Урок практикум по истории конспект

Обновлено: 06.07.2024

- познакомить учащихся с трагической для Руси эпохой агрессии с Запада, открыть для себя героические страницы русской истории, дать оценку Александру Невскому, как исторической личности и государственному деятелю.

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству

-способствовать развитию навыков учащихся работать с различными источниками: текстом учебника, историческими источниками
- формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном мире

- научить давать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории России в 7 классе дата проведения ______________

1.Образовательная: закрепление у уч-ся представлений о реформах, внешней политике в период правления Ивана 4

2.Воспитательная:воспитание нравственных и социальных установок, развитие мировоззрен-ческих убеждений, воспитание культуры учебного труда

3.Развивающая:развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи, определять собственную позицию по отношению к событиям правления Ивана 4, Грозного

·Формировать умение работать с различными источниками информации

·развитие информационной компетенции

·развитие умений работать в группе, коммуникативных навыков

·развитие кре ативного мышления

Тип урока: практикум.

I . Организационный момент.

Учитель дает установку на работу, восприятие и усвоение информации.

II. Проверка полученных знаний.(Листы оценивания)

2.1.Историческая разминка

1.Сколько было лет Ивану4, когда его объявили царем? (3года)

2.Кто входил в состав Избранной рады? ( Макарий, Сильвестр, Курбский, Адашев)

4. Чем Поместное войско отличалось от стрелецкого? (поместное собиралось на время войны, потом распускалось, а стрелецкое было постоянным).

5. Что такое Стоглав? (сборник церковных установлений, принятый в 1550 г. и вводивший единообразие в церковную жизнь)

6.В какую игру любил играть Грозный?(шахматы)

7.Как называется храм, построенный в России в честь взятия Казани? (храм Василия Блаженного или Покрова Богородицы на рву)

8.Елена Глинская ввела денежную единицу (московский рубль, появилась монета -копейка)

9. Собрание представителей сословий всех русских земель -(Земский собор)

10.Избранной радой были проведены реформы (военная, церковная, судебная, местного управления)

2.2. Хронологический диктант

-1547 г- (венчание Ивана 4 на царство)

-1549 г. (созыв Земского собора)

-1550 г- (принятие Судебника, военная реформа)

-1552 г- (присоединение Казанского ханства)

-1556г - (присоединение Астраханского ханства)

-1581 г (Присоединение Сибирского ханства)

2.3. Терминологический диктант

индивидуальное или письменное прошение (челобитная)

в 16 в постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием, набиралось из свободного посадского и сельского населения (стрельцы)

населенный пункт, укрепленный деревянной изгородью в виде заостренных столбов ( острог)

натуральный налог с народов Сибири и севера, главным образом пушниной (ясак)

система оборонительных сооружений на южных и юго-восточных рубежах (засечная черта)

III . Практическая работа учащихся.

3.1.Работа в парах

Толстые вопросы - (подробный развёр-нутый ответ)

Тонкие вопросы - (простой односложный ответ)

Почему Вы думаете….? Почему Вы считаете…? В чем различие…?

Кто. Что. Когда. Будет. Мог ли. Как звать. Было ли…?

3.2.Работа в группе

3.3.Самостоятельная работа

Задание:Сравните Судебники 1497 и 1550 гг по линиям, указанным в таблице .На основании сравнения сделайте вывод

IV. Подведение итога урока

Изложи свое мнение, продолжив: Я считаю, что правление Ивана Грозного стало периодом …, потому то … Я могу доказать это тем, что … .

V . Рефлексия

Кому на уроке было интересно?

Что вам показалось трудным?

Что больше всего понравилось?

3.1.Работа в парах

Толстые вопросы - (подробный развёр-нутый ответ)

Тонкие вопросы - (простой односложный ответ)

Почему Вы думаете….? Почему Вы считаете…? В чем различие…?

Кто. Что. Когда. Будет. Мог ли. Как звать. Было ли…?

3.2.Работа в группе

3.3.Самостоятельная работа

Задание:Сравните Судебники 1497 и 1550 гг по линиям, указанным в таблице .На основании сравнения сделайте вывод

IV. Подведение итога урока

Изложи свое мнение, продолжив: Я считаю, что правление Ивана Грозного стало периодом …, потому то … Я могу доказать это тем, что … .

Технологическая карта урока-практикума по закреплению навыков работы с историческим источником. Урок-рассуждение. Цель: сформировать у учащихся собственное мнение о личности императора Николая I.

Содержимое публикации

Технологическая карта урока

Урок-практикум:Портрет на фоне эпохи: Николай I .

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Цели для ученика

1.уметь выделять и анализировать отдельные факты, сопоставлять и выявлять их значение;

2. сформировать представление о системе получения знаний и умений на уроках

3. закрепить умения работы с историческим документом; навыки анализа деятельности

4. сформировать собственное представление о личности Николая I

Цели для учителя

Образовательные – выявление качеств личности императора, и их влияния на его деятельность

Развивающие – продолжить формирование навыков критического анализа, выделения главного, поиска причинно-следственных связей, умений самостоятельной работы.

Воспитательные – воспитывать ответственность, патриотизм, стремление к получению положительного результата.

Тип урока:урок активизации знаний

Форма урока: урок-практикум

Опорные понятия, термины:

Исторический источник - это носитель исторической информации, возникший как продукт развития природы и человека, отражает ту или иную сторону человеческой деятельности.

Виды исторических источников - /см. схема 1 – классификация С.О.Шмидта/

Лента времени – условная шкала времени, позволяющая проследить хронологию событий

Новые понятия:

Формы контроля

Беседа, решение учебных задач, составление опорного конспекта

Домашнее задание:

Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму)

Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент:

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Формирование навыков синхронизации,

Активизация познавательной деятельности

Намечены действия по проверке домашнего задания

Охвачена опережающим зданием группа активных учащихся и группа риска

Актуализация знаний:

Ознакомьтесь с мнениями об императоре Николае I . Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты.

Запись темы урока в тетрадь.

Работа с индивидуальным листом / доской

Совместная постановка главной цели урока, выявление задач и построение плана работы на уроке

Работа с цитатами, характеризующими личность Николая I , составление плана работы на уроке

Формирование навыков познавательной деятельности

Совместно с учащимися сформулирована тема урока.

Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы.

Постановка учебных задач и целей.

Определите, какие черты личности императора Николая I повлияли на его политическую деятельность

Начинают готовиться к выполнению задания на повторение дат у доски

Проблемный диалог; контроль знания дат; самоконтроль

Формирование навыков самостоятельной работы

Первичная систематизация знаний

Изучение нового материала:

Какие наиболее важные исторические события произошли в правление Николая I и составим ленту времени/исторический квадрат (в зависимости от готовности класса)

Восшествие на престол. Попытка государственных изменений

Краткая характеристика личности Николая I современниками и историками

Придворный образ жизни императора: работа с историческими источниками

Работа в группах: поиск аргументов для ответа на вопрос урока

Оценки современников и потомков личности Николая I

Заполняем ленту времени на доске: 1722, 1725, 1727, 1730, работа с историческими датами

Работа с историческими источниками

Составление характеристики по плану

Работа с историческими источниками /

Работа с индивидуальным листом/ решение проблемных задач/

Работа с дополнительным материалом

работа с историческими источниками,

проверка опережающего задания,

решение проблемных задач

Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.

Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.

Первичное закрепление:

Представьте свое мнение о российском императоре Николае I . Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты.

Аргументы в подтверждение мнения

Закрепление и систематизация материала

Коррекция знаний /при необходимости/

Разгадайте мини-кроссворд и вы узнаете,

пропущенное в цитате слово!

Задания кроссворда:

Месяц восшествия Николая I на престол (декабрь)

В 1830 году именно в этой части Российской империи произошло освободительное восстание (Польша)

Это имя носили и старший брат и старший сын Николая I (Александр)

До восшествия на престол Николай носил этот чин в 1-м Конном полку.

Кроссворд оформлен на доске

Подведение итогов и самоконтроль

Ответы на простые вопросы

Анализ и построение выводов по теме

Закрепление навыков и знаний

Домашнее задание:

Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму)

Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комплексного применения знаний в 10 классе, который ставит своей целью: закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе изучения Петровской эпохи.

Подборка документов по теме: Россия XVIII век. Эпоха Петра I .

Историки о Петре I

1. ". Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".

Задание: на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2. « Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3. "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".

Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Технологическая карта урока.

Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.

Особенности работы с проблемным тезисом, аргументацией и доказательствами

Практическая часть занятия.

Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Методы: проблемного обучения

Тезис, аргументация, доказательство

Планируемые образовательные результаты

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: применять исторические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным историческим проблемам.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, и выдвигать гипотезы, делать вывод, выделять главное.

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение;

работать с документами; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности, формулировать собственную точку зрения;

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодейтвия на уроке

Метапредметные и личностные результаты

Прогнозируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Объявляет цели и задачи урока.

Включаются в атмосферу урока

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Введение в атмосферу урока

2. Актуализация знаний

Беседа на выявление отношения учащихся к истории.

Роль государственного деятеля в истории страны; критерии оценки данной роли;

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Мотивация учащихся к углублению знаний по данной теме.

3. Контроль знаний и умений

1. Предлагает поработать с документами, содержащими информацию по теме урока.

2. Предлагает ответить на вопросы.

3. Организуют работу в парах, предлагая соотнести полученные новые знания с ранее приобретенными в , выбрать позицию и обосновать ее.

1. Работают с предложенными документами, задают уточняющие вопросы.

2. Высказывают разные мнения, формулируют общий ответ и обосновывают его.

1. Индивидуальная работа

2. Работа в группе

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Получение новых знаний, закрепление умений и навыков.

-Какое место занимает эпоха Петра Великого в истории России?

Спорность оценки деятельности Петра 1?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Осуществлена рефлексия на основе полученных знаний.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 14 Новый Образовательный Центр г. Губаха Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум. Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания 2018 г .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 14

Новый Образовательный Центр

Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.

Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания

2018 г .

Куда ты скачешь, гордый конь? Россию поднял на дыбы? И где опустишь ты копыта?

Куда ты скачешь, гордый конь?

Россию поднял на дыбы?

И где опустишь ты копыта?

Россия XVIII век. Эпоха Петра I. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлемой душой На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин)

Россия XVIII век. Эпоха Петра I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи. Задачи: 1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения. 2. Работать с историческими документами. 3. Развивать критическое мышление.

Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.

2. Работать с историческими документами.

3. Развивать критическое мышление.

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И.С.Аксаков

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Высказывания о Петре Великом французских философов, литераторов, историков

Объект оценивания Тезис проблемного характера

Объект оценивания

Тезис проблемного характера

Объект оценивания

Устное выступление по аргументации подтверждения и опровержения проблемного тезиса.

Структура доказательства и аргументации

Структура доказательства и аргументации

Правила формулировки тезиса

  • Краткий и легко произносимый.
  • Спорная мысль.
  • Проблемный характер.
  • Корректность.
  • Общеупотребительные, понятные слова.
  • Тезис должен выражать какую-либо точку зрения.
  • Конкретность формулировки.

Работа с документом Историки о Петре I

". Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".

(С.М. Соловьев)

Задание: на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено

« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа

Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".

(В.О. Ключевский)

Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Читайте также: