Основы исторической науки 10 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; В более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Содержимое разработки

История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; В более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Историческая наука античного мира

Не существовало деления гуманитарной науки на дисциплины.

Описание исторических событий давалось вместе со сведениями по географии и экономике. Историческое повествование – типичная форма.

Исторический труд – форма творчества.

Историческая наука в Средние века

17 век – формирование цельной картины Всемирной истории.

Установление единой системы летоисчисления (от рождества Христова).

Рост интереса к прошлому (ВГО, необходимость обоснования абсолютизма).

Историческая наука в Новое время.

Принципы - научного подхода в изучении прошлого:

Принцип историзма или конкретно-исторического анализа.

Принцип критического анализа исторического источника.

Историческая наука в 20 веке.

Многообразие подходов в изучении истории.

Размежевание истории: политология, социология, социальная психология и т.д.

История на службе у политиков.

Исторический процесс, в настоящее время это идея постоянного неуклонного поступательного (линейного) развития человечества все больше вызывает сомнение. Все чаще звучит мнение о непоступательном движении исторического процесса.

Исторические источники. Весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.

Определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук. Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества; периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы

I. Вступительная беседа (вводный момент - знакомство с информацией об изучаемых в 10 классе курсах истории (Истории России с древнейших времен до истории России во второй половине XIX в., Всеобщая история с древнейших времен до истории во второй половине XIX в.; познакомить учащихся с требованиями, к устным и письменным ответам, а также с нормами оценок).

II. Изучение нового материала

Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

Этапы развития исторической науки

1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история.

Вопрос: Что такое история? (ответы учеников, все ответы записываются письменно в тетрадях, затем коллективно обсуждаются).

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях

эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях

Вопрос: Что является предметом ее исследования?

Предмет исследования – человечество.

Вопрос: Что является содержанием истории?

Содержание – исторический процесс его развития.

Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей.

База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.

Инструментарий истории – научные методики их исследования, анализа и интерпретации.

Наука многоотраслевая

история политическая; история экономическая;

история культурная; история религиозная; история военная; история государства и права

Наука комплексная

Взаимодействие с другими общественными науками: философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, антропология, хронология.

Наука социальная

Функции истории

.1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая

закономерность, про слеживающаяся на протяжении определенного времени) общественного развития.

2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений).

3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития).

4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел)

2. Этапы развития исторической науки

Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Задание: Работая с текстом учебника (§2, с.6 - 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической науки и выявите особенности каждого этапа.

ОСОБЕННОСТИ

Историческая наука античного мира

Историческая наука в средние века

Историческая наука нового времени

Историческая наука XX века

Современная историческая наука как учебная дисциплина состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез (происхождение народа), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций.

Периодизация истории

Периодизация – выделение значимых и отмеченных общностью этапов.

Задание: охарактеризуйте основные системы периодизации всемирно-исторического процесса. Как изменялись используемые историками XVIII – XX вв. критерии периодизации? Как вы полагаете, почему это происходило?

В учебнике использована общеисторическая периодизация по историческим эпохам, основанная на концепции унитарности (т.е. единства) и линейности (однонаправленности) всемирно – исторического процесса, в соответствии с которой выделяются эпохи: 1) Первобытность, 2) Древний мир Древний Восток и Античность), 3) Средние века, 4) Новое время, 5) Новейшее время (современная история).

История России как самостоятельная дисциплина изучает развитие нашего Отечества, его многонационального народа и государства с древнейших времен до наших дней. Но это тема уже следующего урока.

Определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук. Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества; периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы

I. Вступительная беседа (вводный момент - знакомство с информацией об изучаемых в 10 классе курсах истории (Истории России с древнейших времен до истории России во второй половине XIX в., Всеобщая история с древнейших времен до истории во второй половине XIX в.; познакомить учащихся с требованиями, к устным и письменным ответам, а также с нормами оценок).

II. Изучение нового материала

  1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук
  2. Этапы развития исторической науки
  3. Периодизация истории

1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история.

Вопрос : Что такое история? (ответы учеников, все ответы записываются письменно в тетрадях, затем коллективно обсуждаются).

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях

эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях

Вопрос: Что является предметом ее исследования?

Предмет исследования – человечество.

Вопрос: Что является содержанием истории?

Содержание – исторический процесс его развития.

Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей.

База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.

Инструментарий истории – научные методики их исследования, анализа и интерпретации.

история политическая; история экономическая;

история культурная; история религиозная; история военная; история государства и права

Взаимодействие с другими общественными науками: философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, антропология, хронология.

.1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая

закономерность, про слеживающаяся на протяжении определенного времени) общественного развития.

2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений).

3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития).

4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел)

2. Этапы развития исторической науки

Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Задание : Работая с текстом учебника (§2, с.6 - 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической науки и выявите особенности каждого этапа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок в 10 классе важен, поскольку на этом уроке демонстрируется разница подходов основной и старшей школы.

Цель занятия: Осознание школьниками значимости и важности изучения истории, повышение интереса к исторической науке, к дальнейшему самообразованию.

- доказать необходимость изучения истории;

- использовать знания учащихся по видам исторических источников и периодизации истории;

- получить информацию о методах и принципах периодизации;

- определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук;

- сопоставить концепции исторического развития.

Планируемые результаты занятия

В результате проведения занятия обучающиеся смогут:

- понимать смысл и необходимость изучения истории;

- определять предмет и объект исторической науки;

- называть не менее 3-х классификаций истории;

- перечислять не менее 3-х вспомогательных исторических дисциплин;

- самостоятельно формулировать функции исторической науки;

- характеризовать концепции исторического развития;

- называть методы и принципы периодизации в истории;

- выдвигать аргументы и контраргументы при обсуждении проблемных вопросов истории, а также самостоятельно формулировать вопросы для обсуждения;

- самостоятельно сформировать словарь темы.

Основные понятия (словарь занятия): регионоведение, страноведение, этнология, археология, источниковедение, архивоведение, историография, прогностический, концепция, цивилизация, менталитет, компаративистский метод, концепция культурно-исторических типов, линейно-стадиальная концепция, концепция исторических модернизаций, эшелоны развития, хронология, периодизация.

раздаточный материал (Приложения):

высказывания известных людей о значимости истории (1);

материалы об исторических концепциях (5).

Демонстрационные слайды (6), видеоурок по теме (7).

II. Вводная часть

В начале занятия учитель предлагает учащимся в своих тетрадях сделать две линии – времени и идей. На первой они могут по ходу занятия отмечать ключевые даты и события, связанные с развитием истории как науки. На второй – формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме.

Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: сложность и комплексность истории, ее постоянное развитие, связь истории с другими науками, функции истории, объект и предмет истории, условность и многообразие периодизаций истории, исторический прогресс.

Урок начинается с демонстрации слайда с определениями и предложения ответить, о какой науке идет речь и почему недостаточно одного определения.



Предположения учащихся выводят на сложность, комплексность истории как науки, после чего окончательно общими усилиями формулируется тема урока и учитель объясняет специфику изучения истории в 10 классе.

Проблемный вопрос: Зачем нужно изучать историю?

Учащимся предлагается, ознакомившись с цитатами (Приложение 1), ответить на проблемный вопрос. В ходе эвристической беседы учащиеся демонстрируют имеющиеся знания и социальный опыт, приводят собственные аргументы. Определяется, что любое историческое событие или идею невозможно понять вне знания их эпохи, и что историческая память формирует и каждого отдельного человека, и общество в целом. Общим выводом может стать понимание того, что несмотря на субъективность, осознание и изучение прошлого делает историю наукой.

Учащиеся могут прийти к выводу, что историю необходимо изучать по целому комплексу причин.

Среди этих причин могут быть названы следующие:

- изучая прошлое, мы строим свое будущее;

- увлекательный способ познать прошлое;

- формирование общечеловеческих ценностей;

- формирование гражданственности и патриотизма;

- история помогает развивать логическое мышление;

- история развивает нравственность человека и народа в целом;

- история помогает не повторять ошибок прошлого;

- цикличность истории помогает понять ее законы;

- с помощью изучения истории можно предсказывать будущее;

- история субъективна, но это наука;

- без знания истории нельзя считать себя образованным и умным человеком.

Другими словами - история выполняет в обществе определенные функции.

Итогом обсуждения может служить следующая схема:





(2, 5, 9) (1, 10, 11) (3, 7, 12) (4, 6, 8)

(Схема дается на доске с пустыми прямоугольниками, здесь помеченными желтым цветом. Учитель сам группирует цитаты и предлагает учащимся найти обобщающее название функции.)

III. Основная часть.

Информационный блок.

Учащиеся смотрят видеоурок по теме и выполняют задания по плану урока.

1. История как наука

В ходе демонстрации первого фрагмента видеоурока учащиеся должны заполнить пустые места в схеме (отмечены желтым цветом). Задание заполнить лакуны дается 4-м группам (Приложение 2). Распечатки с лакунами входят в раздаточный материал урока. После окончания демонстрации ролика схема транслируется на экран (или рисуется на доске), ребята после обсуждения заполняют лакуны.







- социология - экономика - матлингвистика

- философия - биохимия - матстатистика

- искусствоведение - антропология - информатика

- филология - анатомия - радиология




по территориальному признаку

по сферам общественной жизни

- история экономики и т.п.

по типам ист. событий

- история революций и т.п.

по историческим эпохам

- история первобытного общества

- история средних веков и т.п.

Вспомогательные

Закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов

2. Хронология

Учитель обращает внимание на последнюю запись в классификации вспомогательных исторических наук (хронология), и в ее рамках вводит понятие периодизации (деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов), подчеркивает ее условность. В ходе демонстрации следующего фрагмента видеоурока учащиеся узнают о принципах современной хронологии и различных методах периодизации истории.

На линии времени учащиеся отмечают все основные периоды истории и их хронологические границы, учитель делает это на доске.


44-5 млн. 4 тыс. V XVII XX

Первобытность Древний мир Средние века Новое время Новейшее время

Учитель отмечает, что не только вся история делится на периоды, но и исторические события тоже имеют свою периодизацию, и просит ребят привести примеры. (Например, Вторая мировая война, Гражданская война и т.п.). Затем учитель показывает на схеме хронологические рамки курса истории в 10 классе.

3. Концепции исторического развития.

Учитель упоминает о многообразии подходов к периодизации и предлагает учащимся предположить, с чем это может быть связано.

Учащиеся могут прийти к выводу, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Всемирно-историческое направление

Культурно-историческое направление

Представители, название теории

Основные идеи

Представители, название теории

Основные идеи

Г.Гегель, теория исторической динамики

Н.Я.Данилевскийтеория культурно-исторических типов

К.Маркс и Ф.Энгельс, теория ОЭФ (линейно-стад.)

Противоречие в развитии ПС и ПО приводит к смене ОЭФ

На смену традиционному приходит харизматическое, а затем рациональное общество, построенное по требованиям разума.

А.Тойнби, концепция круговорота цивилизаций

Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада. Причина генезиса цив-ции - ответ на вызов, поставлен-ный перед обществом.

Концепция модернизации,

Развитие общества определяется уровнем развития науки и техники.

Л.Н.Гумилев, пассионарная теория этногенеза

История человечества - история развития и взаимодействия этносов.

Аналитический (практический) блок.

а) Учащимся предъявляется на доске (или на экране) пустая Итоговая таблица, после чего дается задание обсудить в новых группах, а затем заполнить ее, а также прикрепить в нужном месте пиктограммы на линии времени.

б) Представление работы групп: заполненная таблица и расстановка пиктограмм на линии времени на доске.

Выполненное задание может выглядеть следующим образом:

Всемирно-историческое направление

Культурно-историческое направление

Различия

История всего человечества - это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же ступени развития.

История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.

История подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы, в принципе познаваемы.

Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.

Общее

Каждая цивилизация проходит свой цикл развития, на ее место приходит новая, впитавшая в себя достижения предшествующих культур, а все вместе они составляют линию развития единой человеческой цивилизации.




XIX XX

Работа с понятийным аппаратом (задание для учащихся по итогам рассмотрения темы): разделите перечисленные понятия на два столбца – что относится к основным, а что – к вспомогательным историческим дисциплинам. Можно дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.

Регионоведение, архивоведение, хронология, страноведение, новейшая история, история дипломатии, сфрагистика, история политических учений, историография, дипломатика.

Вспомогательные

Регионоведение, страноведение, новейшая история, история дипломатии, история политических учений

архивоведение, хронология, сфрагистика, историография, дипломатика

Почему создаются исторические концепции? Как это связано с функциями истории, с моральными ценностями? Как с течением времени меняется количество исторических концепций? Какие факторы влияют на создание новых исторических концепций? Какое направление стало развиваться раньше? Почему цивилизационный подход получил свое развитие только в XIX веке? Какие сильные и слабые стороны вы видите в концепциях поступательного развития? В цивилизационных концепциях? Возможно ли создать единую концепцию? Может ли история считаться наукой? Существует ли исторический прогресс человечества?

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов (обобщение):

История – сложная, разветвленная, комплексная наука, тесно связанная с науками всех циклов, использующая их достижения. Собственно история как наука включает в себя основные, подразделяющиеся на группы в зависимости от способа классификации, и вспомогательные исторические дисциплины, включающие общие и специальные. Поскольку объектом истории является прошлое человечества, а предметом - закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов, которые изучаются также людьми, история как наука неизбежно субъективна.

Необходимость изучения истории напрямую связана с ее функциями в обществе. Изучение истории способствует формированию как отдельной личности, так и общества в целом, а также нравственному прогрессу человечества. Знание истории расширяет кругозор, развивает интеллект, помогает правителям избегать прошлых ошибок и прогнозировать будущее.

Для удобства изучения историки делят прошлое на определенные периоды, опираясь на общепринятую в научном мире хронологию, однако исследования в этой области не закончены, и существует многообразие мнений.

В связи с общим научно-техническим прогрессом в XIX веке появилась тенденция научно осмыслить и историю, что породило множество исторических концепций, относящихся к двум основным направлениям: всемирно-историческому и культурно-историческому. Противоречия между ними не так уж велики и связаны с различием в объектах исследования. Если человечество в целом развивается по восходящей линии от низшего к высшему, то каждая цивилизация проходит свой цикл развития. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному, но каждая цивилизация осуществляет этот переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.

Учащимся в конце занятия дается возможность сделать собственные выводы по рассмотренной теме. Они могут поместить их на Линии идей. В конце урока оценивается работа групп и участие в дискуссии, кроме того, учащиеся сдают на проверку заполненные схемы.

- Что вас больше всего удивило на уроке?

- Какая информация была для вас наиболее полезной? Поясните свою точку зрения.

1. Введение. Историческая наука. Этапы развития исторического знания

2. Цели: ознакомление с этапами развития исторического знания, источниками исторической науки.


Задачи:
Знания:
Особенностей познания прошлого в дописьменную эпоху через мифы,
объясняющие происхождение мира и человека.
Имена выдающихся историков античности, особенности исторической науки на
ранних стадиях ее развития. Объяснять, в чем выражалась ограниченность
исторического познания в античную эпоху.
Особенности содержания научных знаний в Средние века, на которые
оказывало господствующее положение религии и церкви.
Умения:
Объяснять причину возросшего интереса к прошлому в период Нового времени.
Публично выступать, вести диалог, участвовать в дискуссиях, перевоплощаться
в представителя науки,
Рассказывать о научных подходах и принципах исторического исследования,
выработанных в XVIII – XIX вв.
Определять особенности развития исторической науки в ХХ веке.
Извлекать необходимую информацию для решения познавательных задач.

3. План урока:

1. Вводное слово учителя об
особенностях подхода к изучению
истории в 10 классе.
2. У истоков исторической науки.
3. Историческая наука античного мира
4. Историческая наука в Средние века
и Новое время.
5. Историческая наука в ХХ веке.

4. У истоков исторической науки

Дописьменные
знания о прошлом
Устно из
поколения в
поколение
Легенды, предания,
мифы
Письменные
знания о прошлом
Первые системы - в
государствах Древнего Востока
Запись событий, производившие
наибольшее впечатление на
современников
Войны
Смена правителей
Набеги врагов
Солнечные и лунные затмения

У истоков исторической науки
Развитие
системы письма
Появление
летописей
Более подробные
записи
Сопровождение
комментариями
Изложение того, чему были
свидетелями
Включение в труды текстов
предшественников, легенд, преданий
Китай – самая
древняя летопись
– VIII в. до н.э.
Средневековая Европа и Россия –
сохранение данной формы
описания до XV – XVIв.
Большое влияние на взгляды
летописцев оказывали
господствовавшие в то время
религиозные воззрения

6. Историческая наука античного мира

7. Общие черты исторической науки на ранней стадии развития

Нет разграничения
различных научных
дисциплин
Описание событий прошлого
сопровождались сведениями о
географии, экономической, политической
жизни, особенностях культуры, религии,
философскими рассуждениями)
Нет четкого разграничения между реальностью и фантазией
(Платон – миф об Атлантиде)
Влияние на историков представлений, господствующих в
обществе того периода (негативное отношение на жителей других
государств)
Стремление завоевать расположение сильных мира сего –
приукрашивание заслуг современных полководцев, властителей

8. Историческая наука в Средние века и Новое время.

Середина XV в.
Средние века
Решающее воздействие
религии
Хроника, опирающаяся
на описание жизни
святых мучеников
Попытка свести
воедино разрозненные
сведения
Хроники
Летописи
Труды античных
историков
Противоречат друг другу

9. Историческая наука в Средние века и Новое время.

10. Историческая наука в Средние века и Новое время.

XVII – XVIII вв.
Рост интереса к прошлому в Европе
1. Наступление эпохи Великий Географических открытий – развитие
торговли, начало создания колониальных империй
2. Смена неспешного образа жизни Средних веков временем
перемен – появление мыслей о причинах происходящего, опираясь
на историю человечества
3. Требование обоснования идеологии государственного интереса.
Утверждение абсолютизма – потребность в доказательстве
преимуществ и исторической прогрессивности крупных,
централизованных монархий

11. Историческая наука в Средние века и Новое время.

12. Эпоха Просвещения (XVIIIв.) – XIXв.

• Утверждение в науке материалистических взглядов –
рациональное объяснение всего сущего
сущего
• Поиск закономерностей исторического развития
• Научный подход к изучению прошлого
• Принцип историзма или конкретно-исторического анализа
• Принцип объективности – точности изложения фактов,
всестороннего освещения, отказа от попыток подгонять
события под какую-либо заданную схему

13. Историческая наука в ХХ веке

Читайте также: