Конспект портретный очерк 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

Итак, опираясь на определения словарей можно сделать вывод, что характерными особенностями очерка являются (слайд №2)

А что же такое тогда представляет из себя портретный очерк? слайд №3

Это очерк, в котором героем является человек, причем конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками.
В жизни нередко приходится обращаться к приемам портретной характеристики, портретного изображения личности
Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых необходимо умение описывать внешность человека.
Но если в названных вами ситуациях вы используете только приемы описания внешности, то в портретном очерке вовсе необязательно описывать черты лица, достаточно уловить и передать самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.

Прочтите отрывок из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андронникове

…Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.

Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растёт, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает- невозможно отойти- знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой… И ещё – о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове – тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.

Что вы узнали о русском писателе? Каким вы представляете этого человека?

Легко ли написать портретный очерк? Что нужно для того, чтобы написанное вами сочинение действительно можно было отнести к портретному очерку? ( должно соблюдаться жанровое своеобразие , портретный очерк невозможно написать без предварительной подготовки)

слайд №6 Основные требования к написанию сочинения:

сохранение формы: вступление, основная часть, заключение

♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке,

♦ должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенной проблеме, вопросу.

♦ Сочинение должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;

Сейчас вы отметили , что написать хороший портретный очерк без предварительной подготовки невозможно. Поэтому я предлагаю вам сейчас только начать работу над вашим очерком, т.е. Вы должны выбрать героя, продумать название, подготовить план своих дальнейших действий, как то : может быть составить вопросы для учителя, о котором вы собираетесь писать , его учащихся, отметить какую информацию вам нужно ещё получить.

Как начать портретный очерк? Все зависит от авторской манеры. Но чтобы хоть как-то помочь вам в выборе темы, вступления, я могу предложить вам несколько клише, которые вы можете использовать в своем очерке. Это выдержки из сочинений учащихся нашей школы.
Они распечатаны и находятся на ваших столах.

С обратной стороны приведены качества учителей, отмеченные учащимися нашей школы. Учитель, который вызывает у вас восхищение своим умением создать условия для освоения школьной программы, совместно с вами готовит и проводит оригинальные классные часы и другие внеклассные мероприятия, готовит вас к победам в конкурсах и соревнованиях , олимпиадах…..

Учитель… В этом слове заключено гораздо больше, чем кажется на первый взгляд….

Учитель- это не просто человек, работающий в школе и обучающий детей каким-то дисциплинам….

Учитель- это человек, который должен научить ребенка не просто запоминать какой-то материал, но и мыслить, анализировать, рассуждать….

Учитель видит личность в каждом своем ученике и помогает ему развиваться….

Учитель учит совершать значимые не только для себя поступки…

Учитель-это волшебник, он может сделать все невозможное. . Учитель-это не только тот, кто учит писать, читать, считать, а тот, кто учит быть неравнодушным к окружающей жизни, кто идёт с тобой по жизни и увлекает таким делом, выполнив которое, ты ощущаешь себя очень нужным и полезным человеком

Учитель- это дар, которым награждены немногие…

Без учителя мир перестал бы двигать вперед, ведь именно они растят новое поколение, которое придет на смену старому….

Учитель- носитель творческого потенциала, культуры, искусства….

Учитель- прежде всего творец….

Нет лучше профессии учителя…

Мой любимый учитель…..

Учительница первая моя….

Качества:

Компетентность, профессионализм, знания и широкий кругозор, интеллект, динамизм, желание продемонстрировать свои возможности, поделиться опытом с коллегами и безупречными знаниями с учениками.

Умеет достигать поставленных целей, реагировать на разные жизненные ситуации и имеет активную жизненную позицию, умеет креативно мыслить….

Любовь к детям, любовь к жизни, любовь к труду - определяющие качества профессии учителя…

Доброта, честность, оптимизм, порядочность, справедливость….

Слайд 8

Сочинение должно содержать:

ФИО учителя

Яркие примеры проявления тех или иных качеств, всё, что отражает личность учителя, его многогранность и уникальность.

Описание должно быть содержательным и эмоциональным!

Учителям , присутствующим на нашем уроке, я тоже предлагаю выполнить такую работу и написать сочинение либо о себе, либо о своем коллеге. Ваша работа может быть групповой.

Слайд 9

Рефлексия. Вы начали выполнять работу. Кто понял на достаточном уровне, как и над чем ему придется работать?

У кого данная работа вызывает затруднения? В чем они выражены?
скачать

Смотрите также:


1 стр.


1 стр.

Урок русского языка в 4 классе Учитель Лисицкая Н. И. Тема урока: Обобщение знаний о предложении. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о предложении. Задачи урока


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Урок в начальной школе в режиме проектной деятельности Конспект урока русского языка (2 класс) Тема урока : Подготовка к сочинению по материалам наблюдений


1 стр.

Урок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В., учитель литературы и русского языка Цели урока: подготовить учащихся к выполнению части с в егэ


1 стр.

Интегрированный урок русского языка и химии. Тема урока: "Кислород" "… а пока что я и две мыши дышали им ". Дж. Пристли. Тип урока: обобщающий, комбинированный


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока


Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

портрет в узком смысле этого слова;

описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;

рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

документальность

достоверность фактов, событий

описание реальной обстановки

использование изобразительных средств

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

портрет в узком смысле этого слова;

описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;

рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

документальность

достоверность фактов, событий

описание реальной обстановки

использование изобразительных средств

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.

Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.

Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…

С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.

Диалог нередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.

Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.

Пейзаж используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.

Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.

Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.

Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.

Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…

С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.

Диалог нередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.

Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.

Пейзаж используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.

Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.

Содержимое разработки

План-конспект урока русского языка

1. Автор: Сапельников Алексей Витальевич

2. Предмет: русский язык.
3. Класс: 11.
4. Тема урока. Портретный очерк.
5. Цель урока. Подготовка к написанию сочинения в жанре портретного очерка. ( Подбор и отбор материала по теме, развитие устной связной речи учащихся (выступление), развитие связной письменной речи обучающихся.
6. Задачи урока.

– Прослушать выступления учащихся.

– Проанализировать тексты публицистического стиля, определить их характерные признаки и языковые особенности.

– На основе обобщённых знаний о публицистике, её жанрах создать портретный очерк.

7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся больше информации получат о публицистике, узнают характерные особенности портретного очерка, усовершенствуют умение анализировать текст, смогут подготовиться к написанию сочинения в жанре портретного очерка.

8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Очень сложный, но очень интересный урок, на котором вы будете мне помогать. Прошу быть внимательными: сегодня ваши однокласснике в образе докладчиков, комментаторов, литературоведов.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. О публицистическом стиле.

2. Жанры публицистики.

II . 1. Работа по анализу художественного текста. Эпизод из романа И.С. Тургенева: описание Базарова. (Фронтально, совместно.)

III . 1. Теоретическая часть: чтение материала учебника о портретном очерке, выделение его характерных черт.

2. Анализ текстов. (См. слайды 10 и 11.)

(Работа в группах.)

IV . Обобщение делается фронтально, затем подготовленным учащимся. (См. слайд № 12.)

V . Итог: этапы работы над очерком. (Слайд № 13.)

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Выставление отметок с комментариями.

? Насколько успешно вы смогли подготовиться к написанию очерка? Оцените свою работу, готовность…

Примечание. 1. На протяжении всего урока используется презентация.

2. Раздаточный материал используется при необходимости, после урока остаётся у обучающихся.

3. Если материал изучен, есть пять–десять минут, могут начать работу на уроке, а учитель ответить на извечный вопрос: с чего начать.

Содержимое разработки

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля. Портретный очерк.

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля. Портретный очерк.

Портретный очерк. Особенности жанра. Цель урока. Изучить особенности жанра портретного очерка. Создать собственный очерк.

Портретный очерк. Особенности жанра.

Цель урока. Изучить особенности жанра портретного очерка.

Создать собственный очерк.

Характерные особенности публицистического очерка

Характерные особенности публицистического очерка

Портрет героя художественного произведения.

Литературный портрет.

Портретный очерк.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями , только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку , которую тот не сразу ему подал…

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо . Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету , оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые , не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку , – прибавил он, снимая с себя свой балахон .

  • Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя кчеловеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул егообнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…–Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?–Евгений Васильев, – отвечал Базаровленивым, но мужественным голосоми, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все своелицо.Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.–Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.Тонкие губыБазарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Еготемно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрываликрупных выпуклостей просторного черепа.……………………………………………………………..–Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?–Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите толькочемоданишкомой туда стащить да вот этуодеженку, – прибавил он, снимая с себя свойбалахон.

И.А. Бунин. РУСЬ.

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты :

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты :

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Цели: 1) повторить и расширить сведения об описании человека, жанровых особенностях портретного очерка, выразительных средствах, характерных для данного жанра; уметь анализировать текст – описание человека, отмечать характерные черты стиля разных писателей, подбирать выразительные средства для текста-описания человека, выделять в тексте-описании ключевые слова; подготовиться к самостоятельному написанию сочинения в жанре портретного очерка;

2) развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать наблюдательность и творческое мышление; 3) воспитывать осознание уникальности каждого человека.

Тип: усвоение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями

3. Работа со статьёй учебника А.И.Власенкова и анализ отрывка из текста упр.416 – определение особенностей текста-описания, средств выразительности

5. Работа по карточкам с текстами-описаниями: поиск и определение роли выразительных средств.

6. Работа с упр.419, 420 – выбор подходящих прилагательных, эпитетов

7. Итог урока и домашнее задание на выбор: упр.425 или 426.

- Ребята, дома вы попробовали свои силы в жанре путевых заметок. Всё ли у вас получилось? Что было особенно трудным? Сдавайте тетради, подписывайте число.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной разновидностью очерка - портретным очерком. Вспомним, что мы уже знаем об описании человека, поговорим о том, какие особенности есть у этой жанра, как необходимо писать, чтобы было интересно читать ваше сочинение, поработаем с примерами из публицистической литературы, а дома вы попробуете свои силы в этом интересном жанре – открытии человека.

- Какие сочинения-описания человека мы уже писали? Как вы думаете, описание человека создавать проще или сложнее, чем описание местности? Послушайте стихотворение:

Пропал человек – и сейчас же вопросы:

Каков он – блондин или темноволосый?

Высокого роста иль низкого роста?

Изящно одет или попросту – просто?

А жил он в одном же дворе рядом с нами,

А мы его будто и не замечали…

- Каждый человек – уникален, но мы не всегда это замечаем. Может, сегодняшний урок нам поможет заметить то в хорошо знакомом нам человеке, что не мы не заметили с первого, десятого, сотого взгляда?

- Прочитаем статью в учебнике на с.146-147.

- О чём можно сказать в портретном очерке? Почему важно дать не только описание внешности? Как можно передать характер? Какие выразительные средства часто используются в описании человека?

- Прочтём отрывок из текста упр.193.

На какие особенности Андронникова обращает внимание В.Лакшин и какие выразительные и языковые средства ему в этом помогают?

- А теперь послушайте отрывок из уже знакомого вам произведения. Выпишите ключевые слова описания.

Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова.

- Что помогают Бунину выразить эти слова? Бунин, конечно, мастер слова: он подолгу работал над каждым словом, над каждой деталью, которая на первый взгляд беспристрастна, но в то же время, многое говорит исподволь.

- Теперь посмотрим на характерные приёмы других писателей. Работаем по заданиям на карточках.

Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…

Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…

2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?

У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…

Он не оборачивается, когда мы входим.

- Александр Александрович, - говорит Замятин.

Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.

Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.

- Когда вы будете описывать человека, вы охарактеризуете его отличительные, основные качества. Из упр.419 выпишите в три колонки качества положительные, отрицательные, нейтральные предполагаемого предмета вашего описания.

- Конечно, вам нужно будет не только перечислить их, но и отметить как они проявляются, в каких жизненных ситуациях и как они раскрываются, привести примеры.

- Итак, прочитаем задание из домашнего упражнения 200 или, по желанию, из упр.202. Всё ли вам понятно? Можно описывать не только друга, но и родных, учителей. Но так, чтобы вам самому было интересно подмечать что-то в этом человеке, а другим – читать.

ПРИЛОЖЕНИЕ (карточки для учащихся)

Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…

Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…

2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?

У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…

Он не оборачивается, когда мы входим.

- Александр Александрович, - говорит Замятин.

Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.

Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.

Пояснительная записка . Тема урока – Герои – гордость страны. Тип урока - урок-практикум Форма урока – интегрированный урок русского языка, литературы, истории Класс – 11 (рекомендуется для 10-11 классов). Цели урока : 1. Углубить и расширить представления о жанре портретного очерка посредством знакомства с экспонатами школьного музея; 2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию; 3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.. Методические .

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Голдырева С.Ю.
Дата 15.05.2015
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Троицкое и Новомосковское окружное управление образования.

ГБОУ школа №2122 г.о. Щербинка в г. Москве.

Номинация: традиционный урок для учащихся старших классов.

Тема: Герои - гордость страны! (К 26 - летию вывода советских войск из Афганистана).

Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, Голдырева Светлана Юрьевна, 89165451447.

Тема урока - Герои - гордость страны.

Тип урока - урок-практикум

Форма урока - интегрированный урок русского языка, литературы, истории

Класс - 11 (рекомендуется для 10-11 классов).

1. Углубить и расширить представления о жанре портретного очерка посредством знакомства с экспонатами школьного музея;

2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому..

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение.

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

Желание изучать историю своей страны, историю афганской войны на материале судеб героев - интернационалистов.

Желание выразить отношение к войне, к подвигу солдата,.

Развивать навыки работы с текстом,

навыки связной речи,

делать записи, выводы,

Во время урока используются технологии критического мышления, активизирующие мыслительную деятельность учащихся , а также исследовательский метод (подготовка презентации к биографии О. Юрасова).

Идейно-тематический, языковой анализы очерка помогают усовершенствовать монологическую речь учащихся.

Практическая значимость разработки:

Работу можно использовать на уроках русской литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Место проведения урока - музей школы №2122.

Материально - техническое обеспечение - распечатанные материалы, проектор.

Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, поступках. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

Создавая портретный очерк, автор хочет познакомить нас с живыми людьми, героями нашего времени.

2.Беседа с учениками: кого мы можем назвать героем?

3.Слово учителя: 16 апреля 1934 года в нашей стране было установлено звание Героя Советского Союза. Наша история богата примерами героизма. Из глубины веков дошли до нас имена богатырей, стоявших насмерть против монголо - татарских орд. Мы чтим русских воинов, одержавших победу на Чудском озере.

5. Слово учителя:

Метеорит живет мгновенье,

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к земле.

И я готов, летя свозь годы, Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на земле.

- Какова основная мысль очерка.

-Разделите текст на части и составьте план.

-Выберите художественные детали, создающие портрет Стовбы.

- Каким представляется Александр Стовба после прочтения этого очерка?

7. Слово учителя:

- Мы неслучайно проводим сегодняшний урок русского языка в школьном музее. Чем наш музей уникален? Он собирает материалы о нашем земляке, Герое Советского Союза О.А. Юрасове. Накоплено большое количество экспонатов, которые могут служить основой для развернутого освещения судьбы героя афганской войны. (приложение 3, презентация).

8. Задание ученикам:

- Рассмотрите внимательно экспонаты музея (фотографии, портрет, бюст, личные вещи, письма, воспоминания близких и однополчан, документы).

- Попытайтесь написать очерк об О.А.Юрасове. Уточните для себя - какова основная мысль вашего очерка, отразите её в названии. Если нужно, подберите эпиграф. Составьте план очерка. Учтите, что в очерке вам придется пользоваться не только описанием, но и повествованием и рассуждением.

Читайте также: