Боги и герои эллады конспект урока 5 класс михайловский

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по истории в 5 классе по теме

Создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения.

Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

Подвести учащихся к пониманию общей закономерности6 религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

Продолжить формирование умений выделять главное, работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Задачи урока:

- Овладеть элементарными методами исторического познания;

- развивать умения работы с различными источниками исторической информации (чтение и анализ мифов, заполнение таблицы,

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов)

- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.

- Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Оборудование:

Выставка дополнительной литературы

Компьютер, проектор, презентация.

Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся

-Что такое религия?

- Вспомните, почему у людей возникли религиозные верования?

- Какие явления природы не мог объяснить человек?

- Подумайте, какие явления природы могли обожествлять жители Древней Греции?

III . Изучение нового материала

Учитель: «Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с вами с религиозными верованиями древних греков. Узнаем, какие силы природы обожествляли древние греки, каким занятиям древних греков покровительствовали боги. Продолжим знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

План изучения нового материала.

IV .Работа с картой

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий

( Ученики показывают на карте, где находится гора Олимп.)

Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом - символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой- удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния—и хлынут потоки дождя на землю. Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.

Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли. Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.

Слайд6 . Бог Аид- брат Зевса и Посейдона- властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших. Никому нет возврата из этого царства печали.

Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел- есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7 . Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.

Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте- покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.

С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.

Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы- покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты - Артемиду.

Слайд 10 . Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.

Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.

V . Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.

Ответить на следующий вопрос:

-Какие явления природы отразились в мифе?

VI . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать стр. 131-132

Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.

- Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?

- Каких героев Древней Греции вы уже знаете?

- Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции- Гераклом . Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.

Вопросы к ученикам:

Сколько подвигов совершил Геракл?

Объясните почему двенадцать?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить эти подвиги?

Как вы думаете, необходимы ли эти качества современному человеку7

Какие крылатые выражения из мифов о Геракле мы используем в современном языке?

Как вы думаете, чему учат нас мифы о Геракле?

VII . Закрепление пройденного материала.

Установите правильное соответствие между именами греческих богов и их характеристиками. Полученный ответ впишите в таблицу.

Содержимое публикации

Тема урока: Боги и герои Эллады

Тип урока: Комбинированный

Образовательные ресурсы:

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику

1.Боги Древней Греции

2.Миф о Деметре и ее дочери Персефоне

3.Миф о Прометее

4.Мифы о Геракле

Цели урока: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.

Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы:индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия: Бог, пантеон

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров.

а)Делос
б) Итака
в) Родос

2.. Одиссей отправился в путь на . кораблях

3. На родину вернулись.

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

4. Странствие продолжалось.

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

5. Другое название горда Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.

Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с – царь Крита

А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э __ _ й – царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

Диалог, беседа с учащимися

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД:Диалог учителя и ученика

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией

ЛУД: Рассуждение учеников

Актуализация знаний

Филипп Фессалийский

Ответы учащихся

КУД: Совместная деятельность

ЛУД: Рассуждение учеников

ПУД:Обмениваются полученной информацией

РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала

1.Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции.

гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них, подвести учащихся к пониманию общей закономерности, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. Задачи: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, осуществлять анализ источников.

Вид урока-урок изучения нового материала.

11. Переход к изучению нового материала.

Далее ставлю перед обучающимися задачу.

Задача урока: познакомиться с основными древнегреческими богами, мифами о них; получить представления о религии как части культуры Древней Греции; продолжать развивать умения выделять главное при работе с текстом учебника, его иллюстрациями.

Религия- это система взглядов, основанная на вере в существование Бога или нескольких божеств.

Миф — предание, в котором воплощены представ­ления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы.

Религией древних греков было язычество и сейчас нам предстоит выяснить сущность язычества, его черты.

Греки считали, что главные боги живут на самой высокой горе Олимп, расположенной в Северной Греции. Ее высота 3000м., с ее высоты Греция как на ладони, Ну разве не самый лучший наблюдательный пункт за смертными и другими богами.

Познакомимся с главными богами Древней Греции.(слайд 4.)

Задание: рассмотрите картинку с изображением олимпийских богов и определите первую черту язычества ( многобожие).

Делаем запись в тетрадь.

-А какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи)

А теперь познакомимся с олимпийскими богами.

Зевс-бог дождя, грома и молнии

Аид-бог царства мертвых

Посейдон-бог морей и океанов

Афина – богиня мудрости и знаний, богиня войны

Аполлон – бог солнечного света и искусства

Артемида – покровительница охоты

Арес – бог войны

Афродита-покровительница любви и красоты.

Деметра – богиня плодородия

Дионис – бог виноделия

Гефест – покровитель кузнецов

Гермес – покровитель купцов и торговцев

-чему покровительствовали боги?

-с какими природными стихиями они были связаны?

Задание: попробуйте сформулировать еще одну черту язычества ( зависимость от сил природы, покровительство занятиям ) ( слайд 5)

Кроме олимпийских богов греки поклонялись и множеству других богов, а также почитали героев.

Герои- это люди, родителями которых являлись боги.

Делаем запись в тетрадь.

-Боги живут, как люди : бывают своенравны и мстительны, иногда ссорятся, вмешиваются в дела людей, мешают или помогают им.

Действиями богов люди объясняли дождь, засуху, морские бури, неурожаи, болезни, смену времен года.

-Как же люди задабривали богов? ( приносили жертвы, в том числе и человеческие). Вот вы и назвали еще одну черту язычества. Делаем запись в тетрадь. Также, чтобы задобрить богов, в их честь возводили храмы, создавали о них сказания, мифы.

Итак, еще раз называем черты язычества:

-обожествление сил природы

-связь богов с занятиями населения

-жертвоприношения, в том числе человеческие (слайд 6.)

-Греки особенно почитали Зевса и Посейдона. Почему ? (? (Климатические условия; отсутствие таких рек, как в Египте; зависимость от дождя: Зевс – бог дождя, грома и молний. Посейдон мог помешать торговле, мореплаванию).

-А теперь игра, которая поможет нам еще раз запомнить богов Олимпа.

Задание: послушать стихотворения и назвать богов, о которых идет речь:

« Под землей на троне

Мрачный он сидит,

Души эллинов умерших он надежно сторожит

Пес его свирепый Цербер никогда не спит

« Белолика и стройна

Из пены родилась она

Полна любви и не сердита

« На фронтоне Парфенона

В спор вступила с Посейдоном

Учитель: Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.

Олимпийские боги Греции

властители,владыки, правители, повелители_____

могущественные, жестокие, добрые, властные________________

управляли, повелевали, наказывали, награждали, покровительствовали

Боги Греции вершили судьбы греков (слайд12).

Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Всеобщей истории в 5 классе по теме: Боги и герои Эллады.Цель урока-знакомство с основными древнегреческими богами, мифами о них и героях. На уроке учащиеся будут учиться устанавливать связь между зависимостью от природы и религиозными верованиями. На уроке предусмотрена работа в группах, с текстом учебника, дополнительной литературой.

Презентация к уроку по Всеобщей истории в 5 классе Автор: учитель истории МБОУ СОШ № 2 п. Добринка Родионова И.В.

Презентация к уроку по Всеобщей истории в 5 классе

Автор: учитель истории МБОУ СОШ № 2 п. Добринка

«Друга не мог защитить я!

Далеко от родины милой

Пал он, - и в этой беде

я на помощь ему не явился!

Им, как своей головой, дорожил.

Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.

Пас он баранов и коз и ни с кем

«Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи

На стену быстро взошла и, взглянула:




Дочь Зевса – Артемида, покровительница охоты

Дочь Зевса – Артемида, покровительница охоты

Сын Зевса – Апполон, Бог солнечного света и воздуха, покровитель искусств

Сын Зевса – Апполон, Бог солнечного света и воздуха, покровитель искусств




Что мы знаем? Что мы хотим узнать?

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?



Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп в Северной Греции.

Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп в Северной Греции.














Мифы Древней Греции О своих богах эллины создали множество мифов, которые до сих пор служат источником вдохновения для художников, скульпторов, поэтов. В них отразились особенности их религии. Одна из них – большая, чем у других древних народов, схожесть людей и богов. Как и люди, боги эллинов, при всём их могуществе, подвластны судьбе.

Мифы Древней Греции

О своих богах эллины создали множество мифов, которые до сих пор служат источником вдохновения для художников, скульпторов, поэтов. В них отразились особенности их религии. Одна из них – большая, чем у других древних народов, схожесть людей и богов. Как и люди, боги эллинов, при всём их могуществе, подвластны судьбе.

Читайте также: