Рымарь поэтика романа конспект

Обновлено: 16.05.2024

В книге жанровая структура романа рассматривается как структура творческой деятельности, ориентированной на осуществление специфических для жанра этико-эстетических задач. Поэтика романа исследуется на материале русской и зарубежной литературы как управляемая этой структурой система фабульной, сюжетно-композиционной и повествовательной форм развертывания, переработки и организации материала; содержанием этой деятельности является целенаправленный диалог творческого субъекта с действительностью, в котором созидается романная концепция человека и мира, личности и общества.

Рымарь Н.Т. Поэтика романа

Под редакцией С.А. Голубкова. — Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. — 257 с.

В книге жанровая структура романа рассматривается как структура творческой деятельности, ориентированной на осуществление специфических для жанра этико-эстетических задач. Поэтика романа исследуется на материале русской и зарубежной литературы как управляемая этой структурой система фабульной, сюжетно-композиционной и повествовательной форм развертывания, переработки и организации материала; содержанием этой деятельности является целенаправленный диалог творческого субъекта с действительностью, в котором созидается романная концепция человека и мира, личности и общества. Для литературоведов, критиков, студентов-филологов.

В книге жанровая структура романа рассматривается как структура творческой деятельности, ориентированной на осуществление специфических для жанра этико-эстетических задач.

Поэтика романа исследуется на материале русской и зарубежной литературы как управляемая этой структурой система фабульной, сюжетно-композиционной и повествовательной форм развертывания, переработки и организации материала; содержанием этой деятельности является целенаправленный диалог творческого субъекта с действительностью, в котором созидается романная концепция человека и мира, личности и общества.

Аверинцев С. С. Автор // КЛЭ, т. 9, стб. 28.

наличие эстетического смысла уже дает какое-то оправдание сущему, приобщает его к бытию, примиряет. При этом не всегда и не столь важно, в чем именно заключается этот смысл, важно, что этот смысл является ответом на какой-то существенный вопрос человеческого существования и важно, чтобы этот вопрос был и был существенным, общезначимым. Поэтому художественное творчество парадоксально по своей природе – это творчество новой реальности, созидание новых форм жизни, и вместе с тем это творчество говорит лишь о том, что есть и что возможно, что принадлежит бытию, оно есть постижение и приятие скрытых смыслов бытия, которые для человека снова и снова оказываются новыми.

Смыслопорождение есть человеческая форма постижения смысла.

(См. : Лишаев С.А. Эстетика Другого. Самара, 2000, здесь – С. 28.

Вместе с тем творческий акт творца произведения есть и определенная проблематизация заданностей культуры.

Проблема аутентичности художественного высказывания является в равной мере проблемой и автора, и читателя. При этом художнику субъективно может не быть никакого дела до читателя-реципиента, но он работает с языком, а тем самым и с сознанием читателя, поскольку это сознание представляет собой язык, на котором творческий субъект пытается совершить свое высказывание, и его задачей становится открытие проблематичности языка, которым живет читатель, а тем самым достижение той границы этого языка, на которой его высказывание становится истинным овладением языком и смыслами, которые язык в себе скрывает.

Здесь уже невозможно пройти мимо того, что проблема аутентичности художественного высказывания должна рассматриваться в свете проблемы эстетической коммуникации, то есть особого характера отношений автора, героя и читателя как проблемы эстетического события, как его понимал М.М.Бахтин. При этом отношения автора и героя должны быть поняты и как особая эстетически объективированная форма отношений автора и читателя, так как герой в определенном смысле представляет действительность, которой в конечном итоге принадлежит и читатель. Тем самым в лице героя автор вступает в диалог и с сознанием читателя, герой оказывается посредником между автором и читателем, а автор, в свою очередь, оказывается посредником между героем и читателем.

В целом проблема аутентичности художественного высказывания связана с возможностью контакта с реальностью и возможностью мимезиса как творческого ее освоения. Эта реальность для писателя является не только его личным жизненным опытом, но и его опытом контакта с миром, читателем, то есть культурой – тем, что и является для каждого человека миром, так как даже восприятие природных явлений, как известно, тоже опосредовано культурой. Для поэта этот мир опосредован языком – язык для него, как, впрочем, и для каждого человека – это то, что соединяет человека с культурой и другими людьми, что дает возможность слышать, понимать, воспринимать Другого, понимать мир и вступать с ним в диалогическое, творческое общение, обращаться к нему – совершать высказывания. Когда эти отношения творческого субъекта с миром оказываются затруднены и проблематичны, когда в высказывании не может произойти коммуникативного события, тогда возникает проблема языка, а тем самым – и проблема аутентичности высказывания.

Понятие художественного высказывания связано с проблемой художественного языка, так как оно есть высказывание на особом языке, который мы называем художественным. Художественный язык есть один из языков культуры, в свою очередь творчески перерабатывающий все языки культуры, подвергающий их особой художественной, творческой рефлексии путем отрешения их от единства функциональных связей, в котором они живут.

По Бахтину центральным звеном эстетического события является автор.

– человека действительности, вошедшего в художественный мир и представляющего в нем активности действительности. С другой стороны, герой литературного произведения может быть понят и как другое лицо самого автора, Другой во внутреннем мире автора – как объективированное отражение автора, по отношению к которому творческий субъект занимает позицию вненаходимости.

Было бы странным и глубоко ошибочным игнорировать и тот факт, что писатель неизбежно является и читателем – как в самом широком (носитель сознания своей эпохи), так и в узком смысле этого слова.

Автор, герой и читатель – активные участники эстетического события, коммуникативного процесса, в котором встречаются и едва ли не на равных деятельно взаимодействуют неотделимые друг от друга элементы одной структуры. Именно здесь, в этом активнейшем взаимодействии участников эстетического события, занимающих в творческом процессе очень разнородные, на первый взгляд кажущиеся несовместимыми позиции, возникают условия аутентичности художественного высказывания.

эффекта аутентичности является автор произведения;

способного самостоятельно высказываться о жизни, вбирая ее в свое чувственное целое и отражая тем самым много больше реальности, чем это входило в намерения автора;

художественного высказывания возникает в сознании читателя 25.

Собрание сочинений. Т.1. Философская эстетика 1920 –хгодов. М.,2003. С.265 -325. О проблеме «союержаниия см. С.

282 – 299, здесь – С.283.

Knaller S., Mller, H. Einleitung. Authentizitt und kein Ende // Authentizitt. Disskussion eines sthetischen Begriffs. Mnchen: Wilhelm Fink Verlag, 2006. S. 12.

аутентичности является то, что эффект аутентичности создается только в интерактивном взаимодействии всех трех участников эстетического события – автора, героя и читателя. И именно в этом ключе наиболее целесообразно рассматривать названные механизмы создания эффекта аутентичности.

Необходимо учитывать, что это механизмы естественные, так как эстетическое событие – система самоорганизующаяся, слабо поддающаяся контролю со стороны творческого субъекта, в силу чего и эффект аутентичности слабо поддается намеренной организации, более того, он тогда глубок, когда возникает как бы независимо от воли автора, когда эту волю незаметно направляют и герой, и читатель. Что же касается собственно авторской творческой воли, то в ее направленности, по-видимому, играет роль не столько расчет и учет всех факторов, сколько эстетическая интуиция, художническая чуткость к эстетическому – эстетической коммуникации, в которой встречаются и взаимодействуют все участники эстетического события.

Отделение личного, приватного начала от маски средневековой личности, плотно вписанной в сословно-цеховую структуру общества, свидетельствовало о появлении нового типа самосознания личности, которая в более или менее сознательной форме начинала стилизовать свою жизнь в новых ценностных аспектах. Нарочитые фривольности, нарочитое демонстрирование интересов чувственной жизни, жизни тела, демонстрация несерьезного, легкомысленного образа жизни становились особым бытовым театром, позволявшим публично разыгрывать разрыв между приватной жизнью, жизнью страстей и маленьких увлечений и традиционной добродетелью. Вместе с тем здесь везде важна форма – форма игры – игры, противостоящей официальной жизни, но вместе с тем приближающейся к тому, чтобы стать в какой-то степени едва ли не новой нормой публичного поведения.

«Исторический момент играет конститутивную роль в произведениях искусства;

аутентичны из них те, которые отдаются историческому содержанию своего времени без предубеждения и без чувства превосходства. В них – сама себя Friedell E. Kulturgeschichte der Neuzeit. Die Krisis der Europischen Seele von der Schwarzen Pest bis zum Ersten Weltkrieg. Mnchen,1996. S.

Эффект аутентичности художественного высказывания, достигнутый в комедии Лессинга, поддерживается материалом комедии – изображением современной, актуальной действительности, хорошо знакомой зрителю и читателю.

Комическим героем произведения Лессинга оказывается не примитивное, Adorno Th. W. sthetische Theorie. Frankfurt, 1970. S.272.

Staiger E. Lessing: Minna von Barnhelm // Staiger E. Die Kunst der Interpretation. Zrich, 1971.

Использование фольклорных мотивов, подражание народной песне, несмотря на то, что народная песня насквозь традиционна и безлична, на фоне традиций классицизма и рококо порождали эффект безыскусственности и личного характера высказывания. Новый язык лирического высказывания актуализует в поэзии индивидуальное творческое начало, в произведении теперь главное – выражающая себя неповторимая, самобытная индивидуальность автора.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.,

Творчество романиста – это как бы его реальная жизнь, осуществляемая в особом материале – в материале жизни вымышленного героя, в материале относительно автономного прозаического языка и относительно автономного произведения, которое становится аналогом, художественным образом жизни реальной действительности, участником и наблюдателем которой является романист.

Традиционалистская культура строго иерархична, здесь противопоставляются высокие (говорящие об идеале, высокой морали и общественных ценностях) и низкие жанры, в которых с точки зрения того же идеала подвергаются критике всевозможные несовершенства человека, прежде всего обусловленные его замкнутостью на интересах частной, практической жизни, часто весьма далеких от требований общественной и религиозной морали. Роман, напротив, утверждает свою свободу от любых правил и заданных принципов, это жанр, в котором находит себе прибежище и форму реализации свободная личность и в котором, в отличие от классических жанров, перипетии и интересы личной, частной жизни выдвигаются на самый первый план, драматизируются и делаются основным содержанием произведения. Тем самым этот интерес эстетически и фактически утверждаются в качестве главных ценностей человеческой жизни.

Михайлов А.В. Роман и стиль. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

находясь в живом контакте с незавершенной, открытой в будущее, изменчивой действительностью, он всегда меняется вместе с изменениями человеческого опыта, представлений о реальности.

Роман таким образом утверждает свою аутентичность и добивается признания у читателя, опираясь не на традицию, а на живой опыт контакта с действительностью – или, что фактически то же самое – с читателем, с которым у его автора-повествователя в ходе повествования, ведущегося в личном тоне, часто завязываются теплые, доверительные отношения. Обращаясь к читателю, автор романа стремится представить и своих героев как реальных людей, часто выдавая свое произведение за их реальные записки, реальные рассказы, в которых они высказывают свой личный опыт – опыт современного человека, живущего в той же действительности, что и читатель. К романным приемам создания эффекта аутентичности относится также личная позиция автора, принадлежащего общей с читателем действительности, говорящего не от имени идеальных ценностей, а из опыта контакта с современным человеком, из своего внутреннего опыта.

Манн Т. Искусство романа // Манн Т. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1959. Т. 10. С. 280–282.

теперь противостоит достоинство опыта индивидуального, ценность свободного выбора и творческой инициативности отдельной личности, способность критического взгляда на традиционные устои и авторитеты.

Ведь роман способен все понять и в конечном итоге все простить. В этом его высокая гуманная ценность, но в этом и его определенная слабость, определившая относительную недолговечность жизни этой формы романного мышления.

В романной этике мораль перестает быть абстрактно-идеальной, не выступает более как нормативное требование, а в сущностной своей ипостаси, как абсолютный нравственный императив, фактически выводится за пределы конкретного бытия в область неких извечных норм.

См. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990, С. 122 –131.

которых не может быть человеческого общежития. Этот опыт эпохи, эпохи необходимости преодоления разрыва между вечными нравственными нормами и реальной практикой бытия современной личности, способной жить своим умом и руководствоваться своими стремлениями и своей волей, по-разному и в разных категориях переживался и обывателем, и мыслящей личностью, и эта актуальность эпохи формировала аутентичную форму отношений автора, героя и читателя.

Аутентичность высказывания снова обеспечивается опорой на две важнейшие, хоть и противостоящие друг другу, ценности эпохи модерна – на ценность свободного личного опыта, опыта чувств и надежд современного человека – героя романа – и на точку зрения автора, который смотрит на мир и героя в том числе со стороны, апеллируя в том числе и к коллективному опыту, носителем которого является, в частности, читатель. Аутентичность романной авторской позиции обеспечивается романным единством отношений контакта и дистанции38 к действительности, выступающей то как незавершенная и проблемная, связанная с невозможностью дать завершающую оценку всему, что живет открытым событием бытия, то как завершенная, то есть освещенная большим коллективным опытом, включенная в мудрый миропорядок объективного мира коллективной жизни.

В этих кратко обрисованных формах решения проблемы аутентичности художественного высказывания можно видеть глубокое взаимодействие участников эстетического события, вне которого не только не возможен серьезный творческий акт, но и невозможно творчество новых языков мимезиса, актуальность которого является необходимостью искусства в ситуации кризиса традиционных ценностных систем. В самом начале статьи говорилось, что со всей остротой проблема аутентичности художественного высказывания возникает в культуре ХХ века, и это действительно так. Вместе с тем автор статьи ставил перед собой задачу показать, что проблема нового, аутентичного языка мимезиса возникает прежде всего в ситуации глубокого культурно-исторического слома, который имел место при переходе от культуры традиционалистской эпохи к эпохе, поставившей в центр ценность автономной личности, Именно здесь почти впервые и во многом впервые См. Рымарь Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса // Поэтика русской литературы. М., 2001. С. 9-21.

С этой точки зрения романное мышление рассматривается в кн.: Рымарь Н.Т. Введение в поэтику романа.

Воронеж, 1989; его же: Поэтика романа. Куйбышев, 1990.

возникали механизмы решения остро стоявшей проблемы аутентичности художественного высказывания, - которые весьма симптоматично оказались связанными со структурой эстетического события. На эти механизмы опирался и их по-своему модифицировал ХХ век, в котором ценности культуры модерна, в свое время потребовавшие создания новых художественных языков, уже вступили в эпоху глубокого кризиса.

Аутентичность проблематизации художественных форм

В истории европейской и американской литературы двадцатые годы ХХ века ознаменованы широко известными процессами революционной перестройки художественных форм. Эти процессы были вызваны необходимостью найти новую, аутентичную форму художественного языка, который мог бы выражать опыт современного человека, автора и читателя, который должен был войти в литературное произведение и стать его героем. Для повествовательного искусства это был период преодоления того кризиса романа, который возник на рубеже веков и заставил роман отступить, с одной стороны, перед малыми повествовательными жанрами, с другой – перед лицом мощного лидерства новой драмы в системе культуры эпохи. На рубеже веков искусство драмы, поставив под вопрос и, кажется, на каждом шагу разрушая самые основы своей жанровой природы 39, достигает невиданной художественной силы, ставя под вопрос все, что составляет личностную культуру Европы. Здесь нашел свое радикальное выражение актуальнейший для духовной ситуации эпохи экзистенциальный опыт, открывавший истины, перед которыми рассыпалась во прах “вся мудрость мира сего”.

Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа

Монография представляет собой теоретическое исследование жанровой природы романа, который рассматривается не как пассивное отражение действительности, а как определенный способ активной ее переработки, творчества, созидания новых ценностей. Показано, что сущность романного жанра, законы и смысл его поэтики могут открыться только на основе понимания творческих задач этой деятельности. Работа представляет собой опыт категориального анализа структуры романного мышления, его состава, культурно-исторических истоков, философско-этической концептуальности.
Для литературоведов и критиков, аспирантов и студентов-филологов.

Оглавление
введение
первая
Творческие задачи субъекта художественной деятельности в романе
Роман и основные задачи художественной деятельности в эпических жанрах
Общие задачи творческой активности субъекта в романе
Романный герой и проблема эпического единства
Диалог в романе
вторая
Элементы структуры романного сознания
Диалог и элементы структуры художественной деятельности в романе
Основные исторические типы конципирования эпического единства мира и образа человека в европейской культуре
Элементы структуры романного сознания В различных формах эпоса христианской эпохи
третья
Ценностная структура романного мышления
Античный, Рыцарский и пасторальный роман
романное (Серьезно-Смеховое) Единство отношений дистанции и контакта в современном романе
романное мышление в поисках нового нравственного сознания
четвертая
Краткое введение в поэтику романа: Художественная деятельность в некоторых аспектах организации произведения
Библиографические ссылки и примечания

Смотри также

Грифцов Б.А. Теория романа

  • 1,54 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.01.2011 18:36

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа

М.: Наука, 1986. — 318 с. На материале словесного творчества (фольклора и книжной литературы) Запада и Востока от первобытности до середины XVIII в. автор описывает и анализирует историю становления и формирования эпико-романических жанров вплоть до их классических форм. Затрагиваются и общие проблемы исторической поэтики, теории эпоса и романа. Предисловие Введение Первобытные.

  • 37,51 МБ
  • добавлен 05.05.2014 20:38
  • изменен 21.11.2019 04:24

Рымарь Н.Т. Поэтика романа

Под редакцией С.А. Голубкова. — Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. — 257 с. В книге жанровая структура романа рассматривается как структура творческой деятельности, ориентированной на осуществление специфических для жанра этико-эстетических задач. Поэтика романа исследуется на материале русской и зарубежной литературы как управляемая этой.

  • 18,52 МБ
  • добавлен 09.06.2013 21:39
  • изменен 12.06.2013 21:59

Тамарченко Н.Д. (ред.) Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий

  • 9,65 МБ
  • добавлен 05.04.2012 17:35
  • изменен 12.05.2019 06:24

Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров

Учебное пособие для студентов. — М.: Академия, 2011. — 256 с. — (Бакалавриат). Учебное пособие содержит развернутое изложение общих проблем теории жанров (первая часть), а также систематическую характеристику важнейших эпических, лирических и драматических жанров (следующие три части). Предисловие. Введение в общую теорию жанров. Жанры эпики. Жанры лирики. Жанры драмы.

  • 16,82 МБ
  • добавлен 08.11.2013 20:37
  • изменен 19.01.2017 17:18

Чернец Л.В. Литературные жанры

М.: Изд-во Московского Университета, 1982. - 194 с. Роль жанровых категорий в процессе творчества и восприятия произведений, историческое изменение жанровых норм, жанровые группы (типы), выделяемые в динамике литературного процесса, поэтика нравоописательных произведений — круг вопросов, рассматриваемых в монографии. Рассчитана на специалистов-филологов, а также на всех, кто.

Читайте также: