Олицетворение конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного русского языка 4 класс

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

Что общего в этих текстах? (Они об осени)

Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

Актуализация опорных знаний

Вводно беседа: погружение в тему урока

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец . Сравнение – листва, словно бабочек стая )

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?

Номинация: Педагогические идеи и технологии: общее среднее образование.

Автор: Шерстянкина А.В.

Место выполнения работы: МБОУ Тунгокоченская СОШ

Урок литературного чтения 4 класс

Задачи урока: формируемые УУД

Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.

Создание положительной мотивации

Настрой на урок

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

Какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным.

Во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга.

О каком поэте идет речь?

Определить тему урока, пользуясь учебником.

Определяем цели урока

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный.

Отвечают на вопрос. Если учащиеся затрудняются, предлагаю послушать еще несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником. Читают название темы урока.

Называют личностно-значимые цели изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Знакомство с биографией поэта

Прослушав несколько стихотворений автора, вы, наверное, заметили определенную тематику его творчества. Для того, чтобы понять, почему большинство его произведений посвящены Кавказу, обратимся к биографии М.Ю.Лермонтова.

Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли со своим однокашником. Ему было всего 27 лет.

Учащиеся слушают рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов

Попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун)

Демонстрирую слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье , глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.

Знакомятся с правильным значением непонятных слов

Первичное восприятие стихотворения

Понравилось ли стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало?

Прочитайте стихотворение самостоятельно 2-3 раза

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.

Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.

Читают стихотворение 2-3 раза

Чтение по строфам и анализ стихотворения

Читаем первые 4 строки стихотворения.

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Чтение следующих 4 строк:

- Как меняется характер реки на равнине?

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию?

Прочитаем следующие 4 строки.

- Как вы поняли эти строки?

- С кем сравнивается море?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Метафору – скрытое сравнение.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Один ученик читает следующие 4 строки

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья.

Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Прочитаем последние 8 строк стихотворения.

- Где Терек берет свое начало?

- С кем сравниваются облака?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

- Найдите метафору в этих строках.

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки?

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Работа над выразительностью

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

- С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

- Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.

- Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией

- Последние 8 строк – горделиво

В учебнике сокращенный вариант стихотворения, и вот, что было дальше:

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Чтение концовки стихотворения.

-Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- Как человек должен относиться к такой реке?

-Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

- Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки?

Слушают чтение учителя.

- Да, они ему понравились.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

- Олицетворение, как - будто Терек – человек с непокорным характером, сам автор.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки желтого, красного и синего цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке.

Поднимают карточки, давая самооценку своей деятельности .

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.


План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы. ".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест.



Цели урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе.


Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"


Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"

Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда.

Урок родного русского языка 4 класс Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

1. Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

2. Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

· Что общего в этих текстах? (Они об осени)

· Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

· Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

III. Актуализация опорных знаний

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец. Сравнение – листва, словно бабочек стая)

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока составлена для 3 класса по теме олицетворение.

Тема: Средства художественной выразительности речи. Олицетворение.

“ Приятная для слуха речь –

своего рода музыка”.

Ход занятия.

Организационный момент.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)

Сегодня мы вновь будем учиться употреблять в своей речи слова и словосочетания, которые делают её красивой и выразительной.

Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.

- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.(Расстановка логических ударений.)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

б) Подобрать к данным словам антонимы.

Дело мастера боится.

Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала.

Голубой платок, алый колобок

По платку катается, людям улыбается.

Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем их мире имеют душу, то есть они живые. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

• Итак, что такое олицетворение?
Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(Для усиления образности. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

• Приведи примеры олицетворения в знакомых тебе стихотворениях.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло…

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела…

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём, часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся(понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

Ещё одна загадка:

Без крыльев летят,

Без паруса плывут. /облака/

Физминутка для глаз.

Следим за облачком и запоминаем, какие там встречаются сравнения, олицетворения.

• А сейчас я приглашаю вас в театр на лесной поляне.

(Возмущённая Ворона прилетает в Лесную школу и врывается в кабинет Директора-Льва)

Ворона: Буду жаловаться! Буду жаловаться!

Лев: На кого Вы будете жаловаться?

Ворона: Как на кого? На Лису!

Лев: Каждый день на Лису жалобы! Угощала Журавля кашей, размазанной по тарелке. Выгнала из дома Зайца. Вчера съела Колобка. Ну а сегодня что натворила?

Ворона: Как что? Сыр украла!

Лев: Этой Лисе всегда удаётся выйти сухой из воды. Однако на этот раз Лиса ответит за свой поступок, не уйдёт от наказания.

Ворона: А причём здесь вода?

• Как называются такие устойчивые словосочетания? (фразеологизмы)

• Приведите примеры.

Писать, как курица лапой

Вставлять палки в колёса (15 сл.)

Делить шкуру неубитого медведя

Витать в облаках - мечтать

Тянуть кота за хвост - медлить
Играть с огнём - рисковать
Водить за нос - обманывать
Провалился сквозь землю - исчезнуть
Плясать под чужую дудку – бездумно подчиняться кому-либо

Физминутка. “Фразеологический зоопарк”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык).

Знания и умения всегда найдут применение.

/по названию-антониму угадай истинное название сказки/.

Итог занятия.

• Что нового узнали?

• Какие средства выразительности языка использовали?

• Что получилось? Что не получилось? Что больше всего понравилось? • Доволен ли собой?

Читайте также: