Конспект урока по обществознанию конституционные обязанности граждан

Обновлено: 07.07.2024

4. формировать умение аргументировать свою позицию, вести конструктивный диалог.

Форма урока: практикум, повторение пройденного материала

Основные понятия:

- права человека ;
- граждански е, политические права и свободы;
- социальные, экономические и культурные права человека ;
- обязанности граждан РФ;
- поколения прав человека, основные права

- Глава 2 Конституции РФ

Раздаточный материал:

- текст Конституции РФ

Опрос Д/3:

1. Что такое права человека?

( охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять, иметь)

2. Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

1. Всегда ли человек задумывался о своих правах?

2. Как проходило становление прав человека в истории? (слайды № 3-4)

3. Каковы особенности международных правовых документов в ХХ в.? (слайд № 5)

4. Назовите группы прав (с пояснением, что они регулируют, привести примеры ), записанные в Конституции РФ (слайд № 7 - таблица)

5. А кто является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ? (слайд № 8)

6. Задание ЕГЭ (№ 26). Как осуществляется защита прав человека в России? Приведите примеры трех официальных организаций (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них. (слайд № 9)

( - Уполномоченный по правам человека (контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц);
- Уполномоченный по правам ребенка в РФ (контроль за соблюдением законных прав и интересов детей, в том числе детей, попавших в трудные жизненные ситуации);

- судебные органы (защита нарушенных прав и интересов человека);

- прокуратура (привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан; возбуждение уголовных дел на должностных лиц по жалобам граждан)).

Эпиграф 2: «Обязанности человека. . . делятся на четыре рода:

1. Каково соотношение прав и обязанностей граждан по Конституции РФ? (38/8)
(слайд № 11 - таблица)

2. Какие обязанности вы добавили бы? ( соблюдение законов общежития )
Повторение (слайды № 12-14)

3. С точки зрения защитников прав человека, смертная казнь как мера наказания не должна применяться в судебной практике демократических прав. В РФ после ее вступления в Совет Европы смертная казнь пока не отменена, но ее исполнение приостановлено. Тем не менее среди россиян много сторонников смертной казни. Как вы думаете, почему? (слайд № 15)

Закончить урок хочу словами философа XVIII в. И.Канта:

Мы вспомнили права и обязанности граждан РФ, записанные в Конституции РФ, научились применять их к конкретным жизненным ситуациям.

! Дополнительно: вспомним основные положения Конституции РФ (слайд № 17-19)

Обязанности Обязанности - составная часть правового статуса личности, которая тесно связана с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина")

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. Она распространяется и на лица, не являющихся гражданами РФ. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений Соблюдение Конституции и законов

Уважение прав и свобод других лиц Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке.

Уплата налогов и сборов Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ) Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту

Забота о детях и нетрудоспособных родителях В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Семейный кодекс РФ (главы 12-17)

Выполните следующие задания: 1. Поделите конституционные обязанности в РФ: на общие (распространяющиеся на любого человека) и частные (относятся только к отдельным категориям населения). 2. Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

Равенство обязанностей Этот принцип (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ) касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. Ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан

Обязанности являются неотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства Заключение

Оцените свою деятельность на уроке Используя 10 – балльную шкалу ''Я'': Как работал в группе? Допускал ли ошибки? Как я справился с ними? ''Мы'': Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? ''Дело'': Чем этот урок стал для меня полезен? Чему научился? Над чем нужно ещё работать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Конституционные обязанности граждан.

Цели: разъяснить учащимся сущность конституционных обязанностей граждан; познакомить с конституционными обязанностями граждан РФ, сформировать уважительное отношение к Конституции РФ.

образовательные: знать основные конституционные обязанности граждан РФ; умело пользоваться ими в жизни.

коррекционно-развивающие: совершенствовать работу с данными понятиями, развивая мыслительную деятельности и развивать память, давать полные и развёрнутые ответы.

воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к конституции.

Планируемые результаты образования:

Предметные: воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; п ересказывают содержание статьи выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.

Личностные: выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.

Познавательные: ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке, в Конституции; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Основные термины: Конституционные обязанности граждан.

Тип урока: комбинированный урок

1. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний.

‒ Назовите тему предыдущего урока?

- Назовите признаки правового государства?

- В чём вы видите ответственность государства перед гражданами?

- Несёт ли государство ответственность за счастливое детство, за благополучную

старость пожилых людей?

- Дайте определение, что такое Конституция?

‒ Когда была принята Конституция?

- Где была принята Конституция? ( на референдуме)

- Кто в это время был президентом РФ?

‒ Назовите права и обязанности человека и гражданина РФ?

- На какие группы можно разделить права человека?

- Составьте два предложения со словом Конституция?

- Согласны ли вы с утверждением, что основной закон страны – это Конституция.

Свой Ответ обоснуйте.

‒ Какие трудности вы встретили, выполняя домашнее задание?

3. Объявление темы урока.

Рассказ учителя . Работа с презентацией .

Конституционные обязанности

К числу конституционных обязанностей граждан Российской Федерации относятся: защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости от гражданства, все обязаны платить законно установленные налоги и сборы, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституцией Российской Федерации (статья № 58) предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования.( статья № 43) Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня.

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

Итак, выделим следующие обязанности, закрепленные за гражданами Конституцией РФ:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. (ст.57)

3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. (ст.№58)

4. Долгом и обязанность гражданина РФ по защите своего Отечества.(ст. №59)

5. Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями. (ст.№38)

6. Обязанность получить общее среднее образование .(ст.№43)

7. Обязанность беречь историческое и культурное наследие.(ст.№44)

8. Иногда выделяют такую обязанность, как обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других граждан.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе внеправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в ВУЗах, учреждениях и т.п.).

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер

2) не зависят от конкретного правового статуса лица

3) закрепляются на высшем, конституционно уровне.

Обязанности составляют очень важную часть правового статуса человека, без них невозможно представить современное правовое общество.

Назовите, какие обязанности имеете вы ученики?

Работа в группах со статьями Конституции.

Первая группа рассматривает статью о налогах № 57. Выделяют главную мысль.

( Уплата налогов – одна из основных обязанностей гражданина).

- Куда идут налоги? ( в Госбюджет).

(Запись). За неуплату налогов наступает:

А) моральная ответственность;

Б) моральная и юридическая ответственность;

В) юридическая ответственность.

Вторая группа работает со статьёй № 59. о защите Отечества.

- Почему защита Отечества признаётся долгом и обязанностью каждого гражданина РФ?

- Почему юноши уклоняются от воинской службы?

- Слышали ли вы о контрактной службе?

Третья группа работает со статьёй №42

.- Какие обязанности по охране природы Конституция возлагает на граждан?

- Что можно сделать для сохранения природы в нашем регионе?

В заключении следует отметить, что Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права, обязанности и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством. Но также нельзя и забывать, что конституционные права, обязанности и свободы граждан в Российской Федерации нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него.

Закрепление нового материала.

- Перечислите основные обязанности граждан?

- Перечислите основные обязанности учащихся?

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

‒ Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Домашнее задание: выполнить задания: собрать материал по экологии края и выполнить тестовые задания.

Конституционные обязанности граждан.

1.В Гражданском кодексе РФ сказано, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признаются в равной мере за всеми гражданами. Объясните данное утверждение, как вы его понимаете.

Свой ответ обоснуйте.

6. Ниже перечислены слова. Все они за исключением одного относятся к обязанностям человека.

Учиться добросовестно, ответственно относится к порученным делам, помогать родителям по дому, ухаживать за пожилыми членами семьи,

Грубить на замечание взрослых.

Ответ: ______________________________________________________________________

7. Прочитайте текст и выполните задание.

Семья – клеточка общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства. Какие бы изменения в обществе не проходили, но семья всегда оставалась на первом плане. Не секрет, что семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу и Отечеству.

А) Какие обязанности были названы автором? Выпишите их .

8. Выберите правильный ответ и поставьте знак V .

До какого возраста родители обязаны содержать детей?

А) до 14 лет Б) до 16 лет В) до 18 лет Г) до 20 лет

9. Б. В суд обратился с иском гражданин Петров. Он жаловался на черствость, бессердечность своих детей. Не только материально помочь, на порог не пускают. А ему за шестьдесят, живет один. Дети не желают забыть, как он по молодости, глупости, в погоне за легкой жизнью покинул семью и никакой помощи ей не оказывал. Ему трудно. Дети его, мало ли что было раньше.

Какое решение примет суд?_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________

10. В статье №43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальныхъ образовательныхучреждениях и на предприятиях.

Нарушаются ли ваши права на образование? Свой ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В чём состоит главная задача вашего обучения?

12. Подоходный налог – это добровольное пожертвование граждан или обязательный долг всех граждан России?

Ответ: _______________________________________________________________________

13. Перечислите меры граждан и государства по охране окружающей среды? _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
14. Обязательный долг для молодых людей, по достижению 18 лет – это…


В процессе урока происходит знакомство с обязанностями как с закреплёнными в законодательстве видами и мерами необходимого поведения человека и гражданина.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Конституционные обязанности гражданина России"

На прошлых уроках мы познакомились с личными (гражданскими), политическими, экономическими, социальными и культурными правами и свободами граждан Российской Федерации. Сегодня вам предстоит узнать о том, что у граждан есть не только гарантированные права, но ещё и обязанности, которые они должны выполнять.

Обязанности – это закреплённые в законодательстве виды и меры необходимого поведения.

Возможно у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан: прав или обязанностей?

Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится что прав намного больше. Но так ли это?

Давайте обратимся с вами к тексту Конституции. У всех без исключения взрослых граждан Российской Федерации есть шесть прямых обязанностей.


Во-первых, важнейшим долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита своего Отечества. Каждый гражданин России в случае войны против нашей страны обязан принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на защиту от врага.


Например, как это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины встало все население нашей страны.


По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка".

А на оккупированной территории Беларуси в партизанских отрядах воевали почти более семидесяти четырёх тысяч мальчишек и девчонок, юношей и девушек.


В мирное же время обязанность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности, то есть службы в вооружённых силах Российской Федерации.


Во-вторых, все граждане обязаны соблюдать Конституцию и основные законы нашей страны. Это положение распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Оно лежит в основе обеспечения законности и правопорядка в государстве и его исполнение обязательно.


В-третьих, все граждане Российской Федерации обязаны платить налоги и иные сборы, установленные государством. В этой обязанности есть одна особенность, которая заключается в том, что налоги обязаны платить не только граждане России, но и все иные лица, проживающие в нашей стране, ведь они точно также работают и получают доходы, как и россияне. Выполнение всеми данной обязанности гарантирует нормальное развитие экономики страны, ведь за счёт уплаченных налогов формируется значительная часть бюджета.

Также в конституции закреплена норма о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Представьте себе такую ситуацию: 1 декабря 2015 года какие-то местные чиновники принимают решение о подъёме суммы налога на прибыль. При этом они заявляют, что данный налог вводится в действие с 1 января 2015 года и все предприниматели обязаны заплатить разницу, которая возникла из-за введения нового тарифа.


Как вы думаете, правомерен ли такой порядок введения налога?

В-четвертых, каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе и окружающей среде. Эта обязанность включает в себя конкретные правовые нормы, такие как соблюдение правил ведения охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и многие другие.


В-пятых, каждый житель Российской Федерации обязан сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.


В-шестых, каждый гражданин России обязан получить основное общее образование, то есть закончить девять классов, а потом он волен выбирать – учиться дальше или пойти работать.


Некоторые записанные в Конституции обязанности относятся лишь к отдельным категориям граждан, например к совершеннолетним детям, родителям и государственным чиновникам.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что забота о детях, их воспитание – это право и обязанность родителей. В свою очередь дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях, которым уже трудно работать или жить на одну пенсию.

Можно ли говорить о том, что это полный список обязанностей и других попросту не существует?


Конечно, нельзя. Потому что буквально за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.

Например, за правом на образование стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября. Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, государство – вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они выполняли свою работу хорошо и так далее.


И так с каждым правом, которое мы бы ни взяли: у каждого есть вторая сторона медали. В нашем случае за любым вашим правом стоят обязанности других людей.


Почему гражданам России необходимо выполнять обязанности, возлагаемые на них Конституцией?

Это значит, что одна из главных задач государства – защита интересов всех граждан, создание условий для того, чтобы они жили достойно: имели соответствующею своему труду зарплату, могли обеспечить себя комфортным жильём и всем необходимым, получали образование, медицинское обслуживание и другие блага от государства.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины: Конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины: Конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности.

Формулирование цели урока

Исходя из темы урока, давайте попытаемся определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

Что нового узнать?

Чему научиться? Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает.

Таким образом, сегодня на уроке мы попытаемся сформировать представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд).

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих(манеры)

3. Последовательность действий (привычка).

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах (правило).

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал).

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право).

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)

Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием Молодцы, хорошо усвоили урок.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем

Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами.

Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре).

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека.

Что такое права?

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека.

Эти слова можно подтвердить Законом.

Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Права и свободы человека и гражданина

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина

-на жизнь, -слова, печати, мирных собраний и др.

-на свободу передвижения

-на честь и достоинство

-собственность и др.

Права человека

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

Право на:жизнь, свободу, личную неприкосновенность, честь, достоинство и др.

Право на:возможность участия граждан в политической жизни страны

Право на:участие в культурной жизни страны, доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Право на:благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни, быть собственником, наследовать имущество

Характеристика прав человека

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте кратко рассмотрим их.

1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Неделимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.


Кто и как обеспечивает твои права

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

соблюдать их на своей территории;

принимать законы, гарантирующие каждому его права;

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека.

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Как вы думайте права одного человека равны правам другого?

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого.

Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство.

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны

Соблюдать конституцию и другие законы РФ.

Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей.

Платить законно установленные налоги и сборы.

Основное общее образование бесплатно.

Беречь памятники истории и культуры.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Бережно относиться к природным богатствам.

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Читайте также: