Конспект урока права несовершеннолетних
Обновлено: 20.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Классный час 8 класс
Учитель: Леденева Светлана Васильевна.
Тема: Права и обязанности несовершеннолетних.
Цели: 1. Расширить знания обучающихся о правах и обязанностях несовершеннолетних.
2. Учить анализировать жизненные ситуации и правильно реагировать на них.
3. Воспитывать уважение к законам государства, правам других людей.
1. Орг. момент.
- Сегодня на уроке мы поговорим о правах и обязанностях несовершеннолетних.
- Наше занятие проведём в форме устного журнала.
3. Устный журнал.
1 страница. Историческая.
- Кто такие несовершеннолетние?
- Как вы думаете, что такое права и что такое обязанности?
- Для чего они нужны?
- Почему именно сегодня мы говорим о наших правах?
С 1950 года было принято решение ежегодно 10 декабря отмечать день прав человека.
- Зачем нужны права?
Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что- либо делать.
Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить мирно и счастливо.
Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям достойно жить и всесторонне развиваться.
-У всех есть права? Всегда были у людей права?
Об этом узнаем, послушав сказку про права..
«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Что такое закон?
Закон – нормативный, правовой акт, или норма по которой мы живем, которая установлена государством и обязательна для выполнения, где закреплены права и обязанности людей.
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
С рождения ребенок имеет права:
жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
совершать мелкие бытовые сделки;
совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
обязанности:
получить основное общее образование (9 классов);
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
ответственность:
перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
ответственность:
перед детским общественным объединением и его участниками.
с 10 лет добавляются права:
на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются права:
получить паспорт гражданина Российской Федерации;
самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
требовать отмены усыновления;
давать согласие на изменение своего гражданства;
требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
участвовать в молодежном общественном объединении;
обязанности:
выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
возмещение причиненного вреда;
ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
С 15 лет добавляются права:
работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
быть членом кооператива;
управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
ответственность:
за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляется обязанность:
встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
-Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях.
7. «С казка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Ключ: 1. Волк съел Красную Шапочку – нарушено право на жизнь, охотники убили
2. Ограничение свободы малолетнего (м ачеха не пускала на бал), использование
принудительного труда в отношении малолетнего (Золушка убирала, варила, шила
3. Покушение на убийство с особой жестокостью (Карабас собирался сжечь Буратино,
мошенничество – Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели монетами Буратино.
4. Умышленное уничтожение чужого имущества – сожгли кожу лягушки.
5. Использование веществ, вызывающих мутацию – мальчик стал козлёночком.
6. Браконьерство – ловля рыбы, занесённой в Красную книгу (золотая рыбка).
казнь с особой жестокостью – посадили в бочку кормящую мать с младенцем, закрыли и
8. Похищение человека – у Руслана украл Черномора жену, убийство друга спящего.
9. ограничение свободы и содержание в нечеловеческих условиях – в лампе.
10 . Кража чужого имущества – и у людей разбойники, и у разбойников – Али-Баба.
11. мошенничество – Карлсон выманил у Малыша варенье и съел его.
12. ограничение свободы – посадили в клетку человека и показывали его за деньги
другим, лилипуты приковали Гулливера верёвками к земле.
13. Сеньор Помидор незаконно отбирал домики у овощей, садил в тюрьму незаконно без
14. Похищение человека жуком, незаконное преследование человека – когда жаба
догоняла Дюймовочку, принуждение выйти замуж за жабу.
15. халатность – у дамы в багажном отделении поезда потерялась маленькая собачка,
мошенничество – ей дали большую собаку, говоря, что «за время пути собака могла
умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Основные понятия урока : Конвенция, наследование, органы опеки и попечительства, опека, попечительство, усыновление, дееспособность, эмансипация.
Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей из Семейного и Гражданского кодексов, подборка заданий-ситуаций.
1. Вступительное слово учителя .
-Сегодня мы рассмотрим права ребёнка через изучение документов.
2. Изучение нового материала.
Организация работы с документами.
Работа с Конвенцией:
-Какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?
-Какое право является самым значимым для каждого из вас?
-Возьмите по два права из Конвенции и уберите. Что может произойти, если их не будет?
Давайте сейчас посмотрим ситуацию. (Приложение №2)
Вопросы к ситуации:
-Как произошёл этот конфликт? Почему?
-Что чувствовали действующие лица?
-Счастливый ли был конец?
-Как этот конфликт мог быть предотвращён? Выход из конфликта-совместный поиск решения, которое бы учитывало права всех участников конфликта.
-Какие и чьи права были нарушены?
Вывод. Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого.
-Какие личные права ребёнка закреплены в Конвенции? Запишите.
Работа с текстом Семейного кодекса.
-Все права распределить на личные и имущественные и записать в таблицу.
Работа с текстом Гражданского кодекса.
Заполнить таблицу, распределив права на личные и имущественные.
-Но права ребёнка до 18 лет носят ограниченный характер т.е. это зависят от дееспособности. Что такое дееспособность?
(Уч-ся записывают определение)
Дееспособность несовершеннолетних делится на три группы: с момента рождения до 3-х лет, с 6 до 14 лет,
от 14 до 18 лет.
-Читая текст кодекса, распределите права ребёнка в 3 колонки. (Самостоятельная работа)
Проверка задания ( приложение № 6)
3. Закрепление. Практическая работа.
-Изучите ситуацию и оцените с точки зрения закона. ( Приложение № 7).
4. Защита прав ребёнка.
-Кто же защищает ребёнка?
(Семья, государство, международное право)
-Беседа по схеме.
Дом. задание : составить Декларацию прав учеников.
В ходе урока мы ответим на вопрос: какими же гражданскими правами обладают малолетние и несовершеннолетние граждане нашей страны?
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Гражданские права несовершеннолетних"
Мы уже с вами знаем, что каждый гражданин Российской Федерации может обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Давайте вспомним, что это такое.
Гражданская правоспособность – это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признаётся за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, ребёнок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и так далее.
Также мы уже с вами знаем, что в строго установленном законом порядке граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет тоже наделены частичной дееспособностью, а дети до шести лет гражданской дееспособностью не обладают.
Какими же гражданскими правами обладают малолетние и несовершеннолетние граждане нашей страны?
Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией нашей страны, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к Гражданскому кодексу, а для удобства запоминания заполним следующую таблицу.
Итак, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
В Кодексе прямо не определено, что такое мелкая бытовая сделка. Это понятие, однако, достаточно часто используется в судебной практике и юридических изданиях.
Как правило, под этим термином понимают сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчёт, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить свои личные потребности (приобретение в магазине продуктов питания, школьных принадлежностей, пирожка в буфете, игрушек и тому подобное).
Также законом не установлена сумма, которую может использовать малолетний для совершения мелкой бытовой сделки. В судебной практике достаточно распространены разбирательства по делам, связанным с совершением детьми неоправданных покупок. В таких ситуациях далеко не всегда даже сами продавцы в состоянии оценить, насколько то или иное действие, предполагающее расходование средств, отвечает потребностям несовершеннолетнего.
Давайте представим себе, что шестилетний Игорь самостоятельно купил велосипед за тридцать тысяч рублей, о котором давно мечтал. Узнав об этом, родители потребовали продавца вернуть деньги, заявив о том, что ребёнок взял деньги без спроса и продавец прежде, чем оформить покупку, должен был связаться с родителями, чтобы узнать, действительно ли они дали ему деньги на такую дорогую покупку.
Как вы думаете, кто прав в данной ситуации? Давайте попробуем разобраться, опираясь на определение мелкой бытовой сделки и ответив на некоторые вопросы.
Покупка велосипеда – это удовлетворение личных потребностей?
Конечно же, да. Игорю этот велосипед был просто жизненно необходим.
Сделка была совершена за наличный расчёт?
За наличный. Игорь принёс тридцать тысяч рублей и отдал их продавцу.
Сумма покупки была небольшой?
Хорошо, а что вы тогда скажете на то, что в этом магазине продаются велосипеды и за сто, двести тысяч и даже миллион рублей? Поэтому и для продавца сумма в тридцать тысяч показалась совершенно приемлемой.
Согласитесь, что понятие небольшой стоимости у всех разное, то есть мальчик мог купить велосипед и за миллион, так как ему и продавцу может казаться, что это небольшая сумма, а вот родители могут считать совершенно по-другому. Как это и произошло в нашем случае.
Так что, как вы видите, с мелкой бытовой сделкой не так всё однозначно, как может показаться на первый взгляд.
А ещё малолетние имеют право совершать сделки по распоряжению средствами, которые были предоставлены им законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения. Например, бабушка дала деньги внуку для покупки нового телефона, о чём сообщила родителям. В этом случае бабушка выступает третьим лицом, которое дало деньги для определённой цели (покупки телефона), получив при этом согласие родителей, то есть законных представителей малолетнего.
А вот дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, от имени малолетних их законным представителям законом запрещено.
Говоря о частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, Гражданский кодекс имеет в виду, что они совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершённая таким несовершеннолетним, действительна также при её последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
Но и самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе:
• распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
• осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
• в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
• совершать мелкие бытовые сделки.
Также несовершеннолетние в этом возрасте уже самостоятельно несут имущественную ответственность по заключённым ими сделкам, а за причинённый ими вред они несут ответственность в соответствии с законом.
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Например, за то, что он пристрастился к алкоголю, курению или наркотикам и тратит на эти пагубные привычки, даже для взрослого человека, заработанные им деньги.
Кстати, по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов.
Кооператив – это основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей участников.
К вопросам правового статуса несовершеннолетних мы с вами ещё не раз вернёмся при изучении трудового и семейного законодательства, а теперь давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте до шести лет?
2. Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет?
3. Что такое мелкая бытовая сделка?
4. Какими гражданскими правами наделены несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет?
5. С какого возраста несовершеннолетний имеет право приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять их в полном объёме?
Урок с использованием технологии критического мышления. Посвящен охране прав детей.
Тема урока: Права несовершеннолетних
Основные права ребенка Задание:
- 1. У человека есть права.
- 2. Ребенок – человек.
Составление кластера. Задание: Какие права человека вам известны?
4. Составление коллективного кластера
На получение образования
На охрану здоровья
На свободу слова
На свободу мысли
На митинги, собрания
На выбор гражданства
На свободу совести и вероисповедания
- У человека есть права.
- Ребенок – человек.
У ребенка есть права.
- Задание: - Такие же, как у взрослого?
- Распространяются ли права человека на детей?
Работа с учебником
- - Какие документы приняты мировым сообществом по защите прав ребенка?
- - Кто подразумевается под словом дети в документе?
- - О какой возрастной группе идет речь?
Делать пометки
NB новая информация
Действующие лица:
Задание : Найдите соответствующие статьи Всеобщей декларации прав человека. Что в них предусматривается?
Конвенция о правах ребенка
Статья 2. Каждый ребенок должен обладать всеми правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, имущественного, сословного или иного положения.
Конвенция о правах ребенка
Статья 7. Ребенок имеет право на жизнь, на имя при рождении и на получение гражданства.
Конвенция о правах ребенка
Статья 9 . Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
Конвенция о правах ребенка
Статьи 12, 13 . Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.
Конвенция о правах ребенка
Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.
Конвенция о правах ребенка
Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Конвенция о правах ребенка
Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Конвенция о правах ребенка
Статья 32. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.
Конвенция о правах ребенка
Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Конвенция о правах ребенка
Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.
Читайте также: