Ответственность за свои дела 5 класс однкнр конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.

– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;

- извлекать информацию из различных источников;

- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;

– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Приводить примеры нравственных поступков.

Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.

Средства наглядности: презентации.

Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.

Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.

1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.

2 группа. Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.

3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

Нравственность в нашей жизни

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.

В нашей стране проживает более 130 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Послушаем стихотворение в исполнении Ильяра Муллагалиева.

Слайд 2(выдающиеся люди мировой величины)

Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос: Кто эти люди? Они вам знакомы? ( Мустай Карим, Муса Гареев, А.С.Пушкин, М.И. Глинка)

Да, правильно –это люди мировой величины, а в чем их заслуги?

(Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. )

Эти люди оставили след в истории развития своей страны и нашего района.

Они для нас образец нравственного поведения!

Ребята, а как вы думаете, существует ли нравственность в нашей жизни?

Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира.

3. Определение цели урока.

- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

–Теперь сформулируйте тему урока.

-А какие цели мы ставим перед собой? (Что необходимо нам узнать?)

Нам нужно узнать, что такое нравственность, какие качества нравственности считаются образцом нравственности и есть ли нравственность в нашей жизни.

А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока. (20 декабря, Нравственность в нашей жизни)

Ребята, а кто знает, что такое нравственность? Объясните своими словами. (это доброта, правила поведения, вежливость).

А теперь, давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

-А какого человека мы можем назвать нравственным? (доброго, вежливого, трудолюбивого, любящего свою Родину).

(Запишите в тетрадь).

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Задание: восстановите пословицы.

Добрые дела, …(дороже денег)

Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

Добро не лихо - … (бродит тихо)

Доброе дело … (два века живёт)

Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

1 группа кто у вас будет отвечать? Проверим ваши пословицы. А теперь 2 группа.

-Какое ключевое слово вы здесь увидели? (добро) А относится ли доброта к нравственным качествам?

Доброта одно из ключевых составляющих образцов нравственности.

-А еще какие понятия мы можем отнести к образцам нравственности?

К образцам нравственности относятся и такие понятия, как ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК, КОЛЛЕКТИВИСТ.

Давайте рассмотрим каждый образец отдельно.

Как вы думаете, что такое патриотизм?

Какого человека мы можем назвать патриотом?

Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд

Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами.

А кого мы можем назвать патриотом из нашего села?

( Данил Шаехмурзин – воин-интернационалист, Мирзанур Хиразов-учитель-ветеран, композитор, Фанис Гареев- писатель)

Кого вы считаете патриотом нашего района ?( Муса Гареев- дважды герой советского союза, летчик истребитель; Талгать Рахманов- Первый секретарь Илишевского райкома, Суфиян Поварисов- писатель, поэт )

А из республики кого вы можете назвать? (Миннегали Губайдуллин- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Командир пулемётчик; Александр Матросов- герой советского союза; первый президент РБ- Муртаза Рахимов)

Люди любящие своё Отечество и готовые совершить подвиг во имя Родины являются патриотами.

А сейчас обобщим, какими качествами должен обладать патриот.

-Я надеюсь, что вы будете обладать всеми этими качествами.

Как вы знаете, ребята, 2016 год –год кино. Любите ли вы смотреть фильмы?

А если, никто не посмотрел, то я советую посмотреть их, потому что они нас учат доброте, патриотизме, ценить свою Родину и то, что мы имеем на сегодняшний день.

Во время войны люди совершали подвиги не только на фронте, но и в тылу. Этих людей мы называем тружениками тыла.

Ребята, а кто такие труженики?

Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.

Наше село тоже богато трудолюбивыми людьми.

Ваших родителей тоже можно назвать труженики. Они трудятся во благо своей семьи Родины.

Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм?

Коллективизм - это сотрудничество и взаимопомощь.

Коллективист- это человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

А вы какие коллективы знаете? (школьный)

А наш класс можно назвать коллективом?

Какую коллективную работу в преддверии нового года вы уже выполнили в классе? (украсили класс)

-Какого символа нового года здесь не хватает? (елки, петуха)

-Давайте украсим ёлку, тем самым выполним коллективную работу. Будем вешать игрушки не простые, а с пожеланиями. Первую игрушку повешу я сама с пожеланием: я желаю всем быть патриотами своей страны, а что вы пожелаете.

Когда мы украсили ёлку все вместе с коллективом, нам было очень легко и мы сделали дело быстро.

Мы поговорили об образцах нравственности в нашей жизни.

Работа в группах

А теперь я предлагаю поработать в группах и определить, кто труженик, патриот или коллективист мог произнести такие слова:

Ответы: патриот, коллективист, труженик

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План-конспект.docx

План-конспект воспитательного мероприятия

Возраст: 5-6 класс

осознание значимости формирования волевых качеств личности для будущего;

осмысление необходимости воспитания чувства ответственности;

определение нравственных ориентиров;

воспитание чувства ответственности перед будущим;

учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки.

Задачи проведения мероприятия:

сформировать сознательное отношение к чувству ответственности;

создать условия для благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;

вовлечь обучающихся в интеллектуальную, творческую и общественно значимую деятельность.

Форма проведения : классный час с использованием фронтальной (словесная и наглядная информации всем учащимся), групповой (решение проблемных ситуаций) и индивидуальной форм.

Оборудование : мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, колонки), презентация, видео-фрагмент из фильма

Психолого-педагогическое обоснование выбора тематики воспитательного мероприятия

Материал, который был отобран для обсуждения, соответствовал возрастным особенностям учащихся. Это фрагменты из сказок, близкие ребятам и знакомые с детства персонажи, на поступки которых они смогли посмотреть с другой стороны. Это и взрослые вопросы об ответственности врача, пилота, шофера.

Через нравственные классные часы, воспитательные мероприятия по этой теме идет развитие волевых личностных качеств. Например, таких как ответственность за свои действия, поступки, поведение, долг, самоконтроль. Ребята анализируют ситуации и поступки других людей, высказывают свою точку зрения, мнение. Такие мероприятия должны вызывать у ребят желание преодолеть в себе отрицательные качества характера.

Краткий сценарий воспитательного мероприятия

- Здравствуйте, ребята! Мы снова рады видеть вас.

Для того, чтобы определить тему нашего классного часа сегодня расшифруйте высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которое будет являться эпиграфом к нашему уроку.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

-Как вы понимаете это высказывание?

-О каком качестве человека мы будем сегодня говорить?

- Сегодня мы будем учиться на классном часе учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки.

Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

- Как вы думаете, что такое ответственность?

- Правильно, Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.

Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм (Толковый словарь Даля).

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках (Словарь Ожегова).

Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)

Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

- Какие качества характера свойственны ответственному человеку?

На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

Честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность, жадность, непослушание.

Решение проблемных ситуаций по группам

1 группа. К чему может привести безответственное решение врача?

2 группа. К чему приведет безответственное решение пилота?

3 группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?

- Какой вывод можно сделать из этого?

Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

- Легко ли быть ответственным?

- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).

Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

Перед вами лежат яблочки. Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему мнению.

Красное - Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

Желтое - Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

Зеленое - Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.


Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Ресурсы:

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

город Березники, Пермский край

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе

Елена Александровна Анисимова

учитель истории и обществознания

моральных дилемм и дискуссий;

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Конспект урока

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке гости.

- Ребята, гостям принято показывать все самое лучшее. Давайте покажем все лучшее что мы умеем.

Ваша задача – правильно соотнести определение со значением слова. У вас на столах лежат карточки с понятиями. Я вам зачитываю определение, вы поднимаете карточку с тем понятием которое соответствует определению.

-Ребята, вы будете работать в парах. Давайте вспомним правило работы в парах. (вспоминают правила)

Милосердие – это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия.

Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова.

Доверие – это убежденность в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали.

Достоинство

-Ребята, с какими понятиями мы не знакомы?

- Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Исходя из темы, определим цели урока:

1) выяснить значение понятий честь и достоинство;

2) определить положительные или отрицательные эти понятия;

3) актуальны ли эти понятия в современной жизни.

- синонимы к слову честь

Антонимы к слову честь

-Ребята, а как проявляется честь в повседневной жизни?

(когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь)

- Чем победители и почетные гости заслуживают такое отношение к себе?

(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

-Работа с текстом в парах

Дмитрий Михайлович Карбышев – герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук.

В первые месяцы войны при боях под Гродно попал в окружение. При попытке вырваться из окружения был захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека!

Дмитрий Михайлович Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

- С какими событиями в истории нашей страны связан текст?

- Какая информация оказалась для вас новой?

- Как связать этот текст с темой нашего урока?

- Давайте обратимся к нашему словарю в конце учебника и сравнив вывод с определением в учебнике.

- Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?

- Я буду им все равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.

- Как вы думаете, Спартанец достоин уважения?

- Рассмотрите схему на с. 73 учебника. Какие составные понятия включает в себя честь? (совесть, справедливость, доблесть, честность, благородство, достоинство)

-Какими же качествами обладает достойный друг? ( в ходе беседы называют качества)

- Давайте составим словесную картину Человека чести и Достойного человека.

- Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать?

( на слайде: Прийти на помощь слабым

Умение сдержать свое слово

Не предать друзей, Родину

Не изменять своим моральным принципам

Не совершать безнравственных поступков

Способен быть справедливым) – учащиеся распределяют в таблице

Человек чести

Достойный человек

Умение сдержать свое слово

Прийти на помощь слабым

Не предать друзей, Родину

Не изменять своим моральным принципам

Отличает добро от зла

Не совершает безнравственных поступков

Способен быть справедливым

- Во время составления таблицы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств.

- Это происходит потому, что моральные качества честь достоинство близки по смыслу.

Работа в парах

Задание 1. Проанализируйте ситуации и распределите в колонках таблицы достойные и недостойные поступки (впишите нужную букву)

Достойные поступки

Недостойные поступки

А) обидели малыша, поставив ему подножку;

Б) маленькая девочка не дала убить жука старшекласснику;

В) у первоклассника отобрали понравившуюся ручку;

Г) в гостях присвоили себе чужую вещь;

Д) старший брат защитил сестру от хулигана;

Е) юноша спас девочку, вынеся ее из горящего дома;

Ж) сохранили чужой секрет, тайну;

З) мальчик спасает малышку, вытащив ее из пруда.

Задание 2. Собери пословицы

Начало пословицы

Конец пословицы

Чем труднее дело,

Честь ценят не по словам,

- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство?

-Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершать безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других

2 НРАВСТВЕННОСТЬ Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

5 Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей

6 Правила нравственности не завидуй Не жадничай Помогай нуждающимся Не предавай Уважай старших Не обижай слабых Не лги ?

7 Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обеспечивает государство

8 Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.

Читайте также: