Передача объема в живописи и графике конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

научить основам к омпозиции и п равилам пост роения натю рморта.

способствовать эсте тическому восприятию реал ьной действ ительности и

художествен но - образному отраже нию этой дей ствительности в рисунке

воспитывать чу вство гармоничн ого, цель ного, художестве нного ви дения

кр асоты обы кновенных п редметов, у важительное отношение к

художествен ному материалу , аккуратно сть в работе.

3. Практический (в ыполнение п рактическ ого задания)

Приветствие, п одготовка рабоч его места, собранность, с осредоточенность перед началом

работы. Определе ние и вы бор выраз ительной выг одной точ ки зрения.

Если мы обратимся к истории, т о увиди м, что во време на глу бокой древност и

Египетские и Г реческие ху дожники лю били изоб ражать пл оды земли, пре дметы

жертвоприноше ний, дом ашнюю у тварь. Эти традиц ии продолжили римляне, к оторые в

декоративных ц елях расписывали фресками сте ны вилл и усыпальни ц.

В Голландии XV II века прослав ились вел икие мастера натю рморта - художники Ян

Давидс де Хем и В иллем Кал ьф, во Фландри и большие п олотна с изображ ением дичи

создал Франс Сне йдерс ( демонстрация репроду кций картин) , во Франции XV III в.

Ж.Б.Шарден, в XIX веке обращал ись к натю рморту Э .Манэ, Гоген, Сезан, Матисс и

В России XIX в. натюрморт ы писал И.Т .Хруцкий (181 0 - 188 5 г.г.) («Натюрм орт со

М.Врубель, Машков, Куприн, Ко нчаловски й, Петров - Водкин.

Натюрморт являет ся самосто ятельным жанром изобраз ительног о искусства, а также

изображение п редметов быта (ф руктов, овощей, ж ивотных, пти ц и др.)

Натюрморты разл ичаются п о содержан ию, технике исп олнения, под борке веще й,

В жанре натюрм орта ху дожники у тверждают поэзию и к расоту мира, будничн ых вещей,

призывают люд ей любоватьс я красотой плодов, овощей, цветов, металл а, стекла форм ой

Учебный натюр морт даёт возмож ность изу чить основные п оложения реали стического

рисунка и жив описи, а также р азвивает э стетическое восп риятие, зрение, мот орику руки,

целостность ви дения, а самое гл авное - ху дожественно - творческ ое мышление.

Натюрморт, в каче стве у чебного задания обучающим ся, необх одим для у своения

принципов лин ейно - констру ктивного изображения ф ормы и знаком ит с теорие й

перспективы, кот орая разв ивает простр анственно - образное мышлен ие.

Учебный про цесс работы н ад натюрм ортом разделя ется на э тапы (раз деление на этапы

• предваритель ный анализ постановки н атюрморта ( целостнос ть постановки);

Второй этап ра боты: - композиц ионное размещен ие изображения на плоск ости листа.

Необходим о скомпоновать всю гру ппу предметов так, чтобы пло скость листа была

заполнена рав номерно, из ображаемые предмет ы не упирали сь в края листа, и н аоборот,

не оставалось м ного пу стого места. Часто з рительный центр не сов падает с

композици онным центром. Боль шое вни мание надо у делять освещению ( искусственное,

Третий и четвёрты й этапы рабо ты - передача характ ера формы и пропорци и

предметов. Вы являя констру ктивную основу формы предме тов необходимо проверить

перспективу больших форм и особенно оснований пре дметов.

Пятый этап р аботы - выявлен ие объёма предм етов по сре дствам светоте ни и цвета.

Объём предметов в рисунке передаётся при помощи пе рспективы и передачи ф ормы

средствами свет отени - тоном ил и цветом в ну жном тоне в жив описи. Тон - это

физическая хар актеристика св ета. Свет, пада я на повер хность плоскост и, меняется в тоне

в зависимости от положения плоскосте й в пространстве по отношен ию к источн ику

Шестой этап р аботы детальная п рорисовка ф ормы предме тов.

При детальной прорисовке ф ормы надо внимательно наблюдать за в семи оттен ками и

переходами св етотени, за всем и деталя ми формы. П риступая к выявл ению объ ёма

предметов т оном или цвет ом, надо опр еделить самое светл ое и сам ое тёмное место в

натюрморте. Уста новив эти два полюса, об ратить вниман ие на полу тени.

Седьмой завершаю щий этап работы - обобщение и синтез. Подведение итог ов работы

над натюрмо ртом. Н а этом этапе на до вниматель но провер ить общее впечатле ние от

изображения нату ры издали пр ищуренным и глазами и с равнить силу рефлексов с

натурой, кот орые должны сл иваться с те нями, то есть долж но быть т ональное и цветов ое

3. Просмотр уче бного филь ма (10 ми нут) Мастер - класс С.А ндрияки натюрморт

С разрешения пе дагога обу чающиеся пр иступают к ра боте над натю рмортом с нату ры.

Оказание индиви дуаль ной педагогичес кой помощи. Для к аждого о бучающегося пе рерыв

в работе может быть индивиду альным. Это не отвл екает остал ьных детей, от в ыполнения

собственного за дания, не пр ерывает твор ческого проце сса.

Выставка раб от учащихся. М обилизаци я детей на самоо ценку. Советы и рекоменда ции

педагога обу чающимся. Исп ользование информа ции связан ной с практич еской

Цель занятия: дать представление о светотени, как средстве выявления объема шара и научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке углём.

(блик, свет, полутень, тень, рефлекс);

1. рассказать о влиянии направления источника освещения на изображения объема

2. познакомить с графическими терминами

3. учить выполнять тональную проработку шара в соответствии с законами построения светотени углём;

Развиватьу детей фантазию, эстетическое восприятие окружающей действительности, формирование художественного вкуса;

Воспитывать у детей аккуратность и прилежание при выполнении графических работ;

План занятия :

1. Организационный момент….1 мин.

4. Объяснение нового материала …. 2 мин.

5. Закрепление полученных знаний… 5 мин.

6. Практическая часть….… 15 мин.

7. Рефлексия …. 3мин.

8. Домашнее задание… 1 мин.

9. Уборка рабочего места… 1мин.

1. Аудитория - кабинет.

5. Бумага формата А-4

8. Влажные салфетки

1. Постановка из гипсового шара с боковым освещением,

3. таблицы с этапами выполнения светотени

5. образец педагогического рисунка.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых скотчем закреплена бумага формата А-4 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлен уголь, ластик, влажная салфетка.

(Предположения детей)

Педагог: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство.

4. Объяснение нового материала

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко в натюрморте.

Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.

блик — отражение источника света;

свет — поверхность, освещённая источником света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, имеющую тональную градацию близкую к полутени.

Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т. е. градацию темного.

Задача художника – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

5. Закрепление материала

Одному предлагается выставить свет, другому расставить детали разные по тону, в соответствии с порядком распределения света. Задание выполнено. Участники меняются. Теперь другой ребенок ставить свет, а тот, кто ставил свет, расставляет детали. Молодцы!

Сейчас прошу подойти ко мне, я напомню вам, как работать углём.

1. рисуем окружности на листе бумаги.

2. размечаем области блика, света, полутени, тени, рефлекса.

2. светотень наносим слоями.

6. Практическая часть

А сейчас послушайте задание. Я предлагаю вам нарисовать несколько объёмных шаров. После того как вы справитесь с распределением на них светотени, пофантазируйте и дорисуйте из них композицию.

Занимайте свои места. Можно приступать к выполнению задания.

Время на выполнения практического задания подошло к концу. Прошу всех пройти на выставку получившихся работ. Давайте вспомним названия графических терминов.

Педагог: Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа какой прием используют художники? (светотень)

Педагог: Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс)

Педагог: Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Педагог: Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, имеющее градацию светотени)

Коллективно с детьми подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на передачу светотени и композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:

Удалось ли передать объём? Во что превратились шары? Как называется работа? Молодцы вы все хорошо справились.

9. Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет выучить определения графических терминов. (Раздаю определения терминов.)

10. Уборка рабочего места

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 3 класс.

Тема: Объем в живописи и графике. Рисунок с натуры предметов округлой формы .

Вид урока: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: закрепить навык рисования с натуры, передачи объема предмета.

Задачи:

1. Образовательные: дать понятие отличия живописи от графики; познакомить с жанром натюрморта; художественное понятие натюрморта.

2. Развивающие: развитие глазомера, мелкой моторики, изобразительных способностей; формирование внимательности самоконтроля, пространственного восприятия, закрепление навыков рисования с натуры и штриховки.

3. Воспитательные: воспитать самостоятельность, усидчивость, интерес и любовь к искусству.

Оборудование:

для учителя: мультимедиа, образец нарисованного шара, шар, который дети будут рисовать;

для детей: лист бумаги, простой карандаш, ластик, точилка.

План урока:

Ι. Организационный момент(1 мин.).

ΙΙ. Объяснение цели урока(2 мин.).

ΙΙΙ. Беседа о жанре натюрморт, о форме яблока (10 мин.).

Ι V . Поэтапное объяснение работы(4 мин.).

V. Самостоятельная работа(25 мин.).

VΙ. Подведение итогов урока. Выставка лучших работ(2 мин.).

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Проверьте, пожалуйста, есть ли у вас все нужное к уроку: лист бумаги, простой карандаш, ластик, точилка. Все другое уберите со столов, это будет вам мешать.

Объяснение цели урока

- Сегодня нас ждет увлекательная работа. А для того, чтобы узнать, что мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Он прыгает вверх, он прыгает вниз.

Он может помчаться с тобой прямо вскачь.

И ты его крепче скорее держи.

Ведь это простой и резиновый. ( Мяч ).

Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сияю.
Раздуваюсь вширь
Потому что я . (пузырь)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Его надуть мы сможем быстро.

Впустить в него мы можем пар.

Он полетит не очень низко.

Зовут его воздушный … (шар!)

-Что объединяет все эти предметы?

-Какую форму они имеют?

-А значит, что мы будем сегодня рисовать?

- Правильно, сегодня мы будем рисовать шар с натуры, а также познакомимся с новым для вас жанром искусства.

Беседа по теме урока.

-Скажите, пожалуйста, ребята, как называется этот жанр? Кто-нибудь уже догадался?

- А может кто-нибудь из вас знает, что такое натюрморт?

- Ответы детей.

- Что изображено на них? Чем они отличаются?

-Какой это вид искусства?

- Ответы детей.

- А теперь давайте посмотрим натюрморты, на которых изображены шары.

- Ответы детей.

- Какое отличие вы видите?

- Ответы детей.

Графи́ка — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Поэтапное объяснение работы


Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.


Шаг 3. Далее нужно, соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под некоторым углом. Если Вы старались и все делали правильно, у Вас должен получиться круг.

Шаг 4. Теперь попробуем нарисовать эллипс (овал). Принцип тот же, что и в рисовании правильной окружности – рисуем две пересекающиеся прямые, чтобы получился крест.

Шаг 5. Ставим на горизонтали слева и справа от центра и на одинаковом расстоянии от него две точки. Затем отмечаем на вертикальной линии точками расстояние вдвое или втрое меньшее, чем расстоянии по горизонтали.

Шаг 6. Соединяем точки на линиях между собой так, чтобы получился эллипс. Овалы мы рису- ем для того, чтобы было понятно, как накладываются штрихи при тонировании (закрашивание, штриховка) нашего шара.

Шаг 7. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью. Условно шар можно разбить на три части: 1- сильный свет; 2 - тень; 3 - слабый свет.

На любом предмете можно выделить несколько элементов светотени: Самым светлым будет блик, самым темным – тон (или тень). От того, как вы распределите на предмете свет и тень, зависит то, насколько объемным будет выглядеть этот предмет на рисунке. Понятно, что ложиться солнечные лучи будут по форме, в случае с шаром – по кругу.

Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Представьте, что кто-то взял большой нож и последовательно отрезал от шара куски, соответствующие свету, полутону, тени, рефлексу. Эти воображаемые линии разреза и будут необходимыми нам эллипсами. Нарисуйте их, и уже в соответствии с ними делайте тональный рисунок.

Шаг 8. Теперь можно приступать к тонированию. Его следует выполнять таким образом, что-бы накладываемые штрихи повторяли форму шара.

Совет: чтобы правильно нанести светотень, помните об источнике света.

Самостоятельная работа

- А теперь самостоятельно приступайте за работу.

Подведение итогов урока. Выставка лучших работ

- Сегодня все справились с рисунком. Теперь давайте продемонстрируем лучшие работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить конструктивные особенности предметов, имеющих круглую форму; дать представление о светотени, как средстве выявления объема предмета (свет, тень, блик, рефлекс, падающая тень); ознакомить с зависимостью освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения; научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке. Обучающая - научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением. Развивающая - развивать у учеников: приемы работы акварелью, художественную речь. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти. Воспитательная - воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду. Задачи: • научить учащихся выполнять правильный и точный рисунок окружности; • научить выполнять цветовую проработку рисунка в соответствии с законами построения светотени; • воспитание у учащихся аккуратности и прилежания при выполнении графических работ; • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающей действительности и формирование художественного вкуса; • развитие глазомера и пространственного мышления • изучение теоретических основ конструктивного строения формы предмета, объема, передачи светотени цветом и использование их на практике. Зрительный ряд: Натуральная постановка из гипсового шара с боковым освещением, драпировка, образец педагогического рисунка, таблицы с этапами выполнения этюда, работы учащихся, фотографии, наглядные пособия. Оборудование: Бумага формата А3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисть беличья №5,6, вода, палитра, салфетка Задание: Выполнить построение шара с натуры, передать объём предмета светотенью.

План-конспект открытого урока по живописи в 1 классе на тему:

Преподаватель: Сафонова Александра Фёдоровна

Дата: 24.11.2013 г.

Цель урока: изучить конструктивные особенности предметов, имеющих круглую форму; дать представление о светотени, как средстве выявления объема предмета (свет, тень, блик, рефлекс, падающая тень); ознакомить с зависимостью освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения; научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке.

Обучающая - научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.

Развивающая - развивать у учеников: приемы работы акварелью, художественную речь. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.

Воспитательная - воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

научить учащихся выполнять правильный и точный рисунок окружности;

научить выполнять цветовую проработку рисунка в соответствии с законами построения светотени;

воспитание у учащихся аккуратности и прилежания при выполнении графических работ;

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающей действительности и формирование художественного вкуса;

развитие глазомера и пространственного мышления

изучение теоретических основ конструктивного строения формы предмета, объема, передачи светотени цветом и использование их на практике.

Зрительный ряд: Натуральная постановка из гипсового шара с боковым освещением, драпировка, образец педагогического рисунка, таблицы с этапами выполнения этюда, работы учащихся, фотографии, наглядные пособия.

Оборудование: Бумага формата А3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисть беличья №5,6, вода, палитра, салфетка

Задание: Выполнить построение шара с натуры, передать объём предмета светотенью.

Организационный момент……………………….5 мин.

Объяснение нового материала………………….15 мин.

Последовательность построения шара………. 50 мин.

Практическая часть…………….………………. 5 мин.

Поведение итогов………………………………… 5 мин.

Итоговый анализ детских работ…………………10 мин.

Домашнее задание………………………………….5 мин.

Уборка рабочего места…………………………. 5 мин.

Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых кнопками закреплена бумага формата А3 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлены карандаш ТМ, ластик, акварельные краски, кисти беличьи №3,4,5, палитра, вода, салфетка.

Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

(Предположения учащихся)

Учитель: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

- Как добиться, чтобы ваши рисунки выглядели выразительными и объемными, и в этом нам поможет знания чего?

4. Объяснение нового материала

Учитель: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень.

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Давайте запишем это определение в своих альбомах (записывают под диктовку и со слайда).

Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко натюрморта.

Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.

Но сначала давайте запишем и запомним, какие же существуют элементы светотени:

свет — поверхность, освещённая источником света;

блик — отражение источника света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов.

(записывают под диктовку определения)

Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т.е. говоря простым языком черноту или градацию темного.

Задача рисующего – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

5. Последовательность построения шара

Учитель: «Какие по форме предметы окружают нас? Какие вы знаете плоские и объемные предметы? С помощью каких художественных средств можно передать объем предмета? Перечислите, какие геометрические тела вы знаете?

В учебном рисунке предметы изображаются, как правило, немного меньше их натуральной величины. Рисуя геометрические предметы на листе, следует располагать их выше геометрического центра листа. Конструкцию предметов прорисовывают полностью, намечая их невидимые части.

Итак перед вами гипсовый шар, освещенный ярким светом. Ваша сегодняшняя задача - в карандаше нарисовать этот шар с прорисовкой светотеневых градаций.

Но прежде, чем вы приступите к рисункам, давайте подумаем, как же вы будете рисовать сам шар, ведь как известно, использовать циркуль я запрещаю. Существует два основных способа нарисовать окружность на листе, кто подскажет как?

(дети отвечают или я помогаю – вписать окружность в квадрат или поострить одинаковые диагонали)

Шар - это тело вращения, на его форме мы можем наблюдать, как располагается свет и тень на любых предметах, имеющих схожую форму. Не умея рисовать шар, мы не научимся рисовать не только вазы и чайники, но и более сложные предметы а также лица людей. Простые фигуры учат понимать форму правильно.

Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма, образованная вращением окружностей (образующих) вокруг оси (диаметра).

Стадии рисунка шара: - композиция — в тонких линиях намечаете

положение шара в листе;

- построение — в первую очередь, построение

Из этого урока мы узнаем, о таких понятиях, как свет (блик и свет), полутень, тень собственная и рефлекс. Также мы узнает о том, что такое падающая тень.

1. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху - тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.



2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части - это будет центр и радиус круга.



3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие - измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии.



4. Затем через центр нужно провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.



5. Соедините полученные точки и круг готов.

6. Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.





7. Намечаем место, где находится падающая тень. Под каким углом она падает на поверхность? Затем делаем разметку областей света, тени, полутени, падающей тени, а также разграничение передней и задней плоскости. Самым светлым будет блик, самым темным — тень. От того, как вы распределите на предмете свет и тень, зависит то, насколько объемным будет выглядеть этот предмет на рисунке. Понятно, что ложиться солнечные лучи будут по форме, в случае с шаром — по кругу. То есть, в перспективе по эллипсам. Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Представьте, что кто-то взял большой нож и последовательно отрезал от шара куски, соответствующие свету, полутону, тени, рефлексу. Эти воображаемые линии разреза и будут необходимыми нам эллипсами.

Давайте еще раз закрепим этапы выполнения рисунка:

1. построение окружности на листе бумаги

Необходимо следить, чтобы круг был на слишком большой и не слишком маленький, т.е. располагался в листе равномерно.

2. разметка областей света, тени, полутени, падающей тени.

3. разграничение передней и задней плоскости

6. Практическая часть

7. Поведение итогов

Ребята, скоро прозвенит звонок, и поэтому давайте закрепим сегодняшнюю тему.

Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа художники используют какой прием? (светотень)

Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)

Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов)

8. Итоговый анализ детских работ

В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:

9. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим работу над цветовой частью ваших рисунков. А домашним заданием для вас будет выучить записанные сегодня определения.

Читайте также: