Выразительность и изобразительность в музыке 1 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Мелодия – душа музыки
⚫Сегодня
наш урок посвящён мелодии.
Именно с неё начинается музыка для
каждого человека.
⚫Когда мама поёт малышу колыбельную
песню, никто не подыгрывает ей на
музыкальных инструментах. Но для
маленького человека ещё долго не
будет лучшей музыки, чем эта мелодия.

Что такое мелодия?
⚫ Греческое
слово “melodia” означает пение
песни и происходит от двух корней – melos
(песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает
человеку передать свои чувства и создаёт
различные образы.
⚫ Помните такой цветок – цветик-семицветик?
Каждый его лепесток в известной сказке
выполнял особенное желание. Есть такой же
цветик и у музыки. Сорвём один лепесток – и
музыка польётся быстрее, другой – сменится с
грустной на весёлую. Мелодия – один из
самых главных лепестков в музыкальном
цветке, а в сердцевине у него – интонация.

Давайте прочитаем
стихотворение Е. Королёвой о
разных звуках. Звуки бывают
разные!
⚫ “Все
на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
⚫ Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
⚫ Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.

Какие мелодии бывают?
⚫Мелодия,
которая удобна для пения,
называется “вокальной”.
⚫Мелодия, которую исполняют на
музыкальных инструментах и которая
не предназначена для пения,
называется “инструментальной”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна

Предмет: музыка

Тип урока : изучение нового материала

Тема: Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Цель : формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.

научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;

развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;

воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.

Личностные : развитие эмоционального воспри ятия произведений искусства, интере са к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения;

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Учитель настраивает детей на работу. Высказывает пожелания детям об их удачной работе на уроке.

Подготовка класса к работе. Хоровое чтение стихотворения:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Регулятивные:

- настрой на урок.

- формирование эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Как звучала музыка?

О ком она рассказала?

Какой характер у этого незнакомца?

Записывает на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла.

Раскрывает тайну замысла композитора и объявляет название, которое он дал своему произведению.

Выбирают те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки.

Придумывают названия для этой пьесы.

Мотивируются на активную деятельность,

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Регулятивные :

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

3.Определение темы урока и

постановка учебной задачи.

Показывает портрет Бабы-яги и портреты людей ( презентация, слайд 2 -3 )

Что общего между этими иллюстрациями?

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Корректирует предложенную обучающимися тему урока.

Рассматривают портреты, находят общее.

Формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Познавательные : самостоятельное выделение темы и целей урока;

Коммуникативные :

умение слушать и размышлять.

Личностные :

формирование интереса к музыкальным занятиям.

4.Двигательная физкультминутка.

5.Формирование новых знаний.

Старинная эта музыка или современная?

Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?

Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим?

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

Какие музыкальные интонации подтверждают это?

О чём их беседа?

Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?

Слушают музыку ( наверняка услышат танцевальные интонации ритмы ).

Анализируют пьесу. Сравнивают две мелодии.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Коммуникативные:

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение.

Регулятивные:

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.

Познавательные:

знакомство с новым музыкальным произведением.

6.Физкультминутка.

Слушают музыку и выполняют движения.

7.Формирование новых знаний

( продолжение ).

Объявляет название произведения.

Коротко рассказывает о жанре менуэта.

Менуэт – старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I .

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Почему стихотворение так называется?

Призывает детей к размышлению о сходстве и различии музыки и разговорной речи.

Рассказывает о том, что композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.

Предлагает сравнить интонации стихотворения и музыки.

Предлагает поразмышлять над тем, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине.

Подводит к мысли о том, что именно интонационные особенности музыки нам характер героини.


Конспект урока на тему "Средства музыкальной выразительности" Данная разработка предназначена для детей 1го класса.

Содержимое разработки

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Воспитательные:

Воспитание слушательской культуры учащихся;

Развитие эмоционального восприятия;

Развитие воображения, памяти, мышления;

Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Образовательные:

Оборудование:

Фортепиано, диск, компьютер.

Объяснение нового материала

1 Организационный этап

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о средствах музыкальной выразительности. Что же это такое? Давайте разберёмся!

2 Объяснение нового материала

Музыка- это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Удивительно, правда? Когда люди вместе слушают грустную мелодию, всем им становится грустно, хотя каждый человек думает о чём- то своём.

Музыка раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем её общий характер или настроение. Но с помощью чего это передаётся? (ответы детей)

С помощью средств музыкальной выразительности. Их много, и они разные, давайте же с ними познакомимся.

Мелодия- это то, без чего музыка существовать не может.

Мелодия- это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.(записываем)

Мелодия бывает разной: если мы её можем спеть, то она вокальная, если же не может, то она инструментальная. (записываем)

Мелодия всегда связана с другим средством выразительности, без которого она не может существовать – это РИТМ.

Ритм- это чередование длинных и коротких звуков. (записываем) ( Показываю хлопками)

Именно он обладает способностью влиять на характер музыки. Например: если музыка лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то ритм прерывистый.

Так же в музыке важен ЛАД- это то, что передает настроение (весёлое или грустное).

Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на фортепиано). (записываем)

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп- это скорость музыкального произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). (записываем)

РЕГИСТР- высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. (показываю на фортепиано) Например, если я захочу изобразить птичку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать медведя? (в низком). Совершенно верно.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка.

На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.

Цель урока: Научить через музыку видеть картины природы Познакомить с элементами

№ слайда 2

Цель урока: Научить через музыку видеть картины природы Познакомить с элементами музыкальной речи Изобразить картины природы с помощью художественных средств

Что выражает музыка? настроение, характер, чувства людей.

№ слайда 3

Что выражает музыка? настроение, характер, чувства людей.

Что изображает музыка? звуки природы, ветер, шелест, стук колёс и т.д.

№ слайда 4

Что изображает музыка? звуки природы, ветер, шелест, стук колёс и т.д.

Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия

№ слайда 6

Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия

утро

№ слайда 8

утро

№ слайда 9

утро

№ слайда 10

утро

№ слайда 11

утро

№ слайда 12

вечер

№ слайда 13

вечер

№ слайда 14

вечер

№ слайда 15

вечер

№ слайда 16

Картина

№ слайда 17

Картина

№ слайда 18

Итог урока: Что может изображать музыка? Что помогает музыке воссоздать картины

№ слайда 19

Итог урока: Что может изображать музыка? Что помогает музыке воссоздать картины природы? Какими музыкальными элементами пользуется композитор?

Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия

№ слайда 20

Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия


№ слайда 21

"Утро" (Из мультфильма "Чучело-мяучело") М.Яснова Муз. И.Космачева Утро начинается, начинается, Город улыбается, улыбается. Открываются окошки, Выбегая на дорожки. Громко хлопая в ладошки, Запели звонко дети:

Припев: Раз, два, утро! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе

№ слайда 22

Припев: Раз, два, утро! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами выходи играть! Здравствуй, утро!

2. Город улыбается, улыбается. Солнце поднимается, поднимается. Мы на солнечных

№ слайда 23

Припев: Раз, два, солнце! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вмест

№ слайда 24

Припев: Раз, два, солнце! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами Выходи играть! Здравствуй, солнце!

3. Солнце поднимается, поднимается. Детство просыпается, просыпается. Всюду радо

№ слайда 25

3. Солнце поднимается, поднимается. Детство просыпается, просыпается. Всюду радостные лица, Вместе будем веселиться. С целым миром подружиться Поможет песня эта.

Припев: Раз, два, детство! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вмес

№ слайда 26

Припев: Раз, два, детство! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами Выходи играть! Здравствуй, детство!

Спасибо за урок !

№ слайда 27

Читайте также: