Конспект урока зачем нужны изолинии 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Цель: Создать условия для формирования представления о способах линейных знаков

1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: линейные знаки, изолинии, псевдоизолинии

2. Научить различать виды линейных знаков

3. Развивать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания.

I. Вводный организационно-мотивирующий этап

1.2. Ознакомление с планом работы.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление учебного материала.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Некоторые линии могут рассматриваться как зональные границы (или граничные полосы), например береговая линия как разграничение суши и водного пространства. Иногда линейные знаки подчеркивают основные направления объектов, вырисовывающихся на карте по своей площади;

1. Применение линейных знаков

Линейные знаки применяются

во-первых, для передачи линий в их геометрическом понимании, например для водораздельных линий, политических и административных границ, телеграфных кабелей и т. п.

во-вторых, для объектов линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабе карты, например для рек, дорог и т. п.

II. Изучение нового материала

5. Перемещение линейных объектов, например изменение положения линий фронта, легко передается сочетанием линейных знаков отнесенных к разным моментам времени (см.рис. е).

1. Многие линейные объекты (природные и искусственные) имеют своеобразные пространственные очертания, четко проявляющиеся в форме линейных знаков на карте. Например, извилистость речной сети прекрасно контрастирует с геометрически правильным рисунком мелиоративных систем, прямолинейность автострад - с плавными изгибами железных дорог.

2. Основные средства для передачи качественных и количественных особенностей линейных объектов (и их изменений во времени) заключены в рисунке, цвете и ширине знаков. Для выделения главных объектов увеличивают ширину знаков (см.рис. в) или (и) их цветовую насыщенность.

3. На топографических картах знаки обычно располагают так, чтобы их ось совпадала с действительным положением объектов, например дорог

4. На тематических картах используют и другой прием, располагая цветную или штриховую ленту знака сбоку (см. рис. д), вдоль линии, обозначающей положение объекта, или даже вынося ее в сторону, например в виде графика.

Особенности изображения линейных знаков

2. Построение линейных знаков

3. Способ изолиний

В разрывах и на концах изолиний подписывают соответствующие числовые значения. При многоцветном издании промежутки между изолиниями обыкновенно окрашивают различными цветами, изменяют их светлоту и насыщенность или применяют штриховку различного вида и силы, что делает карты более наглядными.

При послойной окраске горизонталей нулевая горизонталь отделяет различные цвета: голубой для вод и зеленый для низменностей.

4. Оформление изолиний

Задание 1. Где применяются линейные знаки?

III. Закрепление учебного материала.

Задание 2. Разгадайте ребус

Задание 3. Что такое изолинии? Приведите примеры изолиний.

Задание 4. Разгадайте ребус.

Задание 5. Что такое псевдоизолинии? К чему может привести их чрезмерное использование?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект урока.

Предмет: Окружающий мир.

Класс:3 класс

Программа: Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова),

Авторы курса: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва.

Тема урока: Изолинии- как новый способ изображения.

Цель: Подвести детей к открытию способа изображения высоты на карте и плане (внесение в двумерное изображение дополнительной информации). Решение проблемы обозначения высоты на карте. Формирование основ научного мышления, общей культуры ребёнка.

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Место урока в программе: Картосхема; картосхема с изолиниями; разрез.

1.-Давай те вспомним, что такое план местности?

-Что такое макет местности?

-Что такое карта местности?

2.Давайте проверим, как вы научились работать с картой.

Два друга Юма и Тума жили в разных племенах, их племена обосновались в разных местах. Вам нужно проложить маршрут на плане макета самый быстрый (короткий).

1.Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

2.Учащиеся работают в группах, разрабатывают маршруты и предлагают всему классу для рассмотрения и обсуждения.

Каждая группа получает план местности. На плане местности обозначена гора.

2. Самооценка детей.

-Оцените свою работу по шкале.

Каждый учащийся оценивает степень своего владения старым способом.

Оценка владения старым способом осуществляется индивидуально каждым ребёнком, письменно по шкале.

3. Постановка перед детьми конкретно – практической задачи.

-Ребята, посмотрите это макет рельефа местности, с картой которого вы сейчас работали. Сейчас мы проследуем по вашим маршрутам. По маршруту провести стилизованные фигурки (например, куклы). Оказывается, что маршрут через гору не самый короткий.

- Почему прямой путь через гору оказался не самым коротким?

- Почему ребята не могли заранее об этом догадаться?

-Чего не хватало на карте, чтобы вы догадались сразу?

- Как вы думаете как, улучшить карту, чтобы было понятно высокая или низкая гора?

Учащиеся предлагают проложенные маршруты.

Предположения детей:

-Гора поросла непроходимым кустарником.

- Гора скользкая и им трудно идти.

-Гора высокая.

- Гора могла быть и не очень высокая.

- На карте не написано, какая у горы высота.

- Обозначать цифрами высоту горы.

- Обозначать разными цветами высоту гор.

- Рисовать вид сбоку.

Маршруты могут оказаться разными в обход горы или через гору напрямик.

Если все группы предложат одинаковый маршрут в обход горы, я предлагаю свой, а именно – прямо через гору.

Акцентировать внимание учащихся на высоту горы.

Данный этап может занять 5 -15 минут, а может продлиться до конца урока.

4. Вывод способа действий.

-Удобно ли так работать?

- Чей способ удобнее?

-Давайте зафиксируем в модельной форме.

Учащиеся обозначают высоту горы цифрами, и все цифры соединяют линией.

Учащиеся раскрашивают разными цветами промежутки между линиями, цифры стирают.

В зависимости от того, что предложили учащиеся, моделируется способ. Цифровой вариант обозначается цифрами.

Вариант с цветом обозначается разными цветами.

5.Опробование общего способа при решении частной задачи.

-Давайте каждый сам попробует сделать это в своей тетради.

Учащиеся работают в рабочих тетрадях на странице 63.

Фиксируется новый способ в готовом виде.

6. Рефлексия урока.

7. Домашнее задание.

- Обозначьте на шкале, насколько вам было интересно на сегодняшнем уроке.

- На второй шкале обозначьте, насколько вы поняли новый способ обозначения высоты на карте.

Рассмотри, обозначь буйками место для купания.

Учащиеся работают со шкалами самооценки.

Проект урока.

Предмет: Окружающий мир.

Программа: Развивающее обучение

(система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова),

Авторы курса: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва.

Учитель: Е.Г.Неволина. МОУ СОШ №3

Тема урока: Изолинии как новый способ изображения.

hello_html_m65010061.jpg

г. Тарко – Сале

20010 – 2011г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 390 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.01.2018 583
  • DOCX 64 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Неволина Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Часто возникают вопросы, на которые нужно найти ответ. А если понаблюдать не удалось, а взрослых нет рядом или они не знают ответ на этот? Что делать, если и домашняя библиотека не помогла? Конечно, поможет интернет! Вот ссылка на безопасный детский поиск.


Делаем ребятам

Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,

Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!

Историки предполагают, что первый компас появился при династии Сун в Китае, его использовали для ориентирования в пустыне. Появление первого европейского компаса относят к XII—XIII вв.. Устройство этого компаса было очень простым: в сосуде с водой находилась пробка с закрепленной на ней магнитной стрелкой. Пробка плавала на поверхности воды, и стрелка занимала определенное положение.
На ближайших уроках мы познакомимся с компасом. Больше узнать об этом нужном и интересном предмете вы сможете прочитать з десь .

Вот у вас в руках новенький компас. Вы сделали всё, чтобы определить стороны горизонта. А как же с его помощью не заблудиться в лесу? Этому вы сможете научиться, прочитав эту статью и потренировавшись с компасом в руках в безопасном месте: в школьном дворе или в парке, недалеко от дома, вместе с учителем или родителями.

  • 2 класс. Хотите больше знать о том, как появились термометры и как измеряют температуру? Тогда этот рассказ для вас, мои любознательные гости и друзья!

Как появился термометр.
На заре развития науки как таковой ученые судили о температуре тела по непосредственному ощущению. И деления тех шкал были весьма приблизительны: горячо, тепло, холодно. Точность таких шкал была весьма невелика. Для доказательства попробуйте провести один небольшой эксперимент, который настолько прост, что его можно провести в домашних условиях.
Возьмите три тазика с водой: один с очень горячей, другой с умеренно теплой, а третий с очень холодной. Взяли? Прекрасно! Теперь ненадолго опустите левую руку в тазик с горячей водой, а правую – с холодной. Через пару минут извлеките руки из горячей и холодной воды и опустите их в тазик с теплой водой. Теперь спросите каждую руку, что она "скажет" вам о температуре воды? Интересный ответ, да?
Вот именно так раньше ученые и определяли температуру тел: на ощупь! И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды Галилео Галилей в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой. Спросите, зачем? Оказывается, все очень просто! Мы подогреваем шарик 1, воздух в нем расширяется от нагрева и через трубку 2 выходит в атмосферу (не весь, конечно). В результате помещения трубки с подогретым шариком в сосуд с водой получается конструкция, которую мы видим на рисунке. Что происходит потом? Воздух в шарике остывает до температуры окружающего воздуха и при этом сжимается. А вода что делает? Правильно! Под действием атмосферного давления вода из сосуда 3 поднимается по трубке 2 на некоторую высоту h. Эта конструкция позволяла Галилео судить о степени нагретости тела: горячее, теплое или холодное оно. Правда, с такой же точностью, что и измерения при помощи рук, хотя теперь можно было претендовать на некоторую объективность измерений. У этого прибора – термоскопа – есть один существенный недостаток: его показания зависят от атмосферного давления. Таким образом, Галилей, сам того не зная, положил начало термометрии.
В таком виде галилеевский термоскоп просуществовал до 1657 года. В этом самом году флорентийские ученые немного усовершенствовали термоскоп – они добавили к нему шкалу из бусин и откачали из шарика воздух. Какой прок, спросите? Да самый, что ни на есть насущный: в галилеевском термоскопе всего две температуры: высокая и низкая, а у флорентийцев их много: три с половиной бусины, пять бусин и т.п. Таким образом, термоскоп стал значительно точнее и просуществовал в таком виде почти полвека.
Примерно в 1700 году флорентийский термоскоп взяли, да перевернули, налив в трубку с шариком подкрашенный спирт, а сосуд выкинули за ненадобностью. Это было новое слово в науке и технике – прибор перестал зависеть от атмосферного давления. Получившийся прибор и есть термометр – т.е. 1700 год мы можем считать годом рождения привычного нам термометра! Правда, тут же появилась проблема в согласовании шкал термометров. Каких только "постоянных" точек не брали для шкал и как только их не градуировали.

В 1714 году голландский ученый Д. Фаренгейт сделал себе термометр сам, и сам же придумал шкалу к нему. Он взял стеклянную трубку с шариком на одном конце, налил туда ртути, откачал из нее воздух и запаял. Далее он поместил свое детище в смесь льда и поваренной соли (самое холодное, но еще жидкое вещество того времени) и обозначил высоту столбика ртути за 0 градусов. Потом он поместил свой термометр в тающий лед (обычный, без соли) и надписал 32 градуса на шкале. Следующей точкой у Фаренгейта была температура человеческого тела – 96 градусов (это число, оказывается, прекрасно делится на 32). Температура кипения воды получилась у него равной 212 градусам. В Англии и США до сих пор используют эту шкалу.
В 1730 году французский физик Р. Реомюр предложил спиртовой термометр с постоянными точками таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R).
Примерно в это же время шведский астроном Андерс Цельсий использовал ртутный термометр Фаренгейта с собственной шкалой, где температура кипения воды была принята за 0 градусов, а таяния льда – за 100 градусов. Когда его спросили об этой странности его шкалы, Цельсий с улыбкой парировал: "У нас в Швеции довольно прохладно, и для избежания отрицательных температур я и изобрел данную шкалу". Каково, а? А перевернули шкалу Цельсия его же соотечественники: ботаник К. Линней и астроном М. Штремер. Вот этот "перевернутый" термометр и получил широкое распространение!
Шкалой Реомюра пользовались в царской России до самой революции 1917 года.
Приложил к делу изобретения шкал свою руку и великий Исаак Ньютон: точку таяния льда он обозначил за 0 градусов, а кипения воды – за 12.
Вы спросите, как все эти температуры обозначаются? Пожалуйста: нуль градусов по шкале Реомюра обозначается как 0°R, по Цельсию – 0°С, по Ньютону – 0°N, по Кельвину – 0 К и, наконец, по Ренкену – 0 R.

Здесь вы найдёте диаграмму перевода температур!

Если неподалеку от вас есть озера, присмотритесь в конце жаркого безветренного дня к небу в той стороне, где расположены озера, и вы увидите, как раз над тем местом, где лежат озера, большие широкие облака. Эти облака почти точь-в-точь повторяют контуры озер, над которыми они поднялись, - эти облака образовались из водяного пара, поднявшегося в жаркий день с поверхности водоемов. Так из водяного пара, поднявшегося с поверхности воды или суши, и образуются все облака.

Испаряясь, вода становится водяным паром, который и поднимается над землей вместе с восходящим теплым потоком воздуха. Но, поднимаясь вверх, водяной пар начинает постепенно охлаждаться. часть водяного пара при охлаждении конденсируется, превращается в воду. Часть такой воды, образовавшейся из водяного пара, замерзает и превращается в мельчайшие кристаллики льда. Эти мельчайшие кристаллики льда, крошечные капельки воды и переохлажденный водяной пар и плавают в воздухе, как плавают в воздухе мельчайшие частички пыли; эти плавающие в воздухе крошечные капельки воды, мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день. Дальше


  • 3 класс. Здесь вы сможете узнать более подробно о строении Земли
  • 1 класс. Здесь вы найдёте много интересной информации о растениях и животных.
  • 1 класс. Гепард - самое быстрое живое существо на земле. Видео.
  • Изучаем достопримечательности Москвы. О храме Василия Блаженного.
  • Составляем рассказ по плану наблюдения.


Данный урок включает в себя инновационные методы обучения: исследовательская деятельность, построение проекта выхода из затруднения. Учащимся будет интересно самим выяснить тему урока, обосновать его цель и задачи.

Содержимое разработки

Дидактическое обоснование урока:

Предмет: Окружающий мир.

Учитель: Нагорнова Елена Анатольевна

Автор учебника: А.А.Плешаков

Цель урока: Создание условий для формирования умений характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их.

Обучающая: способствовать формированию умений составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи в природе, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский; деятельностный; анализ и синтез проблемной ситуации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная и групповая работа;

работа в учебнике, в рабочей тетради.

Средства обучения:

Описание хода урока:

I.Самоопредение к деятельности.

Психологический настрой.

«Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

(Регулятивные УУД: организация учебного места;

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;

Коммуникативные УУД: выражение эмоциональной поддержки и понимание чувств одноклассников)

II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

1) Проверкам домашнего задания.

- Отгадайте загадки (слайды 1-2)

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину из трясины…(бобры)

Что за зверь лесной

Ходит вниз головой?

Хрюкает как свинка

На спине щетинка. (кабан)

Оказалось, это…(рысь)

Кто в своей берлоге

Спит, забыв тревоги. (медведь)

- О ком продолжим разговор на уроке? (о животных) (слайд 3)

(Познавательные УУД: развитие операций мышления)

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 лапок.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимом в воде.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

(самопроверка с обсуждением по слайду-4)

1. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

2. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

3. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.

4. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.

5. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

6. Какая группа животных выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы; б) звери; в) земноводные.

7. К какой группе животных относятся лягушки и притоны?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

(взаимопроверка с обсуждением по слайду-5)

(Познавательные УУД: развитие операций мышления;

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)

III.Постановка учебной задачи.

«Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:

- Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

- Вот и не угадал! (варианты детей) Ещё я ем ос и шмелей!

- Ага! Ты птица осоед!

- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

- Гусениц и личинок любят дрозды! (варианты детей)

- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. (варианты детей)

- Тогда ты, наверное, лесная мышь.

- И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

- Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка! (варианты детей)

- То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

- Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

- Рано! – ответил я.

- Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.

- Может ты цапля? (варианты детей)

- Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже, ты куница.

- Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

- Скорее всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!

- Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел (некоторые дети догадались и говорят вместе с учителем) белку! (слайд 7)

- До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? (ответы детей)

- Правильно, мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей.

(Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: развитие операций мышления)

(слайд 8 – пустой)

- Ребята, кто из вас догадался, какая задача стоит перед нами на этом уроке? (сформировать представление о питание животных)

- Правильно! Как мы будем работать? (поймём то, что было неизвестным для нас и постараемся сделать открытие)

- Какую цель поставим перед собой? (распределить животных по типу питания)

(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу)

Физкультминутка

- Давайте посмотрим на иллюстрации животных (на доске: свинья, ёж, лягушка, олень, корова, дятел, волк, сова) и подумаем, чем они отличаются, на какие группы по типу питания мы можем их распределить.

По мере работы с учащимися на доске появляется схема:

Питаются растениями

Питаются насекомыми

Питаются себе подобными

Едят всё подряд

растительноядные

насекомоядные

плотоядные (хищники)

всеядные

(Растительноядные животные питаются только растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому их ещё называют плотоядными. Всеядные животные питаются и растительной, и животной пищей) (слайды 10-14)

(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное его понимание; подведение под понятие; классификация объектов; моделирование

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)

- Почему? (объяснения учащихся)

- Каким может быть третье звено? (насекомоядные, хищные или всеядные животные) – (щелчок).

(Познавательные УУД: анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли)

(Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные УУД: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие)

- Чем она заканчивается? (грибами и бактериями)

(Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

(слайд 18 - пустой)

- Вот мы и сделали "открытие" - "цепи питания" - это связи всего живого по питанию. "Цепей питания" в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоёме, третьи - в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. У вас на партах лежат конверты с иллюстрациями животных. Вам нужно составить "цепь питания" и рассказать, где можно её встретить. Будьте внимательны!

1 пара - поле: рожь-мышь-змея ("лишняя" - рыба);

2 пара - огород: капуста- слизни -жаба ("лишний" - медведь);

3 пара - сад: яблоня -яблонная тля- божья коровка ("лишняя - лиса);

4 пара - водоём: водоросли- карась -щука ("лишний" - заяц).

(ученики составляют "цепь питания", находят "лишнее" животное, определяют, в каком природном сообществе встречается такая "цепь питания", доказывают и обосновывают правильность своего решения)

(Познавательные УУД: осмысленное выполнение задания, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы;

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром при выполнении задания, сотрудничество, участие в диалоге, принятие точки зрения одноклассника, умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других;

Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану)

Физкультминутка для глаз

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Откройте рабочие тетради на с.56 и самостоятельно выполните №3. (ребята выполняют задание, самопроверка идёт по слайду - 19)

(Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану;

Личностные УУД: самооценка)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что произойдёт, если из "цепи питания" выпадет какое-нибудь звено? Обсудите этот вопрос в парах, опираясь на те "цепи питания", которые вы составили.(Учащиеся обсуждают вопрос, пытаясь объяснить на примере. "Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо!" и.тд.)

- Правильно! если выпадет хоть одно звено из "цепи", то нарушается вся"цепь питания". (слайд - 20)

- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение:

"Однажды англичане заметили в тумане -

Известно, что у англичан на островах всегда туман, -

Но, несмотря на это, заметили, что летом

Растёт пшеница гуще там, где проживает больше дам,

Почтенных старых леди, что больше всех на свете

Заботятся о кошках.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум. "

- Какую "цепь питания" поддерживают пожилые леди Англии? (зерно -мыши-коты)

"И вот загадка решена. Ответ - у ловкого кота:

Мышей переловил давно! А мыши, что едят. (Зерно!)"

- А вот "Воробьиная история":

"Хулиганы воробьишки - превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай - поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зёрен потеряли,

И издали свой декрет - воробьёв свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут - каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели,

А потом пришла беда - отворяйте ворота!

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащат мошек и червей.

Все посевы, урожаи насекомые сожрали.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Стало тут властям понятно - "Надо птиц вернуть обратно!"

И пришлось им воробьёв из чужих возить краёв.

Если всё с плеча рубить, моно дело загубить!"

- Какая "цепь питания" была нарушена в Китае? (пшеница- насекомые-воробьи)

- Какой же вывод можно сделать на примере двух историй? (Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе всё взаимосвязано. Часто в результате по незнанию человек совершает ошибки, которые оборачиваются общей бедой!)

- Правильно! Именно поэтому мы и формируем свои представления о "Цепях питания", чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой!

(Познавательные УУД: структурирование информации, анализ, классификация;

РегулятивныеУУД: контроль и оценка своей деятельности)

VIII. Рефлексия деятельности.

- Оцените себя по слайду: какие оценки поставите себе, почему?

(ученики оценивают свои действия, применяя выражения со слайда: в течении урока формулировал представление о. ; вёл поисковую деятельность в. ; сделал для себя "открытие", что. и т.д.)

(Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов)

- Кто ещё раз ответит на вопрос: "Зачем человеку знать, как и чем питаются животные?" (Это нужно знать для того, чтобы бережно относиться к природе, не навредить ей, нарушая "цепи питания")

"Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк.

Друг без друга им нельзя.

Об этом помните, друзья!"

- Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока, которую ставили вначале? (Да, мы сформировали представления о питание животных, о "Цепях питания" в природе")

- Благодарю всех за активную работу на уроке! Дома поработайте с учебником на с.94-97 и выполните в рабочей тетради задания № 1 на с.55, задание № 5 на с.57.

Читайте также: