минута

Тема, постановка целей урока.2 минуты

Изучение нового материала.7 минут

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта. 3 минуты

Подводящая часть (упражнения). 5 минут

6. Практическая работа. 20 минут

7. Подведение итогов и рефлексия.5 минут

1. Организационный момент.

Учитель. Послушайте описание картины и определите ее жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.

Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертое воском; а рядом персик – так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.

Что это за картина?

Ученики. Натюрморт. Значит, урок будет посвящен расширению знаний о натюрморте и колорите.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Введение в тему урока.

Учитель. Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно.

Ученики. Композиция, рисунок, колорит.

Учитель. Действительно, первый слог живописной азбуки – расположение фигур на картине - художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.

Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.

Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.

Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить форму предметов, передавать цветом настроение.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Вспомните, какие предметы изображаются в натюрмортах. (Ответы учащихся.)

Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке. (Показ слайда), репродукции.

В голландских натюрмортах, плотно, густо написанных масляными красками, чаще всего изображались всевозможные явства: хлеб, фрукты, эффектно нарезанная сочная ветчина, дичь, вино в хрустальных бокалах, бывшие главным наслаждением в жизни.

Рассмотрим на таблице последовательность работы над рисунком натюрморта.(Объяснение построения натюрморта).

3).Ознакомление с цветовым решением в натюрморте.

Учитель. Натюрморт включает изображения богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. И каждый из этих предметов не бесцветен. Цвет в натюрморте не только выражает объективную сущность вещей, но и показывает личное отношение к нему живописца, открывает индивидуальность художника, понимание им чувства прекраснрго.

К натюрморту обращаются мастера самых различных художественных взглядов и направлений. Рассмотрим работу талантливого русского художника К.А.Коровина.

Учитель. Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работают с красками.

5.Подводящая часть (упражнения).

img485.jpg

img495.jpg

img493.jpg

img503.jpg

img512.jpg

Задание. Выполните рисунок-натюрморт в каком либо из эмоциональных состояний (грусть, таинственность, праздничность и т. д.); работа с красками.

Во время практической работы проводятся целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

7.Итог урока и рефлексия

1). Выставка работ учащихся.

-- Что нового для себя вы открыли на уроке?

-- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

***(-- Натюрморт какого художника вам больше понравился?)

3). Заключительное слово.

Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

Список используемой литературы

Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968

Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003

Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений разработана под руководством Неменского.

Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980

Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981

Цели урока: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях композиционного решения декоративного натюрморта, совершенствование навыков владения живописными приёмами; восприятие и передача цветовой гаммы.

Выполнение эскиза. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором точно передаются все детали, намечаются границы света и тени.

Составление фактур на бумажной палитре.

Работа в цвете на формате А3, начинается с нанесения цвета собственных и падающих теней.

После, пишутся цвет на свету и фактуры.

Материалы к уроку:

Для учащихся: бумага А3, гуашь, кисти, баночки, палитра, простой карандаш, ластик, масляная пастель.

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала необходимого для решения поставленных задач.

3. Практическая работа - выполнить натюрморт.

4. Подведение итогов работы - просмотр и коллективное обсуждение работ учащихся.

Сценарий урока

Из истории декоративного натюрморта.

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности. Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета. Художниками обычно применяется не более трех цветов, которые позволяют получить множество производных оттенков. Этот вид изобразительного искусства позволяет использовать различные орнаменты и узоры. Еще один важный момент, который следует учитывать при написании декоративного натюрморта, – фактура. Картина может быть создана как на ткани (холодный батик), так и на бумаге. Часто в работе используются природные материалы и пластилин (пластилиновая живопись). То есть в декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании реального натюрморта. Любопытно, что натюрморту можно придать любое настроение. С помощью нехитрых приемов передаются такие чувства, как ненависть, жадность, обожание, ярость и восхищение. Например, легко сделать изображение печальным, если добавить образ поникшего цветка.

Разновидности описываемого направления изобразительного искусства Декоративный натюрморт различают:

По цвету: – контрастный (непохожий);

– нюансный (близкий, родственный).

По колориту: – теплый (цвета солнца, огня);

– холодный (оттенки льда, голубого неба, воды и снега).

По месту расположения: – в интерьере;

– в пейзажной зарисовке.

По способу освещения: – прямое попадание света;

– лучи, падающие сбоку;

Способы выполнения декоративного натюрморта

Плоскостной – происходит объединение воздушной и линейной перспектив. Локальный – производится обобщение цвета и тона произведения.

Орнаментальный – используется эффект превращения деталей в орнамент или кружево.

Конструктивный – главное значение в картине придается построению форм и конструкций.

Образный – предусматривает преобразование реалистичного изображения в образ.

Какие навыки требуются от художника при написании декоративного натюрморта? Умение использовать колористические эффекты. Опыт построения и организации предметов в пространстве. Учет пространственных характеристик и соотношения объемов, применение эффектов иллюзорности. Знание законов ритмики и основ создания контрастов. Умение применять орнаменты и узоры.

Декоративный натюрморт, написанный гуашью, позволяет зрителю насладиться многообразием и яркостью природных оттенков. Такое изображение создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, каковы особенности написания многоцветной картины в технике гуаши.

Последовательность и правила работы над натюрмортом:

1. Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист. На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

2. Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций.

3. Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов.

4. Начало работы с цветом. Закончив построение, начинаем выполнять декоративный натюрморт гуашью. Картинки могут быть выдержаны как в теплых, так и в холодных тонах. Подбираем цвета для постановки и наносим их на палитру.

5. Далее уделим внимание декоративному способу нанесения гуаши для цветов. Это необходимо, для того чтобы выразительно показать текстуру цветов. Наносим тени на намеченную поверхность цветов, делать это можно более обобщенно. Затем, почти сухой кистью наносится освещенные участки сухоцвета.

6. Завершающим этапом является прорисовывание невыразительных участков масляной пастелью. Выявление объемности предметов. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона. Глядя на натуру, подчеркиваем фактуру каждого элемента масляной пастелью . В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном. Необходимо дать рисунку высохнуть и "свежим взглядом" оценить свою работу. При необходимости добавить более темные или светлые оттенки масляной пастелью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволит реализовать задачи , поставленные перед учителем.

Конспект урока ИЗО в 6 классе по теме: "Цвет в натюрморте."

Цель: формирование представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей. Выражение цветом настроений и переживаний художника Создание условий для реализации следующих задач:

Малова И.С. учитель ИЗО

Задачи:
- научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
-закрепить умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
- развивать колористическое видение;
-воспитывать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное

План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
5.Практическая работа.
6.Рефлексия.
7.Подведение итогов.

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде или школьных принадлежностях красный цвет- хлопните в ладоши, если есть желтый – кивните головой, черный – сделайте наклон вперед. Садитесь.
2.Актуализация.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?

Вот на блюде фрукты –
Вкусные продукты.
Посерёдке ананас –
Король фруктов, без прикрас!
По бокам лежат бананы –
Очень любят обезьяны,
Вот и круглый апельсин,
Ему грустно – он один.
Яблоки и груши тут,
Красотой своей влекут.
И, конечно же, лимон
В нашем блюде отражён.
Виноград и персик вот –
Получился натюрморт!


Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека ( предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (, плоды, фрукты). Они недолговечны: листья – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция жанра натюрморта – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.


Влияние одного цвета на другой.
Ребята давайте посмотрим на цветовой круг и вспомним теплые и холодные цвета.


Ответ: Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
В цветовом круге напротив друг друга находятся дополнительные (контрастные) цвета. Какие это пары?
Ответ: Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
Посмотрите на репродукции картин и назовите сближенные и контрастные цвета, которые использовал художник. Как они взаимодействуют? Какой колорит у картин (теплый, холодный)

Читайте также: