План конспект урока истории 9 класс великая отечественная война

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

03 - Краснознаменный ансамбль - Священная война.mp3

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Начало ВОВ.doc

учитель истории 1 категории

МОУ Соколовская ООШ

Сарапульский район УР

Открытый урок в 9 классе

Цели урока: Познакомить учащихся с трагическими событиями СССР в начале войны. Формировать навыки сравнения и анализа фактов событий, умение работать с документами. Воспитывать толерантность, как основу современного существования общества. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитание у учащихся интереса к Отечественной истории, патриотизма, чувства гордости, восхищения, уважения, благодарности, активной гражданской позиции; уважения и приверженности к общечеловеческим ценностям. Развитие коммуникативных способностей памяти, логического мышления, креативности и др.

- Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

3. Актуализация опорных знаний.

- 22 июня 1941 года, 70 лет назад, оборвалась мирная жизнь ваших прабабушек и прадедушек. Они до сих пор помнят первые дни, месяцы войны. Самой кровопролитной войной XX века была Вторая мировая война. (Показ хроники событий. Показ презентации с 1 по 7 слайд). Ребята, что вы знаете о тех тревожных днях.

- Работа с выставочными книгами

Что я хочу узнать

- 15 марта 1939 г. – захват Чехословакии Германией

- апрель 1939 г -. Германия оккупирует Албанию

- 23 августа 1939 г. – договор о ненападении Германии на СССР (протокола о разделе Восточной Европы)

- 1 сентября 1939 года – захват Польши Германией

- осень 1939 г.- договора о взаимной помощи СССР с Эстонией, Латвией, Литвой

- 12 марта 1940 г. – мирный договор СССР с Финляндией

6. Советско-германские отношения накануне войны. (Лекция учителя)

- Советское руководство ясно осознавало, что Красная армия не была готова к войне. (Показ слайда 11. ¾ танков требовало списания, 90 % танкового парка составляли лёгкие танки, более 50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года, танков новейших конструкций было не более 1,5 тыс., система противоздушной обороны отсутствовала). Сталин лишь в ночь на 22 июня 1941 года отдал приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность. В войска этот приказ поступил уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города. На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив пакт о ненападении германская армия обрушилась на советскую землю. Первыми на себя удар приняли советские пограничники (Показ слайда 12,13). Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. (Показ слайда 14).

- В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-западный, Южный фронты. (Учитель показывает на карте). Верховным главнокомандующим стал И.В. Сталин.

7. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. (Прочитайте документ на с. 208).

- Почему войну 1941-45 гг. называют Отечественной? (Ответы учащихся).

Как назывался план нападения Германии в 1941 г. на Россию? (простой)

Как вы оцениваете подготовку России и Германии к войне? (оценочный)

4. Как бы вы поступили на месте Сталина в 1939 г.? (практический)

5. Что было бы, если перед войной не было массовых репрессий? (творческий)


I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…

- О чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)
- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)

- Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и повторим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил полёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять отечество родное.

- Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. В бой.

- Вспомните даты, когда проходила Великая Отечественная война?
(ответы детей)

- А вот как было в действительности, мы вспомним, выполним задание:


Так началась всенародная, ВОВ в ходе, которой произошли решающие битвы.

Не только великие битвы навсегда останутся в памяти граждан нашей страны, но и мужество, решительность советских командиров.




Портреты:
1.Георгий Константинович Жуков: когда началась ВОВ, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время ВОВ. Почти все эти операции были успешными.
2. Конев Иван Степанович Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу.
3. Неизвестный солдат – имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертный.
4. Рокоссовский Константин Константинович руководил крупными операциями (Битва за Москву, Сталинградская битва), в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.
5. Василевский Александр Михайлович В 1943 г. активно участвовал в подготовке и осуществлении разгрома противника на Курской дуге.

Вывод: святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени.

Задание 6. Определи событие.
- О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют стихотворные строки.

6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны

- Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.
- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Особенно хочется отметить:
чёткость….
внимательность…
собранность…
старательность… и т.д.

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.
  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.
  • Формировать навыки само- и взаимооценки.
  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.

Причинами неудач Красной Армии.

Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.

Ходом оборонительных сражений под Москвой.

развивающие:

Развивать у учащихся логическое мышление.

Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.

Формировать представление об основных периодах войны.

Формировать навыки само- и взаимооценки.

воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Выход в Интернет. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс. Проводится в компьютерном классе.

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

Накануне Великой Отечественной войны.

Причины и начало войны.

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.

Битва за Москву.

Старт проекта “Хочу все знать!”

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Причины и начало войны.

Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;

По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;

В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

Факторы, осложнявшие и затруднявшие организацию обороны страны:

во-первых, Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;

во-вторых, необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства;

в-третьих, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск;

в-четвертых, отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооруженных Сил необходимого боевого опыта, их ориентация на стремительное контрнаступление и победу “малой кровью”.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких миллионов. Это объяснялось не только превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная Армия все еще не обладала достаточным опытом ведения войны таких масштабов, организации взаимодействия родов войск, наиболее эффективного использования боевой техники. Ставка ВГК, командование фронтов, военачальники и командиры разных степеней учились искусству ведения войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные ошибки.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос: В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских организаций Ленинграда и области вокруг города создается система оборонительных сооружений, формируется народное ополчение, в тылу врага партизанские отряды.8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних юго-западных и южных подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, трудящихся Ленинграда, ВМФ в тяжелейших условиях блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей в историю как непревзойденный пример воинской и гражданской доблести, стойкости и массового героизма советских людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Старт проекта “Хочу все знать!” презентация – о Г.К. Жукове.

IV. Закрепление изученного материала на уроке.

Работа по решению проблемно задания.

1 группа. Впервые месяцы германские войска нанесли ряд крупных поражений советским войскам. Выберите и прикрепите на магнитах причины.

2 группа. Выберите и прикрепите к доске всё то, что повлияло на быстрое продвижение немецких армий вглубь территории СССР.

3 группа. Героическое сопротивление, каких городов сорвало гитлеровский план молниеносной войны?

Выберите листы с названием городов и прикрепите их к доске.

4 группа. Расположите на доске в хронологической последовательности события 1941 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и повторения знаний обучающихся 9 класса по теме "Великая Отечественная война". Учащиеся повторяют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания о событиях, сражениях, понятиях, датах, явлениях, полученные при изучении данной темы:

Великая Отечественная война

урок -история России

Учитель -Коннова Н.Б.

Работа с документами. На парте лежат распечатанные листы с документами. Внимание, задание! Определить, что это за документы. Восполнить текст.1. Выступление по радио наркома иностранных дел В.М. Молотова 22 июня, 1941 года.2. Выступление И.В. Сталина 3 июля 1941 года. /Анализ документов, выводы/

3. Дискуссия по вопросам: Почему СССР оказался не готов к войне? Зачем СССР пошел на заключение с фашистской Германией договора о ненападении 23 августа 1939 года? Каков был итог внезапного нападения Германии на СССР ? Кто виноват в случившемся? Что называют летней катастрофой 1941 года? Каковы причины поражения Красной Армии в начале войны? В чем причины провала плана "Барбаросса"?

4.А сейчас давайте вспомним основные сражения Великой Отечественной войны. На экране даются кадры из документальной хроники, учащимся необходимо записать на своих контрольных листах название события, битвы или сражения. /Битва под Москвой, Смоленское сражение, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, операция "Багратион", Берлинская операция, Оборона Севастополя, Арденская и Висло-Одерская операция. Капитуляция Третьего рейха/

Проблемно-познавательные задания. О каком сражении (событии) идет речь?

-Группа армий "Центр" столкнулась с организованным полуторамесячным сопротивлением Красной Армии в этом сражении. Особое беспокойство советского командования вызывал "ельнинский выступ"-возможный плацдарм наступления немцев в районе города Ельни. Войска под командование Г.К. Жукова вытеснили германскую группировку, понесшую большие потери. Это был большой успех советских войск. Под Ельней КА впервые в Великой Отечественной войне нанесла поражение немецко-фашистским войскам .(Ельнинская операция/)

5. Работа учащихся: 1) по датам: Назвать события по датам. 23 августа 1939, 22 июня 1941 г., 1941-1945 гг., 5-6 декабря 1941, 7 ноября 1941, 17 июля 1942- 2 февраля 1943, 8 сентября 1941- 27 января 1944, 1943, 12 июля 1943 , июль-август 1943, 28 ноября -1 декабря 1943, 1944, 4-11 02. 1945, 16 апреля 1945, 30 апреля 1945, 25 апреля 1945, 8 мая 1945, 9 мая 1945.

2)Аббревиатуры : ГКО, ООН, СВГК, ЦШПД, СНК, ЦК ВКП(б), НКВД, СГК, РОА, ГУЛАГ.3) Работа с понятийным аппаратом:1. репарации,2. реабилитация, 3.контрибуция, 4. репатриация, 5.коалиция, 6.демократизация, 7.демилитаризация, 8.декартелизация,9. денацификация, 10.мобилизация,11. эскалация, 12.эвакуация, 13.сателлиты, 14.фашизм,15. милитаризм.

4.Кодированный диктант. Даны понятия под цифрами. Ученик дает комментарий понятий, определений, обучающиеся должны на листе поставить только цифру, под которой записано определение. Например, ликвидация остатков нацизма -9, возвращение на Родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев- 4, платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства победителя - Список понятий терминов под цифрами дается на доске, а у учащихся запись в тетрадях: 12,1,5,11,9,2,8,3,10,7,6,4;

1. Контрибуция 7.Репатриация

2. Репарации 8.Капитуляция

3. Коалиция 9.Конвенция

5. Фашизм 11.Департация

6.Мобилизация 12. Эвакуация

Звучит мелодия военных лет "В землянке" . Угадай мелодию. Вопрос: какова роль музыки и литературы в годы войны? минибеседа с обучающимися.

7. Числовая Викторина. Отгадать, что означают эти цифры: 1710, 70000, 31185, 427, 1670, 27 000 000, 1870, 70,250, 900, 65000, 1418, 270 000, 11000 000, 4, 20, 24, 6, 9, 360000.

Балаково в годы войны. Краткая справочная информация ученицы. Цифровая викторина: 5,17, 14150, 12500, 70, 9, 87, 3, 13.

8. Что означают эти названия? "Багратион", "Уран", "Цитадель", "Тайфун", "Барбаросса", "Кольцо", "Ост", "Холокост", "Рейх", "Концерт".

9. Отгадать фамилии командармов Красной Армии: ВРШЛ, СТЛН, ЧРНХВСК,

КНВ, ЖКВ, ЧКВ, РДМЦВ, РКСВСК, БРМН, ВТТН, ТЛБХН, МЛНВСК, ГВРВ, МРЦКВ.

10. Итак, подведем итог урока. (Беседа по вопросам, рефлексия). Мы с вами, ребята, вместе повторили и закрепили тему Великой Отечественной войны. Какие у кого остались невыясненные вопросы? Что понравилось на уроке? Что нет? А что хотели бы узнать? К этой теме мы еще вернемся, ведь этот год-год 70-летия Великой Победы!

11. Домашнее задание. Выполнить тестовые задания по теме "Великая Отечественная война. Оценки будут выставлены после проверки контрольных листов с выполненными заданиями. Спасибо за плодотворное сотрудничество, мы с вами хорошо и активно поработали. Всем спасибо! Всего доброго, до свидания!

Читайте также: