Конспект прогулки для детей старшей группы с нарушением зрения

Обновлено: 07.07.2024

Описание работы: Данное занятие имеет коррекционную основу. Оно предназначено для развития сохранных анализаторов и коррекции зрительных функций у детей с нарушением зрения. А также способствует социализации и адаптации детей со зрительной патологией.

Коррекционно-образовательный аспект:
• формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
• формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
• обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
• подготавливать к обучению в школе.

Коррекционно-развивающий аспект:
• развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
• развивать сохранные анализаторы;
• развивать зрительный и оптико-пространственный гнозис и праксис;
• развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
• развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.

Коррекционно-воспитывающий аспект:
• воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
• интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.

Методы и приемы обучения: наглядный (показ и рассматривание), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (практическая работа по выполнению заданий), игровой (сюрпризный момент).

Средства обучения: средства наглядности, средства осуществления практических действий, ТСО (аудиозаписи).

Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Как у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Утро начинается,
В гости сказка к нам является…
(Раздается стук в дверь. Принесли письмо.)

Вступление…(Маршируем на месте. Руки на поясе.)
На неведомых дорожках, (Стоим. Наклон головы вправо, прямо, влево, прямо.)
Где растет дремучий лес, (Поворот туловища в стороны с выпадом рук.)
Избушка там на курьих ножках (Маршируем на месте. Домик над головой руками делаем.)
Стоит до самых до небес. (Руки через стороны опускаем вниз.)
Кто в избушке той живет, (Стоим. Пожимаем плечами.)
Песню звонкую поет? (Пружинка с поворотами в стороны.)
Там Бабушка Яга — (Маршируем на месте.)
Костяная нога! (Стоим. Топаем ногой 1 раз.)

Бабка Ёжка, выгляни в окошко! (Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Бабка Ёжка, выгляни в окошко! (Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Не боимся мы тебя! (Грозим пальцем одной руки.)
Тру-ля-ля, тру-ля-ля! (Грозим пальцем другой руки.)
Выходи скорей гулять, (Как бы зовем руками к себе.)
Будем петь и танцевать! (Выставляем поочередно ноги вперед на пятку.)

Олеся Воронова
Лесная прогулка. Конспект коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения.

Образовательная коррекционная деятельность по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.

Тифлопедагог :Воронова О. И.

Тема : "Лесная прогулка"

Коррекционно-обучающие.

o Продолжать учить соотносить предметы по величине.

o Упражнять в соотнесении силуэтного и реального изображения.

o Закрепить названий цветов радуги.

o Расширение и обогащение предметных представлений о цветах и грибах.

Коррекционно-развивающие.

o Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику

o Развивать зрительно-пространственное восприятие.

o Развивать мышление,зрительное и слуховое внимание.

o Развивать прослеживающую функцию глаз.

o Развивать коммуникативные навыки :вступать в диалог,говорить по очереди.

Коррекционно-воспитательные.

o Воспитывать умение внимательно слушать инструкции педагога и действовать согласно им.

o Поощрять стремление договариваться между собой,делать выбор,соподчинять личные желания правилам.

o Нацеливать на достижение цели самостоятельной деятельности.

Фланелеграф,изображение цветов реальное и силуэтное

Листы с изображениями ежиков и грибов различного размера

Лото с изображением грибов и фишки

Ленты 10 цветов.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас погулять по лесу. Идите за мной.

- Все подходят к фланелеграфу, на котором прикреплены изображения цветов: ромашка,одуванчик, колокольчик, василек,роза, гвоздика,лилия.

- Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку. Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте вспомним, как они называются (дети называют все цветы,педагог обводит лазерной указкой) Как называются цветы,которые растут на лугу? А в саду? Давайте разделим цветы на садовые и луговые. (коммуникативная деятельность)

-Посмотрите у каждого цветочка есть своя тень. Подберите каждому цветку тень соединив

веревочкой. (самостоятельная деятельность детей у фланелеграфа)

– А теперь все сядьте на свои пеньки (дети садятся за столы). Ой! Посмотрите, кто это? (педагог достает ежа,сюрпризный момент) Ежик пробегал мимо и решил с нами поиграть (педагог раздает детям листы с изображениями ежей и грибов). Посмотрите внимательно. Каждому ежику надо унести по грибку, но ежики все разные, и грибы тоже все разные. Какой гриб мы дадим последнему, самому маленькому ежику? Мы можем ему дать самый большой гриб?

Рассуждения и ответы детей

Значит, самому маленькому ежу мы дадим самый маленький гриб. Проведите дорожку от ежика до гриба. А теперь проведите дорожки для остальных ежей… Молодцы! Ежик говорит, что вы все правильно сделали!

Смотрите, давайте посмотрим, куда скачет белочка. Смотрите глазками, голову не поворачивайте. (Прослеживание глазами за движущимся объектом. Повтор несколько раз)

(Игровая деятельность на слуховое восприятие)

-Ты сейчас в лесу

А, ну загадку отгадай,кто позвал тебя узнай!

Вот прискакала белочка! Она просит вас помочь ей.

Белочка насобирала грибов на зиму, но все их перепутала. Поможем белочке?

(детям раздается лото с грибами и фишки)

Верно! Закройте его фишкой.

6. Ребята,послушайте,что это за звуки (аудиозапись гроза и дождь).Что появляется на небе после дождя?Посмотрите на экран. (Видеоклип про радугу).

Ребята, вы запомнили из каких цветов состоит радуга? Давайте попробуем выложить радугу из ленточек. Будьте внимательны, нужно выбирать ленты только по цветам радуги. Детям предлагаются ленты 10 цветов. (Проблемная ситуация и практическая деятельность детей)

- Ребята, вам понравилось гулять по лесу? А что вам больше всего понравилось делать?

Что было трудно? Вы все молодцы, хорошо занимались!

Лесная прогулка. Конспект коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения.

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

-Активизировать словарь: лиса, волк, еж, медведь, справа, слева, в середине, за, перед, между.

-Учить анализировать взаимоположения объектов;

-Развивать навыки ориентировки на листе, в клетке, на фланелеграфе;

-Развивать пространственное мышление;

-Развивать мелкую моторику;

-Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора;

-Тренировать зрительное внимание

-Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий;

-Прививать навыки самоконтроля.

-Набор плоскостных изображений животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик для макета;

-Плоскостные изображения для фланелеграфа: елка, лиса, заяц, волк, медведь, ежик;

-Ряд, клетка с изображением диких животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик;

-Карточка с разным взаимоположением диких животных;

-Плоскостные изображения животных ( лиса, заяц, волк, медведь, ежик) для фланелеграфа;

-Фломастер, фишки, фоновый экран, подставка.

Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.

- посадка по остроте зрения (от 0,1 единицы до 0,4 – 1-й стол, от 0,4 единиц – 2-й, 3-й стол);

- левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога;

Для детей с высоким ( + ) и средним (-) уровнем освоения содержания программы:

- вопросы проблемно-поискового характера;

- ответы распространенным предложением;

- анализ взаимоположения животных без дополнительных вопросов;

- выделение пространственных положений – впереди, сзади, между.

Для детей с низким уровнем ( 0 ):

- вопросы репродуктивного характера;

- ответы словом, простым предложением, повторение за другими;

- анализ взаимоположения животных по вопросам;

-выделение пространственных положений – слева, справа.

Методы и приемы.

- вопросы поискового характера;

Дидактические игры и упражнения:

-Лере, оказать словесную помощь в оценке взаимоположения животных.

Попасть в лес, мы сможем, если дважды откроем ворота.

На пригорке лес стоит

Ну, а к лесу путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В лес ребят всех приглашаем. (Повторить 2 раза).

Выставляет макет леса с плоскостным изображением диких животных деревьев.

-Расскажите, что видите на полянке?

- Что еще увидели?

-Где находится волк?

Вставайте ребята, идем дальше.

Перед вами карточки размеченные в клетку. В каждой клетке, картинки животных.

- Расскажите, какое животное находится слева, в первой клеточке?

Кто находится справа во второй клеточке?

- Кто находится справа в третьей клеточке?

А кто слева, в третьей клеточке находится?

-Ребята, как вы думаете, почему в третьей клеточке справа и слева находится одно и то же животное?

На следующей полянке фотографии животных. Проходите, на ковер, садитесь. Найдите среди 4 фотографий, 2 одинаковые и отметьте их фишками.

-Кто изображен на твоих фотографиях?

-Почему отметил фишками именно эти фотографии?

А теперь немножко отдохнем. Все вставай

Теперь друг к другу повернитесь,

И широко соседу улыбнитесь.

Теперь немного поморгайте

Поочередно каждым глазом помигайте

Теперь опять немного поморгайте

Глаза закройте просто, отдыхайте.

А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы

Где ж очутились мы?

Мы пришли в волшебный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Вот мы и вернулись в детский сад.

Вам понравилась прогулка?

Давайте составим картинку про волшебный лес на фланелеграфе. Картинки для фланелеграфа лежат на подносе.

Медведя положите справа. Ежика – слева. Елочку положите в середину. Зайчика – перед елочкой. Волка – между ежом и медведем.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития и коррекции, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка.

Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью детей.

Для детей с нарушениями зрения прогулки имеют свою специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевых, подвижных игр и самостоятельной деятельности детей, проводится и большая индивидуальная коррекционная работа. В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т.к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны. Кроме того, обязательна и работа по развитию речи, т.к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи.

Наблюдения и экскурсии.

Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

Кроме того, основы экологической культуры нужно закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте большую роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов.

Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений. На прогулке ребята с удовольствием следят за птицами, игрой собак, кошек, за быстро двигающимися облаками и т.д. Причина привлекательности – динамичность, мгновенная смена образов.

Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные изменения (явления) природы, рост и развитие растений и животных.

Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:

  • нахождение одинаковых объектов в окружающей природе;
  • нахождение различий в растениях, животных, окружающих предметах;
  • игры на классификацию (цвет, форма, величина);
  • слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
  • рассматривание растений, насекомых, птиц (после чего необходимо перевести взгляд в бесконечность наших просторов – небо, деревья, другие удаленные предметы).

Детское экспериментирование.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;
  • поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Существует три взаимосвязанных направления работы.

  1. Живая природа
  2. Неживая природа.
  3. Человек.

Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.

– учимся определять происхождение звука или шума;
– выявляем причину возникновения звука:
– передача звука на расстоянии, причины его ослабления и усиления.

– определяем по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).

– горячий – холодный:
– сухой – мокрый:
– твердый – мягкий:
– тонкий – толстый и т.д.

Труд в природе.

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости. В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда.

Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.

Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.

В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. На ее основе развиваются остальные виды игр. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни страны.

В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка. При этом важно обеспечить благоприятные условия для комфортного ощущения ребенка в игре: достаточную эмоциональную насыщенность, активность, разнообразное двигательное содержание, чередование игр большой активности с играми более спокойными.

  • наблюдения за деятельностью взрослых;
  • проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
  • объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
  • преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры (предварительно проводятся специальные экскурсии и наблюдения);
  • слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
  • отображение увиденного в игре;
  • использование предметов-заместителей;
  • преодоление недостатков развития личности.

Подвижная игра.

Красота природы, чистый свежий воздух, солнце – все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.

Подвижная игра одно из основных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Для детей с нарушениями зрения игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:

Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.

  • хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
  • выполнение заданий по отношению к своему телу;
  • ходьба и бег змейкой, между предметами;
  • перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель.

Диплоптика – выработка стереоскопического видения.

  • бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
  • нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
  • бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции.
  • Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки.

Стереоптика – восприятие в трехмерном пространстве.

  • кольцебросы;
  • “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
  • “Надень кольцо на стержень”;
  • “Поймай рыбку”;
  • серсо, кегли, бадминтон.

Индивидуальная работа на прогулке.

Индивидуальная работа на прогулке включает в себя как коррекционную работу, так и работу по любому разделу программы:

  • с целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
  • с целью выработки резерва аккомодации рекомендуется игра “Далеко-близко”;
  • с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.
  • с целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
  • с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
  • с целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.

Окружающая природа благотворно влияет на наше зрение:

  • вглядываясь в синеву неба, создается ощущение покоя, проясняется ум;
  • зеленый цвет снимает напряжение и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора;
  • солнце дает глазам живость, блеск, усиление зрительной функции;
  • игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
  • рассматривание солнца через разноцветное толстое стекло.

Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз.

Самостоятельная деятельность детей.

Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т.д.

Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.

Ниже представлены примерные конспекты прогулок для детей младшего и среднего возраста (Приложение 1) и для детей старшего возраста (Приложение 2). Для каждой прогулки подобраны стихи, загадки, пословицы, народные приметы о различных явлениях родной природы. Кроме этого, предполагается словарная работа, которая поможет детям лучше понять и усвоить образные выражения и незнакомые слова.

Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.

Читайте также: