Память конспект по биологии 9 класс

Обновлено: 01.07.2024

Интеллект — это совокупность психических способностей личности, направленных на познание, осмысление и разрешение возникающих задач.

  • технические — умение применять различные орудия труда и механизмы;
  • общественные — умение взаимодействовать с другими людьми;
  • умение применять различные символы и научные понятия.

Интеллект обычно оценивают с помощью тестов для определения коэффициента IQ (от англ. intelligence quotient). Среднее значение IQ примерно равно \(100\). \(25\) % людей имеют значение IQ меньше \(90\) и столько же — выше \(110\). Если коэффициент равен \(130\)–\(140\), то у человека высокий уровень способностей. Таких людей немного — примерно \(2\) % .

Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.

Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её через некоторые промежутки времени.

Память позволяет извлекать и использовать сохранённые ранее сведения и использовать их для решения возникающих задач.

В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.

  • кратковременную — информация сохраняется в течении нескольких секунд, что позволяет запоминать небольшой объём информации;
  • долговременную — полученная информация может сохраняться всю жизнь.

Кратковременная память подвержена влиянию внешних раздражителей. Если в момент запоминания отвлечь человека и переключить его внимание на что-нибудь другое, то вся информация из кратковременной памяти будет полностью утеряна. Вся информация, которая в кратковременной памяти находится более \(30\) секунд, сохраняется в долговременной памяти. Запоминанию способствуют сильные эмоции, которыми сопровождается то или иное событие.

  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.

двигательная память связана с запоминанием тех или иных движений; на её основе формируются различные двигательные умения и навыки, необходимые в работе, спорте, письме, речи. Так, освоив в детском возрасте плавание или езду на велосипеде, человек может заниматься этим в любом возрасте.

Образная память — это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Образная память помогает воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память важна для людей, занимающихся творчеством: актёров, музыкантов, писателей, художников.

Эмоциональная память — это запоминание пережитых эмоций и чувств. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.

если человека укусила собака, то он чувствует боль и страх. В этот момент в его мозге и в железах внутренней секреции выделяются гормоны, которые вызывают реакцию на стрессовую ситуацию. Через много лет человек при виде собаки опять будет вспоминает и переживает то же состояние, так как в кровь опять будут попадать те же вещества, что и при реальном укусе.

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов — это словесная память.

Разные виды памяти дополняют друг друга. Для быстрого запоминания важно включать сразу несколько способов запоминания. Обычно одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память может быть непроизвольной (запоминание идёт без усилий, как бы само собой; так запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека большое значение).

Если человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приёмы, говорят о произвольной памяти.

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к \(25\) годам, сохраняясь до \(50\) лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.

Загрузить презентацию (788 кБ)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
  • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
  • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
  • Провести самодиагностику памяти
  • Развивать у ребят общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

Оборудование:

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учащиеся, выходя к доске, распределяют характеристики по процессам, комментируя и отвечая на возникающие вопросы. Таким образом мы концентрируемся на сути этих явлений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца" соответствует ФГОС.

Конспект урока в 9 классе.

Тема: Работа сердца.

Цели: - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Образовательные: - формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматизм;

- продолжить формирование навыков работы с учебником и раздаточным материалом.

Развивающие: - развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные: - прививать навыки коммуникативного общения;

- воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Организационный момент.(1 мин.)

Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.(5 мин.)

- Вставьте в текст пропущенные слова. (Приложение 1)

- Составьте схему.(Приложение 2)

- надпишите части сердца. (Приложение 3)

-круги кровообращения: как изменяется кровь в малом круге кровообращения; в большом круге кровообращения?

3. Изучение нового материала.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Что такое сердце?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар , на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя, до всего есть дело.

- Какой символ является символом любви?

- Как его изображают?

- А действительно ли так выглядит сердце?

- А какие имена прилагательные употребляются именем существительным сердце?

- Давайте выясним, подходят ли эти слова в биологическом смысле к нашему сердцу?

2. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и определить цель.

Мы с вами уже на прошлом уроке определили местоположение сердца в человеческом организме. Где оно находится? (Слово сердце от середина, размеры сердца с кулак)

Мы уже знаем, что сердце человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Сердце – удивительный и надежный насос, который работает всю жизнь без остановки. За один день сердце сокращается не менее 100 тыс. раз. Если прожить 70 лет, то за эти годы сердце сократится около 3 млрд. раз. И это все без ремонта, замены деталей. За сутки оно перекачивает 10 тонн крови, а за 70 лет – 175 млн. литров.

В чем секрет неутомляемости и высокой работоспособности сердца? Запишите предположения в тетради.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

3.Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 сек. Частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (учащиеся заполняют таблицы) (Приложение 4):


1 .Длится 0,1 сек. Сокращение предсердия, кровь через створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении.(интернет-ресурс)

2.Длится 0,3 сек. Сокращение желудочков. Открываются полулунные клапаны, кровь направляется в аорту из левого желудочка и из правого желудочка в легочные артерии. (интернет-ресурс)

3. Длится 0,4 сек. Пауза, общее расслабление сердца. Полулунные клапаны закрыты.

Весь сердечный цикл длится 0,8 сек. Он прослушивается как сердцебиение.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек, а 0,7 сек отдыхают; желудочки работают 0,3 сек, а 0,5 сек. отдыхают.

В сердце интенсивно протекают обменные процессы, т.к. клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью.

Вывод: высокая работоспособность сердца обусловлена:

- высоким уровнем обменных процессов

- усиленным снабжением мышц сердца кровью

- строгим ритмом его деятельности.

4. Регуляция работы сердца.

Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинно-мозговые нервы.

Нервная регуляция

нервная система нервная система

усиление работы сердца ослабление работы сердца

Гуморальная регуляция

Усиление работы сердца ослабление работы сердца

Гормоны надпочечников ацетилхолин

адреналин ионы калия


ионы кальция

5. Виртуальная лабораторная работа.

6. Автоматизм сердца.

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог Кулябко в 1903 году оживил сердце трехмесячного ребенка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

7. Что мы знаем о сердце на духовном уровне?

Сердце

Сеет вокруг себя здоровье, уничтожает и высасывает жизненные

улыбку, тепло силы

Давайте охарактеризуем каждое из них при помощи прилагательных.

8. Укрепление и сохранение здоровья сердца. (работа с карточками и памятками, расшифровка девиза). (Приложение 5)

Что нового мы узнали на уроке? (изучили работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции, выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни).

Закрепление материала – тесты.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Люди, которые при переливании отдают свою кровь, называются ………….………….. . Те, кто принимают кровь, называются ………………..……….. . Универсальной группой крови, которую можно переливать во все другие, является ……………………. группа. Люди, имеющие ………………. ……….группу, могут принимать все другие группы крови. При переливании крови нужно учитывать не только группу крови, но и …………………………….…. .


За запоминание, хранение и воспроизведение полученной информации отвечает память – один из видов психических функций. Благодаря памяти человек приобретает индивидуальный жизненный опыт.

Процессы

Память находится в разных отделах головного мозга и напрямую связана с органами чувств. Вся полученная через слух, зрение, осязание информация хранится в памяти.

Деятельность памяти ограничивается четырьмя процессами:

Центры памяти

Рис. 1. Центры памяти.

Память классифицируется по нескольким признакам, которые описаны в таблице.

Признак

Память

Описание

По времени запоминания

Длится всего 30 секунд, за которые способна удержать до 7 образов (предметы, слова, звуки)

Сохраняет жизненно важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память, длящаяся более 30 секунд, преобразуется в долговременную память

По содержанию информации

Хранит информацию, полученную от рецепторов мышц. Необходима для воспроизведения повседневных (ходьба) и специфичных (танец, спорт) движений

Сохраняет образы разного характера (слуховые, звуковые, визуальные) как целостную картину. Помогает восстановить событие

Хранит информацию обо всех переживаниях

Запоминает услышанную или прочитанную словесную информацию

По сенсорному восприятию

Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, шум города)

Сохраняет информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица)

Запоминает движения (письмо)

Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченных продуктов)

По наличию цели

Запоминает информацию несознательно (случайно услышанное слово)

Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучение)


Рис. 2. Виды памяти.

Законы памяти

Разная информация запоминается неодинаково. При этом процесс запоминания у каждого человека индивидуальный. Кто-то лучше воспринимает звуковую информацию, кто-то – визуальную. Однако существуют единые для всех людей правила или законы, связанные с особенностями работы памяти.

которые читают вместе с этой


Выделяют законы:

  • действия– теоретические знания хорошо запоминаются на практике при индивидуальном использовании;
  • интереса– лучше всего запоминается интересная информация;
  • осмысления– тщательная проработка информации помогает лучше её запомнить;
  • повторения– несколько раз повторённая информация запоминается лучше;
  • края – память восприимчива к началу и концу информации.


Рис. 3. Нейронные связи.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о понятии памяти, основных её процессах, а также различных видах (в зависимости от признака классификации) и законах памяти, помогающих лучше запоминать информацию.

Читайте также: