Конспект урока права несовершеннолетних

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час 8 класс

Учитель: Леденева Светлана Васильевна.

Тема: Права и обязанности несовершеннолетних.

Цели: 1. Расширить знания обучающихся о правах и обязанностях несовершеннолетних.

2. Учить анализировать жизненные ситуации и правильно реагировать на них.

3. Воспитывать уважение к законам государства, правам других людей.

1. Орг. момент.

- Сегодня на уроке мы поговорим о правах и обязанностях несовершеннолетних.

- Наше занятие проведём в форме устного журнала.

3. Устный журнал.

1 страница. Историческая.

- Кто такие несовершеннолетние?

- Как вы думаете, что такое права и что такое обязанности?

- Для чего они нужны?

- Почему именно сегодня мы говорим о наших правах?

С 1950 года было принято решение ежегодно 10 декабря отмечать день прав человека.

- Зачем нужны права?

Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что- либо делать.

Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить мирно и счастливо.

Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям достойно жить и всесторонне развиваться.

-У всех есть права? Всегда были у людей права?

Об этом узнаем, послушав сказку про права..

«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Что такое закон?

Закон – нормативный, правовой акт, или норма по которой мы живем, которая установлена государством и обязательна для выполнения, где закреплены права и обязанности людей.

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Семейный кодекс РФ.

- Трудовой кодекс РФ.

- Гражданский кодекс РФ.

С рождения ребенок имеет права:

жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

совершать мелкие бытовые сделки;

совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

получить основное общее образование (9 классов);

соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

получить паспорт гражданина Российской Федерации;

самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

требовать отмены усыновления;

давать согласие на изменение своего гражданства;

требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;

заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

возмещение причиненного вреда;

ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

С 15 лет добавляются права:

работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;

быть членом кооператива;

управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

ответственность:

за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;

за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

-Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях.

7. «С казка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Ключ: 1. Волк съел Красную Шапочку – нарушено право на жизнь, охотники убили

2. Ограничение свободы малолетнего (м ачеха не пускала на бал), использование

принудительного труда в отношении малолетнего (Золушка убирала, варила, шила

3. Покушение на убийство с особой жестокостью (Карабас собирался сжечь Буратино,

мошенничество – Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели монетами Буратино.

4. Умышленное уничтожение чужого имущества – сожгли кожу лягушки.

5. Использование веществ, вызывающих мутацию – мальчик стал козлёночком.

6. Браконьерство – ловля рыбы, занесённой в Красную книгу (золотая рыбка).

казнь с особой жестокостью – посадили в бочку кормящую мать с младенцем, закрыли и

8. Похищение человека – у Руслана украл Черномора жену, убийство друга спящего.

9. ограничение свободы и содержание в нечеловеческих условиях – в лампе.

10 . Кража чужого имущества – и у людей разбойники, и у разбойников – Али-Баба.

11. мошенничество – Карлсон выманил у Малыша варенье и съел его.

12. ограничение свободы – посадили в клетку человека и показывали его за деньги

другим, лилипуты приковали Гулливера верёвками к земле.

13. Сеньор Помидор незаконно отбирал домики у овощей, садил в тюрьму незаконно без

14. Похищение человека жуком, незаконное преследование человека – когда жаба

догоняла Дюймовочку, принуждение выйти замуж за жабу.

15. халатность – у дамы в багажном отделении поезда потерялась маленькая собачка,

мошенничество – ей дали большую собаку, говоря, что «за время пути собака могла

умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Основные понятия урока : Конвенция, наследование, органы опеки и попечительства, опека, попечительство, усыновление, дееспособность, эмансипация.

Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей из Семейного и Гражданского кодексов, подборка заданий-ситуаций.

1. Вступительное слово учителя .

-Сегодня мы рассмотрим права ребёнка через изучение документов.

2. Изучение нового материала.

Организация работы с документами.

Работа с Конвенцией:

-Какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?

-Какое право является самым значимым для каждого из вас?

-Возьмите по два права из Конвенции и уберите. Что может произойти, если их не будет?

Давайте сейчас посмотрим ситуацию. (Приложение №2)

Вопросы к ситуации:

-Как произошёл этот конфликт? Почему?

-Что чувствовали действующие лица?

-Счастливый ли был конец?

-Как этот конфликт мог быть предотвращён? Выход из конфликта-совместный поиск решения, которое бы учитывало права всех участников конфликта.

-Какие и чьи права были нарушены?

Вывод. Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого.

-Какие личные права ребёнка закреплены в Конвенции? Запишите.

Работа с текстом Семейного кодекса.

-Все права распределить на личные и имущественные и записать в таблицу.

Работа с текстом Гражданского кодекса.

Заполнить таблицу, распределив права на личные и имущественные.

-Но права ребёнка до 18 лет носят ограниченный характер т.е. это зависят от дееспособности. Что такое дееспособность?

(Уч-ся записывают определение)

Дееспособность несовершеннолетних делится на три группы: с момента рождения до 3-х лет, с 6 до 14 лет,

от 14 до 18 лет.

-Читая текст кодекса, распределите права ребёнка в 3 колонки. (Самостоятельная работа)

Проверка задания ( приложение № 6)

3. Закрепление. Практическая работа.

-Изучите ситуацию и оцените с точки зрения закона. ( Приложение № 7).

4. Защита прав ребёнка.

-Кто же защищает ребёнка?

(Семья, государство, международное право)

-Беседа по схеме.

Дом. задание : составить Декларацию прав учеников.


В ходе урока мы ответим на вопрос: какими же гражданскими правами обладают малолетние и несовершеннолетние граждане нашей страны?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гражданские права несовершеннолетних"

Мы уже с вами знаем, что каждый гражданин Российской Федерации может обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Давайте вспомним, что это такое.

Гражданская правоспособность – это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признаётся за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, ребёнок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и так далее.

Также мы уже с вами знаем, что в строго установленном законом порядке граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет тоже наделены частичной дееспособностью, а дети до шести лет гражданской дееспособностью не обладают.


Какими же гражданскими правами обладают малолетние и несовершеннолетние граждане нашей страны?

Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией нашей страны, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к Гражданскому кодексу, а для удобства запоминания заполним следующую таблицу.

Итак, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

В Кодексе прямо не определено, что такое мелкая бытовая сделка. Это понятие, однако, достаточно часто используется в судебной практике и юридических изданиях.

Как правило, под этим термином понимают сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчёт, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить свои личные потребности (приобретение в магазине продуктов питания, школьных принадлежностей, пирожка в буфете, игрушек и тому подобное).

Также законом не установлена сумма, которую может использовать малолетний для совершения мелкой бытовой сделки. В судебной практике достаточно распространены разбирательства по делам, связанным с совершением детьми неоправданных покупок. В таких ситуациях далеко не всегда даже сами продавцы в состоянии оценить, насколько то или иное действие, предполагающее расходование средств, отвечает потребностям несовершеннолетнего.


Давайте представим себе, что шестилетний Игорь самостоятельно купил велосипед за тридцать тысяч рублей, о котором давно мечтал. Узнав об этом, родители потребовали продавца вернуть деньги, заявив о том, что ребёнок взял деньги без спроса и продавец прежде, чем оформить покупку, должен был связаться с родителями, чтобы узнать, действительно ли они дали ему деньги на такую дорогую покупку.

Как вы думаете, кто прав в данной ситуации? Давайте попробуем разобраться, опираясь на определение мелкой бытовой сделки и ответив на некоторые вопросы.

Покупка велосипеда – это удовлетворение личных потребностей?

Конечно же, да. Игорю этот велосипед был просто жизненно необходим.

Сделка была совершена за наличный расчёт?

За наличный. Игорь принёс тридцать тысяч рублей и отдал их продавцу.

Сумма покупки была небольшой?

Хорошо, а что вы тогда скажете на то, что в этом магазине продаются велосипеды и за сто, двести тысяч и даже миллион рублей? Поэтому и для продавца сумма в тридцать тысяч показалась совершенно приемлемой.

Согласитесь, что понятие небольшой стоимости у всех разное, то есть мальчик мог купить велосипед и за миллион, так как ему и продавцу может казаться, что это небольшая сумма, а вот родители могут считать совершенно по-другому. Как это и произошло в нашем случае.

Так что, как вы видите, с мелкой бытовой сделкой не так всё однозначно, как может показаться на первый взгляд.

А ещё малолетние имеют право совершать сделки по распоряжению средствами, которые были предоставлены им законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения. Например, бабушка дала деньги внуку для покупки нового телефона, о чём сообщила родителям. В этом случае бабушка выступает третьим лицом, которое дало деньги для определённой цели (покупки телефона), получив при этом согласие родителей, то есть законных представителей малолетнего.


А вот дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, от имени малолетних их законным представителям законом запрещено.

Говоря о частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, Гражданский кодекс имеет в виду, что они совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершённая таким несовершеннолетним, действительна также при её последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Но и самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе:

• распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

• осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

• в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

• совершать мелкие бытовые сделки.

Также несовершеннолетние в этом возрасте уже самостоятельно несут имущественную ответственность по заключённым ими сделкам, а за причинённый ими вред они несут ответственность в соответствии с законом.


При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Например, за то, что он пристрастился к алкоголю, курению или наркотикам и тратит на эти пагубные привычки, даже для взрослого человека, заработанные им деньги.

Кстати, по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов.

Кооператив – это основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей участников.

К вопросам правового статуса несовершеннолетних мы с вами ещё не раз вернёмся при изучении трудового и семейного законодательства, а теперь давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте до шести лет?

2. Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет?

3. Что такое мелкая бытовая сделка?

4. Какими гражданскими правами наделены несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет?

5. С какого возраста несовершеннолетний имеет право приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять их в полном объёме?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии критического мышления. Посвящен охране прав детей.

Тема урока: Права несовершеннолетних Цель урока: знакомство с международными документами, касающимися защиты прав детей; знакомство с правами несовершеннолетних; выяснение того, как учтены положения Конвенции в законодательстве РФ; знакомство с системой защиты прав ребенка.

Тема урока: Права несовершеннолетних

Основные права ребенка Задание:

  • 1. У человека есть права.
  • 2. Ребенок – человек.

Составление кластера. Задание: Какие права человека вам известны? 1. Индивидуальная работа : выпишите на отдельный листок всё то, что вспомнилось каждому из вас по поводу прав человека. 2. Парная работа : выделите определенные основания, на которых происходит систематизация. 3. Групповая работа : проанализируйте парные записи, чтобы отразить главные мысли.

Составление кластера. Задание: Какие права человека вам известны?

4. Составление коллективного кластера

На получение образования

На охрану здоровья

На свободу слова

На свободу мысли

На митинги, собрания

На выбор гражданства

На свободу совести и вероисповедания

Логическая задача У человека есть права. Ребенок – человек. У ребенка есть права. Задание: - Такие же, как у взрослого? - Распространяются ли права человека на детей?

  • У человека есть права.
  • Ребенок – человек.

У ребенка есть права.

  • Задание: - Такие же, как у взрослого?

- Распространяются ли права человека на детей?

Работа с учебником

  • - Какие документы приняты мировым сообществом по защите прав ребенка?
  • - Кто подразумевается под словом дети в документе?
  • - О какой возрастной группе идет речь?

Делать пометки

NB новая информация

Действующие лица:

Задание : Найдите соответствующие статьи Всеобщей декларации прав человека. Что в них предусматривается?

Конвенция о правах ребенка Статья 2. Каждый ребенок должен обладать всеми правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, имущественного, сословного или иного положения.

Конвенция о правах ребенка

Статья 2. Каждый ребенок должен обладать всеми правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, имущественного, сословного или иного положения.

Конвенция о правах ребенка Статья 7. Ребенок имеет право на жизнь, на имя при рождении и на получение гражданства.

Конвенция о правах ребенка

Статья 7. Ребенок имеет право на жизнь, на имя при рождении и на получение гражданства.

Конвенция о правах ребенка Статья 9 . Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Конвенция о правах ребенка

Статья 9 . Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Конвенция о правах ребенка Статьи 12, 13 . Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Мои взгляды

Конвенция о правах ребенка

Статьи 12, 13 . Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.

Конвенция о правах ребенка Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Конвенция о правах ребенка

Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Конвенция о правах ребенка Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Конвенция о правах ребенка

Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Конвенция о правах ребенка Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Конвенция о правах ребенка

Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Конвенция о правах ребенка Статья 32. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.

Конвенция о правах ребенка

Статья 32. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.

Конвенция о правах ребенка Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Конвенция о правах ребенка

Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Конвенция о правах ребенка Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.

Конвенция о правах ребенка

Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.

Читайте также: