Урок практикум по истории конспект
Обновлено: 06.07.2024
- познакомить учащихся с трагической для Руси эпохой агрессии с Запада, открыть для себя героические страницы русской истории, дать оценку Александру Невскому, как исторической личности и государственному деятелю.
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству
-способствовать развитию навыков учащихся работать с различными источниками: текстом учебника, историческими источниками
- формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном мире
- научить давать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока истории России в 7 классе дата проведения ______________
1.Образовательная: закрепление у уч-ся представлений о реформах, внешней политике в период правления Ивана 4
2.Воспитательная:воспитание нравственных и социальных установок, развитие мировоззрен-ческих убеждений, воспитание культуры учебного труда
3.Развивающая:развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи, определять собственную позицию по отношению к событиям правления Ивана 4, Грозного
·Формировать умение работать с различными источниками информации
·развитие информационной компетенции
·развитие умений работать в группе, коммуникативных навыков
·развитие кре ативного мышления
Тип урока: практикум.
I . Организационный момент.
Учитель дает установку на работу, восприятие и усвоение информации.
II. Проверка полученных знаний.(Листы оценивания)
2.1.Историческая разминка
1.Сколько было лет Ивану4, когда его объявили царем? (3года)
2.Кто входил в состав Избранной рады? ( Макарий, Сильвестр, Курбский, Адашев)
4. Чем Поместное войско отличалось от стрелецкого? (поместное собиралось на время войны, потом распускалось, а стрелецкое было постоянным).
5. Что такое Стоглав? (сборник церковных установлений, принятый в 1550 г. и вводивший единообразие в церковную жизнь)
6.В какую игру любил играть Грозный?(шахматы)
7.Как называется храм, построенный в России в честь взятия Казани? (храм Василия Блаженного или Покрова Богородицы на рву)
8.Елена Глинская ввела денежную единицу (московский рубль, появилась монета -копейка)
9. Собрание представителей сословий всех русских земель -(Земский собор)
10.Избранной радой были проведены реформы (военная, церковная, судебная, местного управления)
2.2. Хронологический диктант
-1547 г- (венчание Ивана 4 на царство)
-1549 г. (созыв Земского собора)
-1550 г- (принятие Судебника, военная реформа)
-1552 г- (присоединение Казанского ханства)
-1556г - (присоединение Астраханского ханства)
-1581 г (Присоединение Сибирского ханства)
2.3. Терминологический диктант
индивидуальное или письменное прошение (челобитная)
в 16 в постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием, набиралось из свободного посадского и сельского населения (стрельцы)
населенный пункт, укрепленный деревянной изгородью в виде заостренных столбов ( острог)
натуральный налог с народов Сибири и севера, главным образом пушниной (ясак)
система оборонительных сооружений на южных и юго-восточных рубежах (засечная черта)
III . Практическая работа учащихся.
3.1.Работа в парах
Толстые вопросы - (подробный развёр-нутый ответ)
Тонкие вопросы - (простой односложный ответ)
Почему Вы думаете….? Почему Вы считаете…? В чем различие…?
Кто. Что. Когда. Будет. Мог ли. Как звать. Было ли…?
3.2.Работа в группе
3.3.Самостоятельная работа
Задание:Сравните Судебники 1497 и 1550 гг по линиям, указанным в таблице .На основании сравнения сделайте вывод
IV. Подведение итога урока
Изложи свое мнение, продолжив: Я считаю, что правление Ивана Грозного стало периодом …, потому то … Я могу доказать это тем, что … .
V . Рефлексия
Кому на уроке было интересно?
Что вам показалось трудным?
Что больше всего понравилось?
3.1.Работа в парах
Толстые вопросы - (подробный развёр-нутый ответ)
Тонкие вопросы - (простой односложный ответ)
Почему Вы думаете….? Почему Вы считаете…? В чем различие…?
Кто. Что. Когда. Будет. Мог ли. Как звать. Было ли…?
3.2.Работа в группе
3.3.Самостоятельная работа
Задание:Сравните Судебники 1497 и 1550 гг по линиям, указанным в таблице .На основании сравнения сделайте вывод
IV. Подведение итога урока
Изложи свое мнение, продолжив: Я считаю, что правление Ивана Грозного стало периодом …, потому то … Я могу доказать это тем, что … .
Технологическая карта урока-практикума по закреплению навыков работы с историческим источником. Урок-рассуждение. Цель: сформировать у учащихся собственное мнение о личности императора Николая I.
Содержимое публикации
Технологическая карта урока
Урок-практикум:Портрет на фоне эпохи: Николай I .
Автор: Кононова Лариса Владимировна
Цели для ученика
1.уметь выделять и анализировать отдельные факты, сопоставлять и выявлять их значение;
2. сформировать представление о системе получения знаний и умений на уроках
3. закрепить умения работы с историческим документом; навыки анализа деятельности
4. сформировать собственное представление о личности Николая I
Цели для учителя
Образовательные – выявление качеств личности императора, и их влияния на его деятельность
Развивающие – продолжить формирование навыков критического анализа, выделения главного, поиска причинно-следственных связей, умений самостоятельной работы.
Воспитательные – воспитывать ответственность, патриотизм, стремление к получению положительного результата.
Тип урока:урок активизации знаний
Форма урока: урок-практикум
Опорные понятия, термины:
Исторический источник - это носитель исторической информации, возникший как продукт развития природы и человека, отражает ту или иную сторону человеческой деятельности.
Виды исторических источников - /см. схема 1 – классификация С.О.Шмидта/
Лента времени – условная шкала времени, позволяющая проследить хронологию событий
Новые понятия:
Формы контроля
Беседа, решение учебных задач, составление опорного конспекта
Домашнее задание:
Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму)
Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Организационный момент:
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Формирование навыков синхронизации,
Активизация познавательной деятельности
Намечены действия по проверке домашнего задания
Охвачена опережающим зданием группа активных учащихся и группа риска
Актуализация знаний:
Ознакомьтесь с мнениями об императоре Николае I . Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты.
Запись темы урока в тетрадь.
Работа с индивидуальным листом / доской
Совместная постановка главной цели урока, выявление задач и построение плана работы на уроке
Работа с цитатами, характеризующими личность Николая I , составление плана работы на уроке
Формирование навыков познавательной деятельности
Совместно с учащимися сформулирована тема урока.
Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы.
Постановка учебных задач и целей.
Определите, какие черты личности императора Николая I повлияли на его политическую деятельность
Начинают готовиться к выполнению задания на повторение дат у доски
Проблемный диалог; контроль знания дат; самоконтроль
Формирование навыков самостоятельной работы
Первичная систематизация знаний
Изучение нового материала:
Какие наиболее важные исторические события произошли в правление Николая I и составим ленту времени/исторический квадрат (в зависимости от готовности класса)
Восшествие на престол. Попытка государственных изменений
Краткая характеристика личности Николая I современниками и историками
Придворный образ жизни императора: работа с историческими источниками
Работа в группах: поиск аргументов для ответа на вопрос урока
Оценки современников и потомков личности Николая I
Заполняем ленту времени на доске: 1722, 1725, 1727, 1730, работа с историческими датами
Работа с историческими источниками
Составление характеристики по плану
Работа с историческими источниками /
Работа с индивидуальным листом/ решение проблемных задач/
Работа с дополнительным материалом
работа с историческими источниками,
проверка опережающего задания,
решение проблемных задач
Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.
Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.
Первичное закрепление:
Представьте свое мнение о российском императоре Николае I . Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты.
Аргументы в подтверждение мнения
Закрепление и систематизация материала
Коррекция знаний /при необходимости/
Разгадайте мини-кроссворд и вы узнаете,
пропущенное в цитате слово!
Задания кроссворда:
Месяц восшествия Николая I на престол (декабрь)
В 1830 году именно в этой части Российской империи произошло освободительное восстание (Польша)
Это имя носили и старший брат и старший сын Николая I (Александр)
До восшествия на престол Николай носил этот чин в 1-м Конном полку.
Кроссворд оформлен на доске
Подведение итогов и самоконтроль
Ответы на простые вопросы
Анализ и построение выводов по теме
Закрепление навыков и знаний
Домашнее задание:
Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму)
Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков
Урок комплексного применения знаний в 10 классе, который ставит своей целью: закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе изучения Петровской эпохи.
Подборка документов по теме: Россия XVIII век. Эпоха Петра I .
Историки о Петре I
1. ". Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".
Задание: на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2. « Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3. "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
Технологическая карта урока.
Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.
Особенности работы с проблемным тезисом, аргументацией и доказательствами
Практическая часть занятия.
Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
Формы и методы обучения
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Методы: проблемного обучения
Тезис, аргументация, доказательство
Планируемые образовательные результаты
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность
Научатся: применять исторические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным историческим проблемам.
Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, и выдвигать гипотезы, делать вывод, выделять главное.
Целостно-смысловая компетенция
Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение;
работать с документами; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности, формулировать собственную точку зрения;
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодейтвия на уроке
Метапредметные и личностные результаты
Прогнозируемый результат
1.Мотивация к учебной деятельности
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Объявляет цели и задачи урока.
Включаются в атмосферу урока
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Введение в атмосферу урока
2. Актуализация знаний
Беседа на выявление отношения учащихся к истории.
Роль государственного деятеля в истории страны; критерии оценки данной роли;
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Мотивация учащихся к углублению знаний по данной теме.
3. Контроль знаний и умений
1. Предлагает поработать с документами, содержащими информацию по теме урока.
2. Предлагает ответить на вопросы.
3. Организуют работу в парах, предлагая соотнести полученные новые знания с ранее приобретенными в , выбрать позицию и обосновать ее.
1. Работают с предложенными документами, задают уточняющие вопросы.
2. Высказывают разные мнения, формулируют общий ответ и обосновывают его.
1. Индивидуальная работа
2. Работа в группе
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Получение новых знаний, закрепление умений и навыков.
-Какое место занимает эпоха Петра Великого в истории России?
Спорность оценки деятельности Петра 1?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.
Осуществлена рефлексия на основе полученных знаний.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 14
Новый Образовательный Центр
Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.
Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания
2018 г .
Куда ты скачешь, гордый конь?
Россию поднял на дыбы?
И где опустишь ты копыта?
Россия XVIII век. Эпоха Петра I.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.
2. Работать с историческими документами.
3. Развивать критическое мышление.
Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Высказывания о Петре Великом французских философов, литераторов, историков
Объект оценивания
Тезис проблемного характера
Объект оценивания
Устное выступление по аргументации подтверждения и опровержения проблемного тезиса.
Структура доказательства и аргументации
Правила формулировки тезиса
- Краткий и легко произносимый.
- Спорная мысль.
- Проблемный характер.
- Корректность.
- Общеупотребительные, понятные слова.
- Тезис должен выражать какую-либо точку зрения.
- Конкретность формулировки.
Работа с документом Историки о Петре I
". Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".
(С.М. Соловьев)
Задание: на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа
Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".
(В.О. Ключевский)
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
Читайте также: