Слитное и раздельное написание не с причастиями 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

1. Буквенный диктант.

первая гласная в слове “приключение”,недостающий непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )слова, противоположные по значению (первая буква),соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,тип речи: повествование, описание и. наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),как назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),падеж, отвечающий на вопросы: кем? чем?последняя гласная буква в слове “иносказание”.А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!

2. Повторение, проверка домашнего задания:

(2 ученика работают у доски с карточками, см. “Приложение”)

Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.)

не слышится шороха

не широкая, а узкая река

неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь

не в чем сомневаться

не за что хвалить

вовсе не грустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

3. Объяснение нового материала.

(Инсценировка грамматической сказки)

О том, как Не искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

Оно сказало невесело:

Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.Я совершенно одинокое Причастие.Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.И друзья побежали к новым приключениям.

Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №4)

4. Тренировочные упражнения.

A. (Комментированное письмо у доски)

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд № 5.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.

Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды. Слайды 6,7.

НЕ с причастиями НЕ с прилагательными НЕ с существительными НЕ с наречиями НЕ с глаголамиНЕ с деепричастиями НЕ с местоимениями

1) Бедность не?порок. 2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж. 3) Голод не ?тётка. 4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.5) Дураку закон не? писан.6) Не?боги горшки обжигают. 7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.8) Не ?всё коту масленица. 9) Не? всякое лыко в строку.10) Семеро одного не? ждут. 11) Жить весело — и помирать не?с чего. 12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.15) Не? пойман — не?вор. 16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай. 18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.

Г. Письмо по памяти. Слайд 8.

А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.

1. Если слово не употребляется без НЕ:

небылица, ненастье, невежда

2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:

недруг – враг, неправда – ложь

Если есть или подразумевается противопоставление:

Не правда, а ложь.

Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.

Если слово не употребляется без НЕ

ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый

Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ

Небольшая речка, т.е. маленькая

Неинтересный концерт, т.е. скучный

Невысокий домик, т.е. низкий

Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления

Речка неширокая, а ( = и) глубокая.

Роман небольшой, но (= и) интересный

Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти

Абсолютно неинтересный концерт.

Совершенно неважный документ

Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными

Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило

Если есть или подразумевается противопоставление

Речка не глубокая, а мелкая.

Концерт не интересный, а скучный.

Домик не высокий, а низкий

Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами

Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор.

Ни на кого НЕ похожий ученик

Со сравнительной степенью прилагательных

Не хуже и не лучше других. Не более и не менее

Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

О том, как Не искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

Оно сказало невесело:

Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.Я совершенно одинокое Причастие.Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

О том, как Не искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Продолжать обучать учащихся правописанию не с различными частями речи; познакомить с правописанием не с причастиями полной и краткой формы, с причастными оборотами. Уметь находить причастия и причастные обороты в тексте, применять полученные знания.

ВложениеРазмер
ne_s_prichast.docx 15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 7 классе по теме

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2019г.

  • обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
  • изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
  • формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

- уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

- прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.

Планируемые результаты обучения :

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного материала . Словарный диктант.

Необыкновенный аквариум, нелегкий путь, не трогал акварель, невежда, не торопливая, а медленная походка ; не правда, а ложь; неуклюжий медвежонок, долгое ненастье, ничуть не интересный фильм, мне нездоровится, недруг, несозревшая пшеница.

4. Проверка учеников, работающих у доски. Оценки.

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Какая это часть речи?

- Что такое причастие? Причастный оборот?

5. Объяснение нового материала. Сказка о причастии.

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
  • Я совершенно одинокое Причастие.
  • Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

6. Вывод. Алгоритм написания не с причастиями. Слово учителя:

Не с причастиями пишутся

1) С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов

2) Если причастие без НЕ не употребляется

1) Если причастие имеет при себе зависимое слово

не сделанное мною задание

2) Когда Не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не . Отнюдь не решенная задача.

3) Когда есть ( или подразумевается) противопоставление

Не написанная, а напечатанная работа

4) С краткими причастиями

7. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.

A. (Комментированное письмо у доски)

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

Учитель: Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.

Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды.

НЕ с причастиями
НЕ с прилагательными
НЕ с существительными
НЕ с наречиями
НЕ с глаголами
НЕ с деепричастиями
НЕ с местоимениями

1) Бедность не?порок.
2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.
3) Голод не ?тётка.
4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
5) Дураку закон не? писан.
6) Не?боги горшки обжигают.
7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
8) Не ?всё коту масленица.
9) Не? всякое лыко в строку.
10) Семеро одного не? ждут.
11) Жить весело — и помирать не?с чего.
12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
15) Не? пойман — не?вор.
16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.
18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит. 8.Индивидуальная работа по карточкам. ( Слабые уч-ся работают у доски.)

( Не) забываемый подвиг,(не)скошенное поле, (не) глубокая речонка, (не)приятель (не) обнаружен, задача (не)решенная, (не) исправленная вовремя ошибка, телефон (не) отремонтирован, (не) исследованные пространства.

( Не) исследованные учеными пространства, (не)оправданное волнение, (не)остывший ещё пирог, (не) успокоившееся море, (не) отправленная домой телеграмма, (не) погашенный костер, (не) с кем поделиться, скамейки (не) покрашены, письмо (не) отправлено, (не) брани и (не) хвали, (не)глубокая река.

Карточка № 3 Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

9. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске Запись на интерактивной доске: ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ. - Как вы понимаете эти слова? Выполните синтаксический разбор предложения. Выполните морфологический разбор причастия. Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске. 10. Подведение итогов. Рефлексия. Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по решению вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Задачи:
1.актуализировать знания о правописании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

2.организовать деятельность по выбору способа решения вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями;

3. формировать коммуникативные умения учащихся.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка, ,

1. Самоопределение к деятельности (Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность). Приемы: моральная поддержка(1минута). Обсудить критерии оценивания каждого этапа урока.

2. Актуализация + затруднение в индивидуальной деятельности. Выявление причины затруднения, совместное целеполагание. Где и почему возникло затруднение? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? ( 5 минут)

(сотрудничать в совместном решении проблемы)

Словарный диктант. Слайд 2.

Не холодный, а теплый; невысокая калитка, колонна не освещена, не трогал акварель; нелепая походка, невежда; дождь, не прекращавшийся в течение часа, небольшой павильон (взаимопроверка).

(Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи?

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?)

Совместное целеполагание (Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем).

Будем учиться

различать частицу НЕ, приставку НЕ-, НЕ часть корня;

объяснять условия выбора орфограмм;

составлять алгоритм и использовать его в рассуждении;

исправлять свои ошибки

3.Открытие нового знания. Работа в группах по изучению нового материала. Используется подводящий диалог .(5 минут)

1.Запута…ые следы, пута…ый ответ, суше..ые на солнце грибы, суше..ые грибы.

Запутанные следы, путаный ответ, сушенные на солнце грибы, сушеные грибы.

(Работа с сигнальными карточками, вставить пропущенные орфограммы, доказать).

Назовите причастие, докажи (признаки причастия). Что называется причастным оборотом?

Определи часть речи? Возникают ли затруднения? Почему?

Как отличить причастие от глагола и прилагательного?

Образуй новые слова с НЕ.

Какую учебную задачу мы должны решить?

Какие положения мы выбираем? (Учащиеся предлагают свои гипотезы)

НЕ – приставка, часть корня, пиши слитно

НЕ – отрицательная частица, пиши раздельно

Работа в группах. Коммуникативное взаимодействие позволяет построить новый способ действий и формирует способность к его выполнению (составление алгоритма).

2.Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия. Используется проверка версий с помощью учебника. Работа в тетрадях на печатной основе (Г.А. Богданова) упр. № 92

Гипотезы: НЕ в причастиях может быть приставкой или частью основы и поэтому пишется слитно, НЕ – частица и пишется раздельно.

3.Задания на выбор. Составить алгоритм или таблицу (7 минут).

Спланируйте свою деятельность. Составьте алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Смотрю: употребляется ли оно без НЕ

(не употребляется – слитно)

Определяю: полное оно или краткое.

( краткое – пишу раздельно)

Смотрю: есть ли противопоставление или зависимое слово?

(Есть – пишу раздельно.

Нет – пишу слитно.)

Учащиеся заполняют в тетради таблицу примерами. ( Учащиеся фиксируют мнения, свои версии проверяют с помощью учебника, обмен мнений в группах). Составляется алгоритм рассуждений или таблица.

1.Не употребляется без НЕ.

1. Без НЕ не употребляется.

2.Нет противопоставления с союзом А

2.Есть противопоставления с союзом А

3.Нет зависимого слова.

3.Есть зависимое слово.

Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.

Учитель. Существуют слова- сигналы слитного и раздельного написания НЕ в любых частях речи, необходимо найти эти слова в других источниках. (Поиск информации в других источниках.)Учащиеся называют эти слова-сигналы. Слайд 11.

НЕ- слитно Не- раздельно

очень отнюдь не

слишком никак не

весьма далеко не

совершенно ничуть не

абсолютно нисколько не

3. Первичное закрепление. Возвращаемся к ситуации, вызвавшей затруднения, и разрешить его с опорой на новое знание. Какой алгоритм твоей деятельности?

Решение типовых заданий с проговариванием вслух алгоритма.

Работа в печатных тетрадях ( упр. № 93 ) (6 минут).

4. Самостоятельная работа с самопроверкой. Небольшой объем письменной работы помогает отследить, как ученик усвоил новый материал. Учащиеся, сравнивая работу с образцом, убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Создается ситуация успеха. Те, кто допустил ошибку, выявляют их причины и исправляют на следующем этапе урока.

На бруснике блестела (не) высохшая трава. Река (не) замерзавшая целую зиму безмолвно струит свои мутные воды. Комната( не) проветрена.

Собака (не) видевшая тигра (не) боится его. Шорох ветвей ничем (не) заглушаемый раздавался близко.(5 минут)

Слайд 13. Проверь себя.

На бруснике блестела невысохшая трава. Река, не замерзавшая целую зиму, безмолвно струит свои мутные воды. Комната не проветрена.

Собака, не видевшая тигра, не боится его. Шорох ветвей, ничем не заглушаемый, раздавался близко.

6.Повторение и закрепление нового. Предлагаются разноуровневые задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Коммуникативное взаимодействие – работа в группах, парах. Приемы: выбор заданий, моделирование (5 минут).

Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия

1 задание – в данных выражениях раскрыть скобки. Объясни слитно-раздельное написание НЕ. (взаимоконтроль).

Трава (не) скошена,(не) обыкновенное путешествие, никогда (не) знавшие страха, далеко (не) решенный вопрос,(не) скошенные луга, еще (не) решенная задача;(не) сделанная, а лишь начатая работа.

Слайд 15.Проверь себя и друга.

2 задание – моделирование предложений, выражений (докажи утверждение: НЕ в причастиях может быть приставкой или частью основы и поэтому пишется слитно, НЕ – частица и пишется раздельно). (обмен мнениями)

(Не) прекращающийся шум ливня. –

(Не) просохшая земля. –

Еще (не) решенная задача.-

(Не) отправленное письмо.-

Непрекращающийся шум ливня. – Не прекращающийся весь день шум ливня.

Непросохшая земля. – Не просохшая после дождя земля.

Еще не решенная задача.- Нерешенная задача.

Неотправленное письмо.-Письмо не отправлено.

7.Задание на закрепление. Самозачет (самостоятельная работа с самопроверкой).Выбери способ написания не со словами (слитно или раздельно). Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия. ( 3-5минуты)

Слитно: А – не употребляется без не

Б – отсутствие пояснительных слов

Раздельно: В - есть противопоставления с союзом А

Г - есть зависимое слово, есть слова сигналы

Д – краткое причастие

(не) сущийся поток, отнюдь (не) законченный разговор, еще (не) вспаханная земля, никем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны; (не) придуманное, а взятое из книги предложение,(не) окрашенный вовремя забор, (не)удержавшись,(не)замерзающий пруд.

Слайд 19. Проверь себя. Помоги другу.

7.Самооценка результатов деятельности. (3 минуты) Степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели. Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. Приемы: беседа, самостоятельная работа, использование специальных сигналов.

Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

Где будете использовать?

Домашнее задание на выбор. Стр. 63, упр.№94 (тетрадь) составить схему. Упр. ,


Познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;

Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Развитие памяти, воображения, монологической речи;

Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательная:

воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучения нового материала

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.Работа у доски

Задание: прочитать и записать данные примеры:

Неполадки в работе, мелкие невзгоды, неряшливый вид, отвратительный невежда, неподкупный человек, неумолчный шум:

Маленькая неточность, большое несчастье, непостоянный друг, невежливая девочка:

Не вежливость, а грубость: не добрый а равнодушный

2.Проблемное задание

Сформулируйте правила написание НЕ с именами существительными и прилагательными. Послушайте шутливое стихотворение, которое поможет вспомнить правило.

-Лепость катится за –веждой,

-уч – в погоне за надеждой

-взгоды стали на коньки –

Что за дивные деньки!

Учитель: Как вы думаете, как пишутся причастия с НЕ? Конечно, Причастия с НЕ пишутся тоже то слитно, то раздельно – в этом они подражают именам прилагательным. Но у причастия есть и свои пункты к правилу слитного и раздельного написания НЕ.

III.Работа над темой урока

- Среди данных слов на доске попробуйте найти причастия.

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.

-Почему вы выбрали именно эти слова? (Эти слова являются причастиями, потому что обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопрос какой? Например, негодующий – от глагола негодовать, ненавидящий –ненавидеть. Это действительные причастия настоящего времени.)

- Что объединяет эти слова? (Эти слова объединяет то, что все они пишутся с не слитно).

- Почему они пишутся слитно? о.( Данные слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются).

- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?

Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).

- А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга; (Не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина,(не)примятая трава; трава (не)примята, (не)забытая, а созданная снова песня.

Пока нам сделать это затруднительно. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).

_ Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.

Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради.

Работа в группах.

Случаи слитного написания нес причастиями.

1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)

- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Подберите однокоренные слова других частей речи (негодование, негодовать).

2. Невыраженный признак, нерешённая задача.

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.

3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).

Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями.

1.Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.

2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.

2.Реки ещё не скованы льдом. Обед ещё не приготовлен.

– В чём особенности этих причастий? (они краткие)

– Каким членом предложения они являются?(сказуемым)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

А теперь проговорите за столом все варианты слитного и раздельного написания не с причастиями. Назовите случаи слитного написания не с причастиями.

Случаи раздельного написания нам напомнит группа 1

IV.Закрепление

Учитель. Теперь, зная условия, при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)

№1 - выписывает краткие причастия.

№2 – выписываем с противопоставлением.

№3 - выписываем причастия с зависимыми словами.

№4 – выписывает всё остальное.

1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.

2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.

3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;

4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.

5. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

V.Домашнее задание: повторить правила,из текста выписать 6 предложений со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями

VI.Рефлексия.

- Какое задание на уроке было наиболее интересным?

- Какое задание оказалось самым трудным или просто вызвало затруднение?


-75%

Основным принципом реализации технологии деятельностного метода является принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности. Позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция педагога - "организую самостоятельное "открытие" учащимися нового знания". По данной образовательной технологии построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Тип урока – урок введения нового знания.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Виды деятельности: диалог, орфографическая работа, пробное задание, составление алгоритма, комментированное упражнение, самостоятельная работа, тест, рефлексия.

Средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint, учебник, листы самооценки.

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Повторить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Развитие памяти, воображения, монологической речи;

Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

Совершенствование умения работать в парах.

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Я рада всех вас видеть, как всегда!

К уроку вы готовы? Ну, конечно, ДА!

На парте ручки, учебники и тетрадки,

Значит, все будет в полном порядке!

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

(Дополнительно загадка зафиксирована на слайде презентации)

- Правильно, это причастие, часть речи, которую мы с вами сейчас изучаем. А кто-нибудь из вас может сказать, сколько уроков по этой теме у нас уже прошло?

(Дети могут только предположить и попробовать угадать) (Это уже 24 урок).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин)

- Это много или мало по-вашему? (Много)

- Какие темы мы уже изучили?

(Дети перечисляют изученные темы:

-Причастие как часть речи

-Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

-Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота

- Действительные и страдательные причастия

-Краткие и полные страдательные причастия

-Образование и правописание действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

-Н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных).

- Проверим, насколько хорошо усвоены изученные темы.

-Выполните рфографическую работу: спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически. (Задание зафиксировано на слайде)

Стел..щийся туман, крас..щее вещество, увлека..мый течением, застро..нный участок, жаре(н,нн)ое мясо, покраше(н,нн)ые волосы, избалова(н,нн)ый родителями малыш; собра(н,нн)ые игрушки.

Ученики выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка - по слайду с правильными ответами.

Стелющийся туман, красящее вещество, увлекаемый течением, застроенный

участок, жареное мясо, покрашенные волосы, избалованный родителями

малыш, собранные игрушки.

- Оцените работу друг друга и поставьте отметку в таблицу.

- Теперь выполним задание на пробное действие (записано на доске).

Дверь (не)закрытая, а открытая

(Не)закрытая учителем дверь

- Как вы напишите данные слова? (Не знаем)

- Почему не смогли выполнить данное пробное задание? Что в нем нового?

- Что будем делать, ведь мы не знаем, как выполнить это задание? (Будем пробовать)

Выполнение пробного действия и сопоставление полученных вариантов.

Дети предполагают, что нужно писать в одном случае слитно, а в другом раздельно, Но доказать ничего не могут, так как у них еще нет способа, подходящего для выбора правильного решения.

Выявление места и причины затруднения.

- Давайте подумаем, что помешало нам правильно написать все слова?(Отсутствие знаний)

- Слова какой части речи вызвали затруднение? (Причастие)

- Но ведь мы уже так много знаем о причастиях, почему мы не смогли написать их верно?

(Потому что мы не знаем, как пишется НЕ с причастиями)

- Разве мы не изучали еще правописание не со словами? (Изучали, но только не с причастиями)

- Как пишется не с другими частями речи?

Ребята вспоминают правописание не с существительными, прилагательными и глаголами, обращаясь, если необходимо, за помщью к слайду-помощнику)

Всегда раздельно, кроме тех случаев, когда без не не употребляется

Не с существительными и прилагательными

Если без не не употребляется или можно заменить синонимом или близким по значению словом без не – слитно, если есть противопоставление с союзом)

а или слова ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не – раздельно

- Значит, причина затруднения: Мы не знаем, как писать НЕ именно с причастиями.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Слитное и раздельное написание не с причастиями)

Запись темы на доске и в тетрадях.

- Какие цели мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Узнать правила слитного и раздельного написания не с причастиями)

- Каков будет конечный результат урока? (Научиться правильно писать не с причастиями)

- Как будем добиваться этой цели?

(Постараемся открыть правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

- Где можно найти подсказки к открытию нового? (В учебнике, например, а еще где?

(Если ребята сами не догадаются, я задам наводящий вопрос

- Как думаете, почему словосочетания в пробном задании я записала в два столбика? (В одном – слитно, в другом – раздельно)

- В каком слитно, а в каком наоборот? Почему?

(Во втором столбике есть пример со словом, которое без не не употребляется, значит, 1 столбик – раздельно, 2-слитно)

- Как думаете, почему дверь не закрыта – раздельно? (Краткое причастие)

- Дверь не закрыта, а открыта ? (Есть противопоставление с союзом А)

- Не закрытая учителем дверь? (Есть зависимое слово)

- Построим алгоритм действий. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.

1.Есть ли противопоставление с союзом А

В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.

2. Есть ли зависимые слова

На столе лежало не отправленное мною письмо.

Нет противопоставления с союзом А и зависимых слов

Физкультминутка

Встали, подтянулись, приготовились. Я называю причастия – вы выполняете действия, но только те, которые обозначены причастиями настоящего времени!

Бегущий на месте.

Хлопающий в ладоши.

Упавший на пол.

Севший за стол.

Садящийся за стол.

Отдыхающий 3 секунды.

Приступающий к работе.

5. Реализация построенного проекта.

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение. (По одному выходят к доске, объясняют, пользуясь составленным алгоритмом)

(Не)выполненная работа, (не)подаренная мною книга, тетрадь (не)исписана, (не)открывающаяся, а закрывающаяся дверь, (не)навидевший ложь.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Откройте учебники на стр. 68, прочитайте правило про себя. Соответствует ли правило учебника алгоритму, составленному нами? (Да).

- Чем удобнее пользоваться в работе: правилом или алгоритмом? (Конечно, алгоритмом)

- Обратите внимание на графическое обозначение изучаемой орфограммы.

Работаем в парах.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;

работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;

еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.

1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;

2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;

3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

- Не забываем проставлять оценки за все этапы работы в оценочной таблице.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Списать предложения, решить орфографическую задачу. Выделить причастные обороты, расставить недостающие знаки препинания.

1 ряд – 1,2 предл.

2 ряд – 3,4 предл.

3 ряд – 5,6 предл.

Еще (не) тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

(Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с (не) умолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, (не) заросшую кустарником.

Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.

В воздухе закружилась (не) опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Самопроверка по эталону.

    Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником .

Река, не скованная льдом , пенилась и бушевала.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

8.Включение в систему знаний и повторение.

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Правописание НЕ с причастиями)

- Пригодился ли материал, изученный раньше, для изучения нового? (Да, повторили орфограммы причастия, правописание не с другими частями речи)

- Где сможет пригодиться материал, изученный сегодня на уроке? (При написании диктантов, в жизни – чтобы уметь грамотно писать и т.д.)

Какое из данных слов является причастием?

2. Какое из данных причастий действительное?

А) шуршащие листья

Б) распахнутое окно

В) расставленные чашки

Г) отправленная телеграмма

3. Какое из данных причастий страдательное настоящего времени?

А) заполненный бланк

Б) объясняемое правило

В) штурмующее войско

Г) высланный конверт

4. В каком из данных причастий суффиксы –ущ-/-ющ-?

5. В каком из данных слов пишется НН?

А) дичь поджаре….а

Б) жаре….ая на огне дичь

Г) серебря….ый кувшин

6. В каком из данных слов НЕ пишется слитно?

А) (не) разбросанные, а убранные игрушки

Б) (не) разбросанные по комнате игрушки

В) (не)годующий начальник

Г) игрушки (не) разбросаны

7. В каком из предложений причастный оборот стоит после определяемого слова?

А) Засеянное озимой рожью поле зазеленело.

Б) Гость приглашенный родителями сидел на диване.

В) Ученики класса расстроенные пошли домой.

Г) Раскрасневшийся от стыда Степан стоял в коридоре.

В 2. А 3. Б 4. А 5. Б 6. В 7. Б

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Какую цель ставили мы перед собой сегодня на уроке? (Научиться писать не с причастиями)

- Удалось достигнуть этой цели? Каким способом мы ее достигли?

- Что было трудным? Что осталось непонятным?

- Выскажите свои впечатления от урока, используя метод незаконченных предложений. (Слайд)

Домашнее задание: п. 26, стр. 68, упр. 154. Творческое индивидуальное задание: написать сказку про то, почему НЕ пишется с причастиями то слитно, то раздельно.

Урок русского языка в 7 классе

Работаем в парах.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Какое из данных слов является причастием?

А) длинный Б) пустынный

В) отправленный Г) деревянный

2. Какое из данных причастий действительное?

А) шуршащие листья Б) распахнутое окно

В) расставленные чашки Г) отправленная телеграмма

3. Какое из данных причастий страдательное настоящего времени?

А) заполненный бланк Б) объясняемое правило

В) штурмующее войско Г) высланный конверт

4. В каком из данных причастий суффиксы –ущ-/-ющ-?

А) стел..щийся Б) завис..щий

В) вид..щий Г) крас..щий

5. В каком из данных слов пишется НН?

А) дичь поджаре….а Б) жаре….ая на огне дичь

В) жаре….ая дичь Г) серебря….ый кувшин

6. В каком из данных слов НЕ пишется слитно?

А) (не) разбросанные, а убранные игрушки

Б) (не) разбросанные по комнате игрушки

В) (не)годующий начальник

Г) игрушки (не) разбросаны

7. В каком из предложений причастный оборот стоит после определяемого слова?

Читайте также: