История возникновения письменности конспект

Обновлено: 06.07.2024

Письменность — очень важный этап эволюции и развития всего человечества. Люди — существа социальные, им необходимо общение для полноценной жизни. Но с ходом времени одной только речи им стало недостаточно. Появилась тяга к чему-то больше. Это и стало зарождением письменности.

Причин ее появление может быть несколько. Это и обыденная необходимость в срочной передачи информации, и желание увековечить моменты из жизни, и тяга к творчеству. Позже, с развитием цивилизации, необходимость в письменности только увечилась, у нее появилось чисто прикладное назначение. Необходимо было вести учеты и составлять переписи.

Первыми, самые примитивные видами письменности в древние времена стали узелковая письменность или предметное письмо и рисуночное письмо или пиктография.

Приемы рисуночного письма можно встретить в самых разных уголках мира. Первым известным ее представителем стала наскальная живопись. Люди, жившие в пещерах, оставляли в рисунках послания для своих соплеменников либо же зарисовывали какие-то сценки из повседневной жизни, например, сцены охоты, чтобы увековечить их.

Пиктография примечательна своей простотой и наглядностью. У нее нет какой-то конкретной символики, к ней не надо подбирать шифр, и она будет понятна любому человеку из любой части света.

Стабильная письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех этих регионах процесс ее шел по одной схеме: пиктограмма - иероглиф – алфавит. Изначально использовали простые значки в основном для хозяйственных нужд, подсчета собранных податей и учета урожая. Затем начали входить в обиход иероглифы, полноценный письменные знаки, индивидуальные для каждого языка. Иероглифы могли обозначать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и даже словосочетания.

Следующей ступенью в развитии письменности стал алфавит. Его основное отличие от предшествующих способов заключалось в том, что в алфавите каждая буква обозначала конкретный звук и ничего кроме.

Первый алфавит появился у финикийцев в первом тысячелетии до н.э. Он состоял из двадцати двух знаков, каждый из которых означал одну букву, которая, в, свою очередь, обозначала конкретный звук. Основную роль в финикийском алфавите играли согласные. Буквы в нем, как и в любом другом алфавите, располагались в определенном, строгом порядке.

Греки использовали финикийский алфавит как образец для своего, однако в греческом языке, в отличие от финикийского, большую роль играли гласные звуки. На основе греческого письма в итоге стали развиваться остальные западные алфавиты, первым из которых стал латинский.

Так постепенно алфавиты стали формироваться повсеместно, для каждого языка свой. Старославянский алфавит, например, который использовали в Древней Руси, появился в девятом веке. Его составителями стали братья Кирилл и Мефодий. Они сформировали старославянский алфавит на основе византийского письма.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как возникла письменность, которой мы с вами пользуемся.

- Ребята, что такое письмо?

Письмо – это знаки, которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми.

Возникла и начала развиваться письменность с развитием общества. Уже с момента своего появления люди стали задумываться над тем, что им нужно как-то общаться, передавать информацию. Менялись орудия письма, материал, на котором писали.

- Ребята, а на чем писали первобытные люди?

Расшифровывая древние записи ученые знакомят нас с ранее существовавшими языкам, а ныне уже мертвыми.

- Ребята, давайте попробуем объяснить, что изображено на этом рисунке. Составим небольшой рассказ.

Пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, камнях, на рогах и костях животных. Принцип пиктографического письма сохранился и в настоящее время ввиде различных знаков и рисунков на улице.

- Какие знаки мы встречаем на улице? (знаки дорожного движения, вывески)

Групповая работа. Нарисуйте рисунок по тексту.

Перед вами описание отрывка рисунка, найденного при раскопках. Основной сюжет – охота на кабана и львов.

Три всадника и семь пеших охотников с копьями, впереди которых бегут собаки, преследуют зверей на фоне зимнего пейзажа, условно обозначенного двумя лишенными листвы деревьями.

2) Дальнейшее развитие пиктографии шло в сторону превращения рисунка в символ – идеография. Этот переход был постепенным.

Другая известная нам система идеографического письма – китайское письмо. Оно строится на том, что 1 знак – 1 слово.

Египетское письмо видоизменялось и превратилось в иероглифическое. Оно сохранилось на храмах, гробницах.

3) Стала возникать потребность в более простом письме – буквенном. Стали писать на дереве, коже, папирусе и глине.

- Кто знает, что это такое? Папирус – растение, из которого изготавливали писчий материал.

4) Древнейшим письмом является финикийское, которое легло в основу многих ныне существующих алфавитов, дало начало звуко-буквенному письму. Греческое письмо во многом совпадало с финикийским, но главная заслуга греков, что они впервые ввели гласные звуки (24 буквы, 7 из них гласные)

Изменили греки и направление письма. Финикийцы, египтяне, евреи писали справа налево, что создавало неудобства, можно было смазать написанное.

Позже с греческим письмом познакомились латины и возникло латинское письмо.

- Ребята, где сейчас пользуются латинским языком? (в медицине)

В средние века это был официальный язык церкви.

В 9 веке н. э. наши предки – славяне создали славянскую письменность и алфавит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита.

Задачи урока:

сформировать представление об особенностях русского алфавита;

способствовать развитию практического навыка использования алфавита через творческие задания;

пробудить интерес к истории возникновения русской письменности и книг через знакомство с интересными фактами.

расширить представление учащихся о появлении письменности;

развить интересы учащихся к возникновению письменности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него были было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы или гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.

Мотивация к учебной деятельности

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как же они обходились без письменности. У каждого народа есть свои сигналы – символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

Отгадайте, что обозначают эти символы?





Но если мы понимаем, что обозначают эти символы, то почему возникла необходимость появления письменности?

Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Какие письменные источники вы знаете?

а) символ Олимпийских игр;

б) символ медицины;

в) сигнал опасности;

г) движение по кругу.

- Для сохранения информации.

- Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.

Формулировка темы и цели урока

Изучение нового материала.

. Стр. 10-11. Лингвистические заметки.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

Слово учителя.

В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники) по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены “Апостол и Евангелие”.

Этот алфавит назывался “глаголица”, от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она “глаголицей”, а создали ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.

Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.

Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название “красная строка” - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский”.

Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы “э”, “я”, “и-краткое”, “е”.

В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения упразднились буквы “и-десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, “ер” на конце слов.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

Форма: Путешествие на машине времени.

Ход занятия

- Ребята, ответьте мне на один вопрос: Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У наших далеких бабушек и дедушек не было телевизора.

- А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то такое было. Сегодня мы узнаем, как возникла письменность.

- Хотели бы вы попутешествовать во времени. А на чем путешествуют во времени? (На машине времени).

- Посмотрите на ленту времени. В какое время живем мы с вами? (XI век)

До нашей эры

Наша эра

- Итак, представьте, что мы на борту машины времени, закрыли глазки и полетели! (звучит музыка)

Наша первая остановка VI тысяч лет до н.э.

- Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время).

- Мы путешествуем дальше. (звучит музыка)

Следующая остановка V тысяч лет до н.э.

- В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово.

- Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки:

- Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами.

- А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама).

- Помните, как по-разному мы понимали наскальный рисунок. Такие же проблемы были и у древних людей, и поэтому люди придумали другую письменность.


- Попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.

- Удобно ли было такое письмо? Почему? (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)

- Люди снова придумали новый вид письменности. Чтобы узнать какой, мы снова перенесемся в другое время. (звучит музыка)

III тысячи лет до н.э.

- Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография. Давайте прочитаем это слово хором.

Люди стали писать знаками.

- Рассмотрим для примера китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами. ( прочитайте хором).

- Посмотрите, как развивался иероглиф человек.

- А теперь определите сами, что же означает этот иероглиф (иероглиф гора).

Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа. Например, иероглиф дерево.

- Что будет означать, если поставить рядом два таких иероглифа? (лес)

- В Китае письмо иероглифами сохранилось до наших дней.

- В Древнем Египте тоже писали иероглифами, только выглядели иероглифы по-другому. Можете самостоятельно найти информацию об этом.

- А что происходило с письменностью у других народов. Для этого снова перенесемся в другое время на машине времени. (звучит музыка)

II тысячелетие до н.э.

- В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков.

- Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! (что здесь написано).

- Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита.

- На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М)

- Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.

В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.

- А мы, перенесемся сквозь время к нам на Русь и посмотрим, как развивалась письменность там. (звучит музыка)

Мы в IX веке н.э.

- В IX веке на Руси жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл – кириллицу,

Мефодий – глаголицу.

- Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.

- Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (кириллица)

- Со временем азбука изменилась. Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)

- Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век. (звучит музыка).

- Итак, мы с вами снова в нашем классе, в XXI веке 2009 года.

- Я думаю, сегодня вы узнали много нового и интересного. О возникновении, каких видов письменности вы сегодня узнали? (ответы детей).

- А чтобы вы не забыли наше занятие, я оставляю вашему классу узелок на память, как это делали перуанские инки.

Читайте также: