Конспект коллективного труда в старшей группе зимой

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Познакомить с работой сельчан, фермеров на селе зимой.

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда зимой на селе. Познакомить с процессом снегозадержания на полях, с работой тепличниц. Активно использовать словарь по теме (телятница, механизатор, тракторист, доярка, свинарка, тепличница, снегозадержание и т.д.) упражнять в употреблении существительных (домашних животных и их детенышей) в родительном падеже множественного числа. Развивать умения словообразования, упражнять в делении слов на слоги. Развивать общей и мелкой моторики. Развивать внимание, память.

Материалы: Слайды на экране по теме, салфетки на каждого ребенка. Бумажные валы – 6 штук. Палочки счетные у каждого ребенка. Огурцы и помидоры в корзинке.

1. Отгадайте загадку

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

Да, это зима. (Показываю слайд.)

Давайте вспомним зимние месяцы. Правильно.

Многие из вас отдыхали летом в деревне, а кто был в деревне зимой? Как вы думаете, что сельчане делают зимой, когда поля, сады и огороды укрыты снегами?

Рассказ воспитателя. Зимой на селе, друзья, работа не останавливается. В мастерских, гаражах механизаторы, механики перебирают машины, двигатели, ремонтируют, готовят к весне, к посевной, к пахоте. (Показ слайда.) Чтобы во время работ на поле машины, тракторы, комбайны не ломались, драгоценное время посева не уходило на ремонт. Комбайнер так же готовит свой комбайн к уборке урожая: осматривает, перебирает двигатель, ремонтирует. (Показ слайда.)

(Показ слайда фермы.) Что вы видите на экране? Да, это ферма. Помогайте мне:

на фермах много … кого? (Дети договаривают: «много коров, быков, телят, и т.д.) Зимой на ферме, друзья, работа не останавливается. По-прежнему доярки, что делают? (Слайд.) Скотники что делают? Да ухаживают за животными, разносят корм, убирают навоз. (Слайд.) А тракторист привозит на ферму корма и вывозит на поля навоз. Почему это надо делать с помощью тракторов, а не тележки? Да, животных очень много на ферме и кормов надо очень много. Для кого привозят трактористы корма? Что такое навоз? Не только…Это удобрение очень полезное для растений (как витамины для детей), поэтому его вывозят на поля. Чтобы весной вместе с растаявшим снегом это полезное удобрение проникло в землю и обогатило ее, т.е. сделало ее плодородной.

Зимой на фермах, на селе рождаются детеныши домашних животных. Назовите детенышей домашних животных. (Слайды.) Детеныши рождаются слабыми, во время холодов их подстерегают болезни. Поэтому фермеры, сельчане зимой очень заботятся о малышах. Их переводят в теплые помещения, где за ними смотрят телятницы. За кем ухаживают телятницы? Правильно, за телятами. Свинарки за кем ухаживают? Правильно, за поросятами. Конюхи за кем? Правильно, за жеребятами.

В каждом доме в деревне люди держат домашних животных. Каких? Правильно, но немного: 1-2 коровы 1-2 свиньи, и т.д. Где их держат жители деревни? Их содержат в сарае всех вместе. Когда рождаются малыши у домашних животных, если на улице сильные морозы, люди их даже забирают себе в дом, держат за печкой, в тепле. А когда наступит весна, снова переведут их к мамам. Как вы думаете, зачем они так делают? Правильно, чтобы не заболели, не погибли.

Рассматривание иллюстраций на экране.

Хороший снежок урожай сбережет.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Зима без снега - лето без хлеба.

Много снега - много хлеба.

Так зачем проводится на полях снегозадержание?

3. Отгадайте, что спрятано у меня в корзине (загадки).

Проверим, правильно ли вы отгадали. Да, это огурцы и помидоры. Как называются огурцы, помидоры, только что сорванные. У нас сейчас какой месяц? Да, февраль! Откуда в феврале свежие овощи?

4. Обобщение.

  • Где зимуют домашние животные? (На ферме.) Чем кормят зимой их? (Сеном, соломой.) Откуда зимой взялось сено и солома? (Их заготовили летом.)
  • Кто ухаживает за ними? (Скотник, доярка, телятница.)
  • Что делает доярка? (Доярка доит коров.)
  • Что делает телятница? (Телятница ухаживает за телятами.)
  • Что делает конюх? (Конюх ухаживает за лошадьми.)
  • Что делает тракторист зимой?
  • Что делает комбайнер зимой?
  • Что делает тепличница? (Выращивает овощи, зелень, цветы в теплице.)
  • А что делает зимой пастух, почему он не пасет животных?

4. Предложить детям разделить на слоги перечисленные выше названия профессий (до-яр-ка, скот-ник, те-лят-ни-ца, ко-нюх, тракторист, тепличница).

5. Выложите из палочек вот такого бычка. Поменяйте местами две палочки, чтобы бычок смотрел в другую сторону. Кто справился, молодец, а у кого не получилось, дом еще раз попробуйте.

7. Итог занятия: Чем мы занимались сегодня на занятии? Что нового вы узнали?

Программное содержание:

- пробудить интерес к ручному творчеству и желание самим создавать различные поделки;

- научить различным приемам работы с аппликацией;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику;

- формировать понятия об основных признаках зимы, о снеге, снежинках, снегопаде, морозе, ветре;

- рассказать о предстоящем празднике – Новый год и его праздновании в различных культурах;

- расширить словарный запас: зима, снег, снеговик, снежинка, горка, санки, лыжи, холодный, белый, скрипучий, снежный, зимний, идёт, летит, кружится, падает, ложится, взлетает, порхает.

- воспитывать следующие качества: трудолюбие, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, уверенность в своих силах;

- воспитывать интерес к окружающему миру, вежливость и доброжелательность, умение работать в коллективе.

Материал:

Демонстрационный:

1) Заранее изготовленная поделка-образец – снеговик.

2) Слайды с изображением зимы, зимних забав, снеговика и снежных поделок, бумажные снежинки для релаксации.

Раздаточный:

1) Ватные диски, цветная бумага, декор (ленточки, бусины);

2) Ножницы, карандаши, клей ПВА.

Терминология: Порхает (о снеге) – снег идет медленно, с завихрениями в потоках воздуха, долго не падает на землю.

1. Просмотр презентации

(Цель: визуализация образов и явлений зимней природы).

2. Беседа (Цель: развитие навыка общения в диалоге, пополнение словарного запаса).

1) Какое время года мы с вами сейчас увидели?

2) А как мы догадались, что это зима? Давайте вспомним, что мы увидели (дети перечисляют те явления, которые увидели в видеоролике). Правильно, всё это – признаки зимы.

3) И мы с вами как будто попали в зимнюю прекрасную сказку, хозяйка которой – сама королева Зима.

5) Как вы думаете, справимся мы с такой ответственной работой, постараемся? (Да)

3. Гимнастика для дыхания (Цель: формирование самоконтроля, длинного выдоха).

Ветер воет у-у-у-у-у…

И деревья гну-у-у-у-у…

Вот подул слабенький ветерок ф-у-у-у-у. он дует коротко…

А вот подул сильный ветер Ф-У-У-У-…он дует долго… (2-3 раза)


4. Пополнение словарного запаса.

Тишина в лесу стоит, молодой снежок блестит.

И в избушке на опушке свет в окошечке горит.

Снег в наряд её одел, и на крыше шапкой сел.

Снежинки водят хоровод, И летят-летят вперёд…


1) Какой снег бывает? (белый, мягкий, пушистый, холодный, скрипучий)

2) А ветер зимой какой? (холодный, резкий, морозный)

3) А в какие игры и забавы можно играть зимой? (кататься на санках, лыжах и коньках, играть в снежки, лепить снеговиков)

4) Смотрите, что нам прислала Зима – это снежинки. Возьмите их и давайте устроим снежный танец (под музыку дети встают со своих мест и кружатся, изображая кружение снежинок). А теперь давайте устроим метель (музыка меняется и дети начинают сильнее бежать). Молодцы, Зима очень довольна (все садятся на места).


5. Ход работы по изготовлению аппликации (Цель: организовать коллективный труд детей, приучить их к совместному творчеству)

Что можно слепить из снега? (снежок, горку, снеговика или снежную бабу). Сегодня мы с вами тоже будем делать снеговиков в подарок для королевы Зимы.

• Основа – кусок голубой ткани размером с лист ватмана.

• Ватные диски разрываются пополам и приклеиваются гладкой стороной к основе вертикально по 3 штучки, образуя фигуру снеговика.


• Украшение: дети вырезают из бумаги головные уборы для снеговиков, метлы, носы для снеговиков и приклеивают их к ним. Можно также из ленточек сделать для них шарфики и также приклеить. В качестве глаз можно использовать бусинки.

• Дополнительно между снеговиками можно приклеить бумажные елки, кусочки ваты, изображающие снежные сугробы, чтобы получился зимний лес.


6. Итоги занятия.

Что мы с вами сегодня делали?

Понравилось ли вам лепить снеговиков?

Мы с вами сделали прекрасный подарок для Королевы Зимы, а она нам подарит замечательный праздник – Новый год. Будем с нетерпением его ждать!

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия Перед Новым годом мы с моей сменщицей объявили среди наших детей и их родителей конкурс "Новогодняя игрушка нашей семьи". Предложили родителям.

Конспект занятия по окружающему миру на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В конспекте представлен материал, с помощью которого можно познакомить старших дошкольников с трудом людей зимой. Используя картинки педагог имеет возможность показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы, развивать связную монологическую речь.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Труд людей зимой".

Конспект урока по "Мир природы и человека" по теме: "Труд людей зимой" включает в себя подробный конспект по теме, целью урока является уточнение представления детей о труде людей зимой, этапы урока, серии картинок по содержанию,

Оценить 530 0

Мир природы и человека

учитель Николенко Валентина Васильевна

Тема: Труд людей зимой

Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.

Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам;

Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями; развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

На уроке мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так чётко и так внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Актуализация опорных знаний

Какое время года сейчас?

Какое время года изображено? (СЛАЙД 1)


Назовите зимние месяцы.


(СЛАЙД 2)

- Какой сейчас месяц?


(СЛАЙД 3-4)


III. Словарная работа с речевой зарядкой

1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски): Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель, вьюга, снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.)


Итог: Мы определили слова – предметы, которые относятся к зиме.

2 Задание: (СЛАЙД 6)


На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их: Снег, зима, снежинки

Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

Зарядка для глаз (самомассаж).

3 Задание: Следующее упражнение поможет нам определить тему урока, подобрав словосочетания (с вопросом: что делают?), относящиеся также к зиме

Итог: Как вы думаете, чему посвящена тема нашего урока?

IV.Работа над новой темой

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

- Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)


(СЛАЙД 7)

Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим.


От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути.

Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде. (СЛАЙД 9)


Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.

Итог:1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

- Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.

- Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.


Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.

Какие работы проводят в саду зимой? (СЛАЙД 11)


(Уплотняют снег около стволов деревьев)

- А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов) Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)

Итог: 3. В парках, скверах и садах сажают деревья.




– Что это? Где хранятся овощи зимой?

Как же сохранить осенний урожай?

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)


- А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.

Развитие моторики (перебрать крупу)


Готовясь к весеннему севу люди в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)

Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.


- А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Какие? Почему?


Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными.

V. Закрепление

1.Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения).

2.Подобрать соответствующие картинки к полученным предложениям.

3.Составление рассказа по опорным картинкам.

V I . Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?

Читайте также: