Выразительность и изобразительность в музыке 1 класс конспект урока и презентация
Обновлено: 06.07.2024
Мелодия – душа музыки
⚫Сегодня
наш урок посвящён мелодии.
Именно с неё начинается музыка для
каждого человека.
⚫Когда мама поёт малышу колыбельную
песню, никто не подыгрывает ей на
музыкальных инструментах. Но для
маленького человека ещё долго не
будет лучшей музыки, чем эта мелодия.
Что такое мелодия?
⚫ Греческое
слово “melodia” означает пение
песни и происходит от двух корней – melos
(песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает
человеку передать свои чувства и создаёт
различные образы.
⚫ Помните такой цветок – цветик-семицветик?
Каждый его лепесток в известной сказке
выполнял особенное желание. Есть такой же
цветик и у музыки. Сорвём один лепесток – и
музыка польётся быстрее, другой – сменится с
грустной на весёлую. Мелодия – один из
самых главных лепестков в музыкальном
цветке, а в сердцевине у него – интонация.
Давайте прочитаем
стихотворение Е. Королёвой о
разных звуках. Звуки бывают
разные!
⚫ “Все
на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
⚫ Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
⚫ Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.
Какие мелодии бывают?
⚫Мелодия,
которая удобна для пения,
называется “вокальной”.
⚫Мелодия, которую исполняют на
музыкальных инструментах и которая
не предназначена для пения,
называется “инструментальной”.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока
Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна
Предмет: музыка
Тип урока : изучение нового материала
Тема: Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Цель : формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.
научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;
развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;
воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.
Личностные : развитие эмоционального воспри ятия произведений искусства, интере са к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения;
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент
Учитель настраивает детей на работу. Высказывает пожелания детям об их удачной работе на уроке.
Подготовка класса к работе. Хоровое чтение стихотворения:
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Регулятивные:
- настрой на урок.
- формирование эмоциональной отзывчивости.
2.Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Выявляет уровень знаний.
Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?
Как звучала музыка?
О ком она рассказала?
Какой характер у этого незнакомца?
Записывает на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла.
Раскрывает тайну замысла композитора и объявляет название, которое он дал своему произведению.
Выбирают те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки.
Придумывают названия для этой пьесы.
Мотивируются на активную деятельность,
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Регулятивные :
умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
3.Определение темы урока и
постановка учебной задачи.
Показывает портрет Бабы-яги и портреты людей ( презентация, слайд 2 -3 )
Что общего между этими иллюстрациями?
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Корректирует предложенную обучающимися тему урока.
Рассматривают портреты, находят общее.
Формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.
Познавательные : самостоятельное выделение темы и целей урока;
Коммуникативные :
умение слушать и размышлять.
Личностные :
формирование интереса к музыкальным занятиям.
4.Двигательная физкультминутка.
5.Формирование новых знаний.
Старинная эта музыка или современная?
Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?
Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину? Почему?
Какие черты характера присущи танцующим?
Переговариваются ли они во время танца или молчат?
Какие музыкальные интонации подтверждают это?
О чём их беседа?
Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?
Слушают музыку ( наверняка услышат танцевальные интонации ритмы ).
Анализируют пьесу. Сравнивают две мелодии.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.
Коммуникативные:
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение.
Регулятивные:
умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.
Познавательные:
знакомство с новым музыкальным произведением.
6.Физкультминутка.
Слушают музыку и выполняют движения.
7.Формирование новых знаний
( продолжение ).
Объявляет название произведения.
Коротко рассказывает о жанре менуэта.
Менуэт – старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I .
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Почему стихотворение так называется?
Призывает детей к размышлению о сходстве и различии музыки и разговорной речи.
Рассказывает о том, что композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.
Предлагает сравнить интонации стихотворения и музыки.
Предлагает поразмышлять над тем, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине.
Подводит к мысли о том, что именно интонационные особенности музыки нам характер героини.
Конспект урока на тему "Средства музыкальной выразительности" Данная разработка предназначена для детей 1го класса.
Содержимое разработки
Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.
Задачи урока:
Воспитательные:
Воспитание слушательской культуры учащихся;
Развитие эмоционального восприятия;
Развитие воображения, памяти, мышления;
Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.
Образовательные:
Оборудование:
Фортепиано, диск, компьютер.
Объяснение нового материала
1 Организационный этап
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о средствах музыкальной выразительности. Что же это такое? Давайте разберёмся!
2 Объяснение нового материала
Музыка- это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.
Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Удивительно, правда? Когда люди вместе слушают грустную мелодию, всем им становится грустно, хотя каждый человек думает о чём- то своём.
Музыка раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.
Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем её общий характер или настроение. Но с помощью чего это передаётся? (ответы детей)
С помощью средств музыкальной выразительности. Их много, и они разные, давайте же с ними познакомимся.
Мелодия- это то, без чего музыка существовать не может.
Мелодия- это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.(записываем)
Мелодия бывает разной: если мы её можем спеть, то она вокальная, если же не может, то она инструментальная. (записываем)
Мелодия всегда связана с другим средством выразительности, без которого она не может существовать – это РИТМ.
Ритм- это чередование длинных и коротких звуков. (записываем) ( Показываю хлопками)
Именно он обладает способностью влиять на характер музыки. Например: если музыка лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то ритм прерывистый.
Так же в музыке важен ЛАД- это то, что передает настроение (весёлое или грустное).
Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на фортепиано). (записываем)
Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп- это скорость музыкального произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). (записываем)
РЕГИСТР- высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. (показываю на фортепиано) Например, если я захочу изобразить птичку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать медведя? (в низком). Совершенно верно.
Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка.
На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.
№ слайда 2
Цель урока: Научить через музыку видеть картины природы Познакомить с элементами музыкальной речи Изобразить картины природы с помощью художественных средств
№ слайда 3
Что выражает музыка? настроение, характер, чувства людей.
№ слайда 4
Что изображает музыка? звуки природы, ветер, шелест, стук колёс и т.д.
№ слайда 6
Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19
Итог урока: Что может изображать музыка? Что помогает музыке воссоздать картины природы? Какими музыкальными элементами пользуется композитор?
№ слайда 20
Элементы музыкальной речи: Регистр Мелодия
№ слайда 21
"Утро" (Из мультфильма "Чучело-мяучело") М.Яснова Муз. И.Космачева Утро начинается, начинается, Город улыбается, улыбается. Открываются окошки, Выбегая на дорожки. Громко хлопая в ладошки, Запели звонко дети:
№ слайда 22
Припев: Раз, два, утро! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами выходи играть! Здравствуй, утро!
№ слайда 23
№ слайда 24
Припев: Раз, два, солнце! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами Выходи играть! Здравствуй, солнце!
№ слайда 25
3. Солнце поднимается, поднимается. Детство просыпается, просыпается. Всюду радостные лица, Вместе будем веселиться. С целым миром подружиться Поможет песня эта.
№ слайда 26
Припев: Раз, два, детство! Три, четыре, пять. Выходи играть, Выходи играть! Вместе с нами Выходи играть! Здравствуй, детство!
№ слайда 27
Читайте также:
- Конспект урока тире между подлежащим и сказуемым 5 класс бабайцева
- Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему цаган сар
- Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста на тему колеса для машины
- Кто мы какие мы средняя группа конспект
- Наши четвероногие друзья конспект старшая группа