Периметр 2 класс конспект урока школа россии
Обновлено: 04.07.2024
Планируемые результаты: второклассники составят алгоритм нахождения периметра многоугольника, научатся вычислять периметр многоугольника; отработают умение работать в группе и самостоятельно.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- умение слушать и слышать собеседника. обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, геометрия, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, презентация.
Организация пространства: фронтальная, самостоятельная.
Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, практическая работа.
1. Организация начала урока. Приветствие учителя, друг друга.
Доброе утро, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждем очень много нового и интересного. Давайте настроимся на хорошее настроение и хорошую работу и начнем урок:
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем мы урок
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
2. Актуализация знаний
Есть друзья такая птица:
Если сядет на страницу
Очень рад бываю я
А со мною – вся семья
3. Введение в тему:
– Ребята! Сегодня у нас урок – исследование. А что такое исследование?
- Вы правы. Исследование – это процесс выработки новых знаний . Значит, в ходе исследования мы должны приобрести новые знания.
Открыть на доске изображение человечков из геометрических фигур:
1 слайд "Изображение волшебных человечков, составленных из геометрических фигур"
– Посмотрите на экран. К вам пришли необычные человечки. Чем они необычны? (Они состоят из геометрических фигур.)
– Назовите фигуры, из которых состоят человечки. (Туловище девочки – треугольник, мальчика – четырёхугольник; руки – отрезки, волосы – лучи, глазки – точки..)
– Эти человечки приглашают вас сегодня вновь побывать в стране Геометрии.
– Посмотрите ещё раз на человечков и скажите, чему сегодня будет посвящён урок? (Геометрическим фигурам.)
– Верно. И вы узнаете о геометрических фигурах что-то новое. Начнём с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах. Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете.
(Ученики перечисляют: квадрат, треугольник, прямая линия, точка, прямоугольник и др. Они выходят к доске и показывают эти фигуры на иллюстрации.)
4. Устный счет.
-Молодцы! Обратите внимание, что фигуры имеют разные размеры и разные длины сторон. Сегодня на уроке нам просто необходимо вспомнить какие меры длины нам уже известны. Итак, приготовьтесь писать математический диктант (двое учеников выполняют у доски):
Сколько см в 1 дм? (10 см)
Из 10 см вычесть 3 см? (7 см)
Сколько получится см, если к 1 дм прибавить 3 см? (13 см)
Из 1 дм вычесть 5 см?
К 5 см прибавить 6 см (11 см)
-Все справились? Молодцы! ( Разобрать задания, в которых учащиеся допустили ошибки)
– Что общего у оставшихся фигур? (Это ломаные линии.)
–Любая ломаная линия состоит из отрезков. Как называется первая ломанная линия? Незамкнутая ломанная линия, Как называется вторая ломанная линия? - замкнутая ломанная линия.
Как узнать длину ломанной? Измерьте длину незамкнутой (первой) линии и перечертите в тетрадь. Напишите, как нашли длину ломанной. (Один ученик у доски). Начертите и измерьте длину замкнутой линии.
Проверьте себя. Посмотрите на слайд. У кого всё правильно поставьте на любой карточке
- Задание. Найдите длину незамкнутой ломаной линии ….
- Давайте проверим как вы выполнили эту работу.
- Как найти длину незамкнутой ломаной линии? (Нужно воспользоваться эталоном нахождения незамкнутой линии. Измерить длину каждого звена. Сложить длины всех звеньев.) То есть, если речь идет о многоугольнике, то найти сумму длин сторон. Математика –точная наука, поэтому она дала этому четкое название: "периметр".
Периметр - это сумма длин всех сторон многоугольника.
Физкультминутка.
-Отгадайте загадки. Хлопайте в ладошки 1 раз, если отгадка является многоугольником. Если нет, то приседайте.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
— Ну, пожалуй, и довольно!
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность. (Круг)
Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат)
6. Задачи урока. Самоопределения к деятельности.
-Итак, какие задачи мы поставим на уроке?
-В результате нашего исследования мы должны узнать, что такое периметр, научится находить периметр прямоугольника, а также узнаем, как новые знания могут пригодиться в жизни.
– Как будете находить периметр треугольника? (Измерим длину каждой стороны и найдём сумму длин всех сторон.)
7. Открытие нового знания.
-Давайте попробуем составить алгоритм нахождения периметра прямоугольника
Алгоритм нахождения периметра (Р)
1.Выясняю, что эта за фигура.
2.Вспоминаю правила нахождения Р.
3.Выполняю действия сложения.
( Сколько сторон у фигуры, столько и должно быть слагаемых в записи выражения )
4 . Не забываю указать, в каких единицах измерения вычислили Р ( см, дм, м, мм )
8. Первичное закрепление
– Найдите периметр треугольника АВС.
1ученик у доски с объяснением, остальные – в тетради.
(Р = 5 + 8 + 6 = 19 (см).)
– Молодцы! Этап повторения закончен. Какой необходимый материал вы повторили? (Как измерить длину отрезка, как найти периметр многоугольника)
9. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа с. 42 в учебнике.
Вариант 1 фигура 1
Вариант 2 фигура 3
10. Практическое применение знания о периметре в жизни.
- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни?
(Определить размеры скатерти для стола, размеры ковра для пола. Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить, поставить забор вокруг дачи и т. д.)
Длина классного кабинета 6 см, ширина 4 м. - Как узнать длину плинтуса?
11. Подведение итога.
-Итак, наше исследование подошло к концу. Вспомним, что являлось объектом исследования. (Периметр прямоугольника)
-Как найти периметр прямоугольника?
12. Рефлексия.
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
- Кому было из вас трудно? Поднимите смайлик красного цвета
- Кто не встретил затруднений? Поднимите смайлик зеленого цвета
- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
Даже если у кого-то красные сигналы – это тоже хорошо. Значит, вы умеете правильно оценивать свою работу, знаете свои недочёты и обязательно их исправите.
13. Оценивание. Домашняя работа. с.52 №3, №6
Список источников
1. Моро М.И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 М34 /— б-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 96 с.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. - 5-е изд.- М.: ВАКО, 2019. - 480 с. - (В помощь школьному учителю).
Конспект урока по математике по теме "Периметр" 2 коасс. Школа России.
Дата _____________
Тема Периметр многоугольника.
Цели урока: научить находить периметр многоугольника.
Планируемые результаты: второклассники научатся вычислять периметр многоугольника; отработают умение сравнивать выражения, составлять схему по условию задачи.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
Готовность целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни;
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные:
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Определение общей цели и путей её достижения: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш, линейка.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок математики
Тип урока – урок открытия нового знания.
Образовательные: - научить разным способам нахождения периметра прямоугольника, формировать умение различать изученные геометрические фигуры, совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие – развивать логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные умения.
Воспитательные – воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
учащиеся познакомятся с разными способами нахождения периметра прямоугольника, смогут выбрать для себя тот способ, который им удобен и понятен;
будут развивать умение различать геометрические фигуры, опираясь на знания об их особенностях;
продолжат совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, опираясь на изученные ими правила умножения чисел.
Личностные: формирование мотивов учебной деятельности, познавательной активности, позитивного отношения к изучаемому предмету.
Регулятивные: учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
контролировать свой результат путём сличения с эталоном;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет;
корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
Познавательные общеучебные: учащиеся будут развивать умения
выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной речи;
выбирать способ решения познавательных задач в зависимости от конкретных условий;
читать задание и понимать, извлекать нужную информацию, применять её для решения поставленных задач;
использовать простые способы моделирования.
Познавательные логические: у учащихся будут формироваться навыки
владения операциями анализа и синтеза;
умения выбирать основания для сравнения и классификации предметов;
строить простейшие логические цепочки.
Коммуникативные: у учащихся будут формироваться умения
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
работы в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, набор карточек с заданиями.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
И внимательно считать.
- Как называется раздел, который мы изучаем? (Умножение и деление)
- Чему мы должны научиться, изучив этот раздел? (Узнать, что это за действия – умножение и деление, научиться их выполнять)
- Что же такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых)
- Чему мы научились? (Выполнять действие умножение, используя действие сложение)
- Мы уже всё узнали про умножение? (Нет)
- Тема нашего урока будет связана с умножением. Хотите узнать что-то новое? (Да)
- А сумеете выполнить все задания и лёгкие, и трудные (Да)
- Тогда начинаем работу!
Актуализация и пробные учебные действия
Устный счёт:
На доске записаны выражения:
- Что объединяет оставшиеся выражения? (У них некоторые слагаемые одинаковые)
- А можно в этих выражениях заменить одинаковые слагаемые умножением?(Да)
2. Отгадайте загадку:
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
И на двери он висит. (З а мок, зам о к) – показать з а мок из геометрических фигур.
- Из чего построен наш замок?
- Какая из этих фигур лишняя? Почему?(Круг, у него нет углов) – убрать.
- Как одним словом назвать оставшиеся фигуры?(Многоугольники)
- На какие группы можно разделить эти многоугольники?(Четырёхугольники и треугольники) – убрать треугольники.
- Что у нас осталось?(Четырёхугольники)
- Как можно назвать каждый из четырёхугольников?(Трапеция и прямоугольники)
- С каким из четырёхугольником мы уже хорошо знакомы?(С прямоугольником)
- Что вы можете про него рассказать?(Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые; противоположные стороны у прямоугольника равны)
- Какие действия мы можем произвести с прямоугольником?(Измерить стороны, найти периметр, разрезать на другие фигуры и т. п.)
- А что такое периметр геометрической фигуры, как его найти?(Измерить стороны и сложить полученные результаты)
Задание на пробное действие.
- Я хочу предложить вам проверить задание, которое выполняли учащиеся 2 - го класса Оля, Катя и Игорь и Костя.
Задание на карточках :
Начерчен прямоугольник со сторонами 2 и 5 см.
2+2+4=5+5=14 (см) Ответ: 14 см – решение Оли
(2х2)+(5х2)=14 (см) Ответ: 14 см – решение Кати
(2+5)х2=14 (см) Ответ: 14 см – решение Игоря
2х5=10 (см) Ответ: 12 см – решение Кости
- Когда они стали сравнивать результаты, то все решения оказались разными. Помогите мне, пожалуйста найти правильное решение. Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Проверка результатов работы в группах.
- Что вы решили, кто прав? Почему вы так решили?
- Почему вы не пришли к единому мнению?
Выявление места и причины затруднения
Фиксируем затруднение.
- Что вы должны были сделать?
- Как вы это выполняли?
- Почему не получилось?
- Какова наша цель ?(Узнать, как найти периметр прямоугольника новым способом)
Построение проекта выхода из затруднения
Уточнение темы и цели урока.
- Так какая тема урока?(Периметр прямоугольника)
- Какая наша цель?(Узнать новые способы нахождения периметра прямоугольника, научиться их применять)
- Как мы с вами будем это делать, ваши предложения (посмотреть в учебнике).
Учащиеся находят в учебнике с. 52, читают цель урока, находят задание №1.
- Помог нам учебник?(Нет, в учебнике предлагают самим разобраться)
План выхода из затруднения.
- Я вам предлагаю выполнить работу по такому плану .(Работа в парах, вспомнить правила работы в парах)
1. Рассмотреть решение.
2. Определить, что обозначает каждое число.
3. Подумать, как работает каждое из арифметических действий, что мы получаем в результате каждого действия.
4. В каком порядке надо выполнять действия.
5. Сделайте вывод.
Реализация построения нового проекта
Самостоятельная работа учащихся по плану.
По окончании работы учащиеся показывают (поднимают) листочки с выполненной работой.
Проверка работы.
Учащиеся выходят к доске и рассказывают по плану, что у них получилось. Остальные проверяют, дополняют, исправляют. Учитель задаёт уточняющие вопросы по необходимости. Делают вывод.
Обобщение полученного знания в виде формулы.
- Что мы сегодня новое узнали?
- Что можно сделать, чтобы запомнить?(Записать с помощью знаков)
- Что нужно знать, чтобы найти периметр?(Длины сторон)
- Прямоугольники бывают разные, как обозначить условно их длины?(С помощью букв)
Записать формулы на доске.
Первичное закрепление с проговариванием
Решение задачи.
Длина прямоугольника 2 дм, ширина 7 дм. Найти его периметр.
Проверка с подробным проговариванием способа действия, обоснованием выбора способа решения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельное решение задачи по вариантам.
1 вариант. Найти периметр прямоугольника со сторонами 4 и 7 см.
2 вариант. Найти периметр прямоугольника со сторонами 5 и 6 см.
Самопроверка по эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Работа по учебнику с. 59 № 9.
После выполнения задания, данного в учебнике, выполнить дополнительно задание: найти периметр каждого полученного прямоугольника, измерив стороны в миллиметрах.
Вопросы при рефлексии:
Что нового узнали на уроке?
Как вы думаете, как нам могут пригодиться полученные знания?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите (учащиеся показывают смайликов: с улыбкой – всё понял, серьёзного – есть вопросы, грустного – ничего не понял).
Как вы думаете, что необходимо для закрепления изученного материала?(домашнее задание)
Периметр – это сумма длин сторон многоугольника.
Многоугольник – это геометрическая фигура, которая со всех сторон ограничена замкнутой ломаной линией.
Основная и дополнительная литература по теме урока
2. Глаголева Ю. И., Волкова А. Д.Математика. КИМы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, Уч. лит, 2017, с.17.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.- с.28, 29.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Замкнутая ломаная линия называется по-другому многоугольник. Многоугольники могут быть разными, их названия во многом зависят от количества углов многоугольника.
У каждого многоугольника свое число сторон. Каждая сторона имеет свою длину. Сумма длин всех сторон многоугольника называется периметром.
Научимся находить периметр многоугольника двумя способами.
С помощью линейки измерим длину каждой стороны и найдем сумму длин
Периметр четырехугольника равен четырнадцати сантиметрам.
С помощью циркуля на прямой отложим один за другим отрезки равные по длине сторонам четырехугольника.
Далее с помощи линейки узнаем длину получившегося отрезка 14 см.
В этом случае длину каждой стороны узнавать не пришлось. Периметр четырехугольника равен четырнадцати сантиметрам.
Найдём периметр треугольника первым способом.
С помощью линейки измерим длину каждой стороны и найдем сумму длин.
Р = 5см + 5см + 3см = 13см
Вывод: Сумма длин всех сторон многоугольника называется периметром.
Тренировочные задания.
Длины сторон четырёхугольника равны 3см, 5 см, 6 см, 4 см. Чему равен периметр этой фигуры?
Читайте также: