Перекрестки и их виды сигналы подаваемые водителями транспортных средств конспект

Обновлено: 04.07.2024

На дороге важно понимать и предвидеть, какой маневр собирается выполнить другой водитель. Не случайно, Правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ГИБДД строго следят за выполнением этого требования.

Любому водителю вряд ли хочется оказаться в аварийной ситуации, ведь не подай он сигнал раз, другой – и, в конце концов, такая забывчивость, обернется печальными последствиями.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая и велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи только рукой.

Запомните: сигналу перестроения в левый ряд, левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая под прямым углом вверх; сигналу перестроения в правый ряд и правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если у вас возникают сомнения - по давать сигнал маневра или нет, совет может быть только один - лучше подать.

Другим важным правилом подачи предупреждающих сигналов является их своевременное выполнение. Сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 секунд до начала его выполнения. А при плохой видимости это время должно быть увеличено до 7-10 секунд. Так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого маневра подавать одной рукой еще и сигнал, то подача сигнала должна быть прекращена непосредственно перед самым началом его маневра.

В заключение нужно напомнить, что подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, еще раз убедитесь, что вы не помешаете другому водителю.

Почему в городах и населенных пунктах введено такое ограничение на подачу звуковых сигналов? Постоянный шум оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничения на пользование этими сигналами.

Вопросы для закрепления:

1. Если регулировщик стоит к вам грудью, что это означает?

2. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить с учащимися предупредительные сигналы водителя.

По улицам и дорогам непрерывным потоком движется транспорт. Одни машины останавливаются, другие начинают путь прямо, делают повороты и развороты.

Водители транспорта предупреждают окружающих о своих дей­ствиях сигналами. Для этого автомобили оборудованы специальными средствами сигнализации. Каждая машина снабжена звуковым сигна­лом и световыми указателями. (Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещается.)

Предупредительные сигналы перед началом и перед изменением направления движения автомобиля (поворотом, перестроением, обго­ном и т.п.) подаются световыми указателями поворотов, а при торможении также используется световой указатель сзади машины - стоп - сигнал.

Во время движения автомобиль часто делает левые и правые повороты. О них нужно ставить в известность как водителей, так и пешехо­дов. Для этого служат световые сигналы автомобиля. С пра­вой и с левой сторон автомобиля имеются специальные мигающие лам­почки: две сзади и две спереди. Сигналы поворота включаются водите­лями вручную с помощью переключателей. Если автомобиль делает правый поворот, то загораются мигающие лампочки сзади и спереди на правой его стороне, а при левом повороте - на левой стороне. А как подать сигнал поворота, если нет сигнального устройства или он вышел из строя?

Если водителю нужно повернуть налево, а левый сигнал поворота не работает, то он вытягивает левую руку горизонтально в сторону. Если же водитель собирается повернуть вправо, то тогда он вытяги­вает левую руку и сгибает ее в локте. Таким же образом поступают водители мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов, для того чтобы предупредить о левом повороте, подают сигнал левой рукой, вытянув ее в сторону поворота. Если же им необходимо подать сигнал, предупреждающий о правом повороте, то они должны вытянуть в сторону левую руку и согнуть ее в локте.

Часто по улицам и дорогам автомобили идут потоками, одна за другой, развивают высокие скорости. А если водитель впереди идущей машины обнаружил на пути препятствие и резко затормозил ее? Или вообще замедлил ход? В стремительном движении водитель машины, идущей сзади, может и не заметить замедления, особенно в темное время суток. При такой ситуации легко совершить наезд. Поэтому все автомобили снабжены стоп-сигналом, который предупреждает водителей сзади идущих машин о замедлении хода автомобиля, едуще­го впереди. Когда водитель нажимает на тормоз, сзади машины в фонарях вспыхивает крас­ный свет.

А если на машине нет стоп­ сигнала или он испортился? Тогда водитель машины должен перед торможением поднять ле­вую руку вверх. Водители ве­лосипедов, мопедов, мотоциклов, мотороллеров подают сигнал торможения также поднятием вверх левой руки.

Предупреждающие сигналы поворота водитель обязан пода­вать заблаговременно до нача­ла изменения направления в движении. После того как во­дитель сделал поворот или закончил перестроение, подача светового сигнала поворота должна быть немедленно прекращена. Сигнал же, подаваемый рукой, может быть прекращен непосредственно перед выполнением маневра.

Звуковым сигналом водитель может воспользоваться только в ис­ключительных, случаях для предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по правилам дорожного движения. 2 класс.

Цель : Формировать представления учащихся о перекрёстках, их видах, о предупредительных сигналах, подаваемых водителями.

Личностные результаты:

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Познавательные УУД:

· установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

· использование речи для регуляции своего действия;

Коммуникативные УУД:

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: схемы перекрестков

Ход занятия

І. Перекресток. Повторение пройденного материала.

1. Кто такой пешеход?

Любой человек, находящийся вне транспортного средства и не выполняющий на дороге работу, а также передвигающийся в инвалидных колясках без двигателя, ведущий велосипед, везущий санки, тележку или детскую коляску.

2. Что такое дорога?

Любая используемая для движения дорога, улица, переулок по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).

3. Что такое перекресток?

Территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне.

4. По какой части дороги должны передвигаться пешеходы?

Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, а где их нет - по обочине или велосипедной дорожке, если они не мешают движению велосипедов.

5. Где можно передвигаться пешеходам при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки?

Возможно передвижение по велосипедной дорожке.

А и при ее отсутствии - по краю проезжей части в один ряд (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю).

6. Где и как должны передвигаться пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной дорожки, тротуара?

По обочине или внешнему краю дороги, навстречу движению.

7. Где разрешается пешеходам переходить проезжую часть?

8. Можно ли переходить дорогу в местах, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы?

Разрешается, под прямым углом к проезжей части в хорошо просматриваемых местах.

9. Что делать, если Вы не успели перейти (закончить переход) регулируемый переход и на светофоре загорелся запрещающий сигнал?

Находиться в ожидании дальнейшего движения на островке безопасности, а при его отсутствии - на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

10. Возможно ли движение пешехода на желтый сигнал светофора?

Если вы не начали переход, то ваше действие только стоять. Если вас желтый сигнал застал на проезжей части, то вы должны или закончить переход, или остановиться на островке безопасности.

ІІ. Перекресток

1. Что такое перекресток?

Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел. В дорожном движении Перекрёстки играют большую роль.

Было бы очень хорошо, если бы дороги не пресекались, а проходили бы одна над другой. Тогда машины не мешали бы друг другу, не теряли бы время, уступая дорогу; не происходили бы аварии и столкновения.

Но строить такие пересечения дорог -а называются они транспортными развязками -дорого и сложно. Поэтому их немного, а вот перекрёстки встречаются очень часто.

Перекресток - это место пересечения двух и более улиц или дорог.

Сложность движения на перекрёстках заключается в том, что здесь не только пересекаются пути транспорта и пешеходов, но и происходит поворот транспортных средств направо и налево. Кроме того, на перекрёстке транспортные средства разворачиваются для движения в обратную сторону.

2. Как определить границы перекрестка?

Границами перекрёстка являются линии, соединяющие углы зданий, которые выходят на перекрёсток, или линии, продолжающие фасады этих зданий.

Чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекрёсток. Часть улицы, расположенная между двумя перекрёстками, называются кварталом.

3. Какие виды перекрестков вы знаете?

Если улицы сходятся с четырех сторон, то перекресток называется четырехсторонним (образуются под прямым или острым углом).

Перекрёсток, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью. Перекрёсток где много машин и людей, - опасное место. Здесь надо быть осторожным и внимательным.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

4. Чем отличается регулируемый перекресток от нерегулируемого?

Регулируемые перекрестки имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Обычно нерегулируемые перекрестки — это перекрестки с неинтенсивным движением транспорта. Однако именно они требуют от учащихся особого внимания при переходе. Ведь если для правильного перехода регулируемого перекрестка достаточно руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, то для перехода нерегулируемого перекрестка учащийся должен сам принять решение, когда начинать переход и каким темпом двигаться, определить место для перехода. При этом он самостоятельно должен оценить скорость движущихся к переходу транспортных средств и расстояние до них.

И конечно, надо помнить, что правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке всегда одинаковы – обозначен он или нет.

III. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями

На дороге мало хорошо видеть и слышать, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра.

Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:

об изменении направления и скорости движения;

о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;

предупреждение о возможных опасностях.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться.

Правила обязывают всех водителей, включая велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи - только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения - подавать сигнал манёвра или нет, совет может быть только один – подать.

Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение.

У опытных водителей есть такое правило - сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек.

Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно сталкиваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на дороге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. Поэтому все механические транспортные средства оборудуются световыми приборами, позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться.

Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.

Предупредительными сигналами являются:

а) сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой;

б) звуковые сигналы;

в) переключение света фар;

г) включение ближнего света фар в светлое время суток;

д) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, распознавательного знака автопоезда;

е) включение проблескового маяка оранжевого цвета.

Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него зажглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части.

Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета - стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, следующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт.

Мигающие огни - это сигналы поворота и сигналы начала движения.

Подавать сигналы поворота необходимо при любом изменении направления движения: при смене полосы, развороте и повороте, выезде или съезде с автомагистрали, начале движения, выезде из транспортного потока для остановки. Включение сигнала поворота должно стать привычкой и выполняться в любых условиях движения, даже когда других участников движения поблизости нет.

signal

Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за предупредительными сигналами приближающихся транспортных средств.

ІV. Домашнее задание.

1. Нарисуйте перекресток.

2. Находясь на улице или дороге, понаблюдайте за предупредительными сигналами транспортных средств.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Учитель предлагает ребятам в парах сформулировать вопросы по теме и задать их другим одноклассникам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель воспитательного часа: ознакомить учащихся с перекрёстками дорог и их видами, дорожной разметкой улиц и дорог, сигналами для регулировки движения, транспортными и пешеходными светофорами, сигналами светофора и регулировщика, формировать представление о безопасности дорожного движения; развивать внимание, память, логическое мышление;воспитывать дисциплинированность на дороге.

План-конспект воспитательного часа

Тема: Перекрестки дорог и их виды. Дорожные разметки. Виды перекрестков: Сигналы для регулировки дорожного движения.

ознакомить учащихся с перекрёстками дорог и их видами, дорожной разметкой улиц и дорог, сигналами для регулировки движения, транспортными и пешеходными светофорами, сигналами светофора и регулировщика, формировать представление о безопасности дорожного движения;

развивать внимание, память, логическое мышление;

воспитывать дисциплинированность на дороге.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, игра, рассказ учителя, проблемный.

1.2.Проверка готовности к уроку

2.Мотивация учебной деятельности

Город, в котором

С тобой мы живём

Сравнить с букварём.

Город даёт нам всё время урок.

Чтоб не случилась

3.Актуализация опорных знаний учащихся

Он и в поле, и на стройке,

Он почётный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко,

Возит грузы … (грузовик).

Там, где есть машин поток,

Дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток,

Значит, там – … (дорога).

Напомни ротозею строго:

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в … (больнице).

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Звать его - … (дорожный знак).

5.Изучение нового материала

Дорожную разметку наносят на проезжей части улиц и дорог, на перекрёстках и площадях в большинстве случаев белой краской. Эти линии указывают места расположения транспортных средств на проезжей части, перехода улицы (дороги) пешеходами, определяют места остановки при запрещающем сигнале светофора и регулировщика.

Разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная разметка наносится на проезжей части улиц и дорог. Вертикальная применяется для обозначения вертикальных элементов дорожных сооружений и представляет собой сочетание полос чёрного и белого цветов. Они наносятся на опоры мостов, путепроводов, на торцовые части парапетов, сигнальные столбики, бордюры на опасных участках.

Лучшему регулированию движения встречных потоков машин служит сплошная или прерывистая белая линия, которая разделяет дорогу посередине. Сплошную линию водителям пересекать запрещено, а прерывистую разрешается при обгоне, объезде, повороте налево и развороте.

Посадочная площадка также отделяется линией (сплошной). Она ограничивает участок для посадки и высадки пассажиров из транспорта общего пользования. Движение транспортных средств по этой площадке запрещено даже при отсутствии на ней пассажиров.

1.Зачем нужны линии разметки?

2.Как обозначаются линии разметки?

4.Для какой цели наносятся линии посадочной площадки?

5.В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

6.Когда разрешается переходить улицу на перекрёстках и пешеходных переходах, на которых движение регулируется светофором или регулировщиком?

7.Какие существуют правила перехода улицы?

8.Где наиболее безопасно находиться пешеходам, если на проезжей части улицы их застиг движущийся транспорт?

5.3.Задачи Пети Светофорова

2.Каждый раз, когда мы подходим к оживлённому перекрёстку, на встречает _______. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.

3.Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним…

Физкультминутка

5.4. Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров и их значение

С виду грозный и серьёзный,

Очень важный светофор

С перекрёстка, с перекрёстка

На меня глядит в упор.

Всё, что хочет он сказать,

Я умею, я умею по глазам

Различать ты должен ясно –

Цвет зелёный, жёлтый, красный.

На светофоре – красный свет!

Опасен путь – прохода нет!

А если жёлтый свет горит, -

Зелёный вспыхнул впереди –

Свободен путь – переходи

Собираясь перейти улицу, убедитесь, что в данном месте переход разрешён, далее, обратите внимание на сигналы светофора.

Светофоры бывают разные: трёхцветные (красный, жёлтый, зелёный), двухцветные (красный и зелёный свет), одноцветные (жёлтый свет, светофор-мигалка).

Красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение.

Жёлтый сигнал – предупредительный. При жёлтом сигнале начинать переход нельзя.

Пересекать дорогу можно лишь при зелёном сигнале светофора.

На нерегулируемых перекрёстках, а также на переходах, где установлен жёлтый светофор-мигалка, пешеходы обязаны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт, и убедившись в полной безопасности, начинать переход.

- На какой свет светофора можно переходить улицу?

- А если загорелся красный?

- Что нам жёлтый говорит?

5.6.Сигналы регулировщика и их значение.

Регулировщик, которого нередко можно увидеть на перекрёстке, управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя руками (часто держа в правой руке жезл) определённые жесты.

Регулировщик обращён к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянутые стороны или опущены – движение всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.

Если перегородил путь вытянутой рукой – тоже надо остановиться и подождать.

Поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый сигнал.

Регулировщик обращён к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в сторону и опущены – автотранспорту разрешается движение прямо и поворот направо, трамваи движутся только прямо, пешеходам разрешается переходить проезжую часть (зелёный сигнал светофора).

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук, понятные всем участникам движения. Для нас, для пешеходов, сигналов немного.

Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом.

Регулировщик – строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Читайте также: