Боги и герои эллады конспект урока 5 класс михайловский
Обновлено: 16.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка урока по истории в 5 классе по теме
Создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения.
Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня.
Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
Подвести учащихся к пониманию общей закономерности6 религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
Продолжить формирование умений выделять главное, работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задачи урока:
- Овладеть элементарными методами исторического познания;
- развивать умения работы с различными источниками исторической информации (чтение и анализ мифов, заполнение таблицы,
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов)
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
- Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Оборудование:
Выставка дополнительной литературы
Компьютер, проектор, презентация.
Организационный момент.
II . Актуализация знаний учащихся
-Что такое религия?
- Вспомните, почему у людей возникли религиозные верования?
- Какие явления природы не мог объяснить человек?
- Подумайте, какие явления природы могли обожествлять жители Древней Греции?
III . Изучение нового материала
Учитель: «Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с вами с религиозными верованиями древних греков. Узнаем, какие силы природы обожествляли древние греки, каким занятиям древних греков покровительствовали боги. Продолжим знакомство с мифами и легендами Древней Греции.
План изучения нового материала.
IV .Работа с картой
Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий
( Ученики показывают на карте, где находится гора Олимп.)
Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом - символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой- удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния—и хлынут потоки дождя на землю. Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.
Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?
Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли. Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.
Слайд6 . Бог Аид- брат Зевса и Посейдона- властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших. Никому нет возврата из этого царства печали.
Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?
Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел- есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7 . Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.
Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте- покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.
С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.
Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы- покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты - Артемиду.
Слайд 10 . Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.
Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.
V . Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.
Ответить на следующий вопрос:
-Какие явления природы отразились в мифе?
VI . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: прочитать стр. 131-132
Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.
- Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?
- Каких героев Древней Греции вы уже знаете?
- Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции- Гераклом . Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.
Вопросы к ученикам:
Сколько подвигов совершил Геракл?
Объясните почему двенадцать?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить эти подвиги?
Как вы думаете, необходимы ли эти качества современному человеку7
Какие крылатые выражения из мифов о Геракле мы используем в современном языке?
Как вы думаете, чему учат нас мифы о Геракле?
VII . Закрепление пройденного материала.
Установите правильное соответствие между именами греческих богов и их характеристиками. Полученный ответ впишите в таблицу.
Содержимое публикации
Тема урока: Боги и герои Эллады
Тип урока: Комбинированный
Образовательные ресурсы:
2.СД диск к учебнику
3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009
4.Рабочая тетрадь к учебнику
1.Боги Древней Греции
2.Миф о Деметре и ее дочери Персефоне
3.Миф о Прометее
4.Мифы о Геракле
Цели урока: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно - иллюстративный
Формы:индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные термины и понятия: Бог, пантеон
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Проверка домашнего задания
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Одиссей возвращался из Трои на остров.
а)Делос
б) Итака
в) Родос
2.. Одиссей отправился в путь на . кораблях
3. На родину вернулись.
а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей
4. Странствие продолжалось.
а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет
5. Другое название горда Троя.
а) Микены;
б) Илион;
в) Афины
6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои
а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа
а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит
а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл
Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.
Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с – царь Крита
А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
Э __ _ й – царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.
Диалог, беседа с учащимися
РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД:Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
Актуализация знаний
Филипп Фессалийский
Ответы учащихся
КУД: Совместная деятельность
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД:Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Изучение нового материала
1.Работа с картой
– Показать страну Фессалию, на севере Греции.
гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них, подвести учащихся к пониманию общей закономерности, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. Задачи: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, осуществлять анализ источников.
Вид урока-урок изучения нового материала.
11. Переход к изучению нового материала.
Далее ставлю перед обучающимися задачу.
Задача урока: познакомиться с основными древнегреческими богами, мифами о них; получить представления о религии как части культуры Древней Греции; продолжать развивать умения выделять главное при работе с текстом учебника, его иллюстрациями.
Религия- это система взглядов, основанная на вере в существование Бога или нескольких божеств.
Миф — предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы.
Религией древних греков было язычество и сейчас нам предстоит выяснить сущность язычества, его черты.
Греки считали, что главные боги живут на самой высокой горе Олимп, расположенной в Северной Греции. Ее высота 3000м., с ее высоты Греция как на ладони, Ну разве не самый лучший наблюдательный пункт за смертными и другими богами.
Познакомимся с главными богами Древней Греции.(слайд 4.)
Задание: рассмотрите картинку с изображением олимпийских богов и определите первую черту язычества ( многобожие).
Делаем запись в тетрадь.
-А какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи)
А теперь познакомимся с олимпийскими богами.
Зевс-бог дождя, грома и молнии
Аид-бог царства мертвых
Посейдон-бог морей и океанов
Афина – богиня мудрости и знаний, богиня войны
Аполлон – бог солнечного света и искусства
Артемида – покровительница охоты
Арес – бог войны
Афродита-покровительница любви и красоты.
Деметра – богиня плодородия
Дионис – бог виноделия
Гефест – покровитель кузнецов
Гермес – покровитель купцов и торговцев
-чему покровительствовали боги?
-с какими природными стихиями они были связаны?
Задание: попробуйте сформулировать еще одну черту язычества ( зависимость от сил природы, покровительство занятиям ) ( слайд 5)
Кроме олимпийских богов греки поклонялись и множеству других богов, а также почитали героев.
Герои- это люди, родителями которых являлись боги.
Делаем запись в тетрадь.
-Боги живут, как люди : бывают своенравны и мстительны, иногда ссорятся, вмешиваются в дела людей, мешают или помогают им.
Действиями богов люди объясняли дождь, засуху, морские бури, неурожаи, болезни, смену времен года.
-Как же люди задабривали богов? ( приносили жертвы, в том числе и человеческие). Вот вы и назвали еще одну черту язычества. Делаем запись в тетрадь. Также, чтобы задобрить богов, в их честь возводили храмы, создавали о них сказания, мифы.
Итак, еще раз называем черты язычества:
-обожествление сил природы
-связь богов с занятиями населения
-жертвоприношения, в том числе человеческие (слайд 6.)
-Греки особенно почитали Зевса и Посейдона. Почему ? (? (Климатические условия; отсутствие таких рек, как в Египте; зависимость от дождя: Зевс – бог дождя, грома и молний. Посейдон мог помешать торговле, мореплаванию).
-А теперь игра, которая поможет нам еще раз запомнить богов Олимпа.
Задание: послушать стихотворения и назвать богов, о которых идет речь:
« Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших он надежно сторожит
Пес его свирепый Цербер никогда не спит
« Белолика и стройна
Из пены родилась она
Полна любви и не сердита
« На фронтоне Парфенона
В спор вступила с Посейдоном
Учитель: Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.
Олимпийские боги Греции
властители,владыки, правители, повелители_____
могущественные, жестокие, добрые, властные________________
управляли, повелевали, наказывали, награждали, покровительствовали
Боги Греции вершили судьбы греков (слайд12).
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки
Презентация к уроку Всеобщей истории в 5 классе по теме: Боги и герои Эллады.Цель урока-знакомство с основными древнегреческими богами, мифами о них и героях. На уроке учащиеся будут учиться устанавливать связь между зависимостью от природы и религиозными верованиями. На уроке предусмотрена работа в группах, с текстом учебника, дополнительной литературой.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 5 классе
Автор: учитель истории МБОУ СОШ № 2 п. Добринка
«Друга не мог защитить я!
Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде
я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил.
Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем
«Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи
На стену быстро взошла и, взглянула:
Дочь Зевса – Артемида, покровительница охоты
Сын Зевса – Апполон, Бог солнечного света и воздуха, покровитель искусств
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп в Северной Греции.
Мифы Древней Греции
О своих богах эллины создали множество мифов, которые до сих пор служат источником вдохновения для художников, скульпторов, поэтов. В них отразились особенности их религии. Одна из них – большая, чем у других древних народов, схожесть людей и богов. Как и люди, боги эллинов, при всём их могуществе, подвластны судьбе.
Читайте также: