План конспект по литературному герою

Обновлено: 03.07.2024

Литература — это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Карточки-подсказки “План характеристики литературного героя”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План написания характеристики

Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:

Можете , где уже прописаны все критерии.

Как составить и применить план характеристики литературного героя

Литература – это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

С чего начать


Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так:

  • Вступление.
  • Пару слов об авторе и произведении.
  • Роль героя в предложенной работе и его общее описание.
  • Его взгляды на конкретные проблемы произведения.
  • Отношения с другими героями.
  • Заключение.

Сразу отметим, что первые два пункта можно совместить. Распространена практика – вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно. Мы рассмотрели примерный план характеристики литературного героя, но как применять полученные знания на практике? Предлагаем применить вышесказанное на примере.

Пример


  1. Вступление.
  2. Внешность героя.
  3. Личность и характер.
  4. Заключение.

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.

Что такое цитатный план

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.
  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Внешность


Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы. Предлагаем вам больше обращаться к тексту, вставлять как можно больше цитат.

Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник, принадлежащий барыне, которая по своей натуре самодурка. Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность

Еще одна отличительная черта нашего героя – уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Речевая характеристика героя

Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении.Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект по элективному курсу в 11 классе

Тема: Сочинение-характеристика литературного героя (2 часа)

Тип урока: комбинированный

Оборудование: наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете, презентация Microsoft Power Point ; карточки-памятки, фотопортрет Джозефа Аддисона

Технологии: для достижения целей урока использую следующие формы и методы работы : эвристический (устное словесное рисование), метод самостоятельной работы (выполнение аналитически-синтетических упражнений), наглядный (демонстрация), метод закрепления пройденного материала(беседа)

I .Организационный момент

1.Вступительное слово учителя:

II .Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания (зачитывание 6-7 работ учащимися)

1.Что такое доклад и статья?

2. Что такое читательский отзыв?

2. Что характерно для литературно-критической статьи ?

А теперь давайте сверим!

Статья это научное или публицистическое сочинение большого размера в сборнике, журнале или газете, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Читательский отзыв это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением, целью которого является рекомендация книги другим читателям .

Литературно-критическая статья — традиционный жанр школьного сочинения, особенностью которого является обязательное наличие трех частей композиции сочинения: вступления, основной части и заключения. Все три части должны быть объединены одной темой (названием) сочинения и подчинены задаче наиболее полного раскрытия ее.

III .Объявление темы и цели

IV .Работа по теме

1.Краткие записи в тетради под диктовку

Сочинение-характеристика литературного героя это сочинение-описание индивидуальных черт внешности персонажа для раскрытия его психологического портрета (углубленное изображение психических, душевных переживаний.)

На что можно обратить внимание при описании внешности человека? (приблизительные ответы учащихся: на лицо, фигуру, характер и т.д.). Через внешность героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, помогает определить его характер, выражает собственное отношение к герою. Давайте поближе познакомимся с некоторыми понятиями.

Психологический портрет углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.

Общий портрет имя, возраст, социальный статус, образование, отношение автора к герою.

Авторская характеристика героя -это совокупность личностных характеристик героя, наиболее полно раскрывающиеся через его поступки, несущие смысловую нагрузку присутствия данного героя в данном произведении

2. Работа с карточками-памятками

Сейчас я вам раздам памятки. Итак, давайте попунктно рассмотрим, как же составляется план-характеристика литературного героя. (Зачитывание учащимися плана и комментирование вместе с учителем).

План-характеристика героя литературного произведения:

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Ребята, с помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.

Образец плана-характеристики литературного героя

1. Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
2. Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму.

3. Тургенев также был одинок всю жизнь, он никогда не был женат (жил бобылём), а лишь любил замужнюю женщину, оперную французскую певицу- Полину Виардо.

8. Герасим с детства жил в деревне. Он был крепостным крестьянином. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложен богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. Любое дело спорилось в его руках. Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником. Переселённый в город, он не понимал, что с ним происходит и скучал, потому что с детства привык к полевым работам и деревенскому быту. Но и в городе он усердно и исправно выполнял свои обязанности. Никогда у него ни щепок не валялось, ни сору. А после того, как он однажды ночью поймал двух воров, его все стали очень уважать .

9. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.

10. Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

11. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным. Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом" из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле.

14. В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.

А у нас интеллектуальная игра! Сейчас вы должны будете отгадать по описанию портрета героя.

(Учитель читает отрывки из произведений, где учащиеся должны отгадать по описанию персонажа)

Учитель: Давайте сверим!

Социально-психологический роман – прозаический литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, где раскрываются его психологические характеристики, и психология его взаимодействия с окружающими. В таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.
К такому жанру также относится роман "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова.

(зачитывание 2-3 работ учащихся)

V .Итоги урока

Заключительное слово учителя:

Составление характеристики литературного героя является важным звеном в написании сочинения. Я думаю, что этот материал будет вам весьма полезен для дальнейшего его применения, в том числе для написания сочинения-рассуждения на экзамене. Желаю вам успехов!

VI .Выставление оценок

VII .Домашнее задание

1. Выучить конспект в тетради

2. Дописать работу до конца; написать работу над литературным портретом героя из вашего любимого произведения по плану.

- А как называется это описание? (Характеристика)

- Всё правильно! Сегодня мы поговорим на уроке о характеристике… Характеристике литературного героя!

- Запишите, пожалуйста, тему урока в технологическую карту, которая лежит у каждого из вас на столе.

1. Тема урока:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

- Давайте сравним ваши ответы с понятием, данным в учебнике на стр. 75.

Характеристика литературного героя –

выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности.

Запишите понятие в свою тех. карту, пожалуйста.

2. А сейчас попробуйте по характеристике узнать героя и автора произведения

Герои и автор произведения

1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.

Г.К. Андерсен, Снежная королева

2. Месяц под блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин, Царевна-лебедь

3. Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

Н.В. Гоголь, Тарас Бульба и казаки

- Что вам помогло узнать героев в данных характеристиках?

- Перед нами представлены полные тексты произведений или их части?

Так и характеристика может быть полной или частичной. Как вы думаете, когда представленная характеристика может быть полной, а когда – частичной?

- Свои ответы сравним с понятиями полной и частичной характеристики на с. 76. Запишите понятия в свою тех. карту.

3. Характеристика героя может быть:

на основе всестороннего анализа произведения.

на основе анализа отдельной главы или эпизода.

Вывод: 1) Какая характеристика представлена в данных примерах из произведений? Полная или частичная?

2) Что описывается в каждой характеристике (главный или второстепенный герой, внешний облик, описание предметов быта \ одежды, история жизни, семья, род занятий, черты характера, анализ имени, авторская характеристика)?

4. План характеристики литературного героя:

1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

5. Итог урока: о чём узнали на уроке? с какими понятиями познакомились?

6. Домашнее задание:

Литература — это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Карточки-подсказки “План характеристики литературного героя”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План написания характеристики

Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:

Можете , где уже прописаны все критерии.

Как составить и применить план характеристики литературного героя

Литература – это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.


Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: