Дифференциация букв п т конспект логопедического занятия

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: стилизованные изображения букв п – т, карта путешествия, рабочие листки на дифференциацию букв п – т, слоговая таблица, фломастеры, мяч, доска, мел.

Ход занятия:

Проверка готовности учащихся к занятию, установка на активную работу, внимание.

II. Основная часть.

Логопед : Как вы думаете, какие задания предложит нам эта станция? Ответы детей. (Дифференциация букв п – т)

Л. : Сейчас вы будете настоящими шифровальщиками и расшифруете буквы п и т.

Запись на доске:

II III II III III II III II II III

Л. : Теперь расшифруйте буквы, записанные цифрами:

3 2 2 3 2 3 2 3 3 2

Дети в тетрадях записывают вместо палочек и цифр буквы п, т, проверка.

Л. : Теперь расшифруйте записанные слоги:

2а - 3а 2о - 3о 3у - 2у - 3у

2и - 3и 3е - 2е 2и - 3и - 2и

3у – 2у а3 – а2 о2 – о3 – о2

Дети записывают слоги в тетради, проверка.

Все задания этой станции мы выполнили, двигаемся дальше.

Л. : Давайте хором прочитаем слоговую таблицу (на плакате) :

1. Чтение слоговой таблицы. Запись её по памяти.

па – та, по – то. пу - ту, пы - ты и т. д.

Л. : Все задания этой станции мы выполнили, отправляемся дальше.

Л. : Как вы думаете, где мы будем различать буквы п – т на этот раз? (В словах). Расколдуйте слова, в которых буквы п – т записаны цифрами:

Л. : Как можно назвать все эти предметы? (Одежда, обувь).

Молодцы, задание выполнили, отправляемся дальше.

1. Зарядка для глаз. Рисование глазами букв

2. Логоритмика.

Встанем смирно, без движенья, начинаем упражненья.

Руки вверх подняли – раз, выше носа, выше глаз.

Упражнение второе – положенье рук иное.

Будем делать повороты, выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражненье – руки к плечам – круговые движенья.

Вперёд, вперёд, назад, назад. Это полезно для наших ребят!

Движения выполняются по тексту.

Л. :На этой станции вы будете настоящими научными работниками – будете работать по рабочим листкам.

Дети выполняют задания в рабочих листках фломастерами.

Л. : Молодцы, отправляемся дальше.

Л. : Прочитайте предложение, записанное на доске:

Труд кормит, а лень портит.

Как вы понимаете эти слова? Это пословица. Запомните это предложение и запишите его по памяти. Проверка. Переход на следующую станцию.

III. Итог занятия.

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

- Уточнение и обогащение словарного запаса детей

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

- Расширение представления об окружающем мире

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух, по артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

- демонстрационные карточки с изображением букв п, т

- элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося

- конверты с нанесенной на них сеткой клеток (4×4)

- звуковая линейка и буквы п, т (4 комплекта)

- зашифрованная запись букв п, т

- зашифрованная запись слов для чтения

- карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт

- карточки для индивидуальной работы

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

а) Игровая ситуация “Буквы П и Б выпали из книжки”

- Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. Теперь я не могу прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.

Учитель- логопед читает слова, пропуская первые звуки п и т, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.

- Ребята, вы поняли, что произошло со словами? (Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах)

- Жила-была буква "т" (показ карточки с рукописной строчной буквой "т"). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т" и сломала одну ножку. Пришла она, прихрамывая, к царице Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!" - жалуется она. "Ничего страшного! Было у тебя три ноги, ты называлась буквой "т", а теперь у тебя осталась пара ног, ты будешь называться буквой "п" - ответила ей царица Грамматика. Так буква "т" превратилась в букву "п".

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Т])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Т])

Упражняться в написании …(букв П-Т)

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т],

будем упражняться в правильном написании букв П-Т.

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели, что нужно делать на уроке? (быть

внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Т] по звучанию и артикуляции

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

IV . Актуализация знаний. Сравнение букв п-т по написанию

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

а) Учитель-логопед вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т.

- Попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.

(Учитель-логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из

которых она состоит, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т.

Учитель-логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них

одинаковые, а четвертого объяснить, чем буквы отличаются друг от друга )

- Буква п имеет пару ножек, состоит из 2-х элементов,

а у буквы т – три ножки, она состоит из 3-х элементов.


- Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт: раз – два; т – на счёт: раз – два – три .

- Сконструируйте буквы п и т из элементов (элементы букв вырезаны из бархатной бумаги).

Дети выполняют задание и делают вывод: буква п состоит из 2-х элементов, а буква т – из 3-х

в) Работа с индивидуальными карточками

- На строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв пт. Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема: Дифференциация букв пт.

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • совершенствование способности к переключению внимания;
  • воспитание умения общаться в коллективе.
  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

I. Организационный момент.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п.

Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т.

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т.

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.
    карточки-опоры с буквами п , т; карточки с буквами п, я, т, ь; предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

I. Организационный момент.

Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

II. Повторение.

На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

– Составьте из этих букв слово. (Пять)

– Назовите согласные из этого слова. (П, т)

– Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

– Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

– Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

– Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

– Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

– Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

  • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
  • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

III. Работа по теме.

1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

– Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

– Сколько значков записали? (Шесть)

– Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

– Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т.

– Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

– Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье.

– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

– Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

– Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

Логопед убирает картинки или закрывает их.

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

– Какое слово мы не назвали? (Платье)

3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т.

. ихонов . е . я
. е . рова . аня
. е . ухова . амара
. имошенко . авел
. ихомиров . оля

– Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

– Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

– Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

IV. Физминутка.

Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!

4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

5. Графический диктант.

Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

Коллективная проверка выполнения задания.

IV. Итог занятия.

– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

Материал для проверки

Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв пт” можно дать следующее задание.

– Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

(Логопед пишет на доске слова ПРИГОТОВИТЬСЯ и ПЛАСТМАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т. После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

– Правильно ли Виталик понял доктора?

– Почему вы думаете, что он не понял доктора?

Литература:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фронтальное логопедическое занятие

на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах,

Цель : Дифференциация букв п - т на письме.

Образовательные:

Учить различать звуки [п-т], буквы п - т на письме.

Автоматизировать графокинетический образ букв п - т на материале слов, предложений и текста.

Коррекционные:

Развитие зрительно восприятия, текстильных ощущений.

Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Воспитывать умения слушать и слышать друг друга.

Воспитывать отзывчивость, взаимовыручку.

Оборудование :

Ход занятия

I .Организационный момент.

1.Основной закон правильной речи.

Чтобы лучше разговаривать, всё нужно выговаривать.

Так правильно и внятно, чтобы всем было понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать.

Так правильно и внятно, чтобы всем было понятно.

- Мне нужен помощник. В мешочке спрятаны буквы. Смотреть на них нельзя, надо узнать букву, ощупав её пальчиками той руки, которой пишешь. Назвать слово, в котором эта буква(звук) стоит в начале. Остальные ребята угадайте букву. Кто быстрее угадает, какая буква в руке водящего, может угадать следующую букву.

- Какая буква первая в названных словах? ( Буква П)

-Какие звуки она обозначает? (Звуки [п], [п’])

-Артикуляция звуков: преграда – губы.

- Дайте характеристику этим звукам?

-Звуки согласные, глухие, твердый и мягкий.

-Буква Пп печатная и П п рукописная : заглавная и строчная.

Следующий ученик ощупывает вторую букву в мешочке, называет слова.

-Какая в этих словах первая буква? ( Буква Т)

-Какие звуки она обозначает? (Звуки [т], [т’])

-Артикуляция звуков: преграда-язык, дёсны.

- Дайте характеристику этим звукам?

-Звуки согласные, глухие, твердый и мягкий.

-Буква Тт печатная и Т т рукописная : заглавная и строчная.

-Догадались, о каких буквах поговорим.

II. Основная часть

1.Сравнение букв занятия.

.Развитие слухового и зрительного гнозиса.

-Сравнение букв п - т по начертанию.

Из каких элементов состоит каждая буква?

Какие элементы одинаковые?

Каким элементом отличаются?

-Проведите по букве пальчиком и запомните её образ.

-Напишите в воздухе эту букву.

-Выложите буквы из элементов.

- У рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у рукописной буквы т – три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п -2, т -3.

Откройте тетради. Представьте, что вы радисты. Азбука радистов называется азбукой Морзе. Расшифруйте мои послания:

Один ученик зачитывает написанное. Остальные проверяют. Если задания выполнено, верно, то ученики ставят точки под буквами.

Запишите буквы по арабским цифрам:

2 3 3 2 3 2 2 3

-Проверяем: п,т,т,п,т, п, п,т.

2.Дифференциация букв п-т в слогах.

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

-Восстановите перекладины в слогах и запишите слоги.

3.Физкультминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо, поворот.

Наклонились, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

4.Пальчиковая гимнастика.

Почему же наш большой,
Крутит, верти головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.
Средний палец наш – матрос,
Мачту он на борт принес.
Чтоб он весел был в пути,
Надо пальцем покрутить.
Безымянный палец – кок,
Он испек большой пирог.
Поперчил и посолил,
И вокруг его ходил.
Наш мизинец – это юнга.
Он сейчас прямой, как юнга.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.

5. Знакомство с героями занятия.

-Соберите имена детей из букв.

- Чем отличаются? (написанием, значением)

-Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику?

6. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом – ПА или ТА. Давайте, разрешим спор детей.

Вставьте карточки со слогами Па и ТА и прочитайте слова. Назовите имена детей. Назовите самое длинное слово.

(Павел, Тамара, Таня, Паша, папоротник)

7. Дифференциация п-т в словах.

Однажды Поля и Толя были в лесу. Они собирали грибы и ягоды. Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок. н решил подшутить над ребятами и заколдовал их одежду и обувь.

8.Гимнастика для глаз ( под музыку)

Физминутка (релаксация)

9.Дифференциация букв п-т на уровне предложения.

Читайте также: