Паустовский теплый хлеб конспект урока 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.

3. Постановка проблемы. 10 мин.

4. Физминутка 3 мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Проверьте, чтобы на парте не было ничего лишнего. Напомню вам, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением, о котором уже говорили на предыдущих уроках. Кто помнит, что же это за сказка?

Учитель: Хорошо, а кто же написал эту необычную сказку?

Ученики: Эту сказку написал Константин Георгиевич Паустовский

Учитель: Молодцы, Константин Георгиевич Паустовский. О творчестве этого писателя мы с вами уже поговорили ранее. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Константин Георгиевич написал это произведение?

Учитель: Но прежде, чем мы продолжим читать сказку, нужно проверить домашнее задание. Предыдущую часть вы должны были выразительно читать и пересказывать. (Учитель опрашивает учеников. Так как объем текста, заданный на дом, большой, то учитель использует прием работы с текстом – нахождение в тексте отрывка, отвечающего на поставленный вопрос, а затем уже проводит опрос, где дети пересказывают отрывок из сказки)

Чтение по ролям следующего отрывка: (действующие лица: автор, Филька, Панкрат)

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.

- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

2) Найдите отрывок, где говорится о том, что же придумал мальчик Филька, чтобы спасти свою деревню.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

3) Прочитать отрывок, где описывается изменение погоды во время работы мужиков и ребят.

И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

3. Постановка проблемы.

Учитель: В следующем отрывке из этой сказки, который мы начнем читать, нам может встретиться много непонятных слов, чтобы они не вызвали у вас затруднения, давайте проведем небольшую словарную работу.

2) Треух – это старое название теплой зимней мужской шапки с наушниками и опускным задком.

3) Ракита – дерево, одна из разновидностей ивы.

4) Жёрнова́ — парные каменные круги с металлическими вставляемыми в него режущими элементами использующиеся в ручных мельницах

5) Квашня – деревянная емкость для теста

4. Физминутка.

5. Открытие новых знаний

Учитель: А теперь начинаем читать. (Учащиеся читают сказку до конца цепочкой по абзацу. После прочтения происходит беседа с сопровождением выборочного текста).

Ученики: Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали "ура". Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили - покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.
Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали - и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
- Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Учитель: Правильно, сорока. А что же утверждает она?

Ученики: Что она разбудила теплый ветер

Учитель: Как вы думаете, правду ли говорит сорока? (Мнение детей)

Учитель: А почему же в конце сказки злилась сорока?

Ученики: Потому что её никто не слушал?

Учитель: Найдите отрывок и зачитайте мне его.

Учитель: На прошлом уроке мы также говорили о том, почему это произведение именно сказка. А какую особенность в этом отрывке вы заметили, характерную для сказки?

Ученики: очеловечевание природы, ветра

Учитель: А почему же это прозведение можно назвать еще и былью?

Ученики: Потому что в этой сказке описывается реальная жизнь

6. Итоги урока

Ученики: Помощь, взаимовыручка.

Учитель: Но почему же, как вы считаете, ребята помогли Фильке? Он ведь совершил плохой поступок.

Ученики: Они увидели, что он раскаялся/Они поняли, что нужно спасать деревню.

Учитель: Теперь, на основе того, что мы сказали, подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Ученики: Примирение с конем, приход весны, спасение деревни и т.д.

Учитель: Как вы думаете, будет ли Филька снова совершать плохие поступки? Простил ли конь Фильку? (Мнение детей)

Учитель: Вот теперь, когда мы прочитали всю сказку, скажите, какой момент вам большего всего запомнился? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: У каждого из вас своё, интересное мнение, но, я думаю, что вы согласитесь и с моим мнением, что одним из самых запоминающих моментов стало примирение с конем. Посмотрит на картинку в учебнике. Как вы считаете, что в этот момент испытывал мальчик Филька?

Ученики: раскаяние, радость, облегчение

Учитель: Давайте найдем в тексте описание, когда конь и Филька помирились. (Дети читают отрывок).

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Учитель: Скажите, а если бы вы были писателем, то, как бы вы назвали эту сказку? Ученики: История в Бережках, Поступок Фильки, История с конем.

Учитель: Какие у вас интересные названия, быть может, кто-нибудь из вас и будет писать сказки, рассказы или стихи.

Учитель: Вообразим снова себя писателями. Подумайте, зачем была написана эта сказка? Чему она учит? Есть ли в ней жизненный урок? (Беседа с учащимися)

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мне понравилось, как вы работали. Спасибо, урок закончен.

- Сегодня мы начинаем читать большое произведение К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”.

- Что знаем о писателе?

- Какие его произведения читали в 3 классе?

- Кто был героями произведений?

(Люди и животные).

- Что еще описывал Паустовский в своих рассказах?

- Сделайте вывод, каким человеком был писатель?

(Он любил природу, был очень внимательным, доброжелательным к людям и животным и старался об этом рассказать в своих произведениях)

3. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.

- Вернемся к заголовку текста. Что может быть теплым в прямом смысле?

(Ладони, печка, солнце, еда и тд.)

( Привет, прием, встреча, улыбка и тд.)

- Как понимаете смысл выражения: “ Дарить тепло другим, согреваться самому”?

(Быть добрым по отношению к другим людям, и тебе люди ответят добротой)

- На протяжении чтения всего произведения мы должны проследить, в каком смысле автор использует заголовок текста, в прямом или переносном?

- А сегодня на уроке мы увидим героев произведения, определим время повествования и постараемся выделить основные события.

5. Подготовка к восприятию текста.

- Прочитайте первое предложение.

- В какое время происходили события в произведении?

- Да, в годы войны, да и после, в деревнях людям жилось очень тяжело. Большую часть продовольствия, что производили сельские жители, отправляли на фронт для армии, для рабочих заводов, выпускавших оружие, а в сельских семьях оставалось от урожая самая малость. Постоянно не хватало хлеба, картошки - основных продуктов питания. Да и семьи были не полными, мужчины были на фронте, а в селах оставались женщины, старики и дети. Тяжелое было время.

6. Словарная работа

- В тексте встретятся не совсем понятные слова, которые мы сейчас постараемся объяснить, значение же остальных слов вы найдете на страницах учебника с помощью сносок.

Кавалеристы, удила, мельник, ватник, картуз, свекольная ботва, христарадники

- А в рабочей тетради на с.9-10 подберем синонимы к словам и продолжим ряд словосочетаний.

7. Чтение первой части.

- По прочтении первой части мы должны ответить на вопрос: “Какое событие перевернуло жизнь в деревне?”

(Дети читают “цепочкой” по абзацам)

  • Назовите героев текста.
  • Какие события произошли в Бережках?
  • Какой случай перевернул жизнь в деревне?

9. Домашнее задание

Внимательно прочитать первую часть, записать план пересказа в рабочей тетради по основным событиям.

2-й урок

Тема: “Герои произведения”

Содержание урока

1. Орг.момент.

2. Постановка проблемного вопроса.

- Над каким произведением работаем?

- Как вы думаете, какой жанр у этого произведения?

(Дети могут привести примеры доказательств, что это рассказ, сказка или легенда)

- Можем ли мы сейчас определить жанр произведения?

(Нет, только когда прочитаем все произведение)

- Еще одна задача наших уроков – определить жанр произведения.

- Сегодня мы должны определить характер героев произведения через их поступки.

4. Проверка домашнего задания.

- На сколько частей разделили первую часть?

2. Злой поступок Фильки.

3. Страшный мороз в деревне.

- Прочитайте, что является кульминационным моментом первой части?

(. и тот час в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер. )

- Это причина или следствие Филькиного поступка?

(Следствие, так как Филька ударил коня, накричал, и какая-то неведомая сила подняла метель в деревне)

- Какой прием использует автор при описании мороза?

(Олицетворение - морозу приписываются черты человека, он в валенках и озорует).

5. Работа по содержанию

- Прочитайте, как в деревне появился конь?

- Как к нему относились люди? Почему?

- С кем его можно сравнить?

(С раненым солдатом, который защищал свою страну и пришел раненым с фронта, поэтому люди уважали коня и делились, чем могли)

- Почему его считали общественным?

(Он был ничей и его все кормили)

- Прочитайте, помогал ли он людям?

- Как повел себя конь, когда Филька его ударил? Почему?

-Так каким был конь по характеру, запишем это вывод в Дневнике юного читателя.

(Конь - доверчивый, спокойный, обидчивый, потому что раненый).

Панкрат

- Кто приютил коня? Почему он это сделал?

(Панкрат любил животных и ему конь помогал на мельнице)

- Прочитайте, как автор описывает Панкрата.

- Как к нему относились мальчишки?

- Прочитайте, что о нем говорила Филькина бабушка?

- Запишите, каким был Панкрат?

(Панкрат был пожилой, трудолюбивый, уважаемый в селе, сердитый на мальчишек)

- Почему сердился на мальчишек?

(Наверное, за шалости)

Филькина бабушка

- Кто воспитывал Фильку?

- Прочитайте, как ее описывает автор.

- Зачем она рассказала Фильке историю о злом мужике?

(Наверное, хотела, чтобы Филька сам осознал свою вину)

Перескажите историю, которая произошла 100 лет назад в Бережках.

Запишите, какой была бабка.

(Заботливая- наставляла Фильку; переживала за него; добродушная – переживала за деревню; мудрая – знала разные поучительные истории.)

Филька

- Прочитайте, каким рос мальчик Филька?

- Как относился к другим детям? К своей бабушке?

- Почему он был таким?

(Может потому что не было родителей, было тяжелое детство)

- Какой поступок совершил Филька?

- Запишите, каким был Филька по характеру, если совершал такие поступки.

(Злой, жестокий, жадный, нелюдимый)

- Прочитайте диалог Фильки и бабки (чтение по ролям)

- Каким вы сейчас видите Фильку? Что с ним случилось?

(Он испугался, голос его охрип, он плакал)

- Можно ли сказать, что Филька осознал свою вину?

- Что он решил сделать? Как догадались?

4. Итог урока.

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

5. Домашнее задание.

Внимательно прочитать 2 часть, озаглавить.

3-й урок

Тема: “Идея спасения деревни”

1. Орг.момент.

2. Повторение.

- Назовите автора произведения, которое читаем.

- Перескажите кратко содержание первой части.

- Какой общий заголовок можно придумать для первой части?

Тема урока, определение цели.

- О чем узнали из второй части?

(О том, как Филька пошел к Панкрату и придумал план спасения деревни)

- Как озаглавили вторую часть?

- Какова цель нашего урока?

3. Работа над содержанием

- На что решился Филька темной ночью? Смелый ли это был поступок?

- Зачитайте описание зимней ночи.

- Какой прием использует автор при описании:

- Представьте себя на месте Фильки. Что он чувствовал, когда шел к дому Панкрата?

(Он замерз, ему было страшно)

- Чего он напугался больше всего? Прочитайте.

- Почему боялся коня?

(Считал его волшебным)

- Как отреагировал Панкрат на рассказ Фильки? Прочитайте диалог Панкрата и Фильки, выразив настроение героев.

- Что означает выражение “бессмысленный ты гражданин”?

- Что посоветовал Панкрат? Почему он сам ничего не предложил?

(Наверное, чтобы Филька сам подумал)

- Прочитайте, что придумал Филька, и с каким настроением на этот раз он об этом говорил?

- Почему он так надеялся на ребят, что они поддержат его идею?

(Они ему ничего плохого не сделали, это он от них отмахивался)

- Что предложил в свою очередь Панкрат? Почему?

(Ему понравилась идея, он поверил Фильке)

- Прочитайте, как вела себя сорока после того как Филька пришел к Панкрату?

- Зачем автор ввел ее в текст?

(Он хотел показать, что есть надежда на то, что деревню можно спасти, этого очень хотел Филька, и природа ему решила помочь)

4. Итог урока.

- Что изменилось в характере Фильки? Запишите в “Дневнике юного читателя” новые черты его характера.

(Решительным, сообразительным, ответственным)

5. Домашнее задание.

- А получилось ли у Фильки на деле помочь деревне, вы об этом прочитаете дома в 3 части.

4-й урок

Тема: Урок-обобщение

1. Орг.момент.

2. Актуализация темы.

- Назовите героев произведения К.Паустовского “Теплый хлеб”

- О чем мы узнали из второй части, перескажите кратко.

- За кого вы переживаете больше всего? Почему?

3. Проверка домашнего задания.

- Получилось ли у Фильки помочь спасти деревню?

- Прочитайте, кто помогал Фильке? Почему?

(Помогали люди и природа, потому что все этого очень хотели, а особенно Филька)

- Что рассказывала сорока?

- Как постепенно возвращалась радость жизни в деревне, прочитайте эти эпизоды.

- Как озаглавили 3 часть?

Цель урока

- Сегодня мы подводим итог урокам по произведению К.Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомните, какие задачи мы ставили на первых уроках?

1. Определить значение названия текста

2. Определить жанр произведения

3. Увидеть портрет героя через два образа Фильки: до страшного мороза и после.

4. Основной этап

1) Портрет героя

- Исправил ли свою вину Филька перед деревней?

- А перед конем? Прочитайте, как Филька в этот раз обращался с конем?

- Каким вы видели Фильку в начале текста?

- Как менялся его характер по ходу чтения?

- Изменилось ли ваше мнение о мальчике?

  • Жадность - всякому горю начало.
  • Свет не без добрых людей.
  • Глаза боятся – руки делают.
  • Кто не рискует, тот не выигрывает.
  • Кто скуп да жаден, тот и в дружбе не ладен.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

2) Определение значения названия текста

- К.Г. Паустовский назвал текст “Теплый хлеб”.

- Какое значение имеет заголовок - прямое или переносное? Почему?

(Переносное, потому что хлеб, добытый тяжелыми усилиями, согрел сердце мальчика, сделал его добрее.)

3) Жанр произведения

- Мы с вами прочитали текст , но так и не сказали, что же это за жанр – рассказ или сказка?

(Дети могут приводить доказательства, что это рассказ)

- Докажите, зачитывая отрывки, что это может быть и сказка. Если автор ввел в произведение сказочные элементы, значит это сказка. У любимого сказочника К.Г.Паустовского – Андерсена - обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский же так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок, одной из которых является “Теплый хлеб”.

5. Итог урока

- Как вы думаете, зачем автор написал эту сказку?

- Чему вы научились, читая этот текст?

6. Домашнее задание.

Подготовка к внеклассному чтению. Прочитать и кратко пересказать любую сказку по выбору на с.29 К.Г. Паустовского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : Литературное чтение.

понимать содержание произведения, знать различия сказки от рассказа, уметь отличать положительных героев от отрицательных, уметь давать характеристику герою произведения, ориентироваться в тексте, уметь работать с толковым словарем, знать значение слов.

Учитель: организовать деятельность учащихся в работе с текстом.

Метапредметные:

Ученик: К.: уметь общаться и взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Р.: уметь ставить цели перед собой, уметь планировать свою работу, прогнозировать результаты своей работы, контролировать и корректировать свою деятельность, оценивать себя и анализировать результаты своей деятельности на уроке. П. : уметь искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.

Учитель: Формировать у учащихся умение общаться и взаимодействовать с одноклассниками и учителем, обучать постановке цели работы, формировать умение планировать свою работу, прогнозировать результаты своей деятельности, обучать способам поиска нужной информации, направлять и помогать в оценивании и анализе результатов своей работы.

Ученик: уметь самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

формирование умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор, дать понятие о жанровых отличиях сказки и рассказа, о роли деталей в тексте; развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, классифицировать, выделять главное, ставить и решать проблему, определять и объяснять литературоведческие понятия; воспитывать коммуникативную культуру, продолжить работу над нравственными целями.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; выставка книг писателя; толковые словари; презентация; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы; кроссворд.

1. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой.

Учитель. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?

Учитель. А что ещё может быть тёплым?

- Какое произведение читали дома?

1.-теплый - (о климате местности) не знающий морозов, южный

Пример: Теплые страны. Т. климат.

2. - хорошо защищающий тело от холода

Пример: Теплая одежда.

3. - об ощущении тепла

Пример: На улице сегодня тепло. В. доме тепло. В валенках ногам тепло. Ни тепло ни холодно кому-н. (== ни жарко ни холодно; см. жаркий; разг.). На душе тепло (перен.).

4. - имеющий отопление

Пример: Теплая дача. Теплая половина избы.

5. - ласковый, приветливый

Пример: Теплое чувство. Т. прием. Теплые слова утешения.

6. - нагретый, дающий или содержащий тепло

Пример: Т. луч солнца. Теплая комната. Теплое молоко.

7. - близкий к цвету огня

Пример: Теплые тона (красный, оранжевый, желтый, коричневый).

- Что знаете о К.Паустовском? (Дети рассказывают).

2. Проверка домашнего задания. Работают самостоятельно по индивидуальным карточкам. После выполнения устная фронтальная проверка.1 вопрос-1 балл. Результат отмечают в бланке учета результатов.

Ответы на вопросы викторины:

1.Какой масти был конь? (Вороной)

2.Кто взял себе коня? (Мельник)

4.Что сделал Филька с куском хлеба? (Кинул в снег)

5. Что случилось в природе после этого? (Метель и сильный мороз)

6.Сколько лет назад был такой же мороз? (Сто)

7.От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От злобы)

8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату)

9.Что посоветовал Панкрат Фильке? (Изобрести средство от стужи)

10.Сколько времени он дал Фильке? (Час с четвертью)

11.Кто был свидетелем их разговора? (Сорока)

12.Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке)

13.Что сделали люди для своего спасения? (Продолбили лёд у мельницы)

14.Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала тёплый ветер)

15.Что понёс Филька раненому коню? (Буханку свежего хлеба)

16.Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положил голову на плечо Фильке)

17.Почему сердилась сорока? (Её никто не слушал).

3.Словарная работа. Работа в парах. Заполнить таблицу, пользуясь учебником. Фронтальная устная проверка.1 слово-1балл. В ходе проверки вывешиваю картинки с изображениями слов или слайды с изображениями предметов.

4. Постановка проблемы.

Учитель: Вернитесь к самому началу произведения и еще раз прочтите автора и название произведения. Там не указан его жанр.

1 проблема: Это сказка или рассказ?

2 проблема: На какие группы можно разделить всех героев этого произведения? Кто к какой группе относится и почему?

-Что же делать? Ваши предложения?

1. Действие по знач. глаг.: рассказать.

2. То, что рассказывается; изложение каких-л. событий.

3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.)

Учитель: РАССКАЗ-ЭТО повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.

(СКАЗКА 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.)

Учитель: На столах у вас карточки с составными частями рассказа и сказки. Разделите их на 2 группы.

Учитель: - Что в рассказе реально? (Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.)

-А что сказочно? (Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру. Очеловечивание природы, ожидание чуда).

Учитель: Вывод: Это рассказ с элементами сказки.

Учитель:- Назовите героев рассказа. ( Панкрат, конь, Филька).

-На какие 2 группы разделим их? (положительные, отрицательные; люди и животные; говорящие и не говорящие; молодые и старые; добрые и злые).

-Кого отнесете к 1 группе, кого ко 2?

-Что в рассказе сказано о, Панкрате?

(Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.)

- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе).

- Каким человеком был Филька? (с.17, с.18,с.20 Он был грубый, злой, ни с кем не дружил, никого не жалел, не доверял людям, был трус, боялся замерзнуть, погибнуть).

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? (с.17)

- Почему Филька плакал, когда пришел к Панкрату: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замерз, жалко лошадь?

- Какой совет дал Панкрат Фильке? (с.24)

- Как хотел искупить свою вину Филька? Почему он был уверен что, мальчики помогут ему? ( Я их умолю, наши ребята - хорошие. С. 25.)

7.Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.

- Ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать.

Учитель: - Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Из группы пословиц, нужно выбрать подходящие к содержанию нашего рассказа.

1. Как аукнется, так и откликнется.

2.Каков привет, таков и ответ.

3.Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

4.Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

5.Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

1 пословица-1 балл.

8.Выбор главной мысли рассказа.

Учитель:- А какова же мораль сказки? Я предлагаю вам из предложенных вариантов выбрать подходящие к нашему рассказу.

1. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

3.Жизнь людей во время Великой Отечественной войны.

4.Хлеб, отношение к нему.

5.Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.

Учитель: Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать. Мы с вами поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным. Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку урока чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа".

Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4-й класс

Оборудование:

Выставка книг К.Паустовского.

Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.

Карточки с заданиями для работы в группах.

Задачи урока:

Предметно-информационная:

учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

Деятельностно-коммуникативная:

развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык

правильного выразительного чтения;

активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

Ценностно-ориентационная:

совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел и смолк звонок -

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Мы сегодня с вами будем

Наши знанья расширять.

- Наш урок начнём с загадки:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат в огненной пещере,

Режут ножом, за что меня так губят?

За то, что любят! (Хлеб).

- Какой бывает хлеб? (Слайд) (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый).

-Как вы думаете, случайно ли мы завели речь о хлебе? Может, тема нашего урока тоже будет иметь отношение к хлебу?

- Давайте вспомним, знакомы ли мы с этим писателем? Какие произведения Паустовского мы уже читали?

Показать произведения К.Паустовского (слайд)

-О чём писал свои произведения К.Паустовский? (о природе, животных, растениях, об отношениях человека и мира природы)

К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди.

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года. С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.

Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её природа и человек - постоянная тема его творчества. Сказки Паустовского пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать.

3. Работа по теме урока.

1) целеполагание совместно с учащимися.

-Попробуйте определить для себя цели урока по этой теме, обсудив её в парах.

( Варианты детей. …) (слайд с целями)

2) словарная работа (на листочках на каждой парте)

Кавалерист – военный, служащий в кавалерии (конной армии)

Околица – окраина села

Вороной конь – чёрный

Удила – часть конской сбруи, приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади

Картуз – фуражка с козырьком

Ватник - стёганая ватная куртка

Баталия - сражение, битва

Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом доме

Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником

3) работа по учебнику. Чтение сказки с. 156-161.

Пословицы: Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Без хлеба и воды жить худо.

Снег на полях - хлеб в закромах.

(Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)

4) беседа по прочитанному материалу.

- В какое историческое время происходят события? Подтверди свой ответ цитатами из текста.

- Назовите героев произведения, с которыми мы познакомились в первой части (Филька, конь, Панкрат, бабка)

Физкультурная пауза на уроке

Раз - подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать и как птицы полетать.

А на шесть – шесть раз присесть.

А на семь – тихонько сесть.

Первая группа:

Работа над образом главного героя. Дайте характеристику Фильке.

Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения? Кто такой Филька? С кем он живёт? Предположи, где могут быть его родители? Почему у Фильки такое обидное прозвище? Какой Филька по характеру?

Вторая группа:

Образ Панкрата. Что вы узнали о Панкрате? Кто такой Панкрат? Как он выглядит внешне? Где он живёт? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ?

- (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие).

Третья группа

Образ коня. Что вы узнали о коне из первой части? Почему конь остался в деревне? Где он живёт? Чем занимается? Кто о нём заботится? Как жители деревни относятся к раненому коню? Почему все считают своим долгом покормить его? Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами (оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается).

- А что вы можете сказать о Филькиной бабке?

6) беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям

-Как вы оцениваете поступок главного героя? Почему Филька так поступил с конём?

-Какие качества героя он обнаруживает?

- Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).

-К каким последствиям привёл этот поступок?

-Найдите описание метели. (Слайд)

-Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня?

-Из каких строчек это понятно? Имеет ли значение, что конь живёт у Панкрата?

7) выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.

-Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ? Догадалась ли бабка, что Филька чувствует себя виноватым?

-Кто помог Каю стать добрым?

-Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька - злой мужик; старый солдат-раненый конь).

Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра.

4. Итог урока.

-Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?

-Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное.

- Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?

Рефлексия в конце урока (оценивание смайликами)


5. Домашнее задание.

1 вариант - найти в произведении всё реальное (героев, события, поступки), 2 вариант – найти всё сказочное (герои, события, поступки и т.д.)

-Благодарю всех за сотрудничество и работу на уроке.

Первая группа

Работа над образом главного героя.

Дайте характеристику Фильке.

Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения?

Кто такой Филька?

Предположи, где могут быть его родители?

Почему у Фильки такое обидное прозвище? Заслужил ли он его?

Какой Филька по характеру?

Вторая группа

Работа над образом Панкрата.

Что вы узнали о Панкрате из первой части произведения?

Кто такой Панкрат?

Как он выглядит внешне?

Где он живёт? Чём занимается?

Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты.

Читайте также: