Расширение ареала цивилизации конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

рассказать об особенностях деспотической власти

закрепить навыки делать выводы из выученного материала

научиться работать с видеоматериалом

закрепить знания по теме

Приветствие и мотивация

Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма

Изучение нового материала (презентация)

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

К.Ясперс, современный немецкий философ

- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

… История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К.Ясперс, современный немецкий философ

- Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).

- Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

ремесло отделилось от сельского хозяйства;

ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;

появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;

образовались государства - система органов управления обществом и его подавления;

создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

- Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV - I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации - египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).

… Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И.Мечников, русский историк, XIX века

- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

- Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

Деспоти́зм— неограниченная власть.

Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.

- Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

- (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

- Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

- (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

- Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах.

Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная папка содержит в себе разработку урока, презентации, таблицу для заполнения обучающимися. Данная разработка составлена в соответствии с УМК Н.В. Загладина, Симония Н.А.

Восточные деспотии.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

рассказать об особенностях деспотической власти

закрепить навыки делать выводы из выученного материала

научиться работать с видеоматериалом

закрепить знания по теме

1. Возникновение первых государств

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

К. Ясперс, современный немецкий философ

- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К. Ясперса?

Задание. Дайте определение понятию государство и перечислите его признаки.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Признаки государства:

1) наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
2) государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия);
3) территориальная организация власти и населения;
4) налоги;
5) суверенитет;
6) единые законы:
7) символика государства.

Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу Первые государства Древнего Востока.

Предпосылки:

1. Социально-политические предпосылки:

а) создаются специальные институты, которые имели право принятия и исполнения решений;
б) обычаи и традиции заменяются законом;
в) появляется армия;
г) возникает аппарат чиновников.

2. Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;
б) повышение производительности труда;
в) появление излишек продуктов.

…Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И. Мечников, русский историк, XIX века

- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.

1 теория – заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников (марксистская теория).
2 теория – покорение других племен.
3 теория – потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Презентация на тему: " Расширение ареала цивилизации. Новые государства образовывались в форме военных деспотий: правитель-главный военоначальник. Почему? 1.Усовершенствование." — Транскрипт:

1 Расширение ареала цивилизации. Новые государства образовывались в форме военных деспотий: правитель-главный военоначальник. Почему? 1.Усовершенствование орудий обработки земли и рост народонаселения приводил к ее нехватке 2. Рост потребностей и земельных площадей – нужны новые рабские рабочие руки Нужно ее захватить у соседей или защищаться от их нападения

2 Военные деспотии древности: Государство хеттов в вв до н.э. Ассирийская военная держава в 10-7 вв до н.э. Персидская военная держава в 6-4 вв. до н.э. Век их был коротким. Почему? 1. Объединялись силой в единое государство слишком разные народы. 2. Борьба местной знати за высшую власть и их сепаратизм.

Похожие презентации

1 10 11 12 13 ЗНАЮ… ЗАПОМНИЛ… СМОГ… 14 15.

1 10 11 12 13 ЗНАЮ… ЗАПОМНИЛ… СМОГ… 14 15.

Основы государства и права Урок 2.. План урока. 1.Характеристика первобытного общества. 2.Причины возникновения государства. 3.Теории происхождения государства.

Основы государства и права Урок 2.. План урока. 1.Характеристика первобытного общества. 2.Причины возникновения государства. 3.Теории происхождения государства.

Тема: Персидская мировая держава Prezentacii.com.

Цивилизация Древней Греции 2 часть. ..\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный 8.JPG..\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный 8.JPG Иностранцы (метеки)Женщины.

Цивилизация Древней Греции 2 часть. ..\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный 8.JPG..\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный 8.JPG Иностранцы (метеки)Женщины.

Т И Г Р Т И Г Р Ж Е Л Е З О Ж Е Л Е З О Т А Р А Н Т А Р А Н С И Д О Н С И Д О Н Д В У Р Е Ч Ь Е К О Н Н И Ц А А Ш Ш У Р Б А Н А П А Л А Ш Ш У Р Б А Н.

Т И Г Р Т И Г Р Ж Е Л Е З О Ж Е Л Е З О Т А Р А Н Т А Р А Н С И Д О Н С И Д О Н Д В У Р Е Ч Ь Е К О Н Н И Ц А А Ш Ш У Р Б А Н А П А Л А Ш Ш У Р Б А Н.

Ближний Восток. Переход к цивилизации

Ближний Восток. Переход к цивилизации

Задача 1 Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит? Полис – это городская республика. В Македонском царстве не было городского.

Задача 1 Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит? Полис – это городская республика. В Македонском царстве не было городского.

ДЕРЖУ !

Н. 1 5 8 4 6 3. Как можно назвать эти фигуры одним словом? Какая из фигур лишняя и почему?

Н. 1 5 8 4 6 3. Как можно назвать эти фигуры одним словом? Какая из фигур лишняя и почему?

Урок истории в 10 классе. Первое в Европе государственное образование – ……………………………………………………… Доказательства - …………………………………. Цивилизация была уничтожена.

Урок истории в 10 классе. Первое в Европе государственное образование – ……………………………………………………… Доказательства - …………………………………. Цивилизация была уничтожена.

Государства и народы соседи евреев Государство Давида 1010-970 гг. до н.э. Древнееврейские государства после 931 г. до н.э. Военные походы и падение древнееврейских.

Государства и народы соседи евреев Государство Давида 1010-970 гг. до н.э. Древнееврейские государства после 931 г. до н.э. Военные походы и падение древнееврейских.

1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 21 2. Прочитать § 22 и ответить на вопросы перед ним.

1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 21 2. Прочитать § 22 и ответить на вопросы перед ним.

Предпосылки феодальной раздробленности на Руси 10 Б класса ©Кузнецов А.В.

Предпосылки феодальной раздробленности на Руси 10 Б класса ©Кузнецов А.В.

Ассирийская держава. Задание - вставить пропущенное слово …

Ассирийская держава. Задание - вставить пропущенное слово …

Вопрос В чем преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? Какие военные новшества применяли ассирийцы?

Вопрос В чем преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? Какие военные новшества применяли ассирийцы?

Проблемный вопрос: Почему древнерусские города окружали стены?

Проблемный вопрос: Почему древнерусские города окружали стены?

Ассирийская держава. Начало использования железа Какой металл первым люди стали использовать в древности? Какой металл первым люди стали использовать.

Ассирийская держава. Начало использования железа Какой металл первым люди стали использовать в древности? Какой металл первым люди стали использовать.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ ГЛАВА 3.. СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ.. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ ГЛАВА 3.. СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ.. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.

Подбираем похожую презентацию.


Государства и народы соседи евреев Государство Давида 1010-970 гг. до н.э. Древнееврейские государства после 931 г. до н.э. Военные походы и падение древнееврейских.

Тема: Расширение ареала цивилизации. Цели урока: Рассмотреть причины слабости.
План: Истоки слабости деспотий древности. 2. Военные деспотии Древнего мира. .
Задание на урок Персия Индия Китай Хронологические рамки Периоды Основные зан.
1. Персидская держава Ахменидов Мидийское государство VII в. до н. э. Столица.
1. Персидская держава Ахменидов Дарий I – (522 – 486 гг. до н. э.). 20 округо.
2. Древняя Индия Хараппа. Современная реконструкция Хараппская цивилизация (X.
Ашока Держава Маурьев IV – II вв. до н. э. – династия Нандов – объединила стр.
2. Древняя Индия Будда Религии Ведические – Индра (царь богов. Агни (бог огня.
3. Древний Китай Китай во времена Чжоу III –Китай во времена Чжоу II тыс. до .
3. Древний Китай Конфуций Власть у родственников Вана. Затем- 200 государств.
3. Древний Китай Цин Шихуанди Империя Цинь (221 – 226 гг. до н. э.) – Ин Чжен.
Великая китайская стена У-ди (140 - 87 гг. до н. э.) – конфуцианство – госуда.

Тема: Расширение ареала цивилизации. Цели урока: Рассмотреть причины слабости.

Тема: Расширение ареала цивилизации. Цели урока: Рассмотреть причины слабости древних деспотий Востока. 2. Дать характеристику Древним государствам Востока. 3. Выявить отличия новых религий от прежних верований. 4.Продолжить формирование умений учащихся систематизировть исторический материал в виде таблицы.

План: Истоки слабости деспотий древности. 2. Военные деспотии Древнего мира. .

План: Истоки слабости деспотий древности. 2. Военные деспотии Древнего мира. 3. Новый этап духовной жизни.

Задание на урок Персия Индия Китай Хронологические рамки Периоды Основные зан.

Задание на урок Персия Индия Китай Хронологические рамки Периоды Основные занятия Общественная организация Духовная жизнь

1. Персидская держава Ахменидов Дарий I – (522 – 486 гг. до н. э.). 20 округо.

1. Персидская держава Ахменидов Дарий I – (522 – 486 гг. до н. э.). 20 округов – Сатрапы (суд, налоги, дороги, каналы и т. д). Армия – военачальник. Единая монета – золотой дарик. Канцелярии (центр, на местах). Тайные осведомители. Верховный контроль – Ха-зарапат. V в. до н. э. – войны с греками. 330 г. до н. э. – пала под ударом Александра Македонского.

2. Древняя Индия Будда Религии Ведические – Индра (царь богов. Агни (бог огня.

2. Древняя Индия Будда Религии Ведические – Индра (царь богов. Агни (бог огня). Сурья (бог солнца). Брахма-низм. Индуизм – Шива (круговорот жизни и смерти). Вишну – хранитель мирового равновесия. Карма. Буддизм - Сиддхартхи Гаутама. Жизнь – страдание. Освобождение – нирвана. Кушанская империя Н. I тыс. - Династия гуптов – Сев. Индия. Взлет культуры.

3. Древний Китай Китай во времена Чжоу III –Китай во времена Чжоу II тыс. до .

3. Древний Китай Китай во времена Чжоу III –Китай во времена Чжоу II тыс. до н. э. – зарож-дение государств. Эпоха Шан (XVIII - XI – вв. до н. э.) –Среднее течение Хуанхэ. Власть у Ван. Столица – Шан. Бронза. Шелк. Иероглифы. Жертвоприно-шения в усыпальницах. Эпоха Западного Чжоу (XI - VII – вв. до н. э.) – племена Чжоу. Ассимили-ровались в культуру Шан. Правитель Сын Неба, вла-дыка Поднебесной.

3. Древний Китай Цин Шихуанди Империя Цинь (221 – 226 гг. до н. э.) – Ин Чжен.

3. Древний Китай Цин Шихуанди Империя Цинь (221 – 226 гг. до н. э.) – Ин Чжен (Цин Шихуанди) объединил Китай. Реформы – система мер ве-сов денег, упрощена письме-нность, единые законы, лик-видация книг Конфуция, ос-лабление знати – центра-лизованное государство. Империя Хань (202 – г. до н. э. – 220 г.) – Лю Бан (Гао-цзу) – начало династии. Смягчение зако-нодательства.

Презентации этого автора

Читайте также: