Социальное познание егэ обществознание конспект

Обновлено: 03.07.2024

Социальное познание — это наука, объясняющая не только явления, происходящие в обществе. Она выявляет саму сущность этих событий, анализирует их. Это достаточно сложный процесс, основанный на конкретно историческом взгляде на явления в социуме. Конкретно исторический подход – это своеобразная методика, изучающая общественную жизнь, используя многообразные связи, особенности исторического развития и взаимную зависимость событий. Он позволяет вникнуть в ход одного социального явления, оценить его индивидуальные, неповторимые параметры. После проводится анализ на базе временной шкалы. Исследуется характер события в прошлом, настоящем, будущем. Создается перечень объективных закономерностей, присутствующих между идентичными событиями.

Что такое социальное познание – ЕГЭ

Социальное познание – это поэтапный процесс, в ходе которого изучается общество, социально значимые случаи и поведение индивидов. Наука помогает оценить причины происходящего, найти источники события, установить связи. В глобальном смысле, данное направление является основой изучения человеческой деятельности в различных сферах жизни и ситуациях. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Науку характеризуют следующие аспекты:

  • В своих исследованиях специалисты не могут использовать экспериментальный метод.
  • При изучении социума выясняются относительные истины. Это связано с динамичностью общественной жизни. Каждый объект, субъект склонен меняться.
  • Истина воспринимается, как главная ценность познания. А ценность считается правдой. Это обусловливает сложность оценивания процессов.
  • Объект исследования – социум. Его особенность – постоянное развитие, обилие структурных комбинаций. Человек, получая жизненный урок, может полностью изменить свой взгляд на жизнь. Поведение меняется, он иначе воспринимает общество. Экспертам сложно выявить закономерность. Любой социальный закон не имеет стопроцентной гарантии. Это лишь вероятность, что процесс пойдет по установленной схеме, индивид выберет определенный подход к решению проблемы.
  • Основа результатов всех исследований – интересы, цели, поведение человека.
  • Социальное познание изучает общественную жизнь, она выступает в роли субъекта и объекта одновременно.

Методы социального познания с примерами, в чем состоит специфика социального познания

Социальный институт основывается на использовании двух видов методик. Это теоретические и эмпирические подходы. Рассмотрим эмпирическую методологию и примеры ее применения:

Методы социального познания с примерами

Теоретическая методология основывается на семи подходах. К ним относятся:

  1. Создание научных абстракций. Предполагается рассмотрение человеческих действий и поступков со стороны науки.
  2. Создание гипотез. Предположения в некоторых случаях позволяют предугадать поступки людей. Но часто они оказываются неверными, даже если строятся на большинстве фактов.
  3. Статистические подходы. Во всех странах проводят статистические исследования – демографические изменения, экономические перепады, рейтинг политиков и прочие.
  4. Умозаключения. Подход эффективен при анализе повторяющихся ситуаций. Например, если человек уже раз выбирал определенный вид деятельности, путем логических умозаключений можно предположить, что его следующая работа будет иметь аналогичную специфику.
  5. Классифицирование. Люди делятся на группы по множеству признаков. Например, холерик, вероятнее всего, поведет себя агрессивно.
  6. Аналитика. При изучении документов, истории, литературы также формируются определенные портреты.

Направление исследует социальные процессы, явления и общество в целом. Его специфика заключается в нескольких аспектах:

  • Наблюдение и проведение экспериментов используется ограниченно. Намного эффективнее применение исторического опыта и практики.
  • Объединение субъекта и объекта основывается на том, что каждый индивид самостоятельно творит и познает жизнь. Это обуславливает неоднозначность исследований.
  • Изучение строится на познании нескольких сфер человеческой жизни. Это духовность, материальная сфера и идеалы людей. Такие связи значительно сложнее оценить, чем природное взаимодействие.
  • Социум – наиболее сложный и многогранный объект исследований.

Функции социального познания, признаки социального познания

Социальное познание обладает особой спецификой, которая обуславливает его функционал:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальное познание- познание общества.

Особенности социального познания:

субъект и объект познания совпадают

общество - сложный объект для изучения, так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.

ограничены возможности наблюдения и эксперимента

субъективность изучающего человека

многообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

Принципы социального познания:

конкретно-исторический подход- рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности - наиболее устойчивые, существенные связи (промышленный переворот)

руководство научными методами.

Соблюдение дистанции к объекту - объективность

выбор значимого в явлении

Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега)

продукты человеческой деятельности

Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

Интерпретация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие (революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.

Оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

от свойств самого изучаемого объекта

от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.

Методы социального прогнозирования:

экстраполяция- изучение части явления или целого, распространение выводов на будущее

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 285 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.04.2018 2472
  • DOCX 15.7 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хизриев Махач Магомедрашадович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

«1. общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

2. социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

3. в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли,интересы,цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

Объяснение

Теперь разберемся с тем, что же под этим всем имеется в виду.

Часть 1 - общество самый сложный объект исследования поскольку является порождением деятельности самого сложного явления природы - человека. Последнему еще нужно понять. самого себя.

Часть 3 - опять та же идея - общество познает само себя, человек познает сам себя, или на философском языке - "субъект и объект познания тождественны".

Опорный конспект по теме "Социальное познание" по обществознанию для учащихся 10-11 классов для базового и профильного уровня.

ВложениеРазмер
sotsialnoe_poznanie.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания , то есть в ходе социального познания общество познает само себя . Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:

  • Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
  • Результаты материальной или духовной деятельности людей;
  • Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов , необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:

  • Мировоззрение исследователя
  • Задачи и цели исследователя
  • Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.

Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко , потому что:

  • Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются).
  • Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция.

Основные источники социального познания:

  • Исторические источники (археология, документы и т.д.)
  • Социальная действительность, то есть практика.

Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:

  • Установление причинно-следственных связей
  • Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
  • Выявление общего и особенного в развитии общества.

Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Социальное познание и его особенности.

Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Тип урока – лекция с элементами беседы и работы с источниками документами.

Цель: способствовать пониманию того, что познание общества, с одной стороны, характеризуется общими чертами любой познавательной деятельности, с другой стороны – обладает значительной спецификой.

Главная задача: уяснить особенности социального познания.

Оборудование: раздаточный печатный материал.

  • Что такое познание
  • Что понимается под субъектами о объектами познания

2.Изучение нового материала (конспект лекции)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания , то есть в ходе социального познания общество познает само себя . Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:

  • Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
  • Результаты материальной или духовной деятельности людей;
  • Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов , необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.

Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко , потому что:

  • Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются (войны – все имеют различные причины, ход и итог).
  • Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция (как можно повторить ситуацию тотального голода в Поволжье в 1932 году?).

Основные источники социального познания:

  • Исторические источники (археология, документы и т.д.)
  • Социальная действительность, то есть практика.

Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:

  • Установление причинно-следственных связей
  • Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
  • Выявление общего и особенного в развитии общества.

Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля.



Урок по обществознанию "Социальное познание"

Цельурока:ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формиров.

Оптимизация воспитательного процесса в Центре через использование системы социальных практик с целью формирования социальных компетенций у обучающихся, воспитанников с ОВЗ на основе привлечения их к познанию социокультурных ценностей Тамбовской обл

Доклад на педсовете.

Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".

Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе.

Разработка урока обществознание (включая экономику и право) Тема: Социальное познание.

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.JI.H. ТолстойЦели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать у.

во второй младшей группе по познавательному развитию в разделе- познание предметного и социального мира. На занятии ведётся работа - знакомство детей с людми разных профессий.

Читайте также: