План конспект семинарского занятия по дисциплине история перевода

Обновлено: 02.07.2024

Семинар коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся.

Методические рекомендации к уроку-семинару.

Использование уроков-семинаров в 10-11 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.

Для повышения эффективности работы рекомендуется проведение уроков-семинаров в системе.

Виды семинарских занятий: семинар-исследование, семинар-“круглый стол”, семинар-“карусель”, семинар-“мозговой штурм”, семинар с элементами дискуссии.

Этапы подготовки к семинару:

Подведение итогов семинарского занятия.

Семинар №1 (История России, 10 класс)

“Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь”

  1. Введение. Предыстория восточных славян.
  2. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси.
  3. Образование и развитие древнерусского государства.
  4. Социально-экономический и политический строй Древней Руси.
  5. Принятие Русью христианства, и его влияние на историческую судьбу России.
  6. Заключение. Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей.

Часть 1.: От древних славян до Петра Великого. М.,1998.

2. Государство российское; власть и общество с древнейших времен до наших дней.

Сборник документов./Ред. Кукушкин Ю.С. Сост. Шульгин B.C./ M.,1996.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 9 томах. М.,1992.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах. М.,1989.

6. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

7. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса. Вопросы истории. 1992. №4-5.

8. Откуда есть пошла Русская земля: История Отечества в романах, повестях, документах. М.,1986.

9. Прошин Г.Г. Как была крещена Русь. М., 1988.

10. Рыбаков Б.А.Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.

11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения в 18 книгах. М.,1987.

Исторические источники к семинару

“Повесть временных лет” (1113)
извлечение

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

земля Венгерская – Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX – начале X в.

. Болгарская – Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской…

“Повесть временных лет” (1113)
извлечение

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

. на горе, где ныне подъем Боричев - Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом, расположенным под горой;

. Щековица . Хоревица – два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.

Киев – первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях под 860 г.;

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах. . стал род их держать княжение – см. Происхождение названия "князь".

“Повесть временных лет” (1113)
извлечение

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон…

“Повесть временных лет” (1113)
извлечение

В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10….

Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", – и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".

И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь…. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя".

Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров.

Многие из дружинников крестились… Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака.

После всего этого Владимир …вернулся в Киев.

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его… приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении организационного этапа визуально была проверена подготовка группы и каждого студента к занятию, выявлен психологический настрой группы.

  1. Актуализация опорных знаний, постановка темы и целей занятия – 3 мин.

На данном этапе я стремилась активизировать деятельность студентов, применяя фронтальный метод работы по повторению знакомого материала. Также произошло определение и краткое обсуждение темы и целей занятия. Цели определили сами студенты.

  1. Изучение нового материала. Первичное закрепление – 35 мин.

На данном этапе студенты работали с конспектом, презентацией и документами. Целью этой части занятия являлось изучение новых понятий по теме урока. В рамках этапа проводилась фронтальная и индивидуальная работа со студентами. Для первичного закрепления студенты написали исторический диктант.

  1. Рефлексия, постановка домашнего задания – 3 мин.

На данном этапе были представлены и прокомментированы задания для работы дома. Студенты получили задания, связанные с темой занятия: повторение конспекта лекции и заполнение таблицы. В течение всего занятия была сохранена и развита продуктивная мотивация, сохранились доброжелательные отношения. Урок был завершен оценкой работы группы и отдельных студентов.

При подготовке к занятию были учтены познавательные, коммуникативные и творческие способности студентов. Выбор структуры и темпа занятия обоснованы психологическими особенностями студентов: способностью к усвоению материала и психологическим микроклиматом в группе.

План-конспект учебного занятия

Преподаватель: Балакина Надежда Николаевна.

Группа, курс: КС-01-18, 1 курс.

Дата проведения: 19.11.2018 г.

Цели учебного занятия:

1) Обучающие

– организовать деятельность студентов по формированию коммуникативных компетенций с использованием учебных презентаций изучаемого материала.

2) Развивающие

– развивать умение работать с текстом;

– развивать умение сравнивать и обобщать полученные знания.

3) Воспитательные

– создать устойчивую мотивацию, способствующую успешному усвоению и закреплению нового материала;

– способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе обсуждения вопросов изучаемой темы;

- способствовать умению работать в коллективе, находить и устанавливать контакт с собеседником;

– стимулировать творческую активность студентов;

– воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Вид урока: комбинированный урок.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос); наглядные (слайд-презентация, дидактический материал); практические (работа с текстом, составление

Оборудование:

ТСО – мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Наглядность – слайд-презентация.

Ход учебного занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

1. Организационный момент и проверка домашнего задания –4 мин.

Я надеюсь у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Давайте определим ход сегодняшнего урока. Первым этапом нашего занятия будет проверка домашнего задания, затем мы приступим к изучению нового материала, с последующим контролем насколько хорошо вы его усвоили. Программа занятия насыщенная, я попрошу вас быть внимательными!

Были ли у вас проблемы при подготовке домашнего задания, возникли какие-то вопросы? (если возникли вопросы, отвечаю).

Итак, давайте перейдем к проверке домашнего задания.

Для Вас я подготовила текс, в котором намеренно сделала ряд ошибок. Вам необходимо их найти, подчеркнуть и сверху написать правильный вариант.

На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Студенты, приветствуют преподавателя.

Менеджер докладывает об отсутствующих.

Если возникли вопросы, студенты их задают.

Студенты рассматривают дидактические материалы.

Студенты выполняют тестовые задания.

Студенты проверяют себя, выставляют баллы.

Студенты сдают работы.

Студенты выполняют просьбу.

2. Актуализация опорных знаний, постановка темы и целей занятия – 3 мин.

Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, мне бы хотелось представить вашему вниманию два высказывания.

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока?

Вы все абсолютно правы.

Скажите, а для чего нам нужно изучать данную тему?

Своими ответами вы обозначили цель сегодняшнего занятия (щелчок по слайду):

Студенты слушают преподавателя.

Студенты предлагают свои варианты.

Студенты записывают тему урока.

Студенты отвечают на вопрос.

3. Изучение нового материала – 35 мин.

Итак, мы переходим к изучению нового материала.

XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава.

Монгольские племена кочевали в XII в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В XII в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Какой можно сделать вывод о появлении государства у монгол?

1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.

Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику (показ на слайде).

Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.

Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.

Далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русскими в битве на реке Калке. 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между монголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.

Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?

Читайте также: