Отчего у зайца длинные уши конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему :

Воспитатель высшей квалификационной категории Фролова М. Е.

Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №65 "ОАО РЖД"

Цель: обобщать знания о диких животных

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о жизни диких и домашних животных

Познакомить детей с интересными фактами из жизни зайца и кролика

Развивающие :

Навыки опытно-экспериментальной деятельности, произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность, наблюдательность.

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Продолжать обогащать природоведческий словарь детей

Воспитывать бережное отношение к животным, желание проявлять о них заботу, любознательность

Оборудование и материалы:

Баночки с водой, снег, белая гуашь, бумажный рупор, лейки с равным количеством воды, две емкости с узким горлышком. шапочки зайца, волка и медведя, игрушка заяц, кролик.

- проведение опытно-экспериментальной деятельности со снегом;

- чтение художественной и познавательной литературы;

- рассматривание иллюстраций "Дикие животные"(забота человека о диких животных)

- чтение стихов и загадок по теме "Дикие животные"

- подготовка инсценировки с тремя детьми

- игры с рупором на прогулке

Методические приемы: игровой, словесный, практический, наглядный, вопрос – ответ, устные инструкции по выполнению работы, выполнение работ с опорой на личный опыт, постановка задания, анализ результатов,

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно на вопросы отвечать

Все хотим мы много знать.

2. опытная часть

Воспитатель: Ребята, однажды в Брянском лесу зашел спор между дикими животными. Как вы думаете какие звери поспорили? (ответы детей) Вы правильно назвали жителей нашего леса, а в споре участвовали медведь и волк. Не сошлись они в ответе на вопрос: "Какого цвета снег в лесу?" А вот кто помог им разрешить спор, вы узнаете выполнив графический диктант. (дети выполняют графический диктант с изображением зайца). А вот как все происходило.

Воспитатель: Поспорили медведь с волком: "Какого цвета снег в лесу?"

Волк: Снег белый!

Медведь: Нет серый!

Волк (сердито) : Белый. Что я снега не видел?

Медведь (упрямо) : Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо- черный! А весной совсем черный.

Воспитатель: Долго они спорили. Вдруг из- за кустов заяц выскочил. Увидел зверей и застыл на месте.

Медведь: Эй, зайка, иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег. Я говорю : серо- черный, когда из берлоги вылезаю он всегда такой.

Волк: Нет, белый он. Ты,заяц, всю зиму по снегу бегаешь, какой он?

Воспитатель: Посмотрел заяц на огромные лапы медведя. Глянул на волчьи клыки и сказал:

Заяц (испуганно, со страхом) : А он бело- серо- черный!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете: какого цвета снег? (бесцветный). Совершенно верно. Как же это доказать животным?

Двое детей демонстрируют опыт со снегом, сопровождая рассказом: надо взять две банки с водой, белую гуашь и тарелочку со снегом. И снег и гуашь с виду кажутся одинаково белыми. но если в банку с водой добавить гуашь, то вода станет такой же белой, как и гуашь. В другую же банку с водой мы кладем снег. Вода свой цвет не изменила. Значит, снег, как и вода бесцветен.

Воспитатель: Я думаю, и медведю, и волку теперь понятно, что снег бесцветный. А вот зайчик, ребята, наверное, знал правильный ответ, но не смог его сказать. Как вы думаете: почему? (ответы детей). Да, в лесу у зайца много врагов. Кого вы можете еще назвать, кроме волка и медведя. (лиса, куница, рысь, хищные птицы, вороны и сороки нападают на маленьких зайчат). Врагов действительно много, а как же заяц защищается от них? (ответы детей).

Хочу обратить ваше внимание на то, что форма ушей у зайца по своему строению очень похожа на рупор. У рупора один из концов широкий, а другой узкий Так и у зайца верхний кончик уха широкий, а другой узкий. Высота этого рупора такая же как и высота уха зайца. Что это дает зайцу, мы установим опытным путем. Мне в помощники понадобятся две пары детей. Возьмем две одинаковые лейки с равным количеством воды, рупор и две емкости с узким горлышком. Один из детей первой пары будет лить воду из лейки, а другой будет пытаться собрать ее в емкость. Другая пара детей будет проделывать тоже самое, но собирать воду в емкость им будет помогать рупор. Сравним количество воды в емкости: у второй пары воды в емкости оказалось больше. Почему? (ответы детей). Воспитатель подводит итог: в широкий конец рупора сразу попадает очень много капель воды, все они стекают в узкий конец, вот и бежит из рупора в емкость вода как из водопровода. А без рупора собрать воду в емкость было очень трудно. Так и в верхний кончик уха зайца попадает много звуков и все они собираются в нижнем кончике уха. Вот поэтому, заяц слышит много звуков, иногда неслышимые человеком. Говорят, что заяц очень чуткий

Физкультминутка "Дикие животные".

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

3. Ребята, в понятиях "опыт" и "фокус" есть что-то общее. Опыты мы уже с Вами проделывали, а теперь настало время фокусу. Вы любите фокусы? Тогда усаживайтесь на ковер. Воспитатель берет коробку, в которую заранее поставлена клетка с кроликом. Кладет в нее игрушечного зайца, накрывает тканью, произносит "заклинание", срывает ткань, достает клетку с кроликом. Дети, а как вы думаете почему у нас оказался живой кролик, а не заяц? (ответы детей). Заяц действительно относится к диким животным, а кролик к домашним. Чем жизнь кролика отличается от жизни зайца? (ответы детей). Воспитатель предлагает понаблюдать за кроликом.

Рефлексивно-оценочный этап Ребята, что для вас сегодня было самым интересным? Что для вас сегодня было самым трудным? Что вы чувствуете сейчас? Воспитатель: Ребята, сегодня мы вспомнили о свойстве снега, узнали, что помогает быть зайцу чутким, наблюдали за кроликом. Вы много знаете о жизни диких и домашних животных. Нам стоит помнить, что наш родной и единственный дом – Земля, нуждается в уходе, как и животные, с которыми мы её делим. Думайте не только о себе! Любите и берегите животных!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦЕЛИ : знакомство со сказкой, раскрытие содержания произведения, формирование правильного и выразительно чтения, осознанного чтения вслух и про себя;

коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей в прочитанном произведении, коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении, коррекция устной речи на основе упражнений в выразительном и прочтении с разной скоростью и последующим объяснением смысла прочитанного;

Формирование морально-этических представлений; учить находить правильное решение в различных житейских ситуациях, воспитание любви к животным;

Здоровье сберегающая направленность урока.

I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ,

ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК ДЛЯ НАС.

ВСТАЛИ ВСЕ У ПАРТ КРАСИВО.

ТИХО СЕЛИ, СПИНКИ ПРЯМО,

ВИЖУ КЛАСС НАШ ХОТЬ КУДА

МЫ НАЧНЕМ УРОК , ДРУЗЬЯ!

Над какой темой по чтению мы работаем? Народные сказки.

А что значит народные? Их сочинил народ.

А какие еще бывают сказки? Авторские.

Назовите несколько народных сказок, которые мы изучали.

Гуси- лебеди, Чудесный клад, Росомаха и лисица.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки . А какой? узнаете чуть позже. На уроке, как всегда, будем работать над развитием техники чтения, выразительного чтения, ролевого, пересказом. Ведь чем больше читаешь, тем больше знаешь , к тому же сказка всегда чему-то учит.

Сели свободно, расправили плечи. Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу, мне. Я тоже рада видеть вас у себя на уроке. Поднимите плечи, голову, глубоко вдохните, выдохните (3 р.) Губы трубочкой, в улыбке, почистите зубки.

На-на-на-на- вот и к нам пришла весна.

Ну-ну-ну-ну- долго ждали мы весну.

Ны-ны-ны-ны- воды много у весны.

Ной-ной-ной-ной птицы к нам летят весной.

Читаем это четверостишие и голосом выделяем слово красного цвета (Вспоминаем уроки устной речи.)

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Так постарайтесь все работать на отлично, чтобы порадовать себя, родителей, меня и чтобы нашим гостям было приятно слушать ваши ответы.

Какую сказку готовили на самоподготовке?

1.Рассказать эпизод сказки по данной картинке.

2.Прочитать как отблагодарили дятла росомаха с мужем.

III РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

О ком речь пойдет в сегодняшней сказке, вы сейчас сами

Составить слово из пропущенных букв.

(бе.ка, в.лк, .лон, рыс.)

2.Чтобы составить это слово, нужно исключить повторяющиеся буквы. в к к ш в з ш ж ж

а л л б г б г я ш о

п п ц н н к к ь ь.

Верно, речь пойдет о лосях и зайце.

ВЛАД читает стишок.

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

Ребята, вы сейчас смотрите фильмы и мультфильмы на дисках DWD , на компьютере , тоже с диска или флешки, раньше дети с удовольствием смотрели диафильмы, т.е.пленку, на которой последовательно расположены кадры какой-нибудь сказки или рассказа .И нужно было одновременно смотреть и читать. Смотрели диафильм вот через такой фильмоскоп.

Вот и мы сейчас попробуем это сделать.

Внимательно смотрите и слушайте, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы.

ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИВАНИЕ СКАЗКИ

Сказка понравилась? Встретились незнакомые слова или непонятные? ТАК почему у зайца длинные уши?

Эта сказка мансийская. Народ – манси проживает в Западной Сибири. Мы с вами тоже живем в Западной Сибири, только мы живем южнее, а они севернее, там намного холоднее. У них есть свой родной язык, который так и называется – мансийский. В настоящее время они проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Их осталось немного, но все-таки эта народность существует. Они занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Столица- Ханты-Мансийск. Вот так он выглядит. А раньше они проживали вот в таких чумах , покрытых оленьими шкурами. Вот так выглядят народы манси. (Картинки).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Руки за спину, голову назад.

Глаза наши пусть в потолок поглядят.

Теперь их опустим – на парту глядим.

И снова наверх –где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее

И снова читаем – немного еще.

ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Чтение слов с наращиванием слогов и работа над их значением.

Ря –пря- спря – спрятался

Ра – пра – спра – спрашивает

Под – крал – ся род – ствен – ник

За – ли – ва – ют – ся вы – пу тать – ся

Заяц виз – жит. Прослушивание голосов зайца и лося.

Установка на внимательное чтение.

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СКАЗКИ

1.Ответить на вопросы:

О чем разговаривали лоси?

Почему зайцу хотелось иметь большие рога?

Что ответил заяц ? Найдите в тексте.

Как лоси наказали зайца за трусость?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

2. Драматизация сказки

А подслушивать чужие разговоры хорошо? Чему учит сказка?

3.Собрать осколочную картинку и:

а) прочитать, ответить на вопрос.

в) прочитать по ролям.

г) рассказать д)найти в тексте.

Я сейчас хочу показать вам еще несколько картинок наших героев.

1. Заяц. Ему хоть какие рога, все равно он трусливый.

2.Лось и олень . Узнать и назвать их отличие.

Ну а это, как вы догадались, настоящие рога лося и оленя. Узнайте их. Вот здесь кусочек шкуры оленя, потрогайте, а это хвостик зайчика. Сравните.

Ребята, чем сказка отличается от других произведений?

Ну а настоящие голоса мы с вами прослушали.

Сегодня на уроке….

Больше всех понравился..

ИТОГИ ПО ОЦЕНКАМ

И ЧТО Я ХОЧУ ВАМ СКАЗАТЬ

Прочтите слова с таблицы. Как одним словом? Какое слово лишнее? Из первых букв слов составьте два слова

Урок составлен для школьников с ограниченными возможностями здоровья, содержит коррекционно-развивающие упражнения, задания для разных групп обучающихся.

ВложениеРазмер
Конспект урока чтения в 4 классе специальной коррекционной школы 39.29 КБ
Презентация к уроку чтения в 4 классе коррекционной школы 362.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного чтения сказки, активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного произведения.

2.Работать над развитием навыков выразительного чтения, корригировать внимание на основе зрительного и слухового восприятия, повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений.

3.Воспитывать интерес к предмету, умение работать в группе, нравственные качества: справедливость, уважение друг к другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан с учётом мет одических требований, а также с учётом федерального госудрственного образовательного стандарта в рамках внедрения стандартов вторго поколения в начальную школу для учащихся первого класса. Направлен на формирование навыка осознанного беглого выразительного чтения у первоклассников. Открытый урок прошёл с большим успехом.

по чтению на тему:

Учитель: Шумейко И.А.

Развивать навык сознательного, беглого, выразительного чтения; устную речь, мышление, память учащихся;

Прививать любовь к сказкам народов мира.

I.Оргмомент.

-Ребята, мы живем в самой большой стране в мире. Россия – страна многонациональная, на ее территории живут не только русские люди, но и люди других национальностей.

(Работа по карте России)

-Для управления такой огромной страной вся территория поделена на области и округа (показ по карте Московской области, Воронежской области, Ханты-Мансийского автономного округа). На территории Ханты-Мансийского автономного округа живет народ манси.

-Прочитайте об этом у доски. (Манси – народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа). Народ манси создал много сказок. Одну из сказок мы сегодня прочитаем.

III.Словарно-лексическая работа.

-Прежде чем приступать к чтению сказки мы познакомимся с героями:

РОДСТВЕННИКИ

-Эти большие длинноногие животные любят жить вблизи водоемов, которые посещают каждый день утром и вечером, как поодиночке, так и группами. Это великан семейства оленей.

-Почему же лоси и олени родственники? (Они относятся к семейству оленей).

-Прочитайте еще раз название сказки и скажите, кто является героем сказки? (Заяц)

-Прочитаем о зайце в энциклопедии:

-В нашей стране наиболее распространены беляк и русак. Оба летом белого – серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет окраску меха на чисто белую. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку. Питается он корой деревьев.

IV.Первичное чтение (с.93-95)

-Итак, мы узнали о народе манси, создавшем эту сказку, о животных, являющимися героями сказки. А теперь я читаю сказку, а вы внимательно слушаете, чтобы затем смогли ответить на мои вопросы. (…)

V.Проверка восприятия.

-Какой народ сочинил эту сказку? (Манси)

-Назовите героев сказки. (Лось, лосиха, заяц)

Мы активно отдыхаем –

То встаем, то отдыхаем –

Вот так надо отдыхать.

Головой теперь покружим –

Легче мозг работать будет.

Вертим туловищем бодро –

Это тоже славны отдых.

Отдохнули – и за дело,

Снова мы за парты сели.

(Дети садятся за парты)

VII.Вторичное чтение сказки учащимися по цепочке (с.93-95)

-Проведем речевую разминку

-Итак, кто является главным героем сказки? (Заяц)

-Скажите, какой заяц по характеру?

(Подслушивает чужие разговоры, самоуверенный, трусливый)

-Почему лось и лосиха не дали зайцу рога, а дали оленю?

(Лось и олень родственники, каждому в природе свое место – смелым, отважным, грациозным – рога)

VIII.Физкультминутка.

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

(Ходьба на месте)

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу скачет зайка,

В небе кружат птицы.

(Дети машут руками)

Но пора вернуться в школу,

Нам надо учиться.

(Дети садятся за парты)

-А сейчас работаем по вопросам к сказке в учебнике на с.96 (чтение учащихся, ответы учащихся).

IX.Закрепление.

-Как вы понимаете ее смысл? (…)

-Схож ли смысл пословицы и то, каким заяц представлен в сказке? Ведь сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок? (…)

-Ребята, прослушав рассказ, что вы теперь можете сказать о жизни зайцев? (…)

-Стало ли вам жаль этого зверька? (…)

X.Итог урока.

-Скажите кому из вас понравилась эта сказка?

-А чем она вам понравилась?

-Почему же у зайца уши длинные? (…)

Я надеюсь, что после этого урока вы будете читать сказки о животных не только русские народные, но и сказки других народов.

Читайте также: