В музыкальном театре балет анюта в гаврилина 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Ключевые слова: Балет. Спектакль. Единство музыки и танца. Связь музыки и других видов искусств. Художественный замысел. Пантомима.

Основные понятия:Единство музыки и танца. Сценическое действие. Танец. Пантомима. Дирижер и балетмейстер.

Пояснение:
Балет – это жанр, который широко известен и доступен абсолютно всем. Чтобы понять балет, не нужно быть каким-либо большим знатоком искусства, достаточно лишь внимательно смотреть на действие на сцене. Балет – это, в первую очередь, танец, но не только. Этот жанр смело можно назвать синтезом и декораторского искусства, и драматического, и музыкального. Музыку исполняет симфонический оркестр, которым руководит опытный дирижер, балетмейстер-постановщик ставит рисунок, действие, а артисты балета танцуют, тем самым раскрывая посредством движений сюжет спектакля.
Этот вид искусства вовсе не трудный для восприятия, но все-таки специфичный. Чтобы любить балет, нужно любить и театральное искусство в целом, и классическую музыку.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя).

Балет (франц. Ballet – танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии (слайд 2).

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма (слайд 3).

Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист (слайд 4).

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальнаядраматургия балета – основа для создания хореографии. При создании музыки длябалетанеобходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии (слайд 5).

Танец – основа хореографического действия, в ней воплощены состояния и характеры действующих лиц. Пантомима подчинена танцу, она может составлять танцевальную основу и включаться в танец.

В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный и ансамблевый и массовый (кордебалет) (слайд 6).

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения (слайд 7). Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен (слайд8).

Балет «Жизель – один из самых великих, созданных для балетной сцены (слайд 9). Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – Карлотты Гризи (1819 – 1899). Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. В произведениях Г.Гейне упоминаются прекрасные виллисы, невесты, которые умерли до свадьбы и которые мстят за свою раннюю смерть путникам, затанцовывая их и доводя до изнеможения. Музыка к этому балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом (1803 – 1856).

Постановщик Е. Поляков окончил московскую балетную школу, танцевал в Новосибирском театре, затем эмигрировал на Запад. Он много лет работал во Французской опере ассистентом Р.Нуриева и был ведущим педагогом – репетитором. Он точно знал русскую версию и редакцию Л.Лавровского, которая шла в Большом театре. Поэтому многие движения во французском балете точно соответствуют русскому спектаклю, но преподнесены с особым французским акцентом. Еще одно отличие русской традиции от западной в исполнительстве – обнимания и ласки, как это принято во французском балете, в русском балете неприемлемы.

Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. В 1956 году на гастролях в Лондоне она покорила лондонскую публику. Сразу после гастролей по приказу королевы начались съемки фильма с участием Г. Улановой. Балерине тогда было 46 лет. С Мариной Кондратьевой, самой воздушной Жизелью, партию репетировала великая Марина Семенова.

В 1958 году на сцене Большого театра состоялось событие – гастроли Парижской оперы. В свое время русские Жизели восхищали французскую публику. Теперь француженки Лиан Дейде и Иветт Шовире блистали на сцене Большого театра, поражая москвичей истинно французским шармом.

Время шло, и в начале 60-х годов в облике Жизели явились две юные Наталии: Наталия Макарова, солистка Мариинского театра, и Наталия Бессмертнова, прима Большого театра. Казалось, что Н.Бессмертнова была рождена для партии Жизели: выразительные кисти рук, напоминавшие цветы белых лилий, огромные выразительные глаза, воздушный полет. Главный хореограф Большого театра Л.Лавровский увидел именно в ней идеальную Жизель для своей постановки и сам готовил с Н.Бессмертновой эту партию. А вскоре на сцену Большого театра пришла новая Жизель – Людмила Семеняка.В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, выдающимися, замечательными. Итак, Примы-балерины русского балета:

Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар Илэр Жермен Дега(1834 – 1917). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Гораздо больше спектаклей Парижской оперы его манили балетные классы (слайд 19).

О картинах Дега часто говорили, что они как фотография, настолько тонко в них схвачены мимолетные моменты. А в живописи, как и в балете, добиться легкости – самое трудное. Каждое балетное произведение, будь то балетные вариации или целое полотно – итог наблюдения, тщательного отбора и долгого напряженного труда. То, что кажется мгновенным и случайным, экспромтом, вовсе не экспромт.

3. Закрепление нового материала:

назовите предпосылки формировании романтизма именно во французском балете, особенности балетного спектакля эпохи романтизма. Назовите имена выдающихся балерин, в разное время исполнивших роль Жизели.

4. Домашнее задание:

запишите и запомните имена выдающихся русских балерин. Найдите названия балетных трупп мировых театров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: В музыкальном театре. Балет. 7-й класс

1. Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном, художественном материале; раскрыть особенности балета эпохи романтизма; познакомить с именами выдающихся исполнителей в области балетного искусства .

2. Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление нового материала.

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент (приветствие учителя).

Балет (франц. Ballet – танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии (слайд 2).

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма (слайд 3).

Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист (слайд 4).

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии. При создании музыки для балета необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии (слайд 5).

Танец – основа хореографического действия, в ней воплощены состояния и характеры действующих лиц. Пантомима подчинена танцу, она может составлять танцевальную основу и включаться в танец.

В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный и ансамблевый и массовый (кордебалет) (слайд 6).

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения (слайд 7). Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен (слайд8).

Балет «Жизель – один из самых великих, созданных для балетной сцены (слайд 9). Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – Карлотты Гризи (1819 – 1899). Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. В произведениях Г.Гейне упоминаются прекрасные виллисы, невесты, которые умерли до свадьбы и которые мстят за свою раннюю смерть путникам, затанцовывая их и доводя до изнеможения. Музыка к этому балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом (1803 – 1856).

Постановщик Е. Поляков окончил московскую балетную школу, танцевал в Новосибирском театре, затем эмигрировал на Запад. Он много лет работал во Французской опере ассистентом Р.Нуриева и был ведущим педагогом – репетитором. Он точно знал русскую версию и редакцию Л.Лавровского, которая шла в Большом театре. Поэтому многие движения во французском балете точно соответствуют русскому спектаклю, но преподнесены с особым французским акцентом. Еще одно отличие русской традиции от западной в исполнительстве – обнимания и ласки, как это принято во французском балете, в русском балете неприемлемы.

Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. В 1956 году на гастролях в Лондоне она покорила лондонскую публику. Сразу после гастролей по приказу королевы начались съемки фильма с участием Г. Улановой. Балерине тогда было 46 лет. С Мариной Кондратьевой, самой воздушной Жизелью, партию репетировала великая Марина Семенова.

В 1958 году на сцене Большого театра состоялось событие – гастроли Парижской оперы. В свое время русские Жизели восхищали французскую публику. Теперь француженки Лиан Дейде и Иветт Шовире блистали на сцене Большого театра, поражая москвичей истинно французским шармом.

Время шло, и в начале 60-х годов в облике Жизели явились две юные Наталии: Наталия Макарова, солистка Мариинского театра, и Наталия Бессмертнова, прима Большого театра. Казалось, что Н.Бессмертнова была рождена для партии Жизели: выразительные кисти рук, напоминавшие цветы белых лилий, огромные выразительные глаза, воздушный полет. Главный хореограф Большого театра Л.Лавровский увидел именно в ней идеальную Жизель для своей постановки и сам готовил с Н.Бессмертновой эту партию. А вскоре на сцену Большого театра пришла новая Жизель – Людмила Семеняка.В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, выдающимися, замечательными. Итак, Примы-балерины русского балета:

• ГАЛИНА УЛАНОВА (1909 – 1998) – икона классического балета. Ее искусство совершенно, гармонично. В его основе – идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Этой великой балерине поставлено два памятника при жизни – в Санкт- Петербурге и Стокгольме (слайд 12).

• ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ (1916 – 2008) умела в каждом образе, обладая безупречной техникой, отразить свой собственный, искрометный характер. Виртуозно владела всеми средствами классического танца. Танец в жизни балерины был высшим достижением смысла ее существования (слайд 14).

• ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА (1939 – 2009) – ученица Елизаветы Герд и Галины Улановой, выдающаяся русская балерина, станцевавшая весь репертуар Большого театра. Любимой ролью называла Анюту из одноименного современного балета на музыку В.Гаврилина, поставленного специально для нее. Знаменитый дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильевна знают во всем мире (слайд 15).

• НАТАЛИЯ БЕССМЕРТНОВА (1941 – 2008) – блестяще исполнила партию Жизели и в 1961 году. Ее исполнение сравнили с О.Спесивцевой и Г.Улановой, подчеркивая романтичность и одухотворенность созданного ею образа (слайд16).

Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар Илэр Жермен Дега(1834 – 1917). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Гораздо больше спектаклей Парижской оперы его манили балетные классы (слайд 19).

О картинах Дега часто говорили, что они как фотография, настолько тонко в них схвачены мимолетные моменты. А в живописи, как и в балете, добиться легкости – самое трудное. Каждое балетное произведение, будь то балетные вариации или целое полотно – итог наблюдения, тщательного отбора и долгого напряженного труда. То, что кажется мгновенным и случайным, экспромтом, вовсе не экспромт.

3. Закрепление нового материала:

назовите предпосылки формировании романтизма именно во французском балете, особенности балетного спектакля эпохи романтизма. Назовите имена выдающихся балерин, в разное время исполнивших роль Жизели.

4. Домашнее задание:

запишите и запомните имена выдающихся русских балерин. Найдите названия балетных трупп мировых театров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на расширение и углубление знаний учащихся о балетном жанре. Урок соответствует ФГОС.

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 7 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ

Тема урока: В музыкальном театре. Балет.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о балетном жанре.

Задачи урока:

Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном, художественном материале.

Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.

Оборудование и средства обучения:

1. мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем;

3. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 7 класс. М.: Просвещение, 2011.

I. Организационный этап.

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

Презентация №1.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться "Доброе утро!"

"Доброе утро!" - солнцу и птицам.

"Доброе утро!" - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

1. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя

2. Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы все,

Здравствуйте, мои друзья!

3. Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся.

III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала.

Проблемное задание: По наводящим вопросам учащиеся определяют тему урока.

- Назовите ФИО этого композитора, пианиста, педагога, дирижера (портрет Д.Б.Кабалевского).

- По мнению Д.Б.Кабалевского, существуют …. (три кита), на которых держится почти вся музыка с тех незапамятных времен, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство. Назовите их (песня, танец, марш).

- Этот жанр - один из древнейших проявлений народного творчества. В ритмических или плавных движениях люди передают свои чувства, настроения и мысли (танец).

- Именно танец лежит в основе этого вида сценического искусства. Одним из атрибутов является специальная обувь (пуанты).

Назовите этот вид (балет).

Тема урока: В музыкальном театре. Балет.

Ученик записывает тему на доске. В это время включается Презентация №2 (слайд 1).

IV. Этап освоения новых знаний.

Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.

В 5 и 6 классах на уроках музыки мы уже говорили о балете. Давайте повторим все, что мы знаем о балете (особенности жанра балета, виды искусств, которые объединены в балетном спектакле, известные балеты и композиторов, а также творческие профессии, участвующие в создании балетного спектакля).

Что такое балет? (правильный и полный ответ – 1 балл)

Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.

Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии (начало XIV— последняя четверть XVI веков). Тогда он назывался опера-балет.

Во Франции эпохи абсолютизма (XVI—XVIII вв.) был популярен придворный балет. Это было пышное зрелище, в котором могли участвовать король, королева, придворные. Конечно, они не были профессиональными танцорам.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм - оказавшее сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Балет – прекрасный мир выразительных движений, жестов, мимики. 3 основных компонента балета вы вспомните, посмотрев видео:

Оценивают свои ответы в листе самооценки (максимальный балл – 3).

Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.

Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.

Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.

Блиц опрос. (За каждый правильный ответ – 1 балл)

Как называется текст, который лежит в основе балета? (либретто) (слайд 13).

Как называют человека, который пишет либретто? (либреттист).

Кто еще принимает участие в создании балета? (балетмейстер, композитор, художник) (слайд 14).

Какая роль в балетном спектакле отведена оркестру? (он сопровождает танцы героев, выступает как равноправный партнер действующих лиц балета, а иногда и как самостоятельное действующее лицо).

Где находится оркестр во время спектакля? (в оркестровой яме) (слайд 15).

Кто руководит? (дирижер) (слайд 16).

Назовите фамилии известных дирижеров. (Евгений Мравинский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский)

VI. Нотная грамота.

Дидактическая задача – вызвать интерес к изучению нотной грамоты.

На доске на нотном стане записаны ребусы - слова с зашифрованными нотами. Отделить слова с музыкальной тематикой. (ПОМИДОР. ОРЕХ, СИМФОНИЯ. ПОЛЯНА, ПЛЯСКА. ФАГОТ, ФАСОЛЬ, СИНИЦА, ФАРА, МИНОР, КСИЛОФОН, ДОКТОР, ТАРЕЛКИ, РЕМИКС, РЕПРИЗА)

VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания.

Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) Записать в тетрадь и выучить фамилии известных балерин и артистов балета;

2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.

VIII. Подведение итогов работы.

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что нужно, чтобы был балет? Как он создается традиционно? Композитор Музыка Литературное произведение Либретто Балетмейстер Артисты балета Художник Декорации Дирижёр Оркестр Костюмы

Читайте также: