Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему цаган сар

Обновлено: 05.07.2024

Материалы и оборудование : ТСО – музыкальный центр, СД диски, фотопортреты , искусственные цветы, атрибуты для подвижных игр (колокольчики, герлыги, мягкие модули, праздничное угощение.

Под ритмичную музыку, дети в калмыцких национальных костюмах, в ритме танца входят в зал.

Рассаживаются на стульчики напротив друг друга.

Ведущий : Пусть живут люди в спокойствии и благоденствии!

Будем праздновать все вместе Цаган Сар .

Будем приветствовать друг друга «Менде!

Пусть все задуманное вами осуществится.

Встретимся в этот праздничный день Цаган Сара ,

Когда земля уже оттаяла после зимы!

Ведущий : Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы

С наступлением весны у животноводов заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава, а значит можно выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны – появлением из норки суслика.

(заранее сделанные на занятии по аппликации по технике папье-маше)

Дети Аня,Вова,Заяна : стихотворение :Цаган Сар автор Владимир Санджиев

В далекой глубине времен

Народом – мудрецом рожден .

Грядущему потомству в дар

Калмыцкий праздник Цаган Сар

Горят лампадки по домам

И люди молятся богам,

Хранящим , в этой жизни нас

От бед и от недобрых глаз.

Щедры мы в радости своей

Стол для прохожих и гостей

Мы накрываем от души –

Поешь, попей, потом спляши.

И словом редким

Воздай хвалу далёким предкам

За дар воистину великий

Ведущий : Предлагаю всем вместе спеть песню посвященную празднику Цаган Сар .)

(Под аккомпанемент домбры все поют песню Цаган Сар )

1. Как переводится на русский язык Цаган Сар ? ( белый , счастливый месяц )

2. Сколько времени длится этот праздник? (1 месяц )

3. Как нужно встречать Цаган Сар ?

4. Нужно ли ходить в гости?

5. Какие праздничные блюда готовят?

6. Какую одежду нужно одевать?

7. В какую щечку должна поцеловать мама своего ребенка, и что при этом сказать?

8. Какие виды борцоков вы знаете?

(цельвиг, хорха, хен)

Ведущий : Голова барана символизирует – много овец во дворе. А, как называют детенышей овцы? (Ягнята)

Ведущий : О, какие вы хозяйственные! Молодцы!

Чтец Илья Кучер:автор :Гвозденко Наташа

Если с земли поднимается пар

Это значит ,у нас начался Цаган Сар

Это значит январские вьюги отпели

Зимний холод уходит ,

Целый месяц мы щедро столы накрываем,

И пришедших с улыбкой всем что есть угощаем.

Ведущий :Степь калмыцкая весной

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Цагана: О хяярхн

Зандрсн цяяhян ууж,

Амулн, менд Бяяцхяй!

Наран :Суувсарн онр болж,

Бяясарн баин болж,

Увляс сяяняр hарч

Олна хормад болтха !

Айлана :Увляс менд hарч,

Аhусарн баин болж,

Цуг амтн менд йовтха !

Ведущий : Сегодня на нашем празднике гости – выпускницы детского сада 2017 года. Они совсем недавно учатся в школе, но уже очень многому научились! Для всех нас они споют песни :

Ведущий : Большое спасибо вам наши юные артисты!

Ведущий : Но, что-то наши гости заскучали.

Ребята а что у меня в кисете? Кто догадается ?

Ведущий : отгадайте загадки-

Соскочу — привечу (Шапка)

2.Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму. (Шапка.)

3.Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

4.Я в степи расту высокой,

Птиц пою росой и соком

И кормлю лошадку. (Трава)

5.Скоро будет время вьюг,

В доме кот мурлычет.

Клином мы летим на юг,

Жалобно курлычем. (Журавли)

6.Я живу в большой степи.

Здесь привольно, пи-пи-пи!

А приятель мой хомяк

Лег на травку, как в гамак. (Мышь)

7.Хоть зверек я и степной,

Ты давно знаком со мной.

Я грызун, совсем малыш,

А моя подружка - мышь.

Набиваю в две щеки

Зернышки и колоски. (суслик)

8.Мы пасемся, ходим цепью,

Дружим с австралийской степью.

Мы кудрявы, бе-бе-бе,

Нашу шерсть бери себе. (Овцы, бараны)

9.Нам степная кобылица

Показала щедрый нрав:

Из ведра дала напиться

Молока со вкусом трав.

Сей напиток всех полезней,

Исцеляет от болезней. (Кумыс)

10.По степям гуляет он,

Океаны ковыля. (Степной ветер)

11.Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

12.Мы пасемся табунами

Под упругими ветрами.

Лучше степи ничего

Нет на свете, иго-го! (Лошади)

Дети рассказывают Йоряль (Баир ,Саша ,Дарина,Эрдем,Александр.)

Ведущий : Слово для поздравления предоставляется родителям!

Народные гулянья, яркие действия, которыми сопровождается этот праздник, не оставляют никого равнодушным, дарят улыбки и тепло.

Ведущий благодарю команды и всех за участие, вручает пакеты с конфетами и маленькими борцоками на связке .

Желаем вам, благополучия в доме, здоровья и весеннего настроения!

Пусть в Вашей жизни будет больше положительных эмоций, радости и счастья!

Ведущий : Приглашаем всех к праздничному столу!

Чаепитие в группе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Краткосрочный проект "Ликуй, победная весна" (Праздник Весны и Труда. День Победы)

Проект с детьми средней группы, расчитанный на две недели работы. Включает НОД, наполнение центров развития оборудованием и материалами, работу с родителями.


Праздник Весны - ЦАГАН САР

Встречаем Праздник Весны - Цаган Сар в ДОУ.

Сценарий к празднику весны "Дружно мы весну встречаем!"

Сценарий для второй младшей группы детского сада.


Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз.

Формирование представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.



Праздник ВЕСНЫ – Цаган Сар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кичәлин күцл: Авъясин һол учринь цәәлһҗ өглһн.

Хаврин ирҗәх тускар темдгдүд шинҗләд, шин үгмүдлә таньлдх.

Кичәлин дүнцл:зург, таблица-матрица, сигнальн карточкс, граф-схем.

Кичәлин йовуд.

I. Оргмомент.

1. Кичәлд белдллһн: - Мендвт, күүкд – көвүд, арһул суутн.

- Ямаран бәәнәт? – Гемуга.

- Тана ээҗнр-аавнр ямаран бәәнә? – Гем уга.

Эндр бидн кичәлдән олн-зүсн көдлмш күцәхвидн.Кех көдлмш дала, келлһән ясулчкий.

Сонсан бичә март.


Нүдн, нүдн үз

-Ода ямаран жилин цаг? (ода увл)

-Үвлин сармуд заатн (Бар,туула,лу)

-Үвлин йиртмж ямаран болна?(киитн)

-Үвлин хөөн ямаран жилин цаг ирх? (хавр)

-Үвлин чилгчәр хальмг улс ямаран сән өдр темдглнә? (цаһан сар)

Багш: Жил болһн цуг хальмгулс эн өдриг байртаһар давулна.

Юнгад гихлә кезәнә манна өвкнр киитн үвл чиләд, дулан хавр аашна гихәд байрлдгбәәж.

Цаһансар нег шиндтемдглнә. Цаһанаөмнөдртбоорцгкенә.

Күңгшү һарна. Боорцг олн зүсәр кегднә.Боорцгарн дееҗ бәрнә.

, дееҗ бәрнә. Дәкәд цаһална (күүкд үзүлтн эн өдрлә яһҗ цаһална)




Герин эзн цаһана йөрәл тәвнә. Гер болһнд цагана цәәһән уулдна.

4. Сурврмудтхәрүөгх.

2.- Цаһан сар нег шинд темдглднә?


3 . Өмн өдрин ямаран белдвр кенә?

(Өмн өдрнь боорцган кенә.)

Ода болхла самбрт һарад боорцгин нерд олҗ автн.


5. Физминутк.

Зурмн, зурмн, зурмн!

6. Зәңгст дуту үгмүдинь олад, чикәр бичтн.



Хаврт _____ көкрнә


Ноһандунд ______ цецгүдурһна.


Хаврин тег седкл______.

Хаврт_____ көкрнә. Ноһандунд ______ цецгүдурһна. Хаврин тег седкл______.

(Толь: сәәхн,тег, байрлулна)

Багш: Күүкд,мадн бас цаһан саран тосхмн .Тиигәд,эндрмаднһуйрэлдхмн, цәәһәнчанхмн. Хойрбагдхувалцхмн. Кергтә үгмүд олҗ автн.

1 баг. Һуйр элдх. 2 баг. Цә чанх.

(Үгмүд: цә, үсн, кенчр, һосн, усн, давсн, шикр, тосн, дегтр, һуйр,усн, бүшмүд, усн, зать, тосн,экн)

Ода болхла боорцган , цәәһән йөрятн.(боорцгин, цәәхин йөрял)

- Эндр мадн кичәлдән юна туск күүндвидн?

- Эн өдриг яһҗ темдлгнә?

-Ямаран белдвр кенә?

-Яһҗ нәрән давулна?

Ода мадн цугтан цаһан сарин ду дуулхмн.

9. Герин даалһвр:

Багш: - Тана ширә деер карточкс бәәнә, хәләһәд һ артан карточкс авад үзүлтн.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

hello_html_5cfd834c.jpg

Сценарий праздника

для старшего дошкольного возраста

Составитель: Мучкаева Д.В.

педогог доп. образования

Элиста-2018г.

Ах болн школд белдлһнә багмуд

Орлцачнр: Нүүрлгч, бичкдүд

"Хадгта би" (ш/б)

Нүүрлгч: Эңкр бичкдүд, күндтә ээҗ-аавнр, эк-эцкнр: "Үвләс менд һарвта?

Цуһар: Сән (гем уга) һарувидн.

Нүүрлгч: Тогтсн авъясар мадн бичкдүдин садт Цаһан саран тосчанавидн! Цаһан сар - хальмгудт күндтә болн дурта байр. Цаһан сар хавр ирсиг темдглнә. Цаһана өдрлә цәәһәр болн боорцгар дееҗ өргдмн, Окн Теңгрт зальврдм. Дала болсн боорцг шардмн. Цаһан саран нег-негндән гиичд оч, бүкл сардан темдглдмн.

Хаврин байр күләһәд, мана школд белдлһнә бичкдүд тана оньгт "Цаһан сар тослһн" гидг наад үзүлх. Тосцхатн! Альхан таштн!

Сценка "Цаһан сар тослһн!"

Орлцачнр: өвгн, эмгн, гиичнр.

Көгҗмин хорад ишкә гер зогсчана, хальмг гер дотр бәәдг хамг юмн. Аав ширдг деер сууна, ээҗ иигән эргүләд сууна.

Өвгн (Басң): Эмгн, цәәһән шулуһар чан. Цаһан сар ирв!

Эмгн (Иляна): Ода чаннав. Бооцган шарчклав.

Эмгн цәәһән үсләд, цанад, самрад, ааһд кеһәд, дееҗ өргәд, бурхнд мөргнә.

Өвгн (Басң): Эмгн, гиичнр аашна! (холд хәләһәд)

Хальмг дун соңсгдна

(Булһн Манджуракова)

Ирсн гиичнр бииләд орна. Гиичнр герт орчкад, цаһан сарин авъясар мендлнә. Цуһар барун һариннь ханцан атхҗ, тер һаран дота бийдк тоха күртлән харһулҗ: "Үвләс менд һарвт?",- гиҗ нег-негнләрн мендлнә.

Цуһар: Сән һарувидн! (Гем уга/йир сән)

Эмгн (Иляна): Гиичнр, суутн! Цаһана цә уутн!

Гиич (Алтана): Цаһана боорц, белгүд таднд.

Эмгн (Иляна): Ханҗанавидн!

Өвгн һартан ааһан авад, һурв дәкҗ цацл цацад, цәәһин йөрәл келнә:

Баһчудын нәр йөрәлһн

Нәәртн сәәхн болтха!

Наснтн ут болтха!

Суусарн өнр болтн!

Бәәсәрн байн болтн!

Цуһар: Тиигтхә!

Цуһар цаһана цә амсна.

Боорцгин йөрәл

Цә, боорцгарн дееҗән өргҗ,

Амулң менд бәәтн!

Цуһар: Тиигтхә!

Боорцгин йөрәл

Ут наста, бат кишгтә болтн!

Цуһар: Тиигтхә!

Цәәһин йөрәл

Цә шиңгн болвчн, идәнә дееҗ,

Цаасн нимгн болвчн, номин көлгн

Идән, чигән элвг-делвг болҗ,

Халун хальмг цәәһән ууҗ,

Хавтха боорцган идҗ,

Оньдин дөрвн цагт

Амрҗ, җирһҗ йовтн!

Цуһар: Тиигтхә!

Гиичнр неҗәдәр йөрәл тәвнә. Цуһар цә амсад, боорцган иднә.

Гиич(Аня): Ода нәәрән цааранднь дувулхмн!

Дун "Цаһан сар" (Ш/б)

Нүүрлгч: Мана бичкдүд Цаһан сарин йөрәлмүд келхәр белн бәәнә.

Йөрәлмүд (Ах баг)

Би "Ишмдг" (Ах баг)

Көвүд биилсн цагт Элина күүкн шаваш хайна.

Нүүрлгч: Өргн мөңгн бүсиня,

Өрч деер шигднә.

Өнр мана баһчуд,

Нүүрлгч: Бичкдүд, ода болхла "Кен мергн?" гидг наад наадий? Баг болһнас 5-7 күн һартн.

Наадн "Кен мергн?"

Нүүрлгч: Эля кевтә эргәд од!

Элсн кевтә һульдрад од!

Хү мет хурлзад од!

Хулсн мет ярзад од!

Би " Шарка-Барка" (Ш/баг)

Нүүрлгч: Мана бичкдүд хаврин туск шүлгүд умшхар бәәнә. Соңстн!

Шүлгүд (ах баг)

Нүүрлгч: Кезәнә хальмгуд үвлзңгәсн һарад, нүүһәд, орман сольдг бәәҗ. Тегәд тер цаг дураһад "Ишкә гер" гидг наад наадий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : Сохранение народных традиций русского и калмыцкого народов.

1. Обощить знания детей о празднике Масленица (проводы зимы), и о празднике Цаган-сар (встреча весны);

2. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям;

3. Развивать детское творчество.

Цель: сохранение народных традиций русского и калмыцкого народа.

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям; • развивать детское народное творчество.

Участники праздника: воспитанники ДОУ.

Продолжительность праздника: 40 минут.

Зал украшен: шарами, цветами, листочкам, подносы с угощением на столах.

Музыкальное оформление: музыкальный центр, калмыцкая и русская народная музыка .

Угощение: борцоги различной формы, блины, пироги, чай, джомба, бублики.

Ход праздника (Звучит весёлая музыка.)

Скоморох : Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех.

Ждут вас игры, забавы и шутки –

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем -

Ведущий:- Мендyт, кyндтә манна гиичнр. Мана нәәрт ирснтн тадниг йорәҗәнәвидн!

Ведущий -Ребята, а вы знаете какой нынче русский народный праздник? -Верно!

Сегодня на нашем празднике присутствуют дорогие гости. А дорогих гостей в России с давних времен и по сей день встречают хлебом- солью. Хлеб – это символ достатка, а соль считалась оберегом. (ВРУЧАЕТСЯ ХЛЕБ_СОЛЬ).

-А как Масленицу называют? (Ответы детей). Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

Ведущий -Ребята, а какой весенний калмыцкий народный праздник на пороге? (Цаган – Сар.) - А что вы знаете о празднике Цаган – Сар?

Скоморох: - Зиму провожаем, весну встречаем! – В этом году два замечательных праздника Цаган – Сар и Масленицу мы празднуем одновременно.

(Выходят дети, читают стихи о Масленице.)

1.Со времён старинных, давних.

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних,

В окна вешним днём глядит.

Это Масленица мчится,

Вдоль по улицам родным.

Пьём, гуляем ,веселимся,

Едим блины куском большим.

2.Со сметаной и повидлом,

С рыбой, мясом и икрой.

Шире праздник с каждым веком,

Не назвать его игрой.

В Бурату прилетела,

На пенёчек села,

И домой потрусила.

4. Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинов себе горячих напечём

– Нам метели и морозы нипочём!

5.Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!

6. Масленица! Масленица,

В небе солнце ласковое —

Знать весна близка.

7.На тарелке блинчики,

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Скоморох : А Праздник Цаhан - Сар имеет свои особенности.

Ведущий: К празднику готовятся заранее: шьют новую одежду, покупают подарки, ходят в гости и принимают гостей. Всех гостей угощают национальными блюдами – калмыцким чаем и борцоками, мясом.

Ведущий -(обращаясь к детям)

- Куукд, увлэс ямаран hарувт?

Дети: - Гем уга!

Ведущий -(обращаясь к гостям)

- Гиичнр, ягж hарувт?

Гиичнр: - Гем уга!

Ведущий: - И обязательно произносили йорял: (ХОРОМ)

УТ НАСТА, БАТ КИШГТЭ, ЦАHАН ХААЛHТА, АМУЛНГ БЭЭТН!

(Дети читают стихотворения )

Цаhан сарин герлд

Цаhан цасн хээлнэ.

Цаhан сарин баиртд

Шикр – балта элта элвг болна.

Орн – нутгт овкн болтха!

Запестрело степи покрывало

От зелёных и чёрных заплат…

Цаган – Сар. Степь опять зазвучала

Голосами ягнят и телят!

Жил болhн Цаhаhан кеж

Окн - Тенгрин аршанд хувалцж

Олн эмтн жирhл эдхл болтха!

Ведущий: А что вы ребята, знаете о главном калмыцком угощении – борцогах? (Ответы детей)

- В этот день люди ходили друг к другу в гости, пили джомбу и ели вкусные борцоги, которые имели разную форму и своё название (показывает) :

Хуц – фигура барана, изобилие домашнего скота.

Кит – конские внутренности, дарует здоровье.

Хорха – насекомые, плодились и размножались в природе.

Цельвг – олицетворяет Солнце и Землю.

Я желаю всем юным и старым

И в степи, и повсюду в стране:

Пусть цветёт ваша жизнь Цаган Саром!

Пожелайте того же и мне!

(После пожелания звучит песня)

Скоморох: Гости дорогие, дети нам рассказали, как встречают Цаган Сар. А как встречают Масленицу?

Ведущий:- Масленицу мы встречаем : песнями, плясками!

Ведущий: - А что вы ребята, знаете о главном русском угощении на Масленице? (Ответы детей) - Блин похож на румяное солнышко. Он является символом солнца, тепла и весны.

Ведущий: - Ребята, а на сколько дней приходит к нам Масленица? (на 7) Назовите каждый день Масленицы. (ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.) 1.ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи,

В гости все к друзьям идут.

2.А во ВТОРНИК – песни, пляски.

Заигрышем день зовут.

В СРЕДУ – стол от угощений

Ломится: ешь, пей !

А в ЧЕТВЕРГ – день примирений.

"Тёщин день" – зовётся так.

Хороводы водят девки,

Парни едут на санях.

Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье,

Пир на улицах идёт.

От блинов горячих жарко,

За столы спешит народ.

День СУББОТНИЙ величаво

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья,

Проводы седой зимы.

В каждой хате целованья,

Год ждать новой Маслены.

Скоморох: - Ну - ка, девчушки, запевайте - ка частушки. МАСЛЕНИЧНЫЕ ЧАСТУШКИ

1.Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам,

По весенним тёплым дням.

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

4.Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

5.Не жалела я икры,

Не жалела масла, сала,

Все дни лопала блины

И еще я толще стала!

6.Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

7.Детки, масленка идет!

Кто нас покатает?

У Петрушки на дворе

8.Как на маслену неделю

Блины по небу летели,

Их была большая стая,

Только мы их не достали!

8.Пришла Масленица к нам,

Это значит быть блинам.

Быть любви и быть добру

Всем раздайте по блину!

Скоморох: - Ребята, давайте загадаем нашим гостям праздничные весенние загадки. Кто отгадает, мы дадим угощение.

1.Прилетела в лес ряженая

Цвет – птица приукрашенная.

Где она витает – порхает,

Всё зеленеть начинает. (Весна)

2.Масляный, блестящий, с корочкой хрустящий. (Блин)

3.Серый волк бежит волоча за собой одеяло. (Игла и нить)

4.На сковородку наливают, вчетверо сгибают. (Блин)

5.Выше леса, краше света, без огня горит. (Радуга)

6.Жёлтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечёт,

А он прыг и прямо в рот!( Блин)

7.Была белая да седая, а пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)

8.На одном краю цветы расцветают,

Надругом – листочки опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом – все вымирает. (Дерево)

9.У огня величиной с чашу греются все люди. (Солнце)

10. Над дымником юрты полбуханки хлеба. (Месяц)

Ведущий: - Ода эндр сян одрля би тадниг йоряжяняв, манна куукд орсагар йорях

Идян – чигән элвг болҗ,

Эзн мөңк нас зууҗ

Амулң эдлх болтха!

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ И ЧИТАЮТ БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ.)

Пусть изобильными будут и питьё, и еда.

Пусть хозяин дома будет счастлив всегда.

Пусть исполняясь, не зная невзгод,

Сменяясь, проходит за годом год.

Пусть люд честной,

Пригубил, как должно,

Окон – Тенгри аршан.

Пусть в вольных трудах.

Народ не знает невзгод.

Пусть в покое и мире,

Благоденствует круглый год.

Пусть снег скорее водой – ручьём истечёт,

Пусть солнце греет и всё живое цветёт.

Пусть бараны крепкие рога сохранят,

Пусть окрепнут ножки ягнят,

Пусть число их постепенно растёт,

Пусть без зла и лжи, не зная невзгод ,

Благоденствует калмыцкий народ.

Скоморох: -А какой праздник без развлечений? - А давайте и мы поиграем!

А теперь прошу вниманья!

Приглашаю вас на соревнованье!

Кто захочет — стар и млад

– девочек, ребят вызываем на канат!

– трое слева, трое справа, только мускулы трещат!

Игра “Перетягивание каната”.

Ведущий: - Есть еще одно предание, что приход весны предсказывает свист маленького суслика

1: -Вышли суслики из норок

Дружно встали на пригорок

Очень нравится им как

Пахнут клевер и типчак.

Хорошо в степи весной,

Травы светятся росой

Пахнет мятой ветерок,

Пахнет медом тонконог.

В темных норках теснота,

Степь же солнцем залита.

Долго суслики стоят

Пьют весенний аромат.

Ведущий:- По обычаям русского народа, как мы уже знаем, встречают Х-С, а по обычаям калм.народа – хадаками.Белые хадаки вручаются в знак почтения, дружбы и благопожелания!

Читайте также: