Песни военных лет конспект

Обновлено: 03.07.2024

75-ти летию победы.

Задачи урока:

Дидактические:

- Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

- Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.

Развивающие:

- Развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощенные в них.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;

- Воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

Оборудование:

Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте ребята! Садитесь.

В природе есть солнце.

Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс

И не только обогреет нас, но и придаст сил,

Настроения и уверенности в музыкальных знаниях,

Так как мы начинаем урок музыки…

Распевка, дыхательные упражнения.

Учитель: 1.Ребята, предлагаю для начала распеться: А-а-а, о-о-о, и-и-и – поём, повторяя мелодию звуками за мной.

2.Мотивация, постановка учебной задачи

- Учитель: Сегодня у нас необычный урок. И посвящен он большому, радостному и одновременно со слезами на глазах празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая.

- Учитель: Какой это праздник? День Победы, 9 мая.

- Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только через 4 года – 9 мая 1945года. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия, нам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

В этом году вся наша большая страна празднует юбилей Победы над фашистами. Кто скажет, сколько лет уже прошло со времен того великого дня? ( Ответ: 75 лет )

- Это событие грандиозное и очень важное для каждого из нас. День великой Победы напоминает нам о том, как преданно и самоотверженно сражались за свою Родину наши деды, прадеды и прапрадеды.

3.Изучение нового материала.

- Учитель: Немалую роль в достижении Победы, сыграли деятели науки и искусства. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Было создано большое количество песен, которые помнят и любят и в наши дни.

Все песни написанные в годы тяжелых испытаний разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы, позволяли вспомнить о семье и т.д.

- Учитель: Как вы считаете – нужны ли были эти песни на войне?

Вывод: Песни военных лет… сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них и горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения

к своим близким, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах пехотинцев, летчиков, танкистов, неутихающее волнение и восторг Победы.

Учитель: От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой.

Чтобы громить врага под эту песню,

Спасая Родину – собой!

Учитель: Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.

Я начну свой рассказ, пожалуй, об одной из самых знаменитых песен тех времен.

Подумайте, каков характер песни?

Учитель: Ребята я вас попрошу встать и во время прослушивания песни хотелось бы посмотреть на вашу реакцию.

Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. Печатать - не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал.

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже видны слезы на глазах…

- Учитель: Каков характер песни? Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

На слайде презентации опорные слова:

- Мужественная

- Учитель: Какие чувства пробуждают ее мелодия, ритм? (Гордость за свою Родину, придает уверенность в Победе).

- Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).

- Учитель: Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно. Песня звучит, как клятва.

4.Физминутка.

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен, сочинил четверостишие:

Учитель: Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой.

Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и рассказал про это стихотворение. Как Матвей Блантер взял листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.

Стал тогда композитор просить поэта, чтоб дописывал текст песни

поскорее. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.

Учитель: Давайте стоя послушаем эту песню.

Учитель: Подумайте, какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

- Учитель: Каков ее характер?

Слайд № 11

Слайд № 12

Учитель: Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

- Учитель: Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

- Каков ее характер?

Учитель: На слайде презентации опорные слова:

- Радость, улыбки

- Бодрое настроение

- Уверенность

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.

Песня эта служила своеобразным паролем молодёжи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

- Учитель: Ребята, как вы считаете, а сегодня какая самая знаменитая песня о войне и победе?

Учитель: Давайте прослушаем эту песню стоя.

И подумайте, какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

- Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

- Давайте подведем итог нашим размышлениям.

Чем стали военные песни для народа?

Слайд № 21

Вывод: Песни военных лет. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

5. Подведение итогов урока

- Учитель: С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

- Какие песни понравились и запомнились больше всего?

- Какие чувства они у вас вызвали?

10. Домашнее задание

- Подготовить рассказ об одной из песен о Великой Отечественной войне (историю ее создания).


Урок посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Познакомит учащихся с песнями военных лет, пробудит интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи.

Описание разработки

Цель урока:

познакомить учащихся с песнями военных лет.

Задачи:

Пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи.

Формировать чувство патриотизма.

Формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность).

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие.

(Исполняется попевка-приветствие) (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!)

- Ребята! Когда начинался урок – музыка звучала?

Дети: Веселая такая и радостная, торжественная. Она вам знакома? Вот вы сказали, что эта песня радостная. А как вы думаете, чему тут радуются люди?

- Да, все радуются Дню Победы. А о каком Дне Победы идет речь в этой песне?

Дети: 9 мая- День Победы, большой праздник.

- Как вы думаете, с какими песнями мы будем сегодня знакомиться?

Песни Великой Отечественной войны – ярчащая страница духовного богатства нашего народа, который сумел в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои мысли, надежды и глубокую уверенность в победе. Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны.

Прошло много лет (70 лет), как закончилась Вов, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

III. Работа над новым материалом.

1. Речь диктора Левитана. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана- слайд

2. Священная война. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

План-конспект урока по музыке для начальных классов Песни военных лет

3. В землянке. (исполняется под баян)

Слова песни на экране

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

- Наши сёстры – пики, сабли, востры,

Вот где наши сёстры!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши жёны?

- Наши жёны – пушки заряжёны,

Вот где наши жёны!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

- Наши деды - славные победы,

Вот где наши деды!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

- Наша слава - русская держава,

Вот где наша слава!

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Песни военных лет

Предмет

Музыка

Класс

3 класс

Тема

Песни военных лет

Цель урока: познакомить учащихся с песнями военных лет

Задачи:

Пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи.

Формировать чувство патриотизма.

Формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность).

Тип урока – изучение нового материала

Формы работы учащихся- индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование –

I. Оргмомент. Приветствие.

(Исполняется попевка-приветствие) (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!)

- Ребята! Когда начинался урок – музыка звучала?

Дети: Веселая такая и радостная, торжественная. Она вам знакома? Вот вы сказали, что эта песня радостная. А как вы думаете, чему тут радуются люди?

- Да, все радуются Дню Победы. А о каком Дне Победы идет речь в этой песне?

Дети: 9 мая- День Победы, большой праздник.

- Как вы думаете, с какими песнями мы будем сегодня знакомиться?

Песни Великой Отечественной войны – ярчащая страница духовного богатства нашего народа, который сумел в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои мысли, надежды и глубокую уверенность в победе. Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны.

Прошло много лет (70 лет), как закончилась Вов, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

III. Работа над новым материалом

1. Речь диктора Левитана. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана- слайд

2. Священная война. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

3. В землянке. (исполняется под баян)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учащиеся знакомятся с песнями рожденными Великой отечественной войной,о тех, кто создавал песни, о том, как они создавались.Слушают и анализируют песенные музыкальные произведения В.И. Лебедева - Кумача, В.П. Соловьёва-Седово, С. Каца.

Конспект урока по музыке.

Разработала учитель: Карпова Л.А.

Цель деятельности учителя:

- создать условия для проведения анализа произведений;

- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

- воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

Планируемые результаты:

Предметные: научиться слушать и анализировать песенные музыкальные произведения В.И.Лебедева- Кумача, В.П.Соловьева- Седого, М.И.Блантера, С.Каца

Метапредметные:

-познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

-коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценить результаты деятельности.

Дополнительный материал: репродукции картин и плакатов времен ВОВ, слова песен, фонограммы песен о войне.

Сценарий урока.

1. Постановка учебной задачи :

11. Актуализация опорных знаний. Выполнения задач реконструктивно-вариативного и творческого типа. (понятие ПЕСНЯ)

рассказ учителя о возникновении песен во время Великой Отечественной войны(ВОВ).

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее… Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе. Возбуждая ненависть и презрение к фашистским захватчикам, они звали воинов в бой, вдохновляли на героические свершения.

Многие из этих песен стали частью истории войны, ведь они неразрывно связаны с тем или иным событием, происходившим на фронте или в тылу. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю. Много замечательных песен было написано в суровые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов

Вам было дано задание, подготовить материал о создании нескольких песен времён ВОВ.

В один из июльских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.

Поэт Евгений Долматовский вспоминал:

Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев, но у меня не получилось. А Лебедев - кумач засел за работу.

На четвертый день войны композитор Александров написал на эти стихи музыку. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль. Она звучала по радио. В те грозные дни песня была просто необходима! Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

Скажите , могла ли такая песня поднимать бойцов в бой?

Охарактеризуйте музыку и ритм песни ( мужественная, суровая, ритм чеканный) Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.

В военно- мемуарных источниках можно найти следующие сведения об этой песне: в конце августа 1941 года в Москву приехал молодой комиссар Брянского фронта с поручением от политуправления. Он разыскивал поэтов и композиторов. Комиссару нужны были песни для партизан.

Сегодня ее мелодия звучит в Брянске ,на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня

-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Скажите похожи ли эти песни, чем похожи ( характером, суровостью, настроением)

У - Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении?

Д- Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

Только в Красной армии грустное лирическое стихотворение может выполнить роль боевой воодушевляющей песни.

В конце 1941 года в Москве по дороге из эвакуации на фронт задержался композитор Константин Листов. Он и сочинил мелодию. Затем песня была исполнена по радио. Ее запели и очень полюбили за то, что она говорила людям суровую фронтовую правду.

Бьется в тесно печурке огонь,

На поленьях смола как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

Вывод: Лирические песни придавали силы бойцам. помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

Она затронула своей душевностью, выражая с необычайной силой переживания солдат, вызванные разлукой с близкими. Ее популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог звучать голос человека. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

У - Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?

Д- Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.

Вывод: песни, написанные до войны в 1939 - 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов. Ведь солдат такой же, человек как и мы с Вами, и ему ничто человеческое не чуждо.

Эх, дороги.
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

А какая песня стала знаменитой после войны?

111. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

У - Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Д - Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

У - Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Д- песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

Фронтовые песни - живые свидетельства героических лет. Они всегда вселяли в душу воинов дух бодрости и отваги, веру в победу. А для нас это живая история Великой Отечественной войны в песнях. Изучая и исполняя эти песни мы - прикасаемся к истории войны. Сейчас в наше время 21 века композиторами и поэтами сложено много современных песен о воспоминании про войну, о героев наших дедах и прадедов, бабушек и прабабушек, о том чтобы не было войны.

– Ребята, после того, как мы с Вами подвели все итоги, в самом конце нашего урока, давайте споем раннее изученную песню в наше мирное время

А наш урок подошел к концу! До новых встреч!

Домашнее задание:

Расспросить своих бабушек и дедушек, какие военные песни они помнят, записать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Патриотическое и нравственное воспитание учащихся. Знакомство с песнями Великой Отечественной войны. Представление истории страны через песню, и связь музыки с историей и литературой.

Задачи: показать межпредметную связь истории, литературы и музыки.

Научить слушать и слышать музыку пой поры.

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, любовь к Родине и чувство гордости за свою Страну.

Открытое занятие по музыке

для учащихся 5-х классов.

Урок в кадетском 5А классе, посвященный Великому празднику

Цель: Патриотическое и нравственное воспитание учащихся. Знакомство с песнями Великой Отечественной войны. Представление истории страны через песню, и связь музыки с историей и литературой.

Задачи: показать межпредметную связь истории, литературы и музыки.

Научить слушать и слышать музыку пой поры.

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, любовь к Родине и чувство гордости за свою Страну.

Учитель: Здравствуйте ребята. СЛАЙД 1

Сегодня мы продолжаем говорить о доблести о славе, о героях и их подвиге….

Не мало создано произведений в различных видах искусства прославляющих патриотизм и героизм русских людей.

Давайте вспомним музыкальные произведения прославляющие

Наших воинов и их подвиги.

Учитель. Молодцы: Мы говорили о музыке и о героическом патриотизме.

И как сказал великий полководец Александр Васильевич Суворов

«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая.. .

- и в канун великого праздника победы поговорим о песнях посвященных

Как вы думаете название темы нашего урока…..

Ответы детей.

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.

Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, и победить.

Как вы думаете Целью нашего урока что будет…

Цель: Познакомить учащихся с песней военных лет , занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие ее героев.

Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам ее прошлого.

Узнать, какие песни были популярны в годы Великой Отечественной войны;

Изучить историю создания военных песен, и посмотреть как влияла песня на солдат.

Кто мне назовет дату В.О.В. (ответ детей…)

22 июня 1941 года. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

В начале нашего урока звучала музыка…знакома она вам ? какая по характеру.

Учитель. Да действительно.. бодро и энергично звучал марш..

Именно с этой песни мы и начнем знакомство.

Василий Агапкин (музыка). и Владимир Лазарев (стихи).

Премьера состоялась осенью 1912г.

Этот марш был написан ещё в 1912 году композитором Василием Агаповым не под заказ, а по вдохновению. Дело в том, что главной эмоциональной темой 1912 года была Первая Балканская война, в которой балканские народы сражались за свою независимость от Турции. Именно этой войне Василий Иванович посвятил свою маршевую мелодию.

Именно этот марш звучал на параде 7 ноября 1941г.Под звуки марша молодые ребята прямо с парада уходили на страшную Великую Отечественную войну.

Музыка марша подбадривала солдат, и, одновременно, интонациями напоминала о том, что их будут ждать… Патриотическая мелодия марша была созвучна мыслям и чувствам воинов, и каждый уносил с Красной площади в памяти её высокий душевный строй, вдохновляющий порыв.

Учитель -Именно под звуки этого марша вы вошли в класс и мы с вами послушаем отрывок ещё раз.

Вам задание на дом – найти песню на эту музыку.

Музыка Александра Александрова;

Слова В.Лебедева – Кумача

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941г.

Обратите внимание на силу и мощь музыки и слов.

Эту песню знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Эта песня – гимн мужеству и стойкости нашего народа. Теперь будете помнить и вы.

муз. Матвей Блантера и сл. Михаил Исаковского,

Все мы любим душеньку Катюшу,

Любим слушать как она поет,

Из врага вытряхивает душу,

А друзьям отвагу придает

Если пуля вдруг шальная

Настигнет на дальней стороне

Не грусти тогда, моя родная

Расскажи всю правду

(из воспоминаний солдата.)

Кто сказал, что надо бросить

После боя сердце просит

муз. Ежи Петерсбурского,

сл. Яков Галицкого

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни "Синий платочек". В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение "Синий платочек".

но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили

Что началася война

Привычный же "Синий платочек" появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии.

Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

музыка Никиты Богословского слова Владимира Агатова,

муз. Константин Листова,

сл. Алексей Суркова

К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

музыка Анатолия Новикова

слова - Якова Шведова

(веселая лирическая песня о партизанах)

Герой – за Роину горой.

Жить – Родине служить.

Где смелость – там победа.

Смелого враг не возьмет.

Смелый боец – в бою молодец.

Если армия сильна – непобедима и страна.

Тяжело в учении – легко в бою.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа.

Песни о войне были написаны не только в те годы и вот уже наша Страна

Будет праздновать 39-летие ПОБЕДЫ над фашизмом и эта тема вновь и вновь звучит в песнях написанных после войны…

И сейчас одну из таких песен мы споём.

И вот она долгожданная ПОБЕДА.

музыка Дарид Тухманова слова Владимир Харитонова

В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы.

Что касается поэта Владимира Харитонова, он действительно воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился один год.

Льва Лещенко. Он спел ее так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже

Почти 40лет (39-годовщина) она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

Этот день мы приближали как могли…

Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню-поэму о прошлом, которая зовет вперед, в будущее, песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых.

Проверка освоения материала учащимися

Учитель: Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями, созданными в годы войны.

Попрошу вас ответить на следующие вопросы;

Что нового вы узнали?

В чём сила песен о войне?

Ответы учащихся….

Рефлексия: .(поднять руки)

У меня в руках 3 картинки;

1Компьютер- осмыслю новую информацию и поделюсь с другими

2Багаж- полученную информацию возьму в свою копилку знаний.

3Корзина- мне эта информация не нужна.

В заключении хочу сказать;

Я очень надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей Страны , любящими Родину, и уважающими старшее поколение. А 9 мая мы вместе с вами пойдем на парад. И я желаю вам положительных эмоций.

Читайте также: