Русские слова в языках других народов презентация и конспект урока 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

Название раздела, темы: Лексика. Культура речи.

1. Образовательные: познакомить учащихся с о путях заимствования тех или иных слов в русский язык.

2. Практические : совершенствовать умения отличать исконно русские слова от заимствованных; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать внимание к окружающему миру;

развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету; приобщить к культурному наследию русского народа.

4. Развивающие: совершенствовать разные виды речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо, развитие коммуникативно-речевых умений.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Словари русского языка (этимологический, толковый, словарь иностранных слов)

Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением.

Создание положительного психологического настроя учеников

I. Проверка домашнего задания (упр.119)

1. Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь с последующей взаимопроверкой).

1) Все слова языка (лексика);

2) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

3) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

4) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

5)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.

- Сколько иностранных слов вы знаете, хотя бы чуть-чуть?

- А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

- Кто такие полиглоты?

Это люди, владеющими многими языками. Поэтому каждого из нас можно с уверенностью назвать полиглотами.

Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

1. Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника . Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает классу теоретические сведения из учебника.

2. Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст , выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

- Как вы считаете ,для чего мы выполняем это упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

- Значит ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно , поочерёдно читают несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы ,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного упражнения? (Да.)

- Итак, теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте .

2.Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

- Для чего нам нужно выполнить это задание ?( Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того, как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу, какое было задание у его группы, назовёт, какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов.

Учащиеся в группах выполняют задания, потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э :

арбуз, авеню, озеро , свеча , фонарь, помещение , цех, эстамп, борщ .

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт , хт , кс , мп , как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар , кекс, сарафан , вымпел, квас , штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов вам удалось найти.

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов:

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

- Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

- Итак , теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Учащиеся пишут цифровой диктант.(В парах, с самопроверкой)

а) 1)белка, 2)береза, 3) фауна, 4)осень;

б) 1) теле визор, 2) теле граф, 3) теле фон, 4) приемник ;

в) 1)авто мобиль , 2)локо мобиль , 3)локо мотив , 4) паровоз .

г) 1) самовар, 2) сарафан, 3) кекс , 4) дом .

д) 1) фонетика, 2) фосфор, 3) облик, 4) имидж.

Ответы: а-3; б-4; в-4; г-4; д-3.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? ( Исконно русские слова).

- Сейчас я буду называть вам заимствованные слова , а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

- Какова наша цель при выполнении этого задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы).

- Итак ,цель при выполнении данного задания : научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …( зрелище) , шоумен-…( организатор представления ) , фиаско – …( неудача), сувенир -…(подарок ) , обелиск -…(памятник ) ,консенсус –…( согласие) , презентация – ..( представление) , менталитет – …( обычаи-привычки) ,интегрировать –…( объединять) , имидж – ..( облик), санкция …( разрешение-указание) .

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания?(Да).

- Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

6.Домашнее задание

- Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания, обозначьте главное слово.

Презентация, консенсус, коммуникабельный, позитивный, деструктивный, интегрировать имидж, санкционировать

Слова для справок: представление, положительный, объединять, облик, общительный, согласие, признавать законным, разрушительный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РУССКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

РУССКИЕ СЛОВА в других языках 1. ЯЗЫКИ НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ НАШУ СТРАНУ. 2. СЛ.

РУССКИЕ СЛОВА в других языках 1. ЯЗЫКИ НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ НАШУ СТРАНУ. 2. СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ(БОЛГАРСКИЙ, ПОЛЬСКИЙ, СЛОВАЦКИЙ И ДР.) 3. ЯЗЫКИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: НОРВЕЖСКИЙ, ФИНСКИЙ, ШВЕДСКИЙ. 4. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. 5. ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК 6. ЯЗЫКИ НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ АФРИКУ.

РУССКАЯ КУХНЯ

РУССКАЯ КУХНЯ ИКРА, ПЕЛЬМЕНИ, ВАРЕНИКИ, БЛИНЫ, ПИРОЖКИ, СМЕТАНА, ОКРОШКА, СОЛ.

РУССКАЯ КУХНЯ ИКРА, ПЕЛЬМЕНИ, ВАРЕНИКИ, БЛИНЫ, ПИРОЖКИ, СМЕТАНА, ОКРОШКА, СОЛЯНКА, КАША

СИМВОЛЫ РОССИИ СУВЕНИРЫ

СИМВОЛЫ РОССИИ СУВЕНИРЫ

САМОВАР

БАЛАЛАЙКА

ТУНДРА

РУССКИЕ СЛОВА И ТОРГОВЛЯ. РУБЛЬ

РУССКИЕ СЛОВА И ТОРГОВЛЯ. РУБЛЬ

СОБОЛЬ

РУССКИЕ СЛОВА И НАУКА. КОСМОНАВТ, СПУТНИК, ЛУНОХОД

РУССКИЕ СЛОВА И НАУКА. КОСМОНАВТ, СПУТНИК, ЛУНОХОД

РУССКИЕ СЛОВА И ПОЛИТИКА

РУССКИЕ СЛОВА И ПОЛИТИКА

ПУТИ ЗАИМСТВОВАНИЯ БЫТ ТОРГОВЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ (ПО.

ПУТИ ЗАИМСТВОВАНИЯ БЫТ ТОРГОВЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДР.) ОТКРЫТИЯ В НАУКЕ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 666 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 25. Исконно русские и заимствованные слова

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.04.2018 6588
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 355 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волошина Вера Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббревиатура", "аннотация", "аллитерация".

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_4_klass.pptx 233.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

А.. уратный , ко… мос , а… лодировать , те…фон, хо…ей, а… етит , а … ликация , а … ракцион , га… ерея , на… юрморт .

ПРОВЕРКА ХО КК ЕЙ А КК УРАТНЫЙ А ПП ЕТИТ А ПП ЛИКАЦИЯ А ТТ РАКЦИОН

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн . Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн . К.Д. Бальмонт

АББРЕВИАТУРЫ ЦУМ УНИВЕРМАГ

ПРОВЕРКА Аннотация поможет вам узнать , о чем ра с сказыва е т книга, к о торую вы собираетесь читать. Расширяя представления о поэтическом творчестве, мы знакомимся с ре д ким, но очень ценным приемом- аллитерацией . Некоторые аббревиатуры можно увид е ть на выв е сках магазинов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра.


Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац.


Урок русского языка в 3 классе "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Конспект урока "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с приложением.


Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала (знакомство со словарем иностранных слов).

Фомы работы: парная, групповая, фронтальный опрос, дискуссия

Методические приемы: частично-поисковый, группировка, анализ.

Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г.Белинского:

“Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).

Учит. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем гостей.

– Что необычного вы заметили? (нет тетр., учеб, ничего нет на доске).

– Предлагаю вам провести сегодняшний урок необычно, как в иностранной школе, чтобы глубже погрузиться в тему урока. У нас не будет традиционных тетрадей, их заменят рабочие листы.

Задание1. Послушайте текст, выпишите слова, которые покажутся вам знакомые.

1 ученик читает английский текст “Sport in England”.

– Какова тема текста?

2 ученик читает текст на немецком языке.

– О чём этот текст?

Учитель или ученик читает текст на французском языке

P.S. все тексты о спорте и содержат слова спорт, теннис, баскетбол, футбол – все слова звучат на разных языках одинаково.

– Какова тема теста?

– Почему вы так решили? Ведь тексты на разных иностранных языках?

(Ребята высказывают свои мнения.)

Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

– Что значит заимствованные? (мнения детей)

– Давайте проверим себя по словарю. Какой словарь нам поможет в этом? (толковый)

– Определите тему сегодняшнего урока.

– Запишите тему урока (Заимствованные слова).

– Как иностранные, заимствованные слова к нам попали? Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями?

(люди ездят в др. страны, через СМИ, из фильмов…)

– А что происходит со словами-“иностранцами”, когда они попадают в русский язык?

– Давайте докажем, что в нашем языке есть такие слова. Какими словарями вы можете воспользоваться? (своими этимологическими). Приведите примеры таких слов (устно).

– Сегодня мы с вами знакомимся с новым словарём!

– Кто догадался, как называется этот словарь? (заимствованных, иностранных слов)

– Давайте вспомним и те словари, которые нам уже хорошо известны и мы часто к ним обращаемся.

III. Актуализация ЗУН (опора на имеющиеся знания о словарях)

– Какой словарь мог так рассказать о начале своего рабочего дня.

/открываются словари на выставке/

От лица словарей могут читать дети или учитель.

Фразеологический словарь. “Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.

Толковый словарь. “В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.

Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.

Словарь антонимов. “Встал то ли утром, то ли вечером. Не разобрал, было темно или светло. Не мог решить, что надеть белое или чёрное? Я ведь уже не маленький, а большой! Сам вымыл посуду, чтобы она была не грязная, а чистая. На душе было грустно, но потом стало весело!”

– О каком словаре мы ещё не упомянули? (этимологическом).

– В каких случаях словари приходят вам на помощь? (трудное написание, перевод текста, значение слова,…)

IV. Творческая практическая работа (закрепление).

Предлагаю вам, пока не используя новый словарь заимствованных слов выполнить задание.

Распределите слова по группам, в зависимости от той страны, к которой они относятся.

традиции дерево-символ кухня
Испания коррида олива паэлья .
Италия карнавал пиния . спагетти
Япония икебана сакура суши
Америка (США) родэо секвойя гамбургер

- Почему, даже, не прибегая к словарю, вам удалось выполнить это задание? Ведь слова то были иностранные?

- Мы знакомы с заимствованными словами, оно прочно прижились в нашем языке.

Из данных слов составьте предложение или небольшой текст и определите, из какого языка пришли к нам эти слова (по словарю).

1 вариант. Амулет (фр.), ансамбль(фр.), арфа(нем.), артист(фр.), бисер(араб.)

2 вариант. Боулинг (англ.), теннис(англ.), солист(итал.), актер(фр.), интервью(англ.)

3 вариант. Анкета (фр.), автор(лат.), брелок(фр.), кристалл(греч.), медуза (греч.)

4 вариант. Астрономия(греч.), аппликация(лат.),динозавр(греч.), дисплей(англ.), метеорит(фр.)

Составьте как можно больше слов с приставками, используя новый словарь.

В нашей жизни очень много иностранных слов,…/мнения детей/.

Предлагаю выполнить самооценку. Пусть каждый из вас оценит свою работу, используя фразеологизмы. Выберите подходящий для вас.

– Заблудился в трёх соснах.

– Играл в бирюльки.

V. Итог. Рефлексия.

– С каким словарём мы познакомились? Ваше впечатление от урока? Что удивило? О чём бы вы хотели рассказать родителям?

Закончить наш урок мне бы хотелось словами учёного В.Г.Белинского: “Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.

VI. Дома.

Найдите в словаре иностранных заимствованных слов слова, относящиеся к теме “Спорт”, запишите их, указав, из какого языка они пришли к нам и что обозначают.

Читайте также: