Пдд обж 11 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Правила дорожного движения (ПДД) — совокупность норм, которые регламентируют обязанности всех участников дорожного движения и устанавливают технические требования к транспортным средствам в целях создания условий для безопасной езды.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 16 – 21)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Все основные правила и принципы обеспечения безопасности на различных видах транспорта, государственное управление и контроль за соблюдением правил безопасности пешеходами, пассажирами и водителями, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами – федеральными законами, нормативными документами транспортной отрасли и правилами.

Данные нормативы помогают нам различать опасности, возникающие в многообразных ситуациях на транспорте, дают алгоритм действий, в соответствии с которыми можно составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге, которые относятся к участникам дорожного движения - пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств, что позволит избежать серьезного воздействия и сохранить жизнь и здоровье.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

Информация об ответах

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Установите соответствия:

А. Дорожное движение

1. Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

Б. Безопасность дорожного движения

2.Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог

транспортное происшествие

3. Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства

Г. Участник дорожного движения

4.Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

Информация об ответах

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ОБЖ – 10, 11 класс)

б) Дорога, предназначенная для движения всех транспортных средств.

в) Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

  1. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

3.Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?

а) В любом месте, не мешая движению транспортных средств.

б) В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

в) На повороте дороги.

4. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движение по тротуару?

а) Не важно б) Левой в) Правой

5. Как правильно перейти дорогу на перекрёстке, который оборудован светофором, если на нём горит мигающий жёлтый сигнал?

а) Дождаться пока загорится зелёный сигнал и тогда перейти дорогу.

б) Жёлтый мигающий сигнал обозначает, что светофор отключен, перекрёсток не регулируется. Нужно дождаться момента, когда не будет движения и перейти дорогу.

в) На этом перекрёстке переходить дорогу нельзя.

6. Сколько сигналов имеет пешеходныйсфетофор:

а) Три б) Два в) Четыре

7. От чего зависит длина тормозного пути?

а) От массы автомобиля б) От скорости автомобиля

в) От состояния дороги г) От всех вышеперечисленных причин

8. С какого возраста разрешено перевозить детей на переднем сиденье легкового автомобиля?

а). С 10 лет. б). С 12 лет. в). С 14 лет. г). С 16 лет.

9. Что называется тормозным путем?

а). Расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.

б). Расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до полной остановки.

в). Тормозной след от шин автомобиля.

10. Можно ли перевозить на велосипеде ребёнка 10 лет?

a) Да б) Нет в) Да, при наличии оборудованного сиденья.

11. Разрешается ли водителю мопеда езда по пешеходным дорожкам?

а) Разрешается, если это не помешает пешеходам;

б) Не разрешается;

в) Разрешается в любом случае.

12. Какой груз по величине разрешается перевозить на велосипеде?

a) Груз, который выступает за габариты велосипеда не более чем на 0,5 м по длине и ширине

б) Груз, который выступает за габариты велосипеда не более чем на 1 м по длине и ширине

13. Какую из санкций имеет право применить инспектор ГИБДД к велосипедисту-нарушителю?

а) Предупредить нарушителя; б) Оштрафовать нарушителя;

в) Применить любую из этих санкций.

14 Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?

а) Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств;

б) Переходить дорогу медленно;

в) Переходить дорогу быстрее.

15. Велосипедист при выполнении поворота должен:

а) Подать сигнал поворота рукой во время маневра;

б) Подать сигнал заблаговременно;

в) Подать сигнал заблаговременно и убедиться в безопасности маневра.

16. С какого возраста разрешается обучать вождению на легковом автомобиле?

а) С 14 лет; б) С 16 лет; в) С 18 лет.

17. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем?

а) Запрещено; б) Разрешено;

в) Не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным средством.

18. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте.

Сотрудник ГИБДД имеет право

а) Оштрафовать и предупредить его; б) Оштрафовать нарушителя;

в) Арестовать нарушителя.

19. Как должны обозначаться колонны людей при движении по дороге днем?

а) Белыми флажками спереди и сзади; б) Красными флажками только сзади;

в) Красными флажками спереди и сзади.

20. Причины дорожно-транспортных происшествий с пешеходами?

а) Переход в неустановленном месте; б) На запрещающий сигнал светофора;

в) Неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия или стоящего транспорта;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

по предмету: Основы Безопасности Жизнедеятельности

Автор: преподаватель-организатор ОБЖ –

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока : смешанный

1 . К концу урока обучающиеся будут знать : правила поведения на дорогах пассажиров и велосипедистов, основные теоретические положения и понятия о моделях поведения на дороге;

уметь : распознавать опасности, грозящие при нарушении ПДД;

Иметь представление : о терминах и понятиях по теме: «Правила и безопасность дорожного движения.

2 . В ходе урока способствовать : восприятию и осмыслению материала; развитию умения выявлять основные признаки опасности; мотивации учащихся на активную познавательную деятельность.
3 . В ходе урока содействовать : Воспитанию чувства ответственности за свою жизнь, за жизнь друзей и близких.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с ситуационными задачами, эталон решения ситуационных задач, презентация и видеоролик по теме ПДД, вопросы и задания викторины по ПДД для самостоятельной внеаудиторной работы.

Сообщить обучающимся тему урока, цели занятия, и краткий план урока. Мотивировать обучающихся к активной работе на уроке. Побудить обучающихся к восприятию и осмыслению нового материала.

Получение информации по теме урока, запись темы урока. Осмысление плана прохождения урока

Изучение нового материала; обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме.

Б) Правила безопасного поведения на дороге.

1.1 Общие правила поведения участников дорожного движения (ДД)

1.2. Безопасность пешехода на дороге

1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед

1.4. Переход проезжей части дороги

1.5. Безопасность пассажира

1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае.

1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Ознакомление обучающихся с материалом урока, уметь использовать термины. Научить обучающихся применять и систематизировать имеющиеся знания.

Форма деят. Обуч.: фронтальная

Метод обучения: монолог (лекция- беседа), диалог (вопрос-ответ)

Составление краткого конспекта урока. Выделение основных требований по группам привил.

Закрепление изученного на уроке

А) решение ситуационных задач

Б) просмотр презентации и видеоролика

Консультирование в случае затруднения

Форма деят. Обуч.: индивидуальная.

Метод обучения: самостоятельная работа (диалог)

Решение ситуационных задач,

Анализ и оценка работ обучающихся, подведение итогов

Форма деят. Обуч.: взаимоконтроль

Метод обучения: беседа

Взаимоконтроль и оценка работы.

Сравнение с эталоном.

Викторина по ПДД ( для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы)

Ознакомление с заданием

Запись домашнего задания

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства .

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998— 2017 гг.

Коротко напомним основные положения Правил дорожного движения и ключевые понятия и термины, которые в них используются (все это вы уже изучали на уроках ОБЖ).

В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

1.1. Общие правила поведения участников
дорожного движения

• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и
пассажир) обязаны:

— знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и ра з-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

— помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.

• Участникам дорожного движения запрещается:

— повреждать или загрязнять покрытие дорог;

— снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические
средства организации движения;

— оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения.

1.2. Безопасность пешехода на дороге

• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до роги.

• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс портным средствам.

• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или
мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных
средств.

• При следовании по улице пешеход должен стараться об ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед

• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, что бы не спешить в пути.

• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в
коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки
были свободны от сумок и прочих предметов.

• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании
земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение —
это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

1.4. Переход проезжей части дороги

• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или
надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть
можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

• В местах, где движение регулируется, для перехода про езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све тофора.

• При отсутствии в зоне видимости перехода или пере крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой
там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть
сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.

• Нельзя выбегать на дорогу.

• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить
обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све тофора необходимо осмотреться.

• Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней
д ругую машину, идущую с большей скоростью.

• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс
портного средства или другого препятствия, ограничивающе го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут ствии приближающихся транспортных средств.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

При приближении транспортных сре дств с вкл юченным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

1.5. Безопасность пассажира

• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на
посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

• Посадку в транспортное средство начинают только при
полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру гим пассажирам.

• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

• При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе циальное устройство.

• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на
нее, так как она в любой момент может открыться.

• Передвигаться по салону в общественном транспорте ре комендуется только при его полной остановке.

1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,
потребовать остановить транспорт и открыть двери.

• При заблокировании дверей для эвакуации из салона
транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож но выбить стекла ногами).

• При эвакуации не допускать паники и выполнять указа ния водителя.

• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части
могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к
ним лучше не прикасаться.

• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от
транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав шим.

1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз решается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только
по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как
можно правее.

• Допускается движение по обочине, если это не создает
помех пешеходам.

• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

— ездить не держась за руль;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м
по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его
управлению;

— двигаться по проезжей части дороги при наличии ря дом велосипедной дорожки.

• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею щих трамвайного движения.

1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за вода-изготовителя.

• При движении на дорогах в темное время суток велоси педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све товозвращателем оранжевого или красного цвета.

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

К маршрутным транспортным средствам согласно Правил дорожного движения относят:

2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

3. Любые транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

Где могут двигаться пешеходы в жилой зоне?

1. По тротуарам и по всей ширине проезжей части.
2. По тротуарам и в один ряд по краю проезжей части, если нет тротуаров.
3. Только по тротуарам.

Являются ли тротуары и обочины частью дороги?

1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.

Что означает мигание зеленого сигнала светофора?

1. Предупреждает о том, что светофор неисправен.

2. Разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включен запрещающий сигнал.

3. Означает, что дальнейшее движение запрещено.

Соблюдать правила дорожного движения. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Переходить дорогу только по зеленому сигналу светофора

2. . Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

2. По тротуарам и в один ряд по краю проезжей части, если нет тротуаров.

Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора

2. Разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включен запрещающий сигнал.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Как двигаться по дороге, на которой нет тротуаров?

Чем опасны автомобили с прицепом?

Сколько метров автомобиль будет двигаться при торможении, если водитель захочет мгновенно остановиться?

Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются встречные автомобили?

Какое место на улице опаснее перекресток или остановка автобуса?

Всегда ли видит пешехода водитель автомобиля, который
подъезжает к пешеходу?

Что самое трудное при переходе проезжей части улицы?

Что самое опасное на улице?

При передвижении по краю проезжей части дороги на что должен обратить внимание пешеход?

Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка?

Перечислите, что запрещается пассажиру.

С оставьте кроссворд из следующих слов:

АВТОМОБИЛЬ, ГАРАЖ, ПОВОРОТ

ТРАМВАЙ, ПЕШЕХОД, ПЕРЕКРЕСТОК

КАРЕТА, БУЛЬВАР, ВОДИТЕЛЬ

АВТОБУС, ДОРОГА, ТОРМОЗ

САМОКАТ, РЕЛЬСЫ, СКОРОСТЬ

ВЕЗДЕХОД, ТРОТУАР, ЗЕБРА

РЕГУЛИРОВЩИК, ПЕРЕХОД, СИРЕНА

ОСТАНОВКА, ШЛЕМ, ЗАЯЦ

ПАССАЖИР, КОНДУКТОР, МЕТРО

ЭСКАЛАТОР, ТРАП, КАБИНА

ВЕЛОСИПЕДИСТ, ВЕЛОТРЕК, ПЕРЕЕЗД

ШЛАГБАУМ, ОБОЧИНА, ШОССЕ

КЮВЕТ, КОЛЕСО, ФАРЫ

ОТВЕТЫ ВИКТОРИНЫ:

При повороте заднюю часть автобуса (троллейбуса, трамвая) заносит, он может сбить стоящего близко пешехода.

Когда нет тротуара (за городом), надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые движутся навстречу.

Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов.
Во-вторых, невнимательный пешеход, подумав, что автомобиль проехал, начнет переходить проезжую часть и попадет под прицеп.

Здесь один автомобиль выезжает из-за другого. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

Оба места для пешехода опасны, но особенно опасна остановка, хотя это и незаметно. На остановке вышедший из автобуса школьник, торопится быстрее перейти проезжую часть на другую сторону улицы и выбегает из-за стоящего автобуса спереди или сзади него. В это время из- за автобуса он может не увидеть другой автомобиль, который объезжает автобус или движется ему навстречу. Часто школьник торопится, чтобы успеть на автобус, стоящий на остановке, на другой стороне улицы, и не замечает автомобиль, который движется по проезжей части. В мокрую погоду, гололед или зимой, автобус может занести при торможении и сбить пешехода, если остановка расположена на уровне проезжей части или имеет наклон в сторону площадки. При посадке или высадке невнимательного пассажира может придавить дверьми автобуса.

Не всегда. Водителю приходится наблюдать за многими водителями и пешеходами. Особенно опасно, когда в сумерки пешеход переходит проезжую часть в свете фар двух встречных автомобилей. Вот тут его почти не видно.

Самое трудное - заранее заметить маленький легковой автомобиль или мотоцикл. На улице очень много грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов. Когда они стоят или движутся, за ними могут скрываться другие автомобили, особенно легковые или мотоциклы. Возле проезжей части улицы часто растут деревья, кусты, стоят заборы, рекламные щиты, близко расположены дома. Все это мешает осмотру улицы.

Многие считают, что самое опасное - это автомобиль, особенно, когда он быстро движется, но еще опаснее - стоящий автомобиль, автобус или грузовик. Почему? Потому что автомобиль, который стоит, закрывает собой другой автомобиль и пешеход его не заметит, подумает, что опасности нет, и выйдет или выбежит на проезжую часть и прямо попадет под колеса автомобиля.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.

Ответ: 1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. 2. Открывать двери транспортного средства во время его движения.

Решите кроссворд

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
2. Активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность.
3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Продолжить работу по изучению правил дорожного движения.

Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности.

2. Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности.

Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.

3. Воспитывающие:

Воспитание безопасных для здоровья форм поведения.

Ход классного часа

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения

1.Организационный момент:

Вспомнить ПДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Викторина о транспорте и ПДД

Кто издал Указ о правилах дорожного движения?

С какой целью строили первые дороги?

Какой был первый транспорт?

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?

Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

По обочине навстречу движущемуся транспорту

Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?

В каком городе появился первый автомобиль?

Кто создал 1-й автомобиль?

Какой был двигатель у 1-го автомобиля?

В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?

Ж. Кюньо, Франция

Германия, Даймер и Бенц

1.В какой стране появился 1-й светофор?

Где изобрели электрический светофор?

Город, в котором мы с вами живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог,

Город даёт нам всё время урок.

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- На какие группы делятся дорожные знаки?

(Ответ: Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, сервисные, информационные указатели)

1).Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

Ответ: Б В Е З

2).Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

А) вентиляционные люки

Б) кабину водителя

В) двери и окна

3).У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

4).Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

5).Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

Ответ: БВГАД

6).В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на

крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?

А) через окно

Б) будете выходить через двери по ступенькам

В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током

7).Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?

А) на том месте, где остановился

Б) на островке безопасности

В) вернуться на тротуар

8). Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

9).Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:

А) не моложе 14 лет

Б) не моложе 16 лет

10).При движении по шоссе велосипедист:

А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

Ребята, соблюдайте правила дорожного движения.

1.Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

3.Переходя улицу, убедитесь в безопасности.

4.На улицах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора.

5.Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

6.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка переходите дорогу под прямым углом к проезжей части и там, где она хорошо просматривается по обе стороны.

7.Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходить запрещено! Обходить транспорт спереди или сзади опасно!

8.Не устраивайте игры вблизи дороги. Не катайтесь на коньках, лыжах и санках рядом с проезжей частью.

9.Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!

10.Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается ребятам старше 14 лет, которые изучили ПДД.

Правила и безопасность дорожного движения — это большой комплекс различных мероприятий, которые обеспечивают безопасное перемещение всем ее участникам. Причем к участникам относятся как водители, так и пассажиры с пешеходами. Соблюдать правила должны все в общем порядке и независимо от социального статуса.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Меры безопасности

Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) подразделяются на активные и пассивные. К активным можно отнести:

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

  • Грамотное расположение объектов дорожной сети, сделанное по всем стандартам.
  • Изучение и своевременный ремонт конструкции дороги.
  • Постоянное улучшение ПДД как основного документа.
  • Контроль соблюдения правил.
  • Обязательный контроль прохождения технического осмотра всех транспортных средств, а также оборудования — знаков, светофоров.

К понятию пассивные меры обеспечения безопасности ДД можно причислить улучшение характеристик транспортных средств — модернизирование кузова, улучшение качества ремней безопасности, подушек, и т. д. Помимо этого, сюда же приписывают усовершенствование оборудования, необходимого для пешеходов.

Каждый день человек выступает участником дорожного движения в роли водителя, пешехода или пассажира. Очень ответственно быть пешеходом. Безопасность на дороге зависит ото всех ее участников, а риски сопровождают каждого из них. Нередко виновником происшествия становятся именно пешеходы, которые пересекают дорогу в неположенном месте или перебегают на красный свет светофора.

Человеку не стоит забывать, что, даже если он идет на зеленый, нужно всегда осмотреться, а не надеяться только на правила и удачу. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

  • Перемещение пеших участников должно осуществляться только по тротуарам и пешеходным переходам. Если эти дорожные сети отсутствуют, то двигаться нужно по обочине дороги.
  • В темное время суток при перемещении по обочине, человек должен носить световозвращающие приборы, чтобы водители могли их увидеть.
  • Если пешеходного перехода на перекрестке нет, то перемещаться нужно по линии тротуара или обочины.
  • Если поблизости отсутствует переход, то нужно грамотно оценить расстояние до ближайшего транспорта и, если автомобиль далеко, идти.

Соблюдению правил дорожного движения человека учат практически с самых малых лет. Сначала это происходит дома, затем этому уделяют внимание в школе — дети заучивают правила, пишут конспекты.

Несмотря на это, некоторые взрослые забывают даже основы. Как бы банально ни звучали правила, их необходимо соблюдать. При переходе на противоположную сторону нужно осмотреться. Даже если человек спешит, он не должен рисковать и переходить в нерегулируемом месте.

Безопасность на дороге при плохих погодных условиях достигается путем повышения бдительности. Необходимо понимать, что при дожде, тумане, снеге видимость снижается в несколько раз. Водителю транспортного средства становится труднее: появляется риск заноса, увеличивается расстояние, необходимое для полной остановки.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Отдельно стоить описать правила дорожного движения для пешехода во время гололеда. Двигаться в это время лучше всего по засыпанным песком дорожкам. Также не стоит стоять на краю тротуара, так как есть риск поскользнуться и упасть прямо на дорогу, а на торможение автомобиля можно практически не надеяться.

Для людей, обеспечивающих контроль за дорожным движением, безопасность пешехода является немаловажной задачей. По статистике, каждое третье ДТП происходит с участием пешехода.

Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками движения. По сравнению с теми же водителями и пассажирами, они не защищены кузовом транспортного средства. Именно поэтому ДТП с их участием нередко заканчиваются тяжелыми травмами либо смертью.

Дорожно-транспортные происшествия

ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дорожной полосе с участием транспортного средства, и в котором пострадали люди, транспорт, сооружения, грузы, оборудование либо был причинен другой материальный ущерб. Моменты, когда пешеход упал на дороге или был сбит толпой, не учитываются.

ДТП являются самой большой угрозой для человека. Ущерб от автотранспортных происшествий превышает ущерб всех других происшествий вместе взятых (с участием самолетов, поездов, кораблей и т. д. ). Только на этом проблемы не заканчиваются — по статистике, в основном в таких происшествиях пострадавшими являются здоровые и молодые люди.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что число жертв растет с каждым годом, составляя 1,36 млн смертельных случаев в год. За один 2017 год на дорогах России погибли 19 088 человек, в США эта цифра равна 35 000. На каждые 100 тыс. населения в РФ приходится 13,8 погибших, тогда как в Европе этот показатель равен 5. По статистике, начиная с XX века, на дорогах Соединенных Штатов погибло больше 3 млн человек, это больше, чем потери во всех войнах, в которых участвовала страна.

ДТП наносят огромный материальный, демографический и социальный ущерб экономике России. С 2007 по 2016 год в нашей стране погибло 272 тыс. человек, раненых оказалось больше 2,5 млн, пострадавших детей — 227 тыс, из них больше 9 получили смертельные травмы. Примерно третья часть пострадавших — это трудоспособное население в возрасте от 26 до 40 лет. 20% остаются инвалидами на всю жизнь.

Каждый год экономические потери в результате транспортных происшествий составляют 2 процента ВВП страны. Абсолютные показатели равняются ВВП таких регионов, как Краснодарский край или Республики Татарстан.

По статистике ГАИ в 2018 году выросли показатели автоаварий, совершенных в результате алкогольного опьянения. По сравнению с 2017 годом эта цифра выросла на 1,2 процента. Число раненых выросло на 1,4%. Количество погибших осталось на прежнем уровне. Почти в каждом восьмом происшествии водители были либо пьяны, либо отказывались от прохождения медицинского освидетельствования.

Причиняемый ущерб

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Самый очевидный ущерб от дорожно-транспортных происшествий — это смерть людей. Хотя даже с этим определением не все так просто. К примеру, в Соединенных Штатах смертью от дорожного происшествия считается смерть человека в течение 30 дней после аварии. В Европе работают по такому же принципу. В России 30-дневный срок был введен в 2009 году (до этого погибшими от ДТП считались лица, умершие в семидневный срок).

Другим фактором, который затрудняет подсчет погибших, является намеренное сокрытие и ошибки. Нередко в этом участвует полиция. Даже в самых благополучных и законопослушных странах полиция иногда не сообщает о смертельных исходах.

Сколько людей получило травмы практически невозможно подсчитать, выше были указаны сложности с определением смертности, нетрудно догадаться, что происходит с несмертельными ДТП.

Случаи, когда участника аварии не госпитализируют нередки. В Нидерландах даже проводили эксперимент, в ходе которого выяснили, что полиция регистрирует только 40% пострадавших.

Влияние дорожной сети

Простая дорога с одной полосой в каждую сторону очень опасна в том смысле, что здесь происходят самые тяжелые аварии. Объясняется это довольно просто: водители не рассчитывают дистанцию при обгоне, засыпают или болеют и врезаются во встречную машину. Однако стоит отметить, что интенсивность на таких дорогах не самая высокая.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Если есть широкая разделительная полоса или барьерное ограждение, то риск лобового столкновения исключается. Однако появляется новая проблема — человек может потерять управление транспортом и столкнуться с этим самым барьером, что тоже приводит к серьезным авариям.

Существуют дороги, которые практически исключают случаи столкновения авто с человеком или животными. Прежде всего это дороги первой технической категории (автомагистрали), где нет пешеходных переходов.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Выделение дополнительных участков для стоянки и остановки транспортного средства, а также для подготовки к поворотам направо и налево снижает вероятность столкновения с неподвижными автомобилями.

Оснащение перекрестков светофорами тоже снижает вероятность нарушения и столкновения машин, движущихся по пересекающейся траектории.

Немаловажной является геометрия дороги. Протяженная прямая дорога отрицательно влияет на водителя из-за своей монотонности — человек утомляется или теряет ощущение скорости. Все это только усиливает тяжесть последствий ДТП.

Правила ДД

Первые попытки наладить движение транспорта были предприняты еще в Древнем Риме известным Гаем Юлием Цезарем. Примерно в 50-х годах до нашей эры он издал указ об одностороннем движении на некоторых улицах. Приезжим не разрешалось въезжать на своем транспорте в город, его нужно было оставлять за чертой и нанимать паланкин.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

В то же время было решено организовать левостороннее движение, дабы оставлять правую руку (с оружием) свободной. Была создана служба, которая следила за всеми правилами, в основном туда набирали бывших пожарных. В их обязанности также входило предотвращение драк и конфликтов на дороге. Однако перекрестки оставались нерегулируемыми. Богатые люди нанимали специальных скороходов, которые бежали впереди и очищали путь.

Когда наступала темнота, включался специальный фонарь, который имел два цвета — зеленый и красный. Осуществлял деятельность семафора слуга. Однако реализация прибора оставляла желать лучшего: его скрип был таким сильным, что лошади пугались и подымались на дыбы. Меньше чем через месяц семафор и вовсе взорвался, ранив слугу.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

В 1856 году в Великобритании был принят закон, устанавливающий максимальную скорость движения транспорта — 6 км/ч. Также автомобиль должен был сопровождать человек, который шел впереди. Последнее правило было отменено в 1878 году. В 1896 году максимальную скорость повысили до 23 км/ч. В августе 1893 года были введены первые правила ДД во Франции.

Первые дорожные знаки указывали путь до ближайшего населенного пункта. Первые светофоры были установлены в 1914 году в США. Еще через четыре года они появились в Европе.

В 20-х годах прошлого столетия появился ОСАГО — вид обязательного страхования. На конвенции в Женеве была принята единая система дорожных знаков. Всего было введено 26 знаков, которые были поделены на три класса:

  • Указательные.
  • Предупреждающие.
  • Предписывающие.

Читайте также: